Статья на тему «Об экологическом воспитании младших школьников»
Об экологическом воспитании младших школьников
Основной целью современного образования является создания условий для развития личности. Важной и необходимой частью осуществления этой цели является экологическое воспитание, успех и особую значимость в решении которого во многом зависит от первого этапа обучения в начальной школе.
Задачи экологического воспитания учащихся в младших классах заключаются в усвоении следующих аспектов:
определение доброжелательного взаимодействий человека и природы;
понимание человека как части природы;
принятие ценности природы и взаимосвязи ее составляющих;
овладение начальными навыками по использованию природных ресурсов, по улучшению состояния окружающей среды;
умение предвидеть последствий своих действий по отношению к элементам окружающей среды;
создание условий для развития общественной и познавательной активность в ходе экологической деятельности, направленной на созидание и сохранения окружающего мира без ущерба для окружающей среды и здоровья человека
формирование потребности в контакте с природой.
В результате экологического воспитания должна быть сформирована экологическая культура, которая начинается с информации обращенная не к разуму ребёнка, а к его чувствам.
Экологической культуры младших школьников базируется на трех основных принципах. Это систематичность, непрерывность и междисциплинарность.
Для повышения эффективности экологической культуры необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виду деятельности, использовать взаимосвязь классно-урочных, внеклассных и внеурочных форм работы.
Можно проводить по следующим направлениям:
Разработка программ по дополнительному экологическому образованию учащихся.
Реализации программы обеспечивает: расширение экологических знаний, привитие навыков экологической культуры, развитие потребностей гармоничного общения с природой, установка стабильного интереса к экологической обстановке своей местности.
Разработка и реализация экологических проектов.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов, участие в субботниках, экологических акциях.
Реализация проекта предполагает: расширение информационного пространства с целью повышения осведомленности учащихся о местных экологических проблемах и путях их решения, организацию практической творческой деятельности, предоставление учащимся возможности содействовать решению экологических проблем.
Одна из эффективных форм — это организация исследовательской деятельности. В ходе исследований происходит непосредственное общение ребят с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Выполнение исследовательских проектов позволяет ребятам активно приобщаться к изучению окружающего мира.
Организация и проведение кружковой работы.
Воспитание экологической культуры проходит через игры, практикумы, беседы, организация экологической тропы, волонтёрского движения, наблюдений, акций.
В результате к концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность: эмоциональная, деловая, интеллектуальная.
Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.
Об эффективности проделанной воспитательной работы можно судить по наличию живого интереса ребенка к познанию окружающего мира, т.е. проходим путь: знания-отношения-поведение.
Необходимо отметить, что возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить несколько направлений деятельности. В связи с этим значимость нашей работы в экологическом воспитании видится в том, чтобы через организацию чувственного познания природы, в соответствии с особенностями восприятия младших школьников, природных объектов, найти в учебном процессе место разным видам деятельности по экологии как основы развития нравственно ценной деятельности, а также мотива получения экологических знаний, из которых складывается общая картина, процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой. И пусть это капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность. Личность, которая понимает, что: «Счастье — это быть с природой, видеть её, говорить с ней» (Л. Н. Толстой)
2