Индивидуальный образовательный маршрут
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ на 20__/20___ уч.г.
Ф.И. воспитанника Дата рождения Логопедическое заключение ОНР IV уровня, дизартрический компонент
|
Цель программы: овладение ребенком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка.
Основные задачи коррекционного обучения:
овладение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и восприятия;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Формы и средства организации образовательной деятельности
Учитель-логопед:
фронтальные коррекционные занятия / фронтальная совместная НОД,
индивидуальные коррекционные занятия / индивидуальная совместная НОД.
Родители:
игры и упражнения на развитие мелкой и артикуляционной моторики ребенка;
контроль за произношением ребенка;
совместное выполнение с ребенком рекомендаций учителя-логопеда в тетради взаимодействия.
Воспитатели:
игры и упражнения на развитие мелкой и артикуляционной моторики ребенка;
контроль за произношением ребенка;
совместное выполнение с ребенком рекомендаций учителя-логопеда.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Свистящая и шипящая группа звуков [щ], [ш], [ж]
Этапы работы |
Содержание работы |
Виды работы |
1-й этап: “Развитие общей‚ речевой моторики» Количество часов: 7—14 |
Развитие общей моторики: • ходьба; • гимнастика рук и ног; • гимнастика туловища; комплексная гимнастика конечностей и туловища; упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки. |
1) Выполнение гимнастических упражнений. 2) Игры для развития координации и чувства ритма |
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев: • «Собираем ягоды», «Пальчики здороваются», «Пальчики моются», «Замочек», «Пальцы шагают», «Колечко», «Гармошка», «Бутончик", «Зайка» |
1) Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда. 2) Выполнение заданий в группе под наблюдением логопеда. |
|
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти -Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти -Игры направленные на развитие слухового внимания и памяти |
1) Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти: «Делай так», «Что изменилось?», «Чего не стало?» |
|
|
Развитие подвижности артикуляционного аппарата |
1) Упражнения перед зеркалом (сопряженные и отраженные). |
2-й этап: «Постановка и коррекция звука» |
Знакомство с артикуляцией звука. Показ, наглядная демонстрация, закрепление |
1) Показ артикуляции перед зеркалом. б) Работа с профилями гласных звуков |
|
Специальные упражнения для звука ц |
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:
|
Специальные упражнения для звуков Ш, Ж от «Чашечка» |
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики |
|
Коррекция звука: Работа над звуком |
|
|
Специальные упражнения |
Различение теплой — холодной воздушной струи |
|
3-й этап: «Автома-тизация поставленного звука в речи; развитие представлений, аналитико-синтетической деятельности» Кол-во часов 10—15 |
Работа над звуком |
1)Произнесение слов, слогов и предложений; |
Развитие фонематического восприятия, аналитико - синтетической деятельности и фонематических представлений 1) Узнавание звука на фоне слога, слова. |
1) Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово. 2) Запомнить со слуха и повторить 3) Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов. 4)Игра «Услышь свое имя». слогов, слов (воспроизведение показом картинок). 6)Отхлопать ритмическую структуру слова. |
|
2) Формирование фонематического анализа. |
1) Определить первый звук в слоге, слове. 2) Определить последний звук. 3) Назвать все входящие в слово звуки. 4) Определить количество звуков, 5) Назвать звуки по порядку. 6) Назвать, какой звук стоит перед данным и после него. |
|
3) Развитие синтетической деятельности. |
1) Составить из названных звуков 2) Игра с мячом «Доскажи словечко». 3) Составить из букв разрезной азбуки слово. 4) Игра «Умный телефон» |
|
|
4) Развитие фонематических представлений. |
Подобрать слово на заданный звук, слог. |
5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая). |
1) Пересказ различных текстов. |
|
4-й этап: «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком»: Кол-во часов 20 |
Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения. Введение звука в самостоятельную речь. |
Используемая литература: Используемая литература: Нищева Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. -СПБ., 2002. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи. -М., 1997. Шаблыко Е.И. Коррекция нарушений произношения звуков. –М., 2012. Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. –М., 2014. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Сонорная группа звуков (ЛЬ, Р, Рь)
Этапы работы |
Содержание работы |
Виды работы |
1-й этап: «Развитие общей и речевой моторики» Количество часов:7-10
|
Развитие общей моторики 1) Ходьба. 2) Гимнастика рук и ног. 3)Гимнастика туловища. 4) Комплексная гимнастика конечностей и туловища. туловища) 5) Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки. |
1) Выполнение гимнастических упражнений 2) Игры по развитию координации и чувства ритма. |
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев 1) Упражнения «Рыбка», «Бинокль», «Очки», «Флажок», «Веер» (для пальцев); Проба «ребро — кулак - ладонь». 2) Вычерчивание фигур. 3) Обведение шаблонов. 4) Вырезание ножницами различных фигур. 6) Лепка, штриховка, рисование по пунктиру. 7) Складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары. 8) Показывание пальцев по 2 и по 3. 9) Сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определенные цели.
|
1) Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда. 2) Работа на логопедических занятиях 3) Самостоятельная работа дома.
|
|
|
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти Игры на развитие зрительного внимания и памяти. Игры на развитие слухового внимания и памяти. |
1. Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти: • «Делай так»; • «Что изменилось?»; • «Чего не стало?»; • «Составление целого предмета из частей»; • «Найди фигурку по подобию»; • «Кто больше запомнит, увидит». 2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти: «Угадай, чей голос»; «Улиточка»; «Улови шепот»; «Жмурки с голосом»; «Где позвонили?»; «Скажи, что звучит»; «Лягушка» |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата 1. Упражнения, направленные на развитие «Оскал»; «Хоботок»; «Хоботок» с последующим «оскалом»; «Трубочка»; раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы; удерживание бумажных трубочек; комбинированные упражнения под счет 2. Упражнения, направленные на развитие язык широкий («лопаткой»); язык узкий («жалом»); поочередное высовывание языка («лопаткой», «жалом») 4-5 раз подряд; поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы; язык вправо — влево; втягивание и вытягивание широкого языка; удерживание языка в состоянии покоя; присасывание спинки языка к небу; прищелкивание; комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти. дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц. |
Упражнения перед зеркалом Настенное (сопряженные и отраженные). зеркало; Самостоятельные упражнения. индивид. Отработка артикуляционных зеркала движений под счет. Выработка кинестетических ощущений для данного звука. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор. Имитационные игры («Моторчик», «Рокот самолета», «Барабанчик», «Цоканье лошадки» и др.)
|
|
2-й этап: «Постановка и коррекция звука» |
Знакомство с артикуляцией звука
|
1) Показ артикуляции перед зеркалом. З) Показ положения языка кистью руки. |
Специальные упражнения для звука [Р] |
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:
|
|
Специальные упражнения 1) Игра в «болтушку» или «индюшку»: язык высунут и на звук [А] болтается между зубами. 3) Растягивание уздечки в случае бокового произношения. |
|
|
|
Специальные упражнения для звука [Ль]: |
|
Коррекция звука. Работа над: • точностью; |
Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания. |
|
Специальные упражнения 1) Работа над голосом: вдох и выдох через рот с последующим силы и высоты голоса; 2) Работа над дыханием: -Выработка плавного длительного выдоха; -Работа над силой голоса. |
|
|
3-й этап:
|
Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений |
1) Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово. 5) Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок). |
2) Формирование фонематического анализа |
1)Определить первый звук в слоге, слове. |
|
З) Развитие семантической деятельности
|
1)Составь из названных звуков слог, слово. |
|
4) Развитие фонематических представлений |
1)Подобрать слово на заданный звук, слог. |
|
5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).
|
1)Пересказ различных текстов.
|
|
4-й этап: «Автоматизация и дифференциация» звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком» Количество часов: 20 |
1) Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения. 2) Введение звука в самостоятельную речь.
|
Используемая литература: Нищева Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. -СПБ., 2002. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи. -М., 1997. Шаблыко Е.И. Коррекция нарушений произношения звуков. –М., 2012. Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. –М., 2014. |
План индивидуальной коррекционной работы
№ п/п |
Направления коррекционной работы |
Содержание коррекционной работы |
1 |
Развитие общих произвольных движений |
Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое |
2 |
Развитие тонких дифференцированных движений кисти и пальцев рук |
|
3 |
Формирование психологической базы речи |
Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения |
4 |
Развитие речевого аппарата |
Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы |
5 |
Развитие мимической мускулатуры |
Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики |
6 |
Формирование правильного звукопроизношения |
Постановка ШИПЯЩИЕ_____________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ СОНОРНЫЕ_____________________________________ _________________________________________________
Автоматизация ШИПЯЩИЕ_____________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ СОНОРНЫЕ_____________________________________ _________________________________________________ Дифференциация ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
|
7 |
Формирование фонематических процессов |
Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи; определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове |
8 |
Формирование слоговой структуры слова |
Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры |
9 |
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи |
Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности; уточнение, расширение и закрепление словаря по лексическим темам рабочей программы; активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования и словоизменения, составления предложений и рассказов |
10 |
Подготовка к обучению грамоте |
Формирование связи звука и буквы, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного |
Ознакомлен (а) ________________________________________________________________
13