12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ошвинцева Лариса Николаевна332
Россия


«Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»







Тема:

«Виртуальная экскурсия как одна из эффективных современных форм организации учебного процесса»









 

                                                                                 Автор статьи:

                                                                педагог Ошвинцева Лариса Николаевна

 









Пермь, 2022 г.



   Деятельность образовательных организаций в Российской Федерации регулируется Федеральными Государственными Образовательными стандартами (ФГОС).

 Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

  Министерством просвещения Российской Федерации утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты:

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования";

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования"

 Обновлённые ФГОС начнут действовать с 1 сентября 2022 года в каждой общеобразовательной организации. Обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей). 

    ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ. Одним из важных требований обновленных ФГОС является обеспечение равенства возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи.

В стандартах появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе.

Современному педагогу при разработке учебного материала необходимо руководствоваться ФГОС, применять наиболее эффективные методы обучения.

Многие педагоги при разработке учебного материала, руководствуясь ФГОС, в своей педагогической деятельности сталкиваются с проблемой удаленности изучаемого объекта. Такие ситуации встречаются при изучении учебного материала по предметам истории, окружающего мира, географии и др.

  Решением данной проблемы являются современные методы, формы и средства обучения.

   Виртуальные экскурсии считаются новым направлением в современном образовании.

   Образовательные учреждения всё чаще используют эту технологию для своих веб-сайтов и школьных курсов. Чтобы понять, что представляет собой «виртуальная экскурсия», сначала обратимся к определению понятия «экскурсия».

   Многие учёные-дидакты (такие, как П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Е.Я. Голант, В.В. Голубков и многие другие) обращались к экскурсиям как одной из форм учебной работы.

Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия–проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав».

Доктор педагогических наук Павел Иванович Пидкасистый дал такое определение: «Экскурсия — это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении».

Доктор педагогических наук Иван Павлович Подласый экскурсию относит к вспомогательным формам учебной работы и представляет общую схему подготовки и проведения экскурсии :


z1658353783.png
Подготовка экскурсии




   В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования подход к экскурсиям существенно изменился, возник новый вид экскурсий – виртуальные экскурсии.

  Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.

  Разновидностью виртуальной экскурсии является виртуальное путешествие. Виртуальное путешествие с эффектом присутствия в любую точку мира с помощью компьютера или любого другого цифрового устройства. Это комбинация панорамных фотографий, когда переход от одной панорамы к другой осуществляется через активные зоны (их называют точками перехода), размещаемые непосредственно на изображениях, а также с учетом плана экскурсии. Проект может дополняться озвучиванием переднего плана и фоновой музыкой, а при необходимости и обычными фотографиями, видеороликами, flash- роликами, пояснениями, контактной информацией и т. д.

В основе виртуальных путешествий лежат фотопанорамы, которые от обычных фотографий отличаются интерактивным характером просмотра. Это означает, что при просмотре панорамной фотографии пользователь видит только ту часть изображения, которая интересует в данный момент, и что при желании он может оглядеться по сторонам, посмотреть вверх и вниз, а также приблизить или отдалить отдельные детали изображения. Изучая, обычную фотографию или видео, зритель видит только то, что ему показывают, и не может управлять процессом просмотра. Отличительной чертой такого проекта являются яркие образы и сильные впечатления.

   Обязательными условиями подготовки и размещения виртуального путешествия и являются:

наличие не менее двух помещений/залов для оказания услуг;

не менее двух видов оказываемых услуг;

умение выделить и продемонстрировать свои преимущества. 

Основными преимуществами виртуальных экскурсий и путешествий являются:

доступность – возможность осмотра достопримечательностей всего мира без больших материальных и временных затрат;

возможность многоразового просмотра экскурсий и описания объектов в любое время;

получение впечатлений – с помощью экскурсии создаётся эффект присутствия;

возможность быть внутри картинки – важно посмотреть на экране, а затем поехать и увидеть вживую.

получение широкого спектра информации – статьи подробным описанием.

Основные недостатки виртуальных экскурсий:

невозможно задать вопрос в режиме реального времени;

зависимость от создателей – невозможно увидеть то, что не включено в экскурсию;

ограниченность впечатлений.

Среди функций виртуальных экскурсий можно выделить:

помощь людям с ограниченными возможностями здоровья;

расширение кругозора людей с невысоким уровнем дохода;

удобство посещения с детьми.

Среди музеев России, по которым разработаны виртуальные туры и экскурсии, можно выделить: художественные музеи, музеи-заповедники, этнографические музеи, палеонтологические музеи, военные музеи мемориальные комплексы, музеи техники.

Приложение

Виртуальные экскурсии - Победители21.рф

Виртуальные прогулки (culture.ru)

Виртуальный Пушкинский (pushkinmuseum.art)

ГМИИ им. А.С. Пушкина: Технология виртуальной реальности VR (arts-museum.ru)

Открытие Кремля - виртуальный тур по резиденции Президента России (kremlin.ru)

Виртуальный визит Государственный эрмитаж (hermitagemuseum.org)

VR тур по Мемориальному Музею-квартире А.С.Пушкина - tripvr.ru

Виртуальная прогулка по Михайловскому (pushkinland.ru)

Интернет-ресурсы

И. П. Подласый , Педагогика начальной школы: учебник

Пидкасистый П.И, Педагогика - Учебное пособие

ВВЕДЕНИЕ В ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ Учебное пособие для юных экскурсоводов, под общей редакцией к. п. н. В.И. Аксельрода, 2015

Открытая методика: учитель-словесник в эпоху цифровизации образования. Сборник научных и научно-методических статей по итогам IV Всероссийской научно практической конференции (РГПУ им. А. И. Герцена, 18–19 октября 2019)

О.И. Мезенцева, СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ .Учебное пособие, 2018



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.