Воспитание экологической культуры учащихся на уроках изобразительного искусства
«Воспитание экологической культуры учащихся на уроках изобразительного искусства»
Шишлянникова Елена Вячеславовна
учитель изобразительного искусства
МБОУ №8 им. Боголюбова
Персональный сайт:
https://shishliannikova.jimdo.com/
«Природа – чудо из чудес. Сохранить это чудо для
потомков – наш святой долг. Человек, как
наиболее сознательное явление мироздания,
обязан помогать животным, птицам, растениям…
Помогать, не ожидая немедленной награды».
Д.Лихачёв.
Аннотация
Доклад предназначен для учителей ИЗО и внеурочной деятельности
с целью популяризации экологической культуры школьников на уроках ИЗО
Содержание
Актуальность.
Цель. Задачи
Формы работы.
Оформление кабинета.
Сайт учителя, как инструмент воспитания экологической культуры.
Учитель –художник.
Выводы
Примечание (в качестве иллюстраций - работы учащихся гимназии №8 г. Дубна)
Актуальность.
На сегодняшний день существует много пробелов в воспитательной работе школьников. Особенно остро данная проблема стоит в воспитании экологической культуры подрастающего поколения.
Переоценка идеологических и социальных ценностей, отсутствие новых общественных ориентиров в воспитании привело к массе негативных явлений среди молодёжи и подростков.
Тем не менее, общечеловеческие ценности, такие как жизнь, физическое и психологическое здоровье человека комфортность его жизненных условий и гармоничное взаимоотношение с окружающим миром остаются незыблемым.
Несмотря на высокий уровень технического прогресса, мы по-прежнему полностью зависим от окружающего нас мира природы.
Детям и учителям близки и понятны проблемы экологии. Нет сейчас острее проблемы, чем состояние природы.
В наше время много говориться, и пишется о необходимости охраны природы, но полученные знания не являются жизненным смыслом детей и взрослых. Взрослые люди порой не являются примером для подрастающих детей и нарушают экологию природы. Загрязняют водоёмы, бросают мусор, убивают редких животных. Если считать, что экологические проблемы возникают в результате противоречий между культурой (а точнее её отсутствием) и деятельностью человека становится ясно, одна из главных целей воспитания детей в школе – формирование экологической культуры у детей их сопереживание и желание беречь природу является одной из главных задач. Считаю, эту проблему на сегодняшний день очень актуальной и предлагаю пути её решения.
Система работы по экологическому воспитанию, с опорой на эстетические ценности и любовь к родной природе позволяет:
1. Приобщить детей к проблемам экологии родного края и активному их решению.
2. Сформировать искреннее чувство гражданской ответственности за свою малую родину.
Цель: создание устойчивой мотивации и потребности школьников в активном познании мира природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей с помощью изобразительного искусства и формирование экологической культуры школьников через систему урочной деятельности.
Задачи:
Формирование активной позиции учащихся по вопросам охраны природы родного края, собственного здоровья и здоровья окружающих.
Формирование любви к родной природе, животному миру через понимание и осмысливания творчества великих русских художников.
Формирование активной мотивации учащихся к участию в разного уровня творческих конкурсах, выставках рисунков, плакатов о природе.
Обеспечение оптимального уровня знаний, умений и навыков экологического и эстетического развития;
Создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой развитой личности.
Формы работы:
На своих уроках я часто задаю детям вопрос: «Кто самый талантливый художник по вашему мнению?». Немного подумав, дети отвечают – природа.
1.Уроки любования природой (Изучение творчества художников пейзажистов, и просто любование реальной природой, порой не замечаемой из- за скорости жизни. В помощь идут созданные мной ролики (материал из интернета). С последующим рисованием …
К примеру- видеоролики «Море красоты», «Облака» и др.
(Авторские ресурсы. Сделаны учителем к урокам ИЗО)
Это уроки любви к творениям природы.
В программе по изобразительному искусству заложены темы о природе, пейзаже, о животном мире, об анималистическом жанре.
Работа учащегося . Строгова О.
Работая над данными темами, я продумываю беседу таким образом, чтобы не происходило слепое копирование природы, животных. Преподношу тему так, чтобы дети рассказывали о своих любимых местах, о красивых местах нашей родины и других стран, сопереживали, фантазировали, пропускали через себя истории про домашних животных, диких животных. Подвожу к главной мысли о том, что только от человека зависит - сохраним мы уникальную нашу планету или нет, и что нужно делать, чтобы природа продолжала нас удивлять и радовать.
Работа учащегося. Зазыкина Е.
Говоря об удивительно красивых уголках русской природы, я знакомлю учащихся с творчеством великих русских художников пейзажистов-Шишкина , Саврасова, Левитана, которое является достоянием всего русского народа.
Восприятие живой природы, ее благотворное влияние на человека общеизвестно и достаточно изучено в педагогической практике.
Наблюдение за природой может многому научить ребенка, помогает ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения пейзажей являются составляющими каждого проводимого мною занятия по изобразительной деятельности при изучении пейзажного жанра.
2. Уроки- путешествия. Путешествия могут быть и по нашему городу, по нашей стране, с ее необъятными просторами и красотами, а также в экзотические страны.
3 Пейзаж- настроение
ССЫЛКА НА УРОК https://www.youtube.com/watch?v=5TgFVgCWtVA
4 Экологические плакаты.
5 . Проекты экологической направленности (Национальный парк, Путешествие на красное море, Япония и др.) На всех этих проектах затрагивается красота и ценность природы планеты Земля и необходимость беречь и ценить её уникальность.
6Уроки – конкурсы, уроки – соревнования (с последующими выставками).
Так недавно, в рамках анималистического жанра, 4 классы рисовали Образ кошки (кота), и как итог - Выставка кошек, которая не оставила равнодушными никого из детей, что является еще одним шагом к природе, заботе о творениях природы.
Урок-пленер.
Данный вид урока, является одним из уроков здоровье сберегающей направленности, где дети воочию учатся наблюдать природу и относиться к ней более бережно и трепетно.
Общение с природой в школьном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром.
Оформление кабинета.
Кабинет изобразительного искусства как кабинет-мастерская. Как выставочный зал, где можно продемонстрировать работы учащихся экологической направленности, где дети любуются своими работами и работами других ребят, что мотивирует их любить и беречь природу, охранять ее.
Работая в этом направлении, стараюсь сформировать в детях такие качества личности, как умение одухотворять живую и неживую природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в своих работах.
9. Сайт учителя, как инструмент воспитания экологической культуры.
Не маловажным фактом в формировании экологической культуры считаю является сайт учителя. В своем сайте я стараюсь направить ребят на изучение природы на чувственное ее восприятие, тем самым мотивирую творить и беречь ее.
Потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребёнка с первых дней его жизни.
Дети подсознательно ощущают «родство» с живыми существами и испытывают необходимость общения с ними. Очень важно, чтобы детские впечатления от красоты природы сохранились на всю жизнь. И в этом сможем помочь мы с вами, деликатно и ненавязчиво уча детей всматриваться в окружающий природный мир и любоваться им. Природа, как самый лучший художник, воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус.
10. Учитель –художник.
Каждый учитель немножко художник в своём роде. Ну а учитель изобразительного искусства тем более им должен быть. Поэтому и работы учителя –художника так же формируют у школьников любовь к природе, внимательное и бережное к ней отношение.
Таким образом, используя различные виды деятельности, на уроках изобразительного искусства и других видах творческой деятельности я способствую формированию устойчивой мотивации и потребности школьников в активном познании мира и природы, тем самым вырабатывая экологическую культуру.
ВЫВОДЫ
1. Уроки изобразительного искусства, играют исключительно важную роль в формировании экологической культуры школьников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм.
2. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.
3. Педагогически организованный процесс формирования эстетического отношения к природе под воздействием изобразительного искусства препятствует стихийному становлению корыстно – потребительского, лишенного духовности, мировоззренческой глубины отношения к природе.
Источники:
https://сезоны-года.рф/eco-problems.html
7
Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Спицына Любовь Ивановна
Шишлянникова Елена Вячеславовна
Кияйкина Наталья Федоровна
Шишлянникова Елена Вячеславовна
Паненкова Ирина Михайловна