Индивидуальный образовательный маршрут

6
0
Материал опубликован 3 August 2019 в группе

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

на 20__/20___ уч.г.

 

Ф.И. воспитанника

Дата рождения

Логопедическое заключение ОНР IV уровня, дизартрический компонент

 

Цель программы: овладение ребенком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка.  

Основные задачи коррекционного обучения:

овладение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества; 

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и восприятия;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формы и средства организации образовательной деятельности

Учитель-логопед:

фронтальные коррекционные занятия / фронтальная совместная НОД,

индивидуальные коррекционные занятия / индивидуальная совместная НОД.

Родители:

игры и упражнения на развитие мелкой и артикуляционной моторики ребенка;

контроль за произношением ребенка;

совместное выполнение с ребенком рекомендаций учителя-логопеда в тетради взаимодействия.

Воспитатели:

игры и упражнения на развитие мелкой и артикуляционной моторики ребенка;

контроль за произношением ребенка;

совместное выполнение с ребенком рекомендаций учителя-логопеда.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Свистящая и шипящая группа звуков [щ], [ш], [ж]

Этапы работы

Содержание работы

Виды работы

1-й этап: “Развитие общейречевой моторики» Количество часов: 7—14

Развитие общей моторики: • ходьба; • гимнастика рук и ног; • гимнастика туловища; комплексная гимнастика конечностей и туловища; упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки.

1) Выполнение гимнастических упражнений.

2) Игры для развития координации и чувства ритма

Развитие мелких движений кистей рук и пальцев: «Собираем ягоды», «Пальчики здороваются», «Пальчики моются», «Замочек», «Пальцы шагают», «Колечко», «Гармошка», «Бутончик", «Зайка»
• разбирание по сортам семян, мозаик — по цвету;
• складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары; • сжимание резиновой груши при одновременно направлении воздушной струи на определенные цели;
• вычерчивание фигур;
• обведение шаблонов;
• вырезание ножницами различных фигур;
• лепка, штриховка, рисование по пунктиру;
• показывание пальцев по 2 и по 3.

1) Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда.

2) Выполнение заданий в группе под наблюдением логопеда.
3) Самостоятельная работа дома.

Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти

-Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти

-Игры направленные на развитие слухового внимания и памяти

1) Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти: «Делай так», «Что изменилось?», «Чего не стало?»
«Составление целого предмета из частей» «Найди фигуру по подобию» «Кто больше запомнит». 2) Игры направленные на развитие слухового внимания и памяти:
• «Угадай, чей голос»;
• «Улиточка»; • «Улови шепот»;
• «Жмурки с голосом»; • «Где позвонили?»;
• «Скажи, что звучит»;
• «Лягушка».

 

Развитие подвижности артикуляционного аппарата
1) Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:
• «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»;
• «Чашечка», «Ковшик»;
• «Заборчик», «Рупор», «Трубочка»;
• «Горка», «Киска сердится»;
• «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»;
• удерживание бумажных трубочек;
• комбинированные упражнения под счет
2) Упражнения. направленные на развитие подвижности мышц языка:
• язык широкий («чашечкой»);
• язык узкий («горкой»);
• поочередное высовывание языка («лопаткой», «жалом») 4—5 раз подряд;
• поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы;
«Качели»;
• втягивание и вытягивание широкого языка;
• удерживание языка в состоянии покоя; упражнение в произнесении звуков т-с;
• прищелкивание;
• комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.

1) Упражнения перед зеркалом (сопряженные и отраженные).
2) Самостоятельные упражнения.
3) Отработка артикуляционных движений под счет.
4) Выработка кинестетических ощущений для данного звука.
5) Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор.
6) Имитационные игры («Кто дальше загонит мяч», «Сдуть снежинку», «Загнать мяч в ворота», «Тепло — холодно» и др.

2-й этап: «Постановка и коррекция звука»
Кол-во часов 5—8

Знакомство с артикуляцией звука.

Показ, наглядная демонстрация, закрепление

1) Показ артикуляции перед зеркалом.
2) Показ профиля данного звука.
3) Показ положения языка кистью руки. .
4) Наглядная демонстрация желобка по сагиттальной линии языка.
5) Закрепление артикуляционных упражнений

б) Работа с профилями гласных звуков

 

Специальные упражнения для звука ц
1. Работа над вспомогательными звуками:
• многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное — с нижнего подъема «т-т-т-с-с-с»);
• выполнение сильного задувания, вызывающего звуки «тс-с-с».
2. Механическая помощь при постановке звука:
• удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем;
образование холодной струи воздуха (упражнение «Ледяная горка»).

Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:
• игры на выработку вибраторных движений кончика языка;
• работа над силой выдоха;
• имитационные игры.

 

Специальные упражнения для звуков Ш, Ж от «Чашечка»

Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики

Коррекция звука: Работа над звуком
• точностью;
• чистотой (без вспомогательных движений);
• плавностью (без толчков);
• силой (с напряжением);
• темпом (от замедленного к быстрому);
• достижением устойчивости полученного результата.

 

Специальные упражнения
1. Работа над голосом:
вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса;
• произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса.
2. Работа над дыханием:
выработка плавного длительного выдоха; работа над силой выдоха.

Различение теплой — холодной воздушной струи

3-й этап: «Автома-тизация поставленного звука в речи; развитие
фонематического восприятия, фонематических

представлений, аналитико-синтетической деятельности»

Кол-во часов 10—15

Работа над звуком
1) Звук в слоге: открытом; закрытом;
в звукосочетаниях. 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными.
3) Звук в предложении.
4) Звук в тексте.
5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки.

1)Произнесение слов, слогов и предложений;
2) Работа с таблицами; З)Работа с игровым материалом, картинками;
4) Чтение текстов;
5) Работа с деформированным текстом;
6)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.

Развитие фонематического восприятия, аналитико - синтетической деятельности и фоне­матических представлений

1) Узнавание звука на фоне слога, слова.

1) Поднять руку на заранее обуслов­ленный звук, слог, слово.

2) Запомнить со слуха и повторить
ряд слогов, слов в определенной
последовательности.

3) Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов.

4)Игра «Услышь свое имя».
5)Удержать в памяти ряды

слогов, слов (воспроизведение показом картинок).

6)Отхлопать ритмическую

струк­туру слова.

2) Формирование фонематического анализа.

1) Определить первый звук в слоге, слове.

2) Определить последний звук.

3) Назвать все входящие в слово звуки.

4) Определить количество звуков,
слогов, слов.

5) Назвать звуки по порядку.

6) Назвать, какой звук стоит перед данным и после него.

3) Развитие синтетической деятельности.

1) Составить из названных звуков
слог, слово.

2) Игра с мячом «Доскажи сло­вечко».

3) Составить из букв разрезной аз­буки слово.

4) Игра «Умный телефон»

 

4) Развитие фонематических представлений.

Подобрать слово на заданный звук, слог.
2) Придумать слово по количеству звуков, слогов.
3) Подобрать картинки на звук.
4) Преобразовать слова:
• добавить начальный или конечный звук;
• изменить гласный или согласный;
• назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке;
•работать с использованием схем (вписать буквы в кружки);
• разгадать ребусы, шарады

5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).

1) Пересказ различных текстов.
2) Составление рассказов:
по опорным словам;
• по сюжетным картинкам;
• на заданную тему;
• придумывание части рассказа.
3) Инсценирование сказок.
4) Работа со сказками-фильмами

4-й этап: «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком»:

Кол-во часов 20

Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.

Введение звука в самостоятельную речь.

Используемая литература:

Используемая литература:

Нищева Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. -СПБ., 2002.

Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи. -М., 1997.

Шаблыко Е.И. Коррекция нарушений произношения звуков. –М., 2012.

Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. –М., 2014.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Сонорная группа звуков (ЛЬ, Р, Рь)


 

Этапы работы

Содержание работы

Виды работы

1-й этап:

«Развитие

общей и речевой

моторики»

Количество

часов:7-10

 

Развитие общей моторики

1) Ходьба.

2) Гимнастика рук и ног.

3)Гимнастика туловища.

4) Комплексная гимнастика конечностей и туловища.

туловища)

5) Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки.

1) Выполнение гимнастических упражнений

2) Игры по развитию координации и

чувства ритма.

Развитие мелких движений кистей рук и

пальцев

1) Упражнения «Рыбка», «Бинокль», «Очки»,

«Флажок», «Веер» (для пальцев);

Проба «ребро — кулак - ладонь».

2) Вычерчивание фигур.

3) Обведение шаблонов.

4) Вырезание ножницами различных фигур.
5) Разбирание по сортам семян, мозаик — по цвету.

6) Лепка, штриховка, рисование по пунктиру.

7) Складывание ладоней перед собой и посту­кивание пальцами

каждой пары.

8) Показывание пальцев по 2 и по 3.

9) Сжимание резиновой груши при одновре­менном направлении воздушной струи на определенные цели.

 

1) Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда.

2) Работа на логопедических занятиях

3) Самостоятельная работа дома.

 

 

Развитие речевого слуха, зрительного, слухового

внимания и памяти

Игры на развитие зрительного внимания и памяти.

Игры на развитие слухового внимания и памяти.

1. Игры, направленные на развитие

зрительного внимания и памяти:

• «Делай так»;

• «Что изменилось?»;

• «Чего не стало?»;

• «Составление целого предмета

из частей»;

• «Найди фигурку по подобию»;

• «Кто больше запомнит, увидит».

2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:

«Угадай, чей голос»;

«Улиточка»;

«Улови шепот»;

«Жмурки с голосом»;

«Где позвонили?»;

«Скажи, что звучит»;

«Лягушка»

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

1. Упражнения, направленные на развитие
подвижности губ:

«Оскал»;

«Хоботок»;

«Хоботок» с последующим «оскалом»;

«Трубочка»;

раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы;

удерживание бумажных трубочек;

комбинированные упражнения под счет

2. Упражнения, направленные на развитие
подвижности мышц языка:

язык широкий («лопаткой»);

язык узкий («жалом»);

поочередное высовывание языка («лопат­кой», «жалом») 4-5 раз подряд;

поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы;

язык вправо — влево;

втягивание и вытягивание широкого языка;

удерживание языка в состоянии покоя;

присасывание спинки языка к небу;

прищелкивание;

комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.

дополнительная гимнас­тика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц.

Упражнения перед зеркалом Настенное

(сопряженные и отраженные). зеркало;

Самостоятельные упражнения. индивид.

Отработка артикуляционных зеркала

движений под счет.

Выработка кинестетических ощу­щений для данного звука.

Отработка

артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор.

Имитационные игры

(«Моторчик», «Рокот

самолета», «Барабанчик»,

«Цоканье лошадки» и

др.)

 

2-й этап: «Постановка и коррекция звука»
Количество часов:
5—8

Знакомство с артикуляцией звука

 

1) Показ артикуляции перед зеркалом.
2) Показ профиля данного звука.

З) Показ положения языка кистью руки.
4) Наглядная демонстрация вибрации языка.
5) Закрепление артикуляционных упражнений
6) Работа с профилями гласных звуков

Специальные упражнения для звука [Р]
1. Работа над вспомогательными звуками:
• многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное т - т - т);
• присоединение голоса(.д - д - д.);.
• выполнение сильного задували, вызывающего дрожание кончика языка (т - т - т - ттрррр)
2. Механическая помощь при постановке
звука:
• удерживание кончика языка у верхних десен шпателем;
• вызывание дрожания кончика языка от звуков «зззз., ЖжжЖ., чаще дддд, (упражнение «Балалайка»).

Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:
• игры на выработку вибраторных движений кончика языка;
• работа над силой выдоха;
• имитационные игры.

 

 

Специальные упражнения

1) Игра в «болтушку» или «индюшку»: язык высунут и на звук [А] болтается между зубами.
2) Фырканье лошади, — тип кучерского «р»

3) Растягивание уздечки в случае бокового произношения.

 

 

Специальные упражнения для звука [Ль]:
П е р в ы й с п о с о б: вызывание межзубного [Л]:
• «Улыбка»;
• прикусывание языка посередине и дутье на него (язык широкий);
• так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса
В то р о й с п о с о б: постановка звука [Л] от
вспомогательных звуков [А] или [Ы]:
• «Качели» (для губного [Л]);
• «Качели» с одновременным произнесением А-А-ААА, или «ы ы ыыы».
Т р е т и й с п о с о б: механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам.

 

Коррекция звука. Работа над:

• точностью;
• чистотой (без вспомогательных движений);
• плавностью (без толчков);
силой (с напряжением);
темпом (от замедленного к быстрому);
• достижением устойчивости полученного.

Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания.

Специальные упражнения

1) Работа над голосом: вдох и выдох через рот с последующим силы и высоты голоса;

2) Работа над дыханием:

-Выработка плавного длительного выдоха;

-Работа над силой голоса.

 

3-й этап:
«Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического
восприятия, фонематических представлений
к аналитическо-синтетической
деятельности
»
Количество часов:
10—15

 

Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений
1) Узнавание звука на фоне слога, слова.

1) Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово.
2) Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определенной последовательности.
3) Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов.
4) Игра «Услышь свое имя».

5) Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок).
б) Отхлопать ритмическую структуру слова.

2) Формирование фонематического анализа

1)Определить первый звук в слоге, слове.
2)Определить последний звук в слове.
3)Назвать все входящие в слово звуки.
4)Определить количество звуков.

З) Развитие семантической деятельности

 

1)Составь из названных звуков слог, слово.
2)Игра с мячом «Доскажи словечко»
3)Составить из букв разрезной азбуки слово.
4)Игра «Умный телефон»

4) Развитие фонематических представлений

1)Подобрать слово на заданный звук, слог.
2)Придумать слово по количеству звуков, слогов.
3)Подобрать картинки на заданный звук.
4) Преобразовать слова:
• добавить начальный или конечный звук;
• изменить гласный или согласный;
• назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке;
• работать с использованием схем (вписывать буквы в кружки); разгадывать ребусы, шарады.

5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).

 

1)Пересказ различных текстов.
2) Составление рассказов:
• по опорным словам;
• по сюжетным картинкам;
• на заданную тему;
• придумывание части рассказа
3) Инсценирование сказок.
4) Работа со сказками-фильмами.

 

4-й этап: «Автоматизация и дифференциация» звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком»

Количество часов: 20

 

1) Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения.

2) Введение звука в самостоятельную речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

Нищева Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. -СПБ., 2002.

Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи. -М., 1997.

Шаблыко Е.И. Коррекция нарушений произношения звуков. –М., 2012.

Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. –М., 2014.

 

 

План индивидуальной коррекционной работы

 

№ п/п

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

1

Развитие общих произвольных движений

Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое

2

Развитие тонких дифференцированных движений кисти и пальцев рук

3

Формирование психологической базы речи

Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения

4

Развитие речевого аппарата

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы

5

Развитие мимической мускулатуры

Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики

6

Формирование правильного звукопроизношения

Постановка

ШИПЯЩИЕ_____________________________________

________________________________________________

________________________________________________

СОНОРНЫЕ_____________________________________

_________________________________________________

 

Автоматизация

ШИПЯЩИЕ_____________________________________

________________________________________________

________________________________________________

СОНОРНЫЕ_____________________________________

_________________________________________________

Дифференциация

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

 

7

Формирование фонематических процессов

Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи; определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове

8

Формирование слоговой структуры слова

Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры

9

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности; уточнение, расширение и закрепление словаря по лексическим темам рабочей программы; активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования и словоизменения, составления предложений и рассказов

10

Подготовка к обучению грамоте

Формирование связи звука и буквы, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного

 

 

 

 

 

Ознакомлен (а) ________________________________________________________________

13

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.