Статья «Экскурсии на градообразующее предприятие как одна из форм практико-ориентированного занятия»

0
0
Материал опубликован 26 January 2018

Если ты будешь любознательным,

то будешь много знающим

(Сократ)


 

«Экскурсии на АО "Верхнетуринский машиностроительный завод"– как одна из форм практико-ориентированного занятия»

Экскурсия - это вид учебной работы, при котором обучение проводится на производственном объекте вне границ кабинета, учебного заведения

.

Когда студент непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, он воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, Учебный процесс в техникуме связан с реальной профессиональной жизнью, это позволяет осуществить связь в результате проведения тематических экскурсий и показать студентам особенности приобретаемой профессии (специальности), развивать познавательные способности, а также изучать различные предметы, явления и процессы в естественных условиях.

Я хочу рассказать об одном из методов – повышение интереса к предме ту через экскурсии.

Экскурсии - это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления, а это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по спецдисциплинам.

Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают студентов, к будущей профессиональной деятельности, знакомят с технологическим производством. И сходя из цели и задач экскурсии, я определяю вопросы, на которые студентам следует обратить внимание. Затем я договариваюсь с организаторами экскурсии на предприятии и добиваемся разрешения. Намечая план маршрута, Вахрушев С.В продумывает, как сделать экскурсию менее утомительной и в то же время более содержательной

Темы экскурсий, их цели и характер согласуются с требованиями рабочей программы, которая определяет маршрут, экскурсионные объекты, методику их показа, рассказа, особенности работы с экскурсионной группой и т.д.

Основная цель экскурсий состоит в том, чтобы дать студентам общее представление о современном производстве и перспективами его развития;

познакомить их со структурой предприятий, с условиями и спецификой работы на них, но главное продемонстрировать производственный труд и рассказать о его сущности, о современной технике и технологии производства.

На мой взгляд, ни рассказы педагога, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия. Я провожу такую форму работы уже давно. Но если раньше (лет 20 назад) возила и водила детей на экскурсии больше в воспитательных целях, то теперь я стараюсь больше посещать производственные участки, т.к. я не только классный руководитель, но и предметник.

В процессе профессионального обучения студентов специальности «Технология машиностроения», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)» в техникуме организуются и проводятся учебные экскурсии на отраслевое предприятие АО "Верхнетуринский машиностроительный завод"

Экскурсии заранее планируются и являются органической составной частью работы в техникуме. Во время экскурсии студенты на конкретных примерах убеждаются в значимости профессии, наблюдают связь с предшествующим и последующим изложением учебного материала, который  иллюстрируется наглядными пособиями, что дает представление о практическом использовании знаний в производстве. Во время экскурсии студенты знакомятся с предприятием, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Вкратце Вахрушев С.В рассказывает о градообразующем предприятии города: о его истории, цехах и изготавливаемой продукции, семейных династиях, о лидерах, бригадирах и наставниках, о заводских мероприятиях и традициях, о социальной и культурной жизни завода, рассказывает о продукции механосборочного производства, о станка, на которых трудятся станочники, фрезеровщики и токари и т.д. Далее информация идет по плану

Экскурсия  позволяет изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях.  Это  проведение учебного занятия в условиях производства с целью наблюдения и изучения студентами различных объектов и явлений действительности. Экскурсия способствует расширению кругозора человека,  конкретизирует знания студентов, помогает им увидеть то, что они изучили по письменным источникам, формирует профессиональные  интересы студента. Экскурсия направлена на то, чтобы помочь студентам легче усвоить теоретический материал. (Происходит это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа. Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта. Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: комментирует, поясняет, дополняет увиденное; реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть студент.)

Производственные экскурсии помогают студентам раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомиться с принципами устройства и действия машин, станков, различных  технических сооружений; с технологическими процессами, контрольно- измерительными  приборами и инструментами.

Целями таких мероприятий является:

развитие интереса к своей будущей профессии;

формирование профессионально-личностных качеств, позитивных мотивов к самореализации и самосовершенствованию с установкой на будущую профессиональную деятельность;

получение дополнительных знаний в области разработки  технологических процессов обработки металлов резанием.

  Во время экскурсии студенты всегда с большим интересом слушают объяснения лиц, непосредственно занятых на производстве. Мне заранее приходится договориться с такими людьми, привлечь их к участию в проведении экскурсии, уточнить содержание бесед и выделить в беседе самое главное. Вести рассказ понятным языком, избегая узкоспециальных терминов. Поэтому для каждой экскурсии составляется свой оригинальный план.

В процессе экскурсий студентами были посещены: Цеха №3,1,4,5 и отделы. Экскурсию в каждом цехе комментировали и показывали работу на оборудовании рабочие - станочники, которые находились в это время на смене, а так же специалисты: гл.технолог Селиванов А.В., нач-к технического бюро ц№4 Четвертных Э.Л,, и гл.механик Вахрушев С.В., зам нач-ка ОТК Грачева И.А, наладчик станков, начальниками цехов и др специалисты

Студенты увидели в работе токарные, фрезерные, сверлильные, и станки с ЧПУ, также ознакомились с работой многошпиндельного оборудования, копировального оборудования. Правда, не все оборудование работало. Так станок для плазменной резки металла не работал. Но ознакомление с технологическими возможностями станка  вызвало у ребят большой интерес. Мы наглядно увидели работу различного технологического оборудования и поняли, что нужно знать много, для того, чтобы управлять такими металлообрабатывающими станками. А для этого нужен широкий кругозор  по всем дисциплинам, которые помогут  нам освоить металлообрабатывающие профессии

 Студенты познакомились с основными направлениями деятельности предприятий:

кузнечно-прессовым оборудованием и производством

термическим производством

производством высокоточного металлорежущего инструмента:

изготовлением высококачественного вспомогательного инструмента и технологической оснастки

работой промышленного оборудования

Одним из аспектов экскурсии было изучение контрольно-измерительного оборудования и приборов, применяемых в процессе изготовления основной продукции, а также лабораторное оборудование для проведения поверки и калибровки рабочих средств измерений.

На различных участках студентам демонстрировали процесс обработки деталей; особенности элементов настройки станков, Студенты с большим интересом погрузились в производственную среду, наблюдая за работой станочников, операторов станков, сборщиков, слесарей и контролеров, маркировщиков. Экскурсия позволила студентам осознать значимость будущей профессиональной деятельности и осваиваемых трудовых функций в рамках своей образовательной программы.

С чем конкретно может происходить знакомство учащихся на промышленном предприятии?

Это может быть знакомство с принципами устройства и действия машин, станков, технических сооружений, с использованием в технике различных материалов, с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами, с вопросами комплексной механизации, автоматизации и интенсификации производственных процессов, а так же какие требования предъявляет современное производство к подготовке работников. Среди этих требований - умение производить измерения и фиксировать их результаты, снимать пробы и делать правильные выводы о ходе технологического процесса и о качестве продукции, принимать решения для создания оптимальных условий работы.

На производстве студенты имеют возможность наблюдать, как естественно-научные законы действуют в новых для студентов ситуациях, как они вписываются в строгую последовательность технологических процессов. Эта наблюдаемая последовательность технологических процессов, их научно-теоретическая обоснованность, четкость, ритмичность, динамика, точность операций, а также осознание студентами возможности рационализаторства и изобретательства побуждают их после такой экскурсии к моделированию, конструированию, опытнической работе.

Большой познавательный интерес вызывают у студентов экскурсии в лаборатории завода и по испытанию свойств металлов, Например, на экскурсиях в литейный цех обращается внимание на физические принципы плавления и литья металлов и на условия, обеспечивающие их определенный химический состав.

Вахрушев С.В технически грамотный, эрудированный специалист, способен в доступной форме изложить требуемый материал, вызывая живой интерес у студентов.

Студенты не могут одновременно слушать и наблюдать действия работающего или работу машин. Это требует от студентов умения анализировать предложенные данные, высказывать собственное мнение. Подобные занятия нацелены на получение информации из разнообразных источников, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации, критическое осмысление общественных событий, умение отделять факты от их интерпретаций, формулировать на этой основе собственные оценочные суждения

В конце экскурсии подводятся итоги и выясняется, все ли студенты усвоили. Если что-то осталось для студентов непонятным, они задают экскурсоводу или педагогу вопросы. По итогам экскурсии студенты готовят устные или письменные отчеты, пишут сочинения.

Таким образом, экскурсии являются отличным способом стимулирования студентов к обучению. Об экскурсиях студенты часто вспоминают, рассказывают другим, от чего у них больше позитивных ассоциаций.

Актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.

Экскурсии действительно конкретизируют уже имеющиеся профессиональные знания, способствуют формированию новых, показывают востребованность профессиональных умений. Использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий (экскурсий) способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов. Чередование внеаудиторной работы с теоретическими знаниями позволяет достичь высоких результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС. обеспечивает более эффективную самостоятельную работу студентов и формирует основу знаний для выполнения курсовых и дипломных проектов.

Во время проведения экскурсий оказывается целенаправленное воздействие на мотивационную сферу студентов:

У студента появляется интерес к деятельности, стимулируется тем самым его любознательность.

Экскурсия строится по принципу сотрудничества, взаимодействия и поддержки, а это значит – каждый студент видит свою ценность и уникальность.

Во время экскурсии студент учится планировать свою деятельность, определять цель и предвидеть результат.

В процессе экскурсии возникают вопросы, на которые сами экскурсанты ищут и находят ответы, тем самым формируется самоуважение и уважение друг к другу

Студент учится грамотно излагать свои мысли, объяснять и вникать в суть происходящего.

Похвала и поддержка экскурсовода повышает мотивацию к осмыслению, анализу тех или иных фактов, культурных и исторических явлений и объектов и к обучению в целом.

Инициативные студенты могут сами разрабатывать и проводить экскурсии.

Гораздо важнее будет настраивать будущих специалистов на результат обучения – те навыки, которые должны сформироваться в процессе обучения.

Любая экскурсия будет полезна только тогда, когда она оставит свой след в душе человека.  Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь студентам  легче усвоить теоретический материал. 

В.И. Хисамутдинова

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.