Экологическое воспитание младшего школьника на уроках изобразиотельного искусства посредством городецкой росписи

4
0
Материал опубликован 27 November 2019

Майорова А.А.(Mayorova A.A.) учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 59 им. И. Ромазана»

Россия, г. Магнитогорск.


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПОСРЕДСТВОМ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ.

Аннотация: В данной статье говорится о важности экологического воспитания в начальной школе, о возможности воспитания положительного отношения к природе на уроках изобразительного искусства, а точнее на уроках декоративно- прикладного искусства. Одним из видов декоративного - прикладного искусства является городецкая роспись, включающая в себя такие элементы как растения (цветы, деревья), животные, люди и т.д. В статье авторы использовали краткую историческую справку о данном художественном промысле, рассмотрели основные аспекты природолюбия.

Ключевые слова: ИЗО, экология, воспитание, городецкая роспись, ФГОС, обучение.


Экологическое воспитание младшего школьника становится сейчас не маловажной проблемой образования и общества, так как появляется необходимость формировать культуру экологии, воспитывать бережное отношение к природе, которое основывается на единой связи природы и человека. Одним из способов решения данной проблемы выступает экологическое воспитание, в котором под воспитанием в целом мы понимаем образование, формирование и развитие активной позиции по охране природы. Поэтому для учителя важно не только сообщать учащимся сведения из области экологии, но и формировать природолюбие в целом. Взаимодействие практической деятельности с экологическими проблемами подарит возможность увидеть в результате экологически культурного школьника, гражданина. Школа – это идеальная база для формирования у школьника экологического воспитания[6].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одним из условий которого является «развитие и самореализация обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся».

Многие аспекты воспитательного и образовательного процесса прочно связаны с решением проблемы экологического воспитания. Учителю необходимо видеть индивидуальное отношение школьника к экологическим проблемам. Чаще всего теоретическая оснащенность и практический опыт слишком ограничены. Дать оценку собственному отношению к состоянию окружающей природы обычно ученикам крайне тяжело. В большинстве случаев они испытывают пассивные чувства по этому поводу. Иногда даже случается так, что учащиеся не могут осознать последствий своего поведения на природе, в окружающей среде. Из этого следует, что педагогу необходимо знать, что экологически воспитанный ребенок – это не тот, кто знает правила поведения в природной среде, а тот, кто с достоинством выполняет их. А также каким образом эмоциональное состояние связано с окружающей средой и взаимодействием с ней. В нашей статье мы анализируем экологическое воспитание через декоративно-прикладное творчество, главным элементом которого в нашей статье стала городецкая роспись [5].

В своей статье мы используем Городецкую роспись, так как она сочетает в себе изображения растений и животных в ярких насыщенных цветах. М.В. Арефьева утверждает, что данный тип работы прост в технике и не требует особых усилий, поэтому, несомненно, понравится детям [1].

Городецкая роспись – это традиционный русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Появился данный вид декоративно-прикладного искусства в середине 19 в. в городе Городец Нижегородской губернии [2]. Городецкая роспись включает в себя элементы растений, животных, людей, веселых празднеств. В отличие от многих видов декоративно- прикладных искусств, городецкая роспись не ограничивается в выборе цвета, однако имеет основные цвета, такие как желтый, красный и зеленый.

Урок, посвященный теме «Городецкая роспись», в первую очередь несет в себе значительную ценность в эстетическом воспитании детей, несмотря на это, учеников не сложно подвести к проблеме экологии. Например, при изображении одного из элементов росписи «купавки» следует показать детям, как выглядит этот цветок в реальности, где растет. То же самое можно и проделать с другими цветами или животными. Произведения искусства, также, как и природа вокруг нас в ее разнообразных проявлениях красок и форм служат важным средством познания окружающего мира, источником нравственно-эстетических чувств. Дети, изображая яркие элементы городецкой росписи, не только развивают свой эстетический вкус, но и получают некоторые знания в области экологии. Таким образом обычный урок превращается в комбинированный, включающий в себя элементы окружающего мира.

Большое значение в композиции городецкой росписи, как было сказано раннее, имеет изображение животных, особенно часто можно увидеть изображение коней. Образ коня олицетворяет силу и красоту. На уроке уместно будет провести беседу, посвященную данному животному, так как конь играет огромную роль в жизни человека. Изображая элементы городецкой росписи, ребёнок подсознательно даёт себе установку оберегать природу, её многообразие и красоту. Рисование- это вкладывание души в то, что рисуешь, вследствие этого, у ребёнка формируется экологическое мышление[4].

Значимую роль городецкой живописи в экологическом воспитании отводили многие русские искусствоведы, изучающие детское изобразительное творчество (А. А.Грибовская [4], Т. Н. Доронова [6], Т. С. Комарова [7] и др.). Они доказательно показывают, что знакомство с произведениями городецкого творчества открывает в учащихся яркие представления о культуре, причисляет к прекрасному, способствует природолюбию и патриотизму, и в следствие этого раздел «Городецкая роспись» необходимо включать в педагогический процесс.

Городецкая роспись имеет значительное влияние на развитие гармонично развитой личности. Путем взаимодействия с народным искусством, ребенок обогащает свою душу, вдохновляется своим краем. Городецкая роспись сохраняет и передает современному обществу традиции и виды эстетического отношения к природе и миру [7]. Изучая красоту городецкой росписи, учащийся испытывает трепетные чувства, на фоне которых возникает и радость, и восторг, и восхищение. Развивается воображение и стремление изобразить воспринятое изящество и красоту, воссоздать предметы народного искусства, поразившие его. У ребенка пробуждается уважение к природе, желание любоваться ею и заботиться о ней, как это делали предки, изображая элементы природы на домашней утвари, символизирую тем самым значимость растений и животных как основного промысла жителей тех времен.

Полюбив окружающий мир и природу, ребенок как нельзя лучше оценит и поймет то, что характерно для всего народного искусства и городецкой живописи в частности, изучит отличие различных видов декоративно-прикладного искусства в зависимости от деятельности местных жителей, их природных условий и вкусов.

Литература:

Арефьева, М. В. Проведение мастер-класса «Городецкая роспись» для младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2011. - № 5. – С. 89-91.

Городецкая роспись[Электронный ресурс].–Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki

Гусева, Л. Г., Малюк, О. А. Изобразительная деятельность и экологическое воспитание младших школьников // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : материалы 73-ей международной научно-технической конференции. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. Т. 3. С. 77–80

Грибовкая, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2011 – 92 с.

Деревянко, В. А., Савельева, С. С., Бабанский, И. Т. Уроки экологического творчества. //Начальная школа.- 1989, N12, С. 40-44.

Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст]: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2005. – 192 с.

Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада [Текст]: конспекты занятий / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.- 96 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.