Статья «Экология человека в начальной школе»
Экология человека в начальной школе.
Дементьева Светлана Тадеушовна,
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №23 г. Челябинска»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) определяет личностные характеристики выпускника начальной школы («портрет выпускника начальной школы»), и в том числе такие качества личности, как «любознательность, активная жизненная позиция и интерес познания окружающего мира». В связи с этим значимыми для целеполагания педагога становятся личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего образования, связанные с экологическим обучением и воспитанием. Так, среди личностных следует отметить «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий»; в метапредметных – «овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)…»; в предметных – «осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире…»1.
Таким образом, требования ФГОС НОО определяют целый комплекс планируемых результатов, направленных на развитие у младших школьников способности к разумному отношению к природе, сотрудничеству с ней. Вместе с тем тема экологического образования крайне актуальна на всех уровнях общего образования, в связи с этим в Челябинской области была принята Концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 5 октября 2020 года 01/2091) (далее – Концепция), предполагающая совершенствование качества экологического образования, направленного на формирование «необходимых универсальных учебных действий, умений, компетенций; субъекта собственной учебной и социально-практической деятельности, обеспечивающей его экологическую безопасность»2.
Экологическое воспитание и образование на уровне начального общего образования направлено на формирование экологического знания и экологической культуры младших школьников. Это значит, что задача педагога состоит в том, чтобы воспитать гуманное и бережное отношение ребенка к объектам природы, окружающему миру.
Основную цель своей деятельности по экологическому воспитанию и образованию вижу в формировании у школьников экологической ответственности и метанавыков экологического мышления, помогающих им понять взаимосвязанность явлений и собственную роль в рамках экосистемы. Данная цель реализуется через урочную и внеурочную деятельность по следующим направлениям: развитие мотивации обучающихся к постоянному познанию окружающего мира; развитие творческого мышления, умения видеть последствия деятельности человека; развитие исследовательских навыков, умений, их применение в природообразующей деятельности; организация практической деятельности по решению локальных экологических проблем.
Особенно эффективными в этой деятельности являются технологии деятельностного типа: технологии проектной и исследовательской деятельности, технология проблемного обучения, игра. Мотивируя обучающихся, провожу уроки-сказки, деловые игры, диспуты, викторины, праздники; творческое мышление развивается в процессе проблемно-поискового диалога, наблюдения, опыта, лабораторной работы; исследовательские навыки – в процессе решения проблемных ситуаций. Особую значимость приобретает практическая деятельность детей, с 1 по 4 классы они учатся наблюдать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи между явлениями, процессами, объектами природы, пропагандировать экологические знания, активно участвуют в экологических субботниках.
Вместе с тем, формируя экологическую культуру у младших школьников, нельзя забывать об очень важной стороне экологии – экологии человека, так как экологическое мышление предполагает в том числе понимание единства и самоценности всего живого и невозможности выживания и сохранения здоровья человека без сохранения благоприятных условий окружающего мира. Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья3. Экология человека позволяет определить оптимальные условия жизнедеятельности человека через познание многочисленных факторов его взаимодействия с окружающей средой. И центральным понятием экологии человека является понятие «здоровья».
Еще в 1997 году В. И Панов в своей статье «Экопсихологические аспекты детства»4 указывал на значительное ухудшение состояния здоровья детей в стране, и причинами этого он считает неблагополучное состояние окружающей среды, социальные проблемы, недостатки системы школьного образования, ухудшение межличностных отношений. При этом едва ли не единственным путем преодоления такого положения, по мнению В. И Панова, должно стать формирование правильного экологического сознания молодого поколения.
Все эти проблемы не потеряли своей актуальности и до настоящего времени, в связи с чем автор выделяет понятие «экология детства», на этапе которого необходимо обеспечить «сохранение физического (соматического) и психологического здоровья детей от воздействия негативных факторов окружающей среды»5.
Важно отметить, что и в «портрете выпускника начальной школы», сформированного во ФГОС НОО, определено и такое качество личности ребенка, как «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». Таким образом, на уровне начального общего образования необходимо формирование первоначального опыта здорового образа жизни.
Эта задача решается мной посредством реализации курса внеурочной деятельности «В здоровом теле – здоровый дух!», представленной в репозитории Модельной региональной основной образовательной программы начального общего образования, разработанной авторским коллективом ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».
Срок реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «В здоровом теле – здоровый дух!» – 4 года.
Содержание курса внеурочной деятельности определено по разделам: «Я и мой мир», «Моё здоровье в моих руках», «Охрана жизни человека», «Путешествие в страну Спортландию».
Содержание разделов, направленное на формирование первоначального опыта здорового образа жизни, представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Содержание курса, направленное на формирование
первоначального опыта здорового образа жизни
Классы/ разделы | «Я и мой мир» | «Моё здоровье в моих руках» | «Охрана жизни человека» | «Путешествие в страну Спортландию» |
1 класс | Как связаны мода и школьная форма. Мой внешний вид – залог здоровья. Почему грамотно подобранная одежда может сохранить здоровье человека. | Личная гигиена, утренняя гимнастика. Для чего нужно умываться и купаться. Простейшие способы закаливания. Иммунитет человека. Вредные привычки в жизни первоклассника. | Правила безопасного поведения на улице, активные подвижные игры. Как вести себя на проезжей части дороги и на тротуаре. Вредные и полезные растения. Как правильно вести себя на воде. | Весёлые переменки. Осанка – это красиво. Разучиваем комплекс утренней зарядки. Народные подвижные игры. |
2 класс | Основные правила ведения здорового образа жизни. Вредные привычки в жизни человека. Светофор здорового питания, вредная и здоровая пища. Я хозяин своего здоровья (проект). | Как сохранять и укреплять свое здоровье. Сон и его значение для здоровья человека. Закаливание в домашних условиях. Переутомление и утомление, правила выполнения домашних заданий. Как защитить себя от болезни (выставка рисунков). | Правила дорожного движения. Правила обращения с режущими, колющими предметами, с горючими материалами, электроприборами. Первая помощь при укусах собак, кошек, насекомых, змей. Вредные микробы. Как избежать отравлений. | Спорт. Спорт. Спорт (игра по станциям, знакомство с видами спорта, экскурсии в спортивные школы). Подвижные игры народов Урала. |
3 класс | Правила поведения в обществе. Конфликт в общении. Может ли решить проблему драка. Учусь держать себя в руках или «О правилах доброго тона» (проект). Вредные привычки. | Техника безопасности при работе с компьютером. Сохранение зрения. Упражнения, снимающие напряжение при работе с компьютером. «Моё здоровье в моих руках» (проект). | Велосипед и правила вождения. Тепловой удар. Первая помощь при тепловых ударах, ожогах и обморожении. Переломы, вывихи, растяжение связок, разрыв связок, шины, способы наложения шин. Как остановить кровотечение. | Спорт. Виды спорта. Мои спортивные достижения. Весёлые старты («Мой класс – моя команда!») |
4 класс | Духовно-нравственное здоровье, что это такое, от чего оно зависит. Ещё раз о курении, алкоголе, наркотиках, СПИДе. Невидимые враги человека, которые мешают ему жить (проект). | Опорно-двигательная система. Моё дыхание. Как работает сердце. Кровь. Ходьба и её значение для двигательной активности. Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. Конкурс агитационных листков. | День здоровья «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?». | «В здоровом теле – здоровый дух» (конкурс видеороликов) |
Указанное содержание позволяет системно сформировать у обучающихся представления о факторах, влияющих на здоровье, правильном питании и его режиме, здоровьесберегающей организации режима дня, двигательной активности, вредном влиянии на здоровье табака, алкоголя и других психоактивных веществ, влиянии эмоционального состояния на здоровье, о взаимодействии человека и природы. Таким образом, в течение 4 лет ребята осваивают основные компоненты культуры здоровья и здорового образа жизни, принимают модель поведения, позволяющую сохранять и укреплять здоровье.
Программа курса внеурочной деятельности «В здоровом теле – здоровый дух!» реализуется путем организации таких видов деятельности, как игровая, познавательная, проектная, социально значимая, ценностно ориентированная, спортивно-оздоровительная. Занятия проводятся в самых разнообразных формах: это проектная деятельность, беседы, игры и игровые ситуации, инсценировки, экскурсии, спортивные соревнования, в том числе детско-родительские и семейные, олимпиады, конкурсы и т. д. Возможности курса внеурочной деятельности позволяют включить младших школьников в санитарно-просветительскую деятельность и пропаганду занятий физической культурой: дети участвуют в соревнованиях, фотовыставках, конкурсах рисунков и плакатов, размещают материалы на индивидуальных страничках в социальных сетях.
Контроль освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности осуществляется через наблюдение, анализ результатов выполнения, беседы с учащимися и их родителями.
Курс внеурочной деятельности позволяет сформировать целый ряд личностных качеств и метапредметных умений и навыков, предусмотренных ФГОС НОО. Но основными результатами к окончанию 4 года обучения становятся сформированные привычки детей соблюдать режим дня, основы здорового образа жизни заниматься спортом.
Экологическая культура является составной частью общей культуры человека. Это образ жизни, направленный на сохранение природы и себя в природе и социокультурной среде. И моя педагогическая задача – сохранить физическое и психологическое здоровье ребят, научить их беречь себя и окружающую среду.
1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
2 Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 5 октября 2020 года 01/2091 «Об утверждении концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области»
3 Симонова И.Н. Экология человека: учебное пособие / И.Н. Симонова. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 108 с.
4 Панов В. И. Экопсихологические аспекты детства // Мир психологии. 1997. №1. С.55-67.
5 Панов В.И. От экологии детства к психология устойчивого развития // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сб. научных статей / отв. ред. В.И. Панов. – М.: ПИРАО; Курск: Университетская книга, 2020. – С. 10-14.