«Экологическое воспитание младших школьников»
«Экологическое воспитание младших школьников»
Хибакина Марина Николаевна, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №4»
городского округа г.Урюпинск Волгоградской области
Аннотация: В статье обобщен материал опыта работы по формированию экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время с помощью творческих заданий.
Ключевые слова: экологическое воспитание, урок, формы и методы.
Проблема экологического воспитания младших школьников является актуальной. Особую роль в сложившейся ситуации играет школа. Она призвана давать экологические знания, воспитать экологическую культуру, быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.
Младший школьный возраст – это наиболее оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому в младшем школьном возрасте появляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, воспитания сопереживания с ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Под экологическим воспитанием детей мною понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг.
Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, друг друга.
Экологическое воспитание должно быть систематическим и регулярным. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
межпредметная - экологическое содержание уроков - внедрение экологического образования и воспитания на уроках окружающего мира, технологии, математики, чтения и др.;
внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
классные и библиотечные часы;
исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
экологические праздники и мероприятия;
участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.
Разнообразные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности младших школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования.
Большую помощь классному руководителю оказывают родители. Дети видят пример старших, видят в них союзников, помощников. Именно родители являются для детей образцом того, как нужно относиться к природе. Например, папы и мамы зимой вместе с детьми делали кормушки для птиц, развешивали их во дворах, помогали насыпать в них корм. С каким восторгом дети рассказывали, как они искали материал, как работали всей семьёй, как интересно было наблюдать за кормящимися птицами и понимать, что ты делаешь важное дело. Родители были рады не меньше детей, ведь для них это было и воспоминанием о детстве. А в выходные дни родители с детьми ходили ещё подкармливать птиц в парк.
Постановка цели и задач экологического воспитания позволила мне определить содержание воспитательного процесса. Выделить основные этапы сущности процесса воспитания, приемы и формы экологического воспитания, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Экологическое образование можно осуществлять на всех уроках в начальной школе.
На уроках таких предметов, как окружающий мир, у школьников формируется целостное представление о природе и человеке как важнейшем компоненте природы.
На уроках трудового обучения младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных материалов в жизни человека, учатся бережному обращению с объектами природы и изделиями из них.
На уроках математики часто включаю задачи, знакомящие с элементами природы или рассказывающими об ее охране. Если решаем задачу про муравьёв, то сначала дети разгадывают загадку про них и рассказывают всё, что знают про муравьёв. Детям нравятся такие задачи. Они с удовольствием составляют задачи, используя знания, полученные на уроках и наблюдения, накопленные во время общения с природой.
Одним из залогов успешного экологического воспитания младших школьников является игра. Экологические игры способствуют организации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Играя, дети всегда стремятся вперёд. Различные головоломки, шарады, ребусы, игры – это путь к познанию детей самих себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.
Также игры – соревнования в качестве элементов проверки знаний или на этапе закрепления их. Это: викторины, ребусы, кроссворды.
Э кскурсии и прогулки имеют большое значение в воспитании у школьников экологического сознания, в формировании экологической культуры. На экскурсиях, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно замечаем и неразумное, пагубное влияние человека на природу.
Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, используются экологические сказки и экологические тропы. Детям эти экскурсии по экологической тропинке приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к нашей природе. Так, на экскурсиях стараюсь обратить внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы. Из окон класса видны кусты и деревья. Всегда обращаю внимание детей на окраску деревьев, на то, какие изменения с ними происходят. Наблюдать за изменением деревьев вошло в привычку.
При проведении экскурсии так же уделяется внимание вопросу по охране природы. С растениями следует обращаться бережно, не ломать ветки деревьев и кустарников, не вырывать с корнями цветущие растения, не обрывать с них цветки. Обращается внимание на растения, которые взяты под особую охрану.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. Таким образом, при взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм.
Список используемой литературы:
1. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы // НШ. - 1998. №6.
2. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. // Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Педагогическое общество России, 2001.
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология // Феникс, 1996.
4. Климцова Т. А. Экология в начальной школе // Н.Ш. – 2000 № 6
5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей // Издательский центр «Академия», 2002.