Статья «Урок-исследование как одна из форм реализации деятельностного подхода»

0
0
Материал опубликован 13 December 2018

Урок-исследование как одна из форм реализации деятельностного подхода

Аннотация. В статье рассматривается актуальность урока-исследование, его структура, уровни и методика проведения. Раскрывается сущность урока-исследование как форма деятельностного подхода в современном образовании.

В соответствии с требованиями             Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия,  обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. По этой причине  в основе Федерального государственного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает применение «разнообразных организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности». Универсальными учебными действиями (познавательными, регулятивными и коммуникативными) возможно  овладеть только в процессе деятельности.

Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Однако специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другие типы и,  соответственно,  другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.  В современном образовании выделяются такие типы уроков,  как урок «открытия» новых знаний, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля. Новая типология предполагает и определенные виды  уроков. Так, например,  на уроке «открытия» новых знаний обучающиеся должны выступать в роли исследователя, первооткрывателя новых знаний, умений, способов действия. Поэтому здесь уместно использовать урок-исследование.

Главная цель урока - исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока - исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. Ведущей ценностью урока – исследования является ценность процесса движения к истине.

Основные характеристики учебного исследования:

1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;

2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;

3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);

 4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;

5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

В основе организации урока можно выделить шесть основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и один дополнительный.

Отличительной чертой урока - исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока.

Методика организации индивидуальных исследований учащихся разработана в достаточной мере. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать «вкус» к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Именно на уроке он и получает такую возможность.[2]

Доминирующими приёмами на уроках в условиях реализации исследовательского метода обучения являются: сравнение, анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез, доказательство и опровержение, обсуждение, комментирование, дискуссии. К основным видам практических работ при использовании исследовательского метода обучения относятся: наблюдение, самостоятельная работа над книгой и документами, сбор информационного материала из различных источников.

Применение метода исследования (или открытия) как единицы обучения, обеспечивающее творческое развитие ребенка в процессе приобретения новых знаний, предполагает наличие некоторых этапов проведения исследования, которые в той или иной мере соотносятся с различными этапами цикла продуктивного мыслительного акта. Эта этапность и характеризует сущность методики обучения, в основе которого и лежит метод исследования.

Целесообразно выделять две разновидности методики - индуктивное и дедуктивное исследование. Основными этапами индуктивного и дедуктивного исследования являются:

1.Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза).

2.Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы).

3.Обмен информацией (изложение результатов исследования).

4.Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов).

5.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения).

6.Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы).

7.Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия).

Семь основных этапов исследования следуют друг за другом. В связи с тем, что индуктивные и дедуктивные исследование направлены на развитие разных целей - открытие в первом случае и его проверку (подтверждение, изменение) во втором, то и одни и те же по названию этапы имеют в каждом случае свои функциональные особенности [3].

Этап мотивации - ключевой этап, как в индуктивном, так и дедуктивном исследовании. От этапа мотивации во многом зависит, состоится исследование или нет. Если вопрос не возник и проблема не сформулирована в той или иной форме, то не может быть и подлинного исследования, предполагающего творческий поиск решения проблемы. Создание учителем условий для возникновения вопроса представляет собой не что иное, как создание проблемной ситуации. Учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы проблема возникла сама собой и у учащихся появился стимул ее разрешить.

Формулирование проблемы означает плавный переход ко второму этапу - этапу исследования. Лучше всего проводить этот этап в группах с разным исходным материалом, на основе которого учащиеся осуществляют поиск решения проблемы.

Наличие нескольких групп, использование разного материала для решения проблемы делает целесообразным следующий этап - этап обмена информацией, когда каждая группа делится своими находками по проблеме, высказывает свое мнение о проблеме.

Соотнесение своего и чужого вывода наводит на следующий этап - связывание и организация информации. На этом этапе происходит группировка, анализ, синтез, дети должны найти общий принцип, закономерность, общую идею, сделать свое маленькое открытие сами.

Дальнейшие этапы исследования помогают детям глубже понять обобщение, к которому пришли в результате исследования и возможность перенести это обобщение на другие науки, найти те же закономерности, принципы действия.

Умелое руководство исследованием учителем приводит детей к мысли, что достигнутое ими – это процесс их самостоятельного труда, то открытие, к которому учитель вел детей на протяжении всего занятия - это их открытие. Чувство самоудовлетворения движет ими, многие хотят продолжить исследование и углубить свои знания о науке.

Исходя из специфики исследования, можно предложить следующую структуру  урока-исследования:

-актуализация знаний;

-мотивация учебной деятельности;

-создание проблемной ситуации;

-постановка проблемы исследования;

-определение темы исследования;

-формулирование цели исследования;

-выдвижение гипотезы;

-проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т. д.);

-интерпретация полученных данных;

-вывод по результатам исследовательской работы;

-применение новых знаний в учебной деятельности;

-подведение итогов урока; домашнее задание.

Предлагаемая учащемуся задача для исследования должна соответствовать его интеллектуальным возможностям. При  затруднении учащихся  выполнить задание, надо  ввести дополнительную информацию, снизив тем самым степень проблемности.

Приемы создания проблемных ситуаций:

-подвести учащихся  к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;

-столкнуть противоречия теоретических знаний и практической деятельности;

-изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-предложить группе обучающихся рассмотреть явление с различных позиций (например, с позиции командира, юриста, финансиста, педагога, родителя, врача и т. д.);

-побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-поставить конкретные вопросы: на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;

-поставить конкретные исследовательские задачи, например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.)[1].

Систематическое применение рассмотренной методики в учебном процессе младших школьников обеспечивает развитие универсальных познавательных действий и приобретение важных исследовательских умений. В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований, на разных этапах занятия-исследования, включающего как индивидуальную, так и групповую форму работы, дети учатся:

-ставить исследовательские вопросы;

-формулировать проблемы;

-выдвигать гипотезы;

-составлять план работы;

-вести наблюдения;

-планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;

-выделять существенную информацию из разных источников;

-организовывать (систематизировать) информацию;

-представлять результаты работы в разных формах.

По требованиям ФГОС у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия,  обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В современном обществе самыми важными качествами личности становятся следующие: творческая мыслительная  деятельность; способность к самостоятельному обучению;  готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения.  Поэтому  исследовательская деятельность как нельзя лучше подходит для того, чтобы обучающийся стал всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач.

Достичь сформированности универсальных учебных действий  у обучающихся можно в том случае, если изменить традиционные типы и виды урока. Так, например, урок-исследование обеспечит самостоятельное получение и усвоение знаний обучающимися. Главная цель урока - исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока - исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. Ведущей ценностью урока – исследования является ценность процесса движения к истине. Урок - исследование - это совместный (учитель и ученик) процесс движения к истине.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации