Занятие по истории «Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения»

0
0
Материал опубликован 5 November 2020

Пояснительная записка к презентации

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей истории и обществознания «Конспект урока с мультимедийным сопровождением».

Автор Козаева Раиса Санджиевна, преподаватель истории и обществознания БПОУ РК «Торгово-технологический колледж», г. Элиста, Республика Калмыкия.

Технологическая карта урока

Предмет, группа

история, 1 курс

урока по теме, тема урока

Урок № 31." Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения".

Время

Урок 60 минут

Цель урока

Сформировать представление обучающихся об экономическом развитии России после Смуты, определить новые черты в хозяйственной жизни страны.

Сформировать представление о народных движениях в XVII веке, о «бунташном веке», выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века.

Планируемые результаты урока:

Предметные: (знания, умения, представления)

Знать:

- экономическое развитие России после Смуты, определить новые черты в хозяйственной жизни страны;

- причины, социальный состав и результаты народных восстаний XVII века

Уметь: анализируя фактический материал об экономическом развитии страны после Смуты, систематизировать его по предложенному алгоритму.

Выявить черты сходства и отличия народных восстаний XVII века. Сформулировать выводы по теме.

Личностные: (личностные УУД)

Регулятивные УУД:

ставить цель;

планировать деятельность;

оценивать результативность своей собственной работы и работы других.

Коммуникативные УУД:

умение правильно сформулировать учебную задачу для других и для себя;

уметь ее доходчиво объяснить или в случае необходимости конкретизировать участникам своей группы.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск необходимой информации,

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор оснований и критериев для сравнения

установление причинно-следственных связей

умение делать выводы.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- выработка умений работать с учебной информацией;

готовность к сотрудничеству с соучениками;

формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

стратегия работа с текстом: поиск информации и понимание, анализ прочитанного.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

-сформировать представления об экономической и политической ситуации в стране, явившейся причиной народных волнений;

сформулировать причины восстаний,

дать характеристику городских и крестьянских восстаний середины и второй половины XVII в., их состава и влияния на жизнь страны;

-подвести обучающихся к пониманию понятий: мануфактура, купцы, пошлина, импорт, экспорт, политика протекционизма, «бунташный» век, и научить их правильно применять.

способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, делать необходимые выводы;

создать условия для усвоения нового материала на уроке слабоуспевающими.

- формирование навыков сравнения, анализа, обобщения исторических фактов, явлений на примере развития экономики России в XVII в.

- формирование умения делать выводы;

-продолжить формирование умения анализировать исторические источники, сравнивать, анализировать, систематизировать, развивать умение аргументировать собственную точку зрения.


Формирование коммуникативных компетенций:

- способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитию кругозора;

- воспитывать творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям;

-воспитывать нравственные качества уважения к истории других народов, к историческому прошлому человечества, формировать гуманистическое мировоззрение обучающихся.

- создать условия для формирования коммуникативной культуры, умения работать в коллективе, индивидуально, в паре, в группе, выслушивать и уважать других.

- продолжить формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.



Вид используемых на уроке средств ИКТ с указанием этапа

Универсальные (компьютер, проектор)

Видеоролики:

https://youtu.be/RfTo3YEya38 Экономическое развитие России в 17 веке. (14 мин.),

https://youtu.be/I97RAek55eM § 20. Народные движения в XVII веке. История России. 7 Класс., автор Григорьева Е.А. (6 мин.)

Кроссворд «Смута в России начала XVII века» .https://learningapps.org/2917676; автор Козаева Р.С.

Викторина «Россия в царствование Ивана Грозного» https://learningapps.org/1660786, автор Козаева Р.С.

Кроссворд «Общество Древней Руси» https://learningapps.org/14241859 , автор Козаева Р.С.

Домашнее задание решить викторину Народные движения в XVII в. https://learningapps.org/display?v=pae23u6d520 ​​​​​​​, автор Козаева Р.С.

Методическое обеспечение урока

История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. — 15-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2016, § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения, с. 91-94. https://www.rulit.me/books/istoriya-uchebnik-dlya-studentov-uchrezhdenij-srednego-prof-obrazovaniya-read-502655-93.html

Презентация «Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения"»

методы обучения

Частично-поисковый, проблемный, словесные, наглядные, практические, элементы технологии Укрупнения дидактических единиц П.М.Эрдниева, ИКТ.

Форма проведения

комбинированный урок с элементами практической работы.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Межпредметные связи

География, литература.

Организационная структура урока

Этап 1

Организационный момент

Цель

Подготовка обучающихся к работе.. Кратковременность организационного момента; полная готовность группы и оборудования к работе; быстрое включение в деловой ритм; организация внимания всех обучающихся.

Методы стимулирования интереса к учению: создание эмоционально-нравственной ситуации;

Методы стимулирования долга и ответственности: убеждение, предъявление требований.

Длительность этапа

2 минуты

Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)

Взаимные приветствия учителя и обучающихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности к уроку; организация внимания и внутренней готовности к уроку. Создание эмоционального настроя. Мотивация обучающихся, разъяснение целей и задач урока, вводное слово.

Деятельность обучающихся

Погружение в учебную ситуацию:

- готовность выполнять учебные задания;

- стремление к самостоятельной деятельности;

- стремление повысить свой личный образовательный уровень

Промежуточный контроль

Проверка готовности обучающихся к работе на уроке. Организация рабочего места.


Этап 2

Подготовка к основному этапу занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Цель

Мотивация обучающихся на восприятие материала, логическая связка с темами прошлых уроков. Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; совершенствуя при этом компетенции.

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, их коррекция.

Длительность этапа

8 минут

Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Преподаватель знакомит обучающихся с видами деятельности на уроке.

Выяснение правильности выполнения домашнего задания, направление хода обсуждения, коррекция ответов обучающихся.

Возможность преподавателя за короткий промежуток времени установить уровень знаний у большинства обучающихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков.

Для логического перехода к изучению нового содержания следует напомнить обучающимся, что на прошлом уроке они приступили к изучению истории Россия в ХVI— ХVII веках. Россия в правление Ивана Грозного. Смутное время начала XVII века.

Деятельность обучающихся

Проверка знаний прошлого урока:

1. Решение кроссворда «Смута в России начала XVII века» .https://learningapps.org/2917676;

2. Викторина «Россия в царствование Ивана Грозного» https://learningapps.org/1660786

Промежуточный контроль

Преподаватель подводит итоги проверки домашнего задания, обобщает ответы обучающихся.


Этап 3

Актуализация знаний.

Цель

План изучения новой темы записан на доске.

Преподаватель создает ситуацию для определения темы, проверяет включенность в учебное занятие по вопросам:

1. Как, по вашему мнению, повлияла Смута на экономическое положение страны?

2. У власти появилась задача найти источники экономического возрождения страны. Каковы же были особенности развития экономики России в XVII в.?

В XVII в. возникают новые причины, способствующие экономическому развитию государства. Преподаватель предлагает перейти к ее изучению.

Актуализация опорных знаний и умений.

Способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, делать необходимые выводы.

Длительность этапа

5 минут

Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)

Координирующие функции преподавателя: направление хода обсуждения, консультирование обучающихся, уточнение неясных моментов, помощь в преодолении затруднений, направление хода дискуссии, разъяснение по работе с видеоматериалом, материалом учебника, индивидуальная работа слабоуспевающих обучающихся с учебниками и составление плана ответа в тетради.

Обучать использовать ранее изученный материал для решения проблемных и познавательных задач; анализировать источники, осмысливать теоретический материал и давать оценку историческим явлениям. Обеспечить условия для развития умений и навыков работы самостоятельной работы с источниками информации, развития коммуникативных умений при работе в группах, предъявление результатов учебного задания

Деятельность обучающихся

Просмотр видеороликов «Экономическое развитие России в 17 веке», «Социальное развитие России в XVII в. Народные движения».

Задание обучающимся: в ходе просмотра видеоролика отвечать на вопросы и делать записи в тетради (заполнять таблицы)


Этап 4

Первичное усвоение новых знаний.

Цель

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Длительность этапа

5 минут

Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)

Информационные, координирующие функции преподавателя. Организация самостоятельной работы с учебником, презентацией; проведение беседы по уточнению и конкретизации первичных знаний; обсуждение способов решения заданий. Проверка правильности понимания изученного материала.

Деятельность обучающихся

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и измененной ситуации.

На данном этапе обучающиеся учатся использовать материал учебника и видеоролики для решения проблемных и познавательных задач; учатся анализу источников, осмыслению теоретического материала и оценке исторических явлений.

Промежуточный контроль

Заполнение таблиц. Обсуждение вопросов, которые вызвали затруднения обучающихся. Коррекция ответов.



Этап 5

Первичная проверка понимания

Цель

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся.

Длительность этапа

25 минут

Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)

Корректирующие функции преподавателя.

Деятельность обучающихся

Работа с видеороликом «Экономическое развитие России в 17 веке»,

Ответить на вопросы:

1. Каковы последствия Смуты? В чем заключалась главная проблема запустения и разрухи в России?

2. Какие меры были приняты для восстановления сельского хозяйства?

3. В чем причины медленного восстановления сельского хозяйства России?

4. В чем заключается специализация регионов? Записать определение понятия «специализация».

Заполнение таблицы, используя информацию видеоролика и текста учебника на с. 92.

Таблица 1. «Специализация производства сельскохозяйственной продукции в различных районах страны». Слайд 2 презентации

Название района

Виды специализации



5. Какие изменения произошли в ремесленном хозяйстве?

Таблица 2. Заполнить сравнительную таблицу: Слайд 3

Линии сравнения

Домашнее ремесло

Мелкотоварное производство

мануфактура

определение




Каким было производство (мелким или крупным)?




Разделение труда




Для чего производили изделия?




Что производили




6. Какие виды мануфактур появились в России?

7. Заполнить таблицу 3 «Виды мануфактур»:

Таблица 3. Слайд 4.

Линии сравнения

Царские

Купеческие

Кого обслуживали



8. Составить схему «Причины отсталости мануфактур в России».

9. В чем причины формирования всероссийского рынка? Запись в тетради.

10. Как развивалась внешняя торговля? Составить таблицу: «Экспорт и импорт товаров». Использовать информацию видеоролика и текста на с. 93 учебника. Слайд 5.

Таблица 4.

В Россию ввозили

Из России вывозили



11. Какую протекционистскую политику проводило российское государство?

Запись в тетради: Протекционизм – это политика государства, направленная на снижение импорта и увеличение экспорта товаров собственного производства, ограничение иностранной конкуренции с целью поощрить развитие промышленности страны, увеличить рост национального валового дохода.

12. Каковы итоги экономического развития России XVII в?

Просмотр видеоролика «Социальное развитие России в XVII в. Народные движения» и выполнение заданий:

После просмотра видеоролика ответить на вопрос: «Что означает понятие «Бунташный век»»?

Заполнить сравнительную таблицу «Бунташный век»: Слайд 6.

Таблица 5.

Линии сравнения

Соляной бунт

Медный бунт

Восстание Степана Разина





Обучающиеся делают выводы на основе составленной таблицы..

Промежуточный контроль

Обсуждение вопросов, которые вызвали затруднения.



Этап 6

Первичное закрепление.

Цель

Выяснить, насколько правильно обучающиеся поняли новый материал, выявить ошибки в его понимании и их исправление. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Длительность этапа

10 минут

Деятельность преподавателя

(функции, виды деятельности)

Координирующие функции преподавателя.

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы преподавателя, заполняют таблицы в ходе просмотра.


Промежуточный контроль

Обсуждение вопросов, которые вызвали затруднения.



Этап 7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Длительность этапа

3 минут

Деятельность преподавателя

(функции, виды деятельности)

Координатор, организатор.

Предоставить обучающимся:

- информацию о домашнем задании. Слайд 7.

Обучающиеся должны ответить на вопросы:

1. Расскажите о возрождение экономики России после Смутного времени.

2. Какие изменения в российском ремесле, промышленности, торговле произошли в XVII в.?

3. Почему дворяне требовали отмены урочных лет? Почему, ваш взгляд, правительство не сразу выполнило эти их требования?

4. Как завершился процесс формирования системы крепостного права в России?

5. Какие городские восстания произошли в России в XVII в. В чем состояли причины этих восстаний?

6. Опишите ход восстания под предводительством С. Т. Разина. Почему оно потерпело поражение? Могло ли оно окончиться по-другому? Свой ответ аргументируйте.

Для закрепления темы решите викторину Народные движения в XVII в. https://learningapps.org/display?v=pae23u6d520, автор Козаева Р.С

мотивировать выполнение домашнего задания;

- инструктаж по выполнению домашнего задания;

Проверить понимание обучающихся содержания и способов выполнения домашней работы.

Деятельность обучающихся

Фронтальная.



Этап 8

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель

Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Длительность этапа

2 минут

Деятельность преподавателя

(функции, виды деятельности)

Побуждение к размышлению.

Деятельность обучающихся

Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.

Промежуточный контроль

Кроссворд «Общество Древней Руси» https://learningapps.org/14241859, автор Козаева Р.С. в электронном варианте. (при наличии свободного времени).

Приложения.

Таблица 1.

«Специализация производства сельскохозяйственной продукции в различных районах страны»

Название района

Виды специализации



Таблица 2. Сравнительная таблица

Линии сравнения

Домашнее ремесло

Мелкотоварное производство

мануфактура





Каким было производство (мелким или крупным)?




Разделение труда




Для чего производили изделия?




Что производили




Таблица 3.

Заполнить таблицу «Виды мануфактур»

Линии сравнения

Царские

Купеческие




Таблица 4.

Составить таблицу: «Экспорт и импорт товаров»


Из России вывозили

В Россию ввозили




Таблица 5.

Таблица: «Бунташный век»

Линии сравнения

Соляной бунт

Медный бунт

Восстание Степана Разина

Причины выступления




Состав участников




Цель / главное требование




Характер борьбы




Результаты выступления









8


Предварительный просмотр презентации

Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения. Козаева Р.С., преподаватель истории и обществознания, БПОУ РК «Торгово-технологический колледж», г.Элиста, Республика Калмыкия

Название района Виды специализации «Специализация производства сельскохозяйственной продукции в различных районах страны» Таблица 1.

Таблица 2. Заполнить сравнительную таблицу: Линии сравнения Домашнее ремесло Мелкотоварное производство мануфактура определение Каким было производство (мелким или крупным)? Разделение труда Для чего производили изделия? Что производили

Заполнить таблицу «Виды мануфактур»: Таблица 3. Линии сравнения Царские Купеческие Кого обслуживали

В Россию ввозили Из России вывозили Составить таблицу: «Экспорт и импорт товаров». Таблица 4.

Заполнить сравнительную таблицу «Бунташный век»: Таблица 5. Линии сравнения Соляной бунт Медный бунт Восстание Степана Разина Причины выступления Состав участников Цель / главное требование Характер борьбы Результаты выступления

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.