12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шишлянникова Елена Вячеславовна1026
Учитель ИЗО и МХК, черчения
Россия, Московская обл., Дубна
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»

«Воспитание экологической культуры учащихся на уроках изобразительного искусства»





 

Шишлянникова Елена Вячеславовна

учитель изобразительного искусства

МБОУ №8 им. Боголюбова



Персональный сайт:

https://shishliannikova.jimdo.com/



«Природа – чудо из чудес. Сохранить это чудо для

потомков – наш святой долг. Человек, как

наиболее сознательное явление мироздания,

обязан помогать животным, птицам, растениям…

Помогать, не ожидая немедленной награды».

Д.Лихачёв.





Аннотация

Доклад предназначен для учителей ИЗО и внеурочной деятельности

с целью популяризации экологической культуры школьников на уроках ИЗО



Содержание



Актуальность.

Цель. Задачи

Формы работы.

Оформление кабинета.

Сайт учителя, как инструмент воспитания экологической культуры.

Учитель –художник.

Выводы



Примечание (в качестве иллюстраций - работы учащихся гимназии №8 г. Дубна)



Актуальность.

На сегодняшний день существует много пробелов в воспитательной работе школьников. Особенно остро данная проблема стоит в воспитании экологической культуры подрастающего поколения.

Переоценка идеологических и социальных ценностей, отсутствие новых общественных ориентиров в воспитании привело к массе негативных явлений среди молодёжи и подростков.

Тем не менее, общечеловеческие ценности, такие как жизнь, физическое и психологическое здоровье человека комфортность его жизненных условий и гармоничное взаимоотношение с окружающим миром остаются незыблемым.

Несмотря на высокий уровень технического прогресса, мы по-прежнему полностью зависим от окружающего нас мира природы.

Детям и учителям близки и понятны проблемы экологии. Нет сейчас острее проблемы, чем состояние природы.

В наше время много говориться, и пишется о необходимости охраны природы, но полученные знания не являются жизненным смыслом детей и взрослых. Взрослые люди порой не являются примером для подрастающих детей и нарушают экологию природы. Загрязняют водоёмы, бросают мусор, убивают редких животных. Если считать, что экологические проблемы возникают в результате противоречий между культурой (а точнее её отсутствием) и деятельностью человека становится ясно, одна из главных целей воспитания детей в школе – формирование экологической культуры у детей их сопереживание и желание беречь природу является одной из главных задач. Считаю, эту проблему на сегодняшний день очень актуальной и предлагаю пути её решения.





Система работы по экологическому воспитанию, с опорой на эстетические ценности и любовь к родной природе позволяет:

1. Приобщить детей к проблемам экологии родного края и активному их решению.

2. Сформировать искреннее чувство гражданской ответственности за свою малую родину.

Цель: создание устойчивой мотивации и потребности школьников в активном познании мира природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей с помощью изобразительного искусства и формирование экологической культуры школьников через систему урочной деятельности.

Задачи:

Формирование активной позиции учащихся по вопросам охраны природы родного края, собственного здоровья и здоровья окружающих.

Формирование любви к родной природе, животному миру через понимание и осмысливания творчества великих русских художников.

Формирование активной мотивации учащихся к участию в разного уровня творческих конкурсах, выставках рисунков, плакатов о природе.

Обеспечение оптимального уровня знаний, умений и навыков экологического и эстетического развития;

Создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой развитой личности.


Формы работы:



На своих уроках я часто задаю детям вопрос: «Кто самый талантливый художник по вашему мнению?». Немного подумав, дети отвечают – природа.

1.Уроки любования природой (Изучение творчества художников пейзажистов, и просто любование реальной природой, порой не замечаемой из- за скорости жизни. В помощь идут созданные мной ролики (материал из интернета). С последующим рисованием …

К примеру- видеоролики «Море красоты», «Облака» и др.

t1581236696ab.png

(Авторские ресурсы. Сделаны учителем к урокам ИЗО)

Это уроки любви к творениям природы.

В программе по изобразительному искусству заложены темы о природе, пейзаже, о животном мире, об анималистическом жанре.

t1581236696ac.jpg

Работа учащегося . Строгова О.

Работая над данными темами, я продумываю беседу таким образом, чтобы не происходило слепое копирование природы, животных. Преподношу тему так, чтобы дети рассказывали о своих любимых местах, о красивых местах нашей родины и других стран, сопереживали, фантазировали, пропускали через себя истории про домашних животных, диких животных. Подвожу к главной мысли о том, что только от человека зависит - сохраним мы уникальную нашу планету или нет, и что нужно делать, чтобы природа продолжала нас удивлять и радовать.

t1581236696ad.jpg

Работа учащегося. Зазыкина Е.

Говоря об удивительно красивых уголках русской природы, я знакомлю учащихся с творчеством великих русских художников пейзажистов-Шишкина , Саврасова, Левитана, которое является достоянием всего русского народа.


В формировании любви учеников к родной природе значимы различные факторы: это и общение с живой природой, и собственная изобразительная деятельность, и восприятие произведений пейзажного жанра живописи. Ведь искусство художника – это искусство видеть и чувствовать, оценивать и изображать.

Восприятие живой природы, ее благотворное влияние на человека общеизвестно и достаточно изучено в педагогической практике.

t1581236696af.jpg Наблюдение за природой может многому научить ребенка, помогает ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения пейзажей являются составляющими каждого проводимого мною занятия по изобразительной деятельности при изучении пейзажного жанра.

t1581236696ag.jpg

2. Уроки- путешествия. Путешествия могут быть и по нашему городу, по нашей стране, с ее необъятными просторами и красотами, а также в экзотические страны.



3 Пейзаж- настроение

t1581236696ah.png



ССЫЛКА НА УРОК https://www.youtube.com/watch?v=5TgFVgCWtVA

4 Экологические плакаты.

t1581236696ai.jpg

5t1581236696aj.jpg . Проекты экологической направленности (Национальный парк, Путешествие на красное море, Япония и др.) На всех этих проектах затрагивается красота и ценность природы планеты Земля и необходимость беречь и ценить её уникальность.

6t1581236696ak.jpgУроки – конкурсы, уроки – соревнования (с последующими выставками).

Так недавно, в рамках анималистического жанра, 4 классы рисовали Образ кошки (кота), и как итог - Выставка кошек, которая не оставила равнодушными никого из детей, что является еще одним шагом к природе, заботе о творениях природы.

Урок-пленер.

Данный вид урока, является одним из уроков здоровье сберегающей направленности, где дети воочию учатся наблюдать природу и относиться к ней более бережно и трепетно.

t1581236696al.png











Общение с природой в школьном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром.

t1581236696am.jpg Оформление кабинета.

Кабинет изобразительного искусства как кабинет-мастерская. Как выставочный зал, где можно продемонстрировать работы учащихся экологической направленности, где дети любуются своими работами и работами других ребят, что мотивирует их любить и беречь природу, охранять ее.

Работая в этом направлении, стараюсь сформировать в детях такие качества личности, как умение одухотворять живую и неживую природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в своих работах. 
9. Сайт учителя, как инструмент воспитания экологической культуры.

t1581236696an.png Не маловажным фактом в формировании экологической культуры считаю является сайт учителя. В своем сайте я стараюсь направить ребят на изучение природы на чувственное ее восприятие, тем самым мотивирую творить и беречь ее.

Потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребёнка с первых дней его жизни.

Дети подсознательно ощущают «родство» с живыми существами и испытывают необходимость общения с ними. Очень важно, чтобы детские впечатления от красоты природы сохранились на всю жизнь. И в этом сможем помочь мы с вами, деликатно и ненавязчиво уча детей всматриваться в окружающий природный мир и любоваться им. Природа, как самый лучший художник, воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус.

10. Учитель –художник.

t1581236696ao.jpg Каждый учитель немножко художник в своём роде. Ну а учитель изобразительного искусства тем более им должен быть. Поэтому и работы учителя –художника так же формируют у школьников любовь к природе, внимательное и бережное к ней отношение.

Таким образом, используя различные виды деятельности, на уроках изобразительного искусства и других видах творческой деятельности я способствую формированию устойчивой мотивации и потребности школьников в активном познании мира и природы, тем самым вырабатывая экологическую культуру​​​​​​​.

ВЫВОДЫ 

1. Уроки изобразительного искусства, играют исключительно важную роль в формировании экологической культуры школьников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм.

2. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.  

3. Педагогически организованный процесс формирования эстетического отношения к природе под воздействием изобразительного искусства препятствует стихийному становлению корыстно – потребительского, лишенного духовности, мировоззренческой глубины отношения к природе.



Источники:

https://сезоны-года.рф/eco-problems.html



 





7



Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Елена Владимировна, 09.02.20 в 11:38 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Вячеславовна, за полезный доклад! Взяла в свою копилку, мне тоже пригодится в работе.
Горбачёва Марина Юрьевна, 09.02.20 в 11:42 3Ответить Пожаловаться
Благодарю за материал! Работы детей потрясающие!
Спицына Любовь Ивановна, 09.02.20 в 11:53 3Ответить Пожаловаться
Работа Строговой О. просто покорила. Благодарю, Елена Вячеславовна, за публикацию и работы детей в ней.
Шишлянникова Елена Вячеславовна, 09.02.20 в 12:36 3Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, коллеги!!!
Кияйкина Наталья Федоровна, 09.02.20 в 22:14 2Ответить Пожаловаться
Отличный опыт работы!!! Детские работы великолепны!!! Благодарю за просмотр и позитив! Как, на выстаке побывала...
Паненкова Ирина Михайловна, 18.05.20 в 23:15 0Ответить Пожаловаться
Елена Вячеславовна, спасибо большое за то, что посредством своих уроков ИЗО формируете у детей экологическую культуру! Работа Строговой О. покорила! Всё в таком колорите, очень впечатляет... Спасибо девочке и Вам!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.