Доклад «Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Село Арбаты
МБДОУ детский сад «Колокольчик»
Воспитатель Грибанова Н.Г.
Природа так обо всем позаботилась ,
что повсюду ты находишь, чему учиться
(Леонардо да Винчи).
Реализация интегрированного подхода
в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Сегодня все знают о существовании экологических проблем.
В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается.
В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новых методик. Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние, не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.
Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.
Авторы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова и др. считают, что «только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним».
Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знание для их дальнейшей интеграции.
Количество видов деятельности определяет каждый воспитатель сам, они не имеют чёткой структуры, но имеют отличительные особенности:
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Как развивать у детей любовь к природе и стремление защищать ее? И как научить детей ценить красоту и хрупкость природы?
Педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема Проектирование образовательной деятельности является актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке создана специальная площадка природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложен питомник, экологическая тропа, , уголок “Зеленой аптеки”, бассейн и т. д.
Метод проектной деятельности мы используем в работе с дошкольниками с младшего возраста.
Таким образом, крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.
Дошкольное учреждение с точки зрения экологического воспитания создает условия для:
- познавательного развития ребенка;
- эколого-эстетического развития;
- оздоровления;
- формирования нравственных качеств;
- формирования экологически-грамотного поведения;
-
экологизации различных видов деятельности.
- экологического просвещения родителей
Формы работы по экологическому воспитанию:
НОД;
игра;
прогулки;
наблюдения;
опыты и эксперименты;
чтение художественной литературы, беседы, проблемные вопросы, рассказы - описание и т. п. ;
практическая деятельность в природе (труд, экологические акции, игровые методы и игра);
практическая работа и поисковая деятельность;
экскурсии;
проектная деятельность;
изобразительная деятельность с отображением природы;
развлечения, вечера досугов;
театрализация (экологические сказки и т. д.);
выставки (детское творчество).
Результат проделанной воспитателями работы по экологическому воспитанию дошкольников нашего детского сада таков:
• сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;
• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Бойко Светлана Владимировна