Индивидуальный образовательный маршрут
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 52
Асбестовского городского округа
Индивидуальный образовательный маршрут / ИОМ (проект)
Разработчик: воспитатель ВКК
Возмищева Т.С.
г. Асбест
Индивидуальный образовательный маршрут / ИОМ (проект)
Модуль № 1.Общие сведения о ребенке
1. Ф.И. ребенка Фомичева Варвара Александровна
2. Дата рождения (возраст) 01.11.2011 г.
3. Дата поступления в ДОУ 01.08.2016 г.
4. Место жительства: квартира благоустроенная, трехкомнатная, имеется своя комната с сестрой для игр и отдыха.
5. Образовательный маршрут разработан впервые, повторно (нужное подчеркнуть)
6. Заключения ПМПК (диагноз, рекомендации, дата) ребенок с особыми образовательными потребностями, испытывающий трудности в освоении образовательной программы.
7. Дата заполнения ИОМ 01.09.2017 г.
8. ФИО педагога заполняющего ИОМ, должность
Возмищева Т.С. воспитатель.
Памятка для педагогов К числу образовательных потребностей, наиболее характерных для всех категорий детей с проблемным развитием (В.И.Лубовский) можно отнести следующие: 1 потребность в использовании педагогом таких образовательных технологий и методов обучения, которые способствовали бы не только успешному выполнению образовательных задач, но и создавали условия для накопления ребенком социального опыта и развития навыков общения, эмоциональной сферы, коррекции негативных особенностей в развитии личности, познавательной деятельности; 2 потребность в такой организации процесса обучения, которая, благодаря включению предварительного пропедевтического этапа, обеспечивает необходимую стартовую готовность ребенка к усвоению программного материала; 3 потребность в формировании и развитии познавательной мотивации, положительного отношения к учению, самостоятельности и навыков самоконтроля в познавательной деятельности; 4 потребность в обеспечении замедленного темпа познавательной деятельности, когда новая информация предоставляется в виде небольших фрагментов, выполнению работы с которыми (изучение, анализ, запоминание, преобразование, практическое использование) способствует дозированная помощь педагога (пошаговый контроль, инструкции, предъявление образца, совместное выполнение и др.); 5 потребность в уменьшении, по сравнению с обычными детьми, интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки в образовательном процессе; 6 потребность в обеспечении более длительного, непрерывного и комплексного контролирующего сопровождения педагогом процесса познавательной деятельности; 7 потребность в такой организации образовательного процесса, в которой обеспечивается полноценное и щадящее участие всех сохранных сенсорных систем обучающегося. |
Модуль № 2. Диагностический
1. Педагогическая диагностика (актуальное развитие ребенка, интересы ребенка, социальное окружение, отношение родителей к процессу образования ребенка, коррекционно-развивающей работе).
2. Психологическая диагностика (психические процессы, познавательная деятельность, познавательное развитие).
Углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ, в т.ч. отслеживание динамики достижений. Анализ данных диагностического обследования и определение адекватных и эффективных средств и форм коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка в инклюзивном образовательном пространстве ДОУ. Этого можно достичь за счёт организации отслеживания динамики развития каждого ребенка и, как следствие, анализа эффективности ИОМ (рабочих программ с учетом АООП, АОП).
Основные линии развития |
Достижения ребенка (сильные стороны развития) |
Трудности в развитии, требующие особого внимания |
Направление/ задачи развития (конкретные) |
|||||
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
||||||||
Двигательное развитие |
Функциональные возможности кистей и пальцев рук |
|
Неправильно держит карандаш, кисть. Трудности принятия и удержания поз. Трудности в переключении с одного движения на другое. Не может рисовать прямые и волнистые линии. Не регулируют силу нажима, затрудняются в пользовании ножницами, затруднено формирование графомоторных навыков. |
Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук (силы, координации, переключаемости). |
||||
Артикуляционная моторика |
Может высунуть язык изо рта, подвигать им из стороны в сторону. |
Не может качественно выполнить основные движения губами, языком. Движения истощаемы, с малой амплитудой, выполняет в медленном темпе. |
Укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. |
|||||
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
||||||||
Психическое развитие |
Познавательная деятельность |
|
Не проявляет активности познавательной активности, интерес снижен. Считает в непоследовательном порядке. Две группы предметов не сравнивает геометрические фигуры. Части суток не различает. Путает право и лево. |
Развитие мотивации к деятельности. 1.Формирование элементарных математических представлений (сравнение предметов по величине, высоте, счет, пространственно- временные отношения, геометрические формы). |
||||
Эмоционально-волевая сфера |
Эмоциональные реакции адекватные. |
Не доводит начатое дело до конца. Гиперактивность.Капризность. агрессивность. |
Развитие эмоционально- волевой сферы.
|
|||||
Познавательное развитие |
Восприятие |
зрительное |
Изображения предметов узнает. |
Цвета и формы зрительно не соотносит. Перевернутые, зашумленные изображения не узнает. |
Развитие зрительного восприятия.
|
|||
слуховое |
Реагирует на обращенную речь. |
Источник звука не узнает, звучащие предметы не узнает. Не может отхлопать простой ритм. |
Развитие слухового восприятия.
|
|||||
Мышление |
наглядно-действенное |
Собирает 2-составную матрешку. Делает постройки из кубиков по образцу. |
Пирамидку складывает без учета величины колец. Не складывает фигуру по образцу из палочек. |
Развитие наглядно- действенного мышления. |
||||
наглядно-образное |
|
Не сформировано: не создает целое из частей, не выделяет части из целого, не выделяет существенные признаки при обобщении, сравнении.
|
|
|||||
Понимание обращенной речи |
Понимает простые инструкции. |
Затруднено понимание сложных инструкций. |
Развивать понимание речи. |
|||||
Уровень развития деятельности |
Низкий |
|
|
|||||
Запас знаний об окружающем |
Знает несколько домашних и диких животных. Знает свое имя и членов своей семьи. |
Запас представлений снижен. Не имеет представлений о сезонных изменениях в природе. Не знает детенышей домашних и диких животных. Не знает времен года. |
Формирование представлений об окружающем мире.
|
|||||
Внимание |
Время концентрации- до 5 минут. |
Внимание неустойчивое. |
Развитие внимания. |
|||||
Память |
|
Объем памяти недостаточный. |
Развитие объема зрительной памяти. |
|||||
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
||||||||
Социальное развитие |
Контактность |
|
В контакт со сверстниками и взрослыми вступает не охотно, выбирает себе одного партнера по игре, выступает в роли лидера иногда подчиняется партнеру, игру поддерживает. |
Развитие игровой деятельности |
||||
Эмоциональная сфера |
Эмоциональные реакции адекватные. |
Чрезмерно активен в деятельности. Капризность, апатия. Не понимает слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый). |
Развитие интереса к деятельности. Развитие эмоций. формирование эмоциональной устойчивости |
|||||
Средства общения |
Использует отдельные звукокомплексы, жесты |
Недостаточно сформированы умения объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игр, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. Речь понятная. В взаимоотношениях проявляет избирательность партнеров. |
Включение ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры со всеми детьми |
|||||
Навыки самообслуживания |
Самостоятельно умывается, моет руки с мылом перед едой. |
Не сформирована привычка следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, правильно пользоваться (держать) столовыми приборами (вилкой, ложкой), салфеткой. |
Формировать навыки самообслуживания. |
|||||
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
||||||||
Речевое развитие |
Импрессивная речь |
Понимает простые инструкции. |
Затруднено понимание прилагательных, глаголов. Путает схожие понятия. Не различает грамматические формы (ед.- мн. числа сущ., ед.-мн.число глаголов, простые предлоги). |
Развитие импрессивной речи. |
||||
Экспрессивная речь (собственная речь) |
уровень речевого развития |
|
Речевое развитие не соответствует возрасту. |
|
||||
моторная реализацияречи |
Произносит слова, отдельные звуки, звукоподражания, |
Называет предмет или действие отдельным словом, звуком или слогом. |
Развитие слухового внимания. Отработка в произношении гласных звуков. Развитие ритмических способностей. Вызывание в речи звукоподражаний
|
|||||
Модуль № 3. Коррекционно-развивающая работа
1. Общие цели и задачи коррекционно-развивающей работы (из АОП).
- Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса воспитанника с ОВЗ в динамике его психического развития.
- Создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития детей и обеспечения успешности в воспитании и обучении.
- Способствовать познавательному, речевому, физическому, социальному развитию ребенка, развивать жизненные компетенции ребенка с ОВЗ, тем самым повышая возможности его успешного включения в детско-взрослое сообщество.
2. Основные направления коррекционно-развивающей работы в рамках ИОМ («проблемные зоны» ребенка).
3. Сроки реализации ИОМ впервые, повторно (нужное подчеркнуть)
4. Используемые программы, методические пособия, технологии.
1) Основная программа ДОУ
2) Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса.
3) Учебно-методический комплект
4) современные педагогические технологии
Основные линии развития |
Конкретное направление и содержание деятельности |
Организационно-педагогические условия (формы, способы, методы, приемы, средства) |
Ожидаемый результат |
|
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
||||
Общая моторика |
|
|
|
|
Функциональные возможности кистей и пальцев рук |
Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук (силы, координации, переключаемости). |
Развивать умение правильно держать карандаш, кисть и ножницы. Формировать умение работать ножницами (стричь по прямой). Рисовать прямые горизонтальные и вертикальные линии (слева направо, сверху вниз). Выучить несколько пальчиковых игр: Капуста, Неболейка, Замок. |
Правильно держит карандаш, кисть, ножницы. Умеет стричь по прямой. Умеет рисовать прямые и горизонтальные линии. Знает 3 пальчиковые игры, выполняет движения в соответствии с текстом. |
|
Артикуляционная моторика |
Укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
|
Научить выполнять сложные артикуляционные движения (Сердитая кошка, Футбол, Чистим зубки). |
Удерживает артикуляционные позы языком. Переключается с одного движения на другое. |
|
Организация развивающей предметно-пространственной среды |
Комплексы пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Тренажеры для развития мелкой моторики. |
|
|
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
||||
Познавательная деятельность |
Развитие мотивации к деятельности.
1.Формирование элементарных математических представлений (сравнение предметов по величине, высоте, счет, пространственно- временные отношения, геометрические формы). 2.Формирование представлений об окружающем мире.
|
Сюрпризные моменты, яркая наглядность. Доступные задания.
1.Научить сравнивать два предмета по размеру (большой- маленький). Научить узнавать геометрическую фигуру (круг). Формировать умение различать один и множество предметов (один- много). 2.Формировать представление о сезонных изменениях в природе осенью, об овощах, фруктах, труде людей. 3.Формировать умение различать правую и левую руку.
|
1.Сравнивает два предмета по размеру. Знает круг. Различает понятия один-много. 2.На картинках может показать осень, 2-3 фрукта и овоща 3.Умеет показать правую и левую руки. |
|
Эмоционально-волевая сфера |
Развитие волевой сферы: умение доводить начатое дело до конца. |
Сюрпризные моменты, яркая наглядность. Подбор адекватных методов и приемов в соответствии с уровнем развития. Оказание помощи ребенку. Использование похвалы. |
Умеет доводить начатое дело до конца. |
|
Восприятие |
зрительное |
Развитие зрительного восприятия. |
Формировать умение узнавать красный цвет, подбирать предметы по данному признаку. Игры: «Найди предметы такого же цвета». Формировать понятие: круг. Формировать умение находить предметы круглой формы. Игры: «Найди предметы такой же формы». |
Знает красный цвет, круг. Умеет находить предметы по заданному признаку. |
Слуховое |
Развитие слухового восприятия. |
Формировать умение различать 3 звучащих игрушки. Игра «Какая игрушка звучала?». Формировать умение определять направление звука (сзади, впереди, слева, справа). Игра «Угадай, где?» Формировать умение отхлопать простой ритм из 2-3 хлопков. Игра «Хлопни, как я». |
Умеет дифференцировать на слух 3 звучащих игрушки. Умеет определять направление звука. Может отхлопать простой ритм. |
|
Мышление |
наглядно-действенное |
Развитие наглядно- действенного мышления. |
Формировать умение собирать четырехсоставную матрешку. Учить составлять пирамидку из 5 колец. Учить собирать простую фигуру по образцу. |
Умеет собирать 4 –составную матрешку, пирамидку, фигуру по образцу из палочек. |
Наглядно-образное |
|
|
|
|
Организация развивающей предметно-пространственной среды |
Дидактические игры, игрушки, матрешки, пирамидки, «Почтовый ящик», звучащие предметы |
|
|
|
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
||||
Понимание обращенной речи |
Развитие импрессивной стороны речи. Требования к речи воспитателя (простая фраза, четкая речь, употребление слов, понятных ребенку) |
1.Понимание вопроса Кто? Что? 2.Понимание вопроса Что делает? 3.Дифференциация единственного- множественного числа существительных в И.П. с окончанием –Ы, -И. 4.Дифференциация единственного- множественного числа существительных в И.П. с окончанием –А, -Я. 5.Многозначность глаголов. 6. Дифференциация единственного –множественного числа глаголов настоящего времени. 7.Переключение по словесной просьбе с одного действия на другое. 8.Различение утвердительных и отрицательных приказаний, отличающихся друг от друга частицей НЕ (Возьми кубик. Не бери кубик). 9.Различение по форме глаголов единственного –множественного числа повелительного наклонения; различение, к кому обращена просьба (Иди-идите. Прыгай-Прыгайте. Вова, встань. Нина, беги. Дети, бегите) 10.Выполнение в определенной последовательности действия без предмета.
|
Ребенок различает изученные грамматические категории. |
|
Уровень развития деятельности |
Низкий уровень развития речи |
|
|
|
Запас знаний об окружающем |
Формирование представлений об окружающем мире.
|
Формировать представление о сезонных изменениях в природе осенью, об овощах, фруктах, труде людей.
|
На картинках может показать осень, 2-3 фрукта и овоща
|
|
Внимание |
Развитие внимания. |
Развивать устойчивость внимания. Игра «Найди всех бабочек», «Покажи все жуков». Развивать произвольность внимания через соблюдение правил в играх. |
|
|
Память |
Развитие объема зрительной памяти. |
Развивать зрительную память. Игра «Расставь игрушки в том же порядке». Игра «Кто убежал» |
|
|
Организация развивающей предметно-пространственной среды |
Муляжи фруктов и овощей, предметные и сюжетные картинки, дидактические игры |
|
|
|
Социальное развитие |
||||
Контактность |
Совместная игровая деятельность |
Совместная сюжетно-ролевая игра «Больница», «Шоферы», «Строители». |
Знает и умеет играть в сюжетно-ролевые игры совместно с детьми (несколько игр) |
|
Эмоциональная сфера |
Развитие интереса к деятельности. Развитие эмоций. формирование эмоциональной устойчивости. - - формировать умение выражать и проявлять свои эмоции при помощи вербальных и невербальных средств.
- |
Картинки с изображением эмоционального состояния. Игры на снятие психоэмоционального напряжения |
Ребенок адекватно проявляет эмоции. Стал более спокойным |
|
Средства общения |
Создание ситуаций, способствующих вступлению в коммуникацию с другими людьми, в т.ч. с использованием невербальных средств общения. Включение ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры со всеми детьми |
Формирование и развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми через сюжетно-ролевую игру.
|
Включается в совместные игры со сверстниками и взрослыми. |
|
Навыки самообслуживания |
Развитие навыков самообслуживания. |
Формировать навыки самостоятельно одеваться, застегивать мелкие пуговицы, завязывать шнурки. Убирать за собой игрушки. Оказание помощи ребенку. Использование похвалы. Включение в дежурство. |
Ребенок самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки. |
|
Организация развивающей предметно-пространственной среды |
Шнуровки, атрибуты сюжетно-ролевых игр, картинки с изображением эмоциональных состояний |
|
|
|
Речевое развитие |
||||
Импрессивная речь |
Развитие импрессивной стороны речи |
1.Понимание вопроса Кто? Что? 2.Понимание вопроса Что делает? 3.Дифференциация единственного- множественного числа существительных в И.П. с окончанием –Ы, -И. 4.Дифференциация единственного- множественного числа существительных в И.П. с окончанием –А, -Я. 5.Многозначность глаголов. 6. Дифференциация единственного –множественного числа глаголов настоящего времени. 7.Переключение по словесной просьбе с одного действия на другое. 8.Различение утвердительных и отрицательных приказаний, отличающихся друг от друга частицей НЕ (Возьми кубик. Не бери кубик). 9.Различение по форме глаголов единственного –множественного числа повелительного наклонения; различение, к кому обращена просьба (Иди-идите. Прыгай-Прыгайте. Вова, встань. Нина, беги. Дети, бегите) 10.Выполнение в определенной последовательности действия без предмета.
|
Ребенок различает изученные грамматические категории. |
|
Экспрессивная речь (собственная речь) |
Развитие слухового внимания. Отработка в произношении гласных звуков. Развитие ритмических способностей. Вызывание в речи звукоподражаний
|
Развивать слуховое внимание через узнавание бытовых шумов, звучащих игрушек, звуков транспорта. Игра «Что звучало». Развивать ритмические способности через прохлопывание ритма по подражанию.. Игра «Хлопни, как я». Формировать умение произносить гласные звуки, слияния гласных звуков, звукоподражания. Игра «Спой песенку». Игра «Повтори!» |
Ребенок дифференцирует звуки, определяет источник звука, прохлопывает ритм из 3 хлопков. Произносит гласные и их слияния. Произносит некоторые звукоподражания. |
|
Организация развивающей предметно-пространственной среды |
Аудиозаписи со звуками, игрушки, предметные и сюжетные картинки, звучащие игрушки, дидактические игры. |
|
|
|
Включение семьи в процесс коррекционно-развивающей работы с ребенком |
||||
Знакомство с результатами диагностики. |
Познакомить родителей с уровнем актуального развития. |
|
|
|
Выполнение рекомендаций педагогов. |
Способствовать повышению педагогической компетентности родителей. |
|
|
|
Соблюдение требований к речи родителей. |
Познакомить с требованиями к речи родителей. |
|
|
|
Закрепление умений ребенка, полученных в детском саду, дома. |
Способствовать созданию условий для закрепления речевых умений в домашних условиях. |
|
|
|
Создание развивающей среды дома. |
Способствовать созданию условий для максимального развития ребенка в домашних условиях. |
|
|
|
Посещение НОД в детском саду. |
Познакомить родителей с динамикой развития ребенка, с методами и приемами. |
|
|
|
Индивидуальные консультации, семинары- практикумы |
Способствовать повышению педагогической компетентности родителей. |
|
|
План индивидуально-ориентированных образовательных мероприятий с ребенком
Режимные моменты |
Средства и формы организацииобразовательной деятельности процесса /с учетом ИОМ/ |
Направление (задача) развития /с учетом ИОМ/ |
Время в режиме дня |
Длительность
|
|
Прием детей |
|
|
7.00 - 8.20 |
1час 20 минут |
|
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая) |
Физиологическая активизация организма ребенка |
||||
Утренняя гимнастика
|
|
8.20 - 8.30 |
8-10 минут |
||
Санитарно-гигиенические процедуры |
|
|
8.30 - 8.50 |
20 минут |
|
Завтрак |
|
|
|
|
|
Групповой, утренний сбор (мотивация к образовательной деятельности) |
|
|
8.50 – 9.00 |
10 минут |
|
Специально организованная непрерывная образовательная деятельность (НОД) не более 30 минут), осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности |
|
|
9.00 – 11.00 |
1 час 30 минут |
|
Перерывы между НОД |
|
|
по 10 минут |
30 минут |
|
Подготовка к прогулке |
|
|
11.00-12.30 |
1 час 30 минут |
|
Дневная прогулка |
|
|
|||
Возвращение с прогулки (самообслуживание, взаимопомощь) |
|
|
|
|
|
Гигиенические процедуры. Подготовка к обеду |
|
||||
Обед |
|
|
12.40-13.00 |
20 минут |
|
Подготовка ко сну |
|
|
13.00-15.00 |
2 часа |
|
Дневной сон |
|
|
|||
Подъем. Ленивая гимнастика. Гигиенические, закаливающие процедуры. |
|
|
15.00–15.15 |
15 минут |
|
Подготовка к полднику Полдник |
|
|
15.15–15.30 |
15 минут |
|
Самостоятельная (свободная)деятельность детей |
|
|
15.30–16.00
|
30 минут
|
|
Специально организованная непрерывная образовательная деятельность (НОД) не более 30 минут), осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности |
|
|
16.00-16.30 |
30 минут |
|
Итоговый сбор |
|
|
16.30-16.50 |
|
|
Подготовка к прогулке (самообслуживание) |
|
|
16.50–17.30 |
40 минут |
|
Прогулка. Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная деятельность, общение.
Уход детей домой |
|
|
|||
Итого: реализация образовательной деятельности (ООП ДО) в течении всего времени пребывания детей в ДОУ |
7.00 -17.30 |
10,5 часов |
|||
Длительность времени на самостоятельную деятельность не менее – 3 часов в течение дня. Длительность прогулки в день 2 часа 20 минут.Родителям рекомендуется гулять с детьми после посещения детского сада не менее 1ч.30 мин. |
|||||
Модуль № 4. Результаты работы
1. Формы контроля и учета достижений ребенка.
2. Анализ результатов реализации коррекционно-развивающей работы.
3. Успехи и достижения ребенка. Портфолио ребенка.