Занятие по истории «Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения»
Пояснительная записка к презентации
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей истории и обществознания «Конспект урока с мультимедийным сопровождением».
Автор Козаева Раиса Санджиевна, преподаватель истории и обществознания БПОУ РК «Торгово-технологический колледж», г. Элиста, Республика Калмыкия.
Технологическая карта урока
Предмет, группа | история, 1 курс | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ урока по теме, тема урока | Урок № 31." Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения". | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время | Урок 60 минут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока | Сформировать представление обучающихся об экономическом развитии России после Смуты, определить новые черты в хозяйственной жизни страны. Сформировать представление о народных движениях в XVII веке, о «бунташном веке», выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты урока: | Предметные: (знания, умения, представления) Знать: - экономическое развитие России после Смуты, определить новые черты в хозяйственной жизни страны; - причины, социальный состав и результаты народных восстаний XVII века Уметь: анализируя фактический материал об экономическом развитии страны после Смуты, систематизировать его по предложенному алгоритму. Выявить черты сходства и отличия народных восстаний XVII века. Сформулировать выводы по теме. | Личностные: (личностные УУД) Регулятивные УУД: ставить цель; планировать деятельность; оценивать результативность своей собственной работы и работы других. Коммуникативные УУД: умение правильно сформулировать учебную задачу для других и для себя; уметь ее доходчиво объяснить или в случае необходимости конкретизировать участникам своей группы. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации, структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор оснований и критериев для сравнения установление причинно-следственных связей умение делать выводы. | Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД) - выработка умений работать с учебной информацией; готовность к сотрудничеству с соучениками; формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; стратегия работа с текстом: поиск информации и понимание, анализ прочитанного. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-сформировать представления об экономической и политической ситуации в стране, явившейся причиной народных волнений; сформулировать причины восстаний, дать характеристику городских и крестьянских восстаний середины и второй половины XVII в., их состава и влияния на жизнь страны; -подвести обучающихся к пониманию понятий: мануфактура, купцы, пошлина, импорт, экспорт, политика протекционизма, «бунташный» век, и научить их правильно применять. способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, делать необходимые выводы; создать условия для усвоения нового материала на уроке слабоуспевающими. | - формирование навыков сравнения, анализа, обобщения исторических фактов, явлений на примере развития экономики России в XVII в. - формирование умения делать выводы; -продолжить формирование умения анализировать исторические источники, сравнивать, анализировать, систематизировать, развивать умение аргументировать собственную точку зрения. | Формирование коммуникативных компетенций: - способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитию кругозора; - воспитывать творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям; -воспитывать нравственные качества уважения к истории других народов, к историческому прошлому человечества, формировать гуманистическое мировоззрение обучающихся. - создать условия для формирования коммуникативной культуры, умения работать в коллективе, индивидуально, в паре, в группе, выслушивать и уважать других. - продолжить формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ с указанием этапа | Универсальные (компьютер, проектор) Видеоролики: https://youtu.be/RfTo3YEya38 Экономическое развитие России в 17 веке. (14 мин.), https://youtu.be/I97RAek55eM § 20. Народные движения в XVII веке. История России. 7 Класс., автор Григорьева Е.А. (6 мин.) Кроссворд «Смута в России начала XVII века» .https://learningapps.org/2917676; автор Козаева Р.С. Викторина «Россия в царствование Ивана Грозного» https://learningapps.org/1660786, автор Козаева Р.С. Кроссворд «Общество Древней Руси» https://learningapps.org/14241859 , автор Козаева Р.С. Домашнее задание решить викторину Народные движения в XVII в. https://learningapps.org/display?v=pae23u6d520 , автор Козаева Р.С. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическое обеспечение урока | История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. — 15-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2016, § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения, с. 91-94. https://www.rulit.me/books/istoriya-uchebnik-dlya-studentov-uchrezhdenij-srednego-prof-obrazovaniya-read-502655-93.html Презентация «Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения"» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
методы обучения | Частично-поисковый, проблемный, словесные, наглядные, практические, элементы технологии Укрупнения дидактических единиц П.М.Эрдниева, ИКТ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма проведения | комбинированный урок с элементами практической работы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | География, литература. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1 | Организационный момент | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель | Подготовка обучающихся к работе.. Кратковременность организационного момента; полная готовность группы и оборудования к работе; быстрое включение в деловой ритм; организация внимания всех обучающихся. Методы стимулирования интереса к учению: создание эмоционально-нравственной ситуации; Методы стимулирования долга и ответственности: убеждение, предъявление требований. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа | 2 минуты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности) | Взаимные приветствия учителя и обучающихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности к уроку; организация внимания и внутренней готовности к уроку. Создание эмоционального настроя. Мотивация обучающихся, разъяснение целей и задач урока, вводное слово. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность обучающихся | Погружение в учебную ситуацию: - готовность выполнять учебные задания; - стремление к самостоятельной деятельности; - стремление повысить свой личный образовательный уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточный контроль | Проверка готовности обучающихся к работе на уроке. Организация рабочего места. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2 | Подготовка к основному этапу занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель | Мотивация обучающихся на восприятие материала, логическая связка с темами прошлых уроков. Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; совершенствуя при этом компетенции. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, их коррекция. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа | 8 минут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности) | Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Преподаватель знакомит обучающихся с видами деятельности на уроке. Выяснение правильности выполнения домашнего задания, направление хода обсуждения, коррекция ответов обучающихся. Возможность преподавателя за короткий промежуток времени установить уровень знаний у большинства обучающихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков. Для логического перехода к изучению нового содержания следует напомнить обучающимся, что на прошлом уроке они приступили к изучению истории Россия в ХVI— ХVII веках. Россия в правление Ивана Грозного. Смутное время начала XVII века. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность обучающихся | Проверка знаний прошлого урока: 1. Решение кроссворда «Смута в России начала XVII века» .https://learningapps.org/2917676; 2. Викторина «Россия в царствование Ивана Грозного» https://learningapps.org/1660786 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточный контроль | Преподаватель подводит итоги проверки домашнего задания, обобщает ответы обучающихся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3 | Актуализация знаний. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель | План изучения новой темы записан на доске. Преподаватель создает ситуацию для определения темы, проверяет включенность в учебное занятие по вопросам: 1. Как, по вашему мнению, повлияла Смута на экономическое положение страны? 2. У власти появилась задача найти источники экономического возрождения страны. Каковы же были особенности развития экономики России в XVII в.? В XVII в. возникают новые причины, способствующие экономическому развитию государства. Преподаватель предлагает перейти к ее изучению. Актуализация опорных знаний и умений. Способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, делать необходимые выводы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа | 5 минут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности) | Координирующие функции преподавателя: направление хода обсуждения, консультирование обучающихся, уточнение неясных моментов, помощь в преодолении затруднений, направление хода дискуссии, разъяснение по работе с видеоматериалом, материалом учебника, индивидуальная работа слабоуспевающих обучающихся с учебниками и составление плана ответа в тетради. Обучать использовать ранее изученный материал для решения проблемных и познавательных задач; анализировать источники, осмысливать теоретический материал и давать оценку историческим явлениям. Обеспечить условия для развития умений и навыков работы самостоятельной работы с источниками информации, развития коммуникативных умений при работе в группах, предъявление результатов учебного задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность обучающихся | Просмотр видеороликов «Экономическое развитие России в 17 веке», «Социальное развитие России в XVII в. Народные движения». Задание обучающимся: в ходе просмотра видеоролика отвечать на вопросы и делать записи в тетради (заполнять таблицы) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4 | Первичное усвоение новых знаний. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа | 5 минут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности) | Информационные, координирующие функции преподавателя. Организация самостоятельной работы с учебником, презентацией; проведение беседы по уточнению и конкретизации первичных знаний; обсуждение способов решения заданий. Проверка правильности понимания изученного материала. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность обучающихся | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и измененной ситуации. На данном этапе обучающиеся учатся использовать материал учебника и видеоролики для решения проблемных и познавательных задач; учатся анализу источников, осмыслению теоретического материала и оценке исторических явлений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточный контроль | Заполнение таблиц. Обсуждение вопросов, которые вызвали затруднения обучающихся. Коррекция ответов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5 | Первичная проверка понимания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа | 25 минут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности) | Корректирующие функции преподавателя. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность обучающихся | Работа с видеороликом «Экономическое развитие России в 17 веке», Ответить на вопросы: 1. Каковы последствия Смуты? В чем заключалась главная проблема запустения и разрухи в России? 2. Какие меры были приняты для восстановления сельского хозяйства? 3. В чем причины медленного восстановления сельского хозяйства России? 4. В чем заключается специализация регионов? Записать определение понятия «специализация». Заполнение таблицы, используя информацию видеоролика и текста учебника на с. 92. Таблица 1. «Специализация производства сельскохозяйственной продукции в различных районах страны». Слайд 2 презентации
5. Какие изменения произошли в ремесленном хозяйстве? Таблица 2. Заполнить сравнительную таблицу: Слайд 3
6. Какие виды мануфактур появились в России? 7. Заполнить таблицу 3 «Виды мануфактур»: Таблица 3. Слайд 4.
8. Составить схему «Причины отсталости мануфактур в России». 9. В чем причины формирования всероссийского рынка? Запись в тетради. 10. Как развивалась внешняя торговля? Составить таблицу: «Экспорт и импорт товаров». Использовать информацию видеоролика и текста на с. 93 учебника. Слайд 5. Таблица 4.
11. Какую протекционистскую политику проводило российское государство? Запись в тетради: Протекционизм – это политика государства, направленная на снижение импорта и увеличение экспорта товаров собственного производства, ограничение иностранной конкуренции с целью поощрить развитие промышленности страны, увеличить рост национального валового дохода. 12. Каковы итоги экономического развития России XVII в? Просмотр видеоролика «Социальное развитие России в XVII в. Народные движения» и выполнение заданий: После просмотра видеоролика ответить на вопрос: «Что означает понятие «Бунташный век»»? Заполнить сравнительную таблицу «Бунташный век»: Слайд 6. Таблица 5.
Обучающиеся делают выводы на основе составленной таблицы.. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточный контроль | Обсуждение вопросов, которые вызвали затруднения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 6 | Первичное закрепление. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель | Выяснить, насколько правильно обучающиеся поняли новый материал, выявить ошибки в его понимании и их исправление. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа | 10 минут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности) | Координирующие функции преподавателя. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность обучающихся | Отвечают на вопросы преподавателя, заполняют таблицы в ходе просмотра. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточный контроль | Обсуждение вопросов, которые вызвали затруднения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа | 3 минут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности) | Координатор, организатор. Предоставить обучающимся: - информацию о домашнем задании. Слайд 7. Обучающиеся должны ответить на вопросы: 1. Расскажите о возрождение экономики России после Смутного времени. 2. Какие изменения в российском ремесле, промышленности, торговле произошли в XVII в.? 3. Почему дворяне требовали отмены урочных лет? Почему, ваш взгляд, правительство не сразу выполнило эти их требования? 4. Как завершился процесс формирования системы крепостного права в России? 5. Какие городские восстания произошли в России в XVII в. В чем состояли причины этих восстаний? 6. Опишите ход восстания под предводительством С. Т. Разина. Почему оно потерпело поражение? Могло ли оно окончиться по-другому? Свой ответ аргументируйте. Для закрепления темы решите викторину Народные движения в XVII в. https://learningapps.org/display?v=pae23u6d520, автор Козаева Р.С – мотивировать выполнение домашнего задания; - инструктаж по выполнению домашнего задания; Проверить понимание обучающихся содержания и способов выполнения домашней работы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность обучающихся | Фронтальная. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 8 | Рефлексия (подведение итогов занятия) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель | Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа | 2 минут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности) | Побуждение к размышлению. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность обучающихся | Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточный контроль | Кроссворд «Общество Древней Руси» https://learningapps.org/14241859, автор Козаева Р.С. в электронном варианте. (при наличии свободного времени). |
Приложения.
Таблица 1.
«Специализация производства сельскохозяйственной продукции в различных районах страны»
Название района | Виды специализации |
Таблица 2. Сравнительная таблица
Линии сравнения | Домашнее ремесло | Мелкотоварное производство | мануфактура |
Каким было производство (мелким или крупным)? | |||
Разделение труда | |||
Для чего производили изделия? | |||
Что производили |
Таблица 3.
Заполнить таблицу «Виды мануфактур»
Линии сравнения | Царские | Купеческие |
Таблица 4.
Составить таблицу: «Экспорт и импорт товаров»
Из России вывозили | В Россию ввозили |
Таблица 5.
Таблица: «Бунташный век»
Линии сравнения | Соляной бунт | Медный бунт | Восстание Степана Разина |
Причины выступления | |||
Состав участников | |||
Цель / главное требование | |||
Характер борьбы | |||
Результаты выступления | |||
8