Виртуальная экскурсия как одна из эффективных современных форм организации учебного процесса
«Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»
Тема:
«Виртуальная экскурсия как одна из эффективных современных форм организации учебного процесса»
Автор статьи:
педагог Ошвинцева Лариса Николаевна
Пермь, 2022 г.
Деятельность образовательных организаций в Российской Федерации регулируется Федеральными Государственными Образовательными стандартами (ФГОС).
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Министерством просвещения Российской Федерации утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты:
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования";
Обновлённые ФГОС начнут действовать с 1 сентября 2022 года в каждой общеобразовательной организации. Обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ. Одним из важных требований обновленных ФГОС является обеспечение равенства возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи.
В стандартах появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе.
Современному педагогу при разработке учебного материала необходимо руководствоваться ФГОС, применять наиболее эффективные методы обучения.
Многие педагоги при разработке учебного материала, руководствуясь ФГОС, в своей педагогической деятельности сталкиваются с проблемой удаленности изучаемого объекта. Такие ситуации встречаются при изучении учебного материала по предметам истории, окружающего мира, географии и др.
Решением данной проблемы являются современные методы, формы и средства обучения.
Виртуальные экскурсии считаются новым направлением в современном образовании.
Образовательные учреждения всё чаще используют эту технологию для своих веб-сайтов и школьных курсов. Чтобы понять, что представляет собой «виртуальная экскурсия», сначала обратимся к определению понятия «экскурсия».
Многие учёные-дидакты (такие, как П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Е.Я. Голант, В.В. Голубков и многие другие) обращались к экскурсиям как одной из форм учебной работы.
Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия–проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав».
Доктор педагогических наук Павел Иванович Пидкасистый дал такое определение: «Экскурсия — это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении».
Доктор педагогических наук Иван Павлович Подласый экскурсию относит к вспомогательным формам учебной работы и представляет общую схему подготовки и проведения экскурсии :
В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования подход к экскурсиям существенно изменился, возник новый вид экскурсий – виртуальные экскурсии.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.
Разновидностью виртуальной экскурсии является виртуальное путешествие. Виртуальное путешествие с эффектом присутствия в любую точку мира с помощью компьютера или любого другого цифрового устройства. Это комбинация панорамных фотографий, когда переход от одной панорамы к другой осуществляется через активные зоны (их называют точками перехода), размещаемые непосредственно на изображениях, а также с учетом плана экскурсии. Проект может дополняться озвучиванием переднего плана и фоновой музыкой, а при необходимости и обычными фотографиями, видеороликами, flash- роликами, пояснениями, контактной информацией и т. д.
В основе виртуальных путешествий лежат фотопанорамы, которые от обычных фотографий отличаются интерактивным характером просмотра. Это означает, что при просмотре панорамной фотографии пользователь видит только ту часть изображения, которая интересует в данный момент, и что при желании он может оглядеться по сторонам, посмотреть вверх и вниз, а также приблизить или отдалить отдельные детали изображения. Изучая, обычную фотографию или видео, зритель видит только то, что ему показывают, и не может управлять процессом просмотра. Отличительной чертой такого проекта являются яркие образы и сильные впечатления.
Обязательными условиями подготовки и размещения виртуального путешествия и являются:
•наличие не менее двух помещений/залов для оказания услуг;
•не менее двух видов оказываемых услуг;
•умение выделить и продемонстрировать свои преимущества.
Основными преимуществами виртуальных экскурсий и путешествий являются:
•доступность – возможность осмотра достопримечательностей всего мира без больших материальных и временных затрат;
•возможность многоразового просмотра экскурсий и описания объектов в любое время;
•получение впечатлений – с помощью экскурсии создаётся эффект присутствия;
•возможность быть внутри картинки – важно посмотреть на экране, а затем поехать и увидеть вживую.
•получение широкого спектра информации – статьи подробным описанием.
Основные недостатки виртуальных экскурсий:
•невозможно задать вопрос в режиме реального времени;
•зависимость от создателей – невозможно увидеть то, что не включено в экскурсию;
•ограниченность впечатлений.
Среди функций виртуальных экскурсий можно выделить:
•помощь людям с ограниченными возможностями здоровья;
•расширение кругозора людей с невысоким уровнем дохода;
•удобство посещения с детьми.
Среди музеев России, по которым разработаны виртуальные туры и экскурсии, можно выделить: художественные музеи, музеи-заповедники, этнографические музеи, палеонтологические музеи, военные музеи мемориальные комплексы, музеи техники.
Приложение
Виртуальные экскурсии - Победители21.рф
Виртуальные прогулки (culture.ru)
Виртуальный Пушкинский (pushkinmuseum.art)
ГМИИ им. А.С. Пушкина: Технология виртуальной реальности VR (arts-museum.ru)
Открытие Кремля - виртуальный тур по резиденции Президента России (kremlin.ru)
Виртуальный визит Государственный эрмитаж (hermitagemuseum.org)
VR тур по Мемориальному Музею-квартире А.С.Пушкина - tripvr.ru
Виртуальная прогулка по Михайловскому (pushkinland.ru)
И. П. Подласый , Педагогика начальной школы: учебник
Пидкасистый П.И, Педагогика - Учебное пособие
О.И. Мезенцева, СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ .Учебное пособие, 2018