Экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса у обучающихся начальных классов общеобразовательной школы
Экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса у обучающихся начальных классов общеобразовательной школы
Если внимательно присмотреться к тому, как входит музыка в жизнь учащихся, то мы заметим и многообразие путей, форм и в то же время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьезным проблемам в музыкальном развитии и воспитании подрастающего поколения. Казалось бы, что современная жизнь благодаря звуковому кино, радио- и телепередачам, широкому распространению проигрывателей, магнитофонов настолько насыщен музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре детей не приходится. И стихийно, путем «самодеятельного» удовлетворения личных вкусов и интересов и планомерно, поскольку музыкальной пропагандой ведают многие организации, музыка постоянно сопровождает современного человека. Но все же сказать, что в этой области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак нельзя. Уровень музыкального вкуса личности младшего школьника характеризуется таким комплексом ее проявлений, как способности, установки, знания, умения, навыки, оценки. Все эти формы или слагаемые музыкально-эстетической культуры школьников возникают на основе его музыкальной деятельности и развитого музыкального сознания.
Музыкальный вкус школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Так, в пении, во время слушания музыки, на занятиях ритмикой, в игре на детских музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произведениями, учатся их понимать, усваивают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения. Поэтому разнообразнее и активнее осуществляется развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей.
Музыкально-эстетическая культура младшего школьника выступает как единство способностей, музыкально-эстетических знаний, навыков, поведения, чувств, оценок. Она выражается:
1. в наличии и развитости музыкальных задатков и способностей;
2. в содержании эстетических способностей ребенка, установок на музыкально-педагогическую деятельность;
3. в системности и глубине музыкальных знаний;
4. в музыкально-эстетической активности, проявляющейся в умениях, навыках, как необходимых элементах музыкально-педагогического творчества;
5. в развитости чувственно-оценочного отношения и образного мышления, позволяющего ориентироваться в многообразии музыкальных ценностей, формировать через механизмы ценностных ориентаций восприятия, переживания, оценки, вкусы, идеалы и взгляды.
Развитие чувства культуры невозможно вне понимания традиций и новаторства в искусстве, вне исторического ракурса, в установлении общих принципов, законов развития стилей как «обычаев»; как отражения особенностей музыкального мышления. Оно, прежде всего, сказывается в постижении общности принципов развития, формообразования материала той или иной культуры, того или иного стиля, в характере образной сферы. Ведущими признаками, основными чертами музыкального вкуса являются распевность, вариативность.
Воспитание музыкального вкуса школьников невозможно без развития у них музыкальных способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.
Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования музыкального вкуса.
Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают школьникам возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи. Это в свою очередь является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей.
Музыкальные способности бывают общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности и специальные. Для учителя музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности учащихся:
1. способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями;
2. ладовое чувство;
3. музыкально-ритмическое чувство.
Способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями.
Музыкальный слух – способность человека полноценно воспринимать музыку, необходимая предпосылка композиторской и исполнительской деятельности; основа музыкального мышления и музыкально-оценочной деятельности.
Освоение элементов музыкальной грамоты в донотный период направлено на развитие слуха учащихся, на соединение музыкально-слуховых представлений со зрительными при различении высоты звуков в мелодиях ограниченного диапазона (вверх, вниз, на месте), динамики (тихо – громко), темпа (быстро – медленно – умеренно), контрастных регистров (высокие и низкие звуки). А также на основе развития интонационного слуха: осуществление постепенного перехода от донотного периода к нотному, знакомство со знаками нотного письма путем осмысления интонаций музыкальной речи, в процессе восприятия и детского музицирования: пения, пластического интонирования, игры на детских музыкальных инструментах, инсценирования, ритмических и вокальных импровизаций; закрепление основных понятий нотной грамоты, их мелодическое и ритмическое оформление.
Движения, элементарное музицирование чрезвычайно эффективно для формирования музыкально-слуховых представлений, осознания средств выразительности.
Сотворчество через движение, игру на инструментах активизирует эмоционально осознанное отношение к воспринимаемому. А также хороший музыкальный слух развивается у тех детей, которые занимаются в хоре или в любом другом музыкальном коллективе. В то же время, именно хороший музыкальный слух относится к высшим критериям при отборе кандидатов на пение музыкальных произведений. Слух является и одним из важнейших показателей во время приемных испытаний в музыкальные школы. Это противоречие во многом объясняется особенностями развития музыкальных способностей.
Ладовое чувство развивается тогда, когда идет:
1. формирование представлений о ладовой интонации как носителе образной
характеристики;
2.формирование представлений о тонике, тоническом трезвучии, устойчивых
и неустойчивых ступенях, ручных знаках – символах ладовых ступеней, нотной записи;
3. формирование представлений о ладе и его разновидностях (лад – порядок;
в музыке – это система взаимосвязи музыкальных звуков; у народов разных
континентов сложились свои лады, например, у европейских – мажоро-минорная система).
Лад – это как средство воплощения музыкального образа, связь лада с другими элементами музыкального языка.
Ладовое чувство способствует развитию умения учащихся внимательно выслушивать музыкальное произведение с ярко выраженными жанровыми признаками и жизненным содержанием; пробуждение эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку в атмосфере класса. Совершенствование умения анализировать и сопоставлять интонационные особенности музыки ярких представителей национальных культур.
Использование инструментов с целью развития ладового чувства обусловлено рядом причин. Среди учащихся младших классов есть немало детей со слабо развитым музыкальным слухом, плохой координацией между голосом и слухом. Для них усвоение ладовых представлений только в певческой деятельности составляет определенную трудность.
На уроке учащимся предлагается музыкально-дидактический материал, на котором они могут играть и петь. На его основе школьники последовательно знакомятся со ступенями мажора, минора и их характерными интонациями.
На музыкальном материале учащиеся знакомятся с конкретным элементом лада.
Первые представления о той или иной интонации мажора, минора дети приобретают в процессе восприятия, пения и слухового анализа мелодии песни. Как только они смогут ее узнать в нотной записи по ручным знакам ладовых ступеней, рекомендуется предложить им сыграть мелодию песни на звуковысотных инструментах.
Сущность ладового развития заключается в том, чтобы дети на собственной практике убедились и почувствовали, что любая мелодия состоит из совокупности ладовых интонаций.
Музыкально-ритмическое чувство – способность ориентации в длительности звуков в их временной последовательности. Оно происходит следующим образом:
1. восприятия и воспроизведения равномерной пульсации метрических долей в музыке;
2. различения сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении
маршевых и танцевальных пьес;
3.восприятия соотношения различных длительностей на примере несложных, хорошо знакомых детских песен;
4. осознания выразительной и изобразительной сущности ритма, развития внутреннего ритмического слуха;
5. формирования понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности;
6. определения выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений;
7. осознания значения ритма для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка.
Музыкально-ритмическую деятельность младших школьников целесообразно планировать следующим образом. Деятельность учителя должна быть направлена вначале на активизацию дошкольного опыта детей, а также освоение движений: а) танцевальных; б) физкультурных.
Закрепление представлений об элементах музыкальной речи, средствах выразительности происходит в творческих заданиях, связанных с импровизацией и драматизацией песен, пьес для слушания.
Музыкально-ритмическая деятельность обучающихся на уроке направлена на закрепление приобретенных ранее навыков выразительного движения и освоения более сложных, на формирование умения творчески использовать знакомые движения в плясках. Опыт, приобретенный ребятами при выполнении маршевых и танцевальных движений, способствует формированию представлений о пульсации сильных и слабых долей в музыке, соотношении двух ритмических единиц, а также освоению нотной записи.
Все эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки представляют собой музыкальность.
В основу центральной теории музыкально-педагогической науки – теории музыкально-эстетической культуры личности – должны быть положены три ведущих философско-методологических принципа – деятельности, отражения и целостности развития личности. Наметим их содержание и функции в построении теории музыкально-эстетической культуры школьника, а также значение в существующей теории формирования музыкально-эстетической культуры школьника, созданной Д.Б. Кабалевским.
В музыкальной деятельности развиваются природные музыкальные задатки школьника, его музыкальное чувство, вкус, любовь к музыкальному искусству, понимание музыки, способность к музыкальному исполнительству и творчеству.
Освоить музыкальную культуру, персонифицировать ее можно исключительно по средствам музыкальной активности, которая различна по видам и формам. Б.В. Асафьев выделял три вида творческой музыкальной деятельности, из которых складывается институт музыкальной культуры общества – это деятельность «композитора – исполнителя – слушателя». В музыкально-педагогической литературе последних лет (Кабалевский Д.Б., Апраксина О.А., Абдуллин Э.Б., Ветлугина Л.А.) большое внимание уделяется исследованию форм музыкальной деятельности учащихся, способствующих становлению их музыкальной культуры, таких как пение, игра на музыкальных инструментах, ритмические упражнения и др. Однако не у всех авторов присутствует в работах понимание причинного знания музыкальной деятельности в формировании музыкальной культуры личности.
Для музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского принцип деятельности – один из важнейших методологических источников. Задача формирования музыкального вкуса ребенка решается успешно там, где активными творцами в мире музыки выступают сами школьники, а учитель лишь направляет их активность. В концепции Д.Б. Кабалевского музыкальный вкус и музыкальная деятельность образуют процессуальное тождество. Музыкальная деятельность выступает как предпосылка, условие, процесс, форма, итог проявления музыкального вкуса школьника.
Итак, музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Ее характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее содержания. Поэтому с первых занятий эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активизировать в единстве. Только тогда учитель сможет в комплексе решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи.
Условиями развития музыкального вкуса на уроках музыки являются:
1.развитие музыкальных способностей является важным условием воспитания музыкального вкуса;
2. музыкальное развитие – сложный процесс, который осуществляется в определенной системе;
3. последовательное развитие музыкальных способностей осуществляется в
разносторонней активной музыкальной деятельности;
4. планируя работу на уроке, учитель должен опираться на систему развития
музыкальных способностей школьников.
Для развития музыкального вкуса у обучающихся младших классов общеобразовательной школы был проведен эксперимент.
Он состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В эксперименте принимали участие обучающиеся 3 “Б” класса общеобразовательной школы.
1.Цель и методика констатирующего эксперимента:
Констатирующий эксперимент проводился на базе средней образовательной школы в 3 классе, чтобы установить уровень развития музыкального вкуса у обучающихся.
Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня сформированности музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста
В эксперименте участвовало 20 человек. Для эксперимента была разработана анкета, по результатам которой увидели, какой музыке учащиеся отдают предпочтение, и привлекает ли вообще она их внимание (Приложение №1).
Так же для реализации данной цели были подобраны следующие методики:
1. «Открой себя через музыку».
Цель: определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания.
Суть метода: Исследователь вспоминает с детьми музыкальные лады, приводит им примеры мажора и минора. Просит ребят охарактеризовать каждый лад. Затем предлагает прослушать произведение М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» (не называя названия) и ответить на вопросы, указанные в анкете.
Инструкция: «Ребята, скажите, пожалуйста, можем ли мы, не зная названия произведения, определить, о чем хотел сказать композитор? Вы верно отметили. Наши чувства, мысли, переживания мы можем передать музыкальными звуками и, полученную музыку, сможет понять почти каждый слушатель. Сейчас мы послушаем одно из произведений, которое многие из вас раньше не слышали. Я каждому раздам анкету, в которой вы, после прослушивания ответите на вопросы. Я попрошу, чтобы при ответе вы не смотрели в тетради друг к другу. У каждого должно быть свое мнение, вы должны быть самостоятельны и отобразить то, что вызвало у вас прослушанное произведение». В заключении ребята высказывают свое отношение к музыке, отвечая на вопросы и рисуя то, что навеяло им произведение.
Исследователь ставит 5 баллов, если учащиеся различают характер произведения, лад, в котором оно написано, наиболее близко передают музыкальный образ в рисунке, логически верно находят ему название.
2 балла ставится учащимся, если они допустили неточности в различии настроения произведения и соотношении его с музыкальным образом.
0 баллов – если учащиеся не понимают характер произведения, его настроение, неверно определяют лад.
2. «В гостях у сказки».
Цель: выявить уровень музыкального вкуса через сочинение учащимися сказки по прослушанному произведению.
Суть метода: Исследователь проводит с детьми беседу о волшебной стране, где живут сказки, вспоминает с ребятами наиболее известных им сказочных персонажей. Беседуют о том, что «сказку можно услышать без слов». Предлагает ребятам перевоплотиться в великих сказочников и на основе услышанного произведения («Петрушка» И. Стравинского) придумать свою удивительную историю. ( Приложение 3)
На основе «детских сказок» исследователь делает вывод о том, как музыка повлияла на внутренний мир учащихся, насколько глубоко они ее услышали и смогли передать словами.
Высокая оценка ставится тогда, когда «речь» детей образная, эмоциональная, яркая, если они наиболее точно передали замысел композитора, сумели услышать незначительные «детали» произведения.
Средний результат - если ребята недостаточно точно смогли прочувствовать произведение, «речь» их мало эмоциональная.
Низкий результат – отсутствие собственного мнения, «речь» сухая, неэмоциональная, краткая.
3. «Море волнуется - раз…»
Цель: определить у учащихся способность «вживаться» в предложенный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное состояние.
Суть задания: Исследователь с ребятами вспоминает известную всем игру «Море волнуется – раз…». Говорит о том, что в эту игру интереснее будет играть, если ее озвучить. Для этого используются произведения из «Карнавала животных» К. Сен-Санса. Ребята придумывают небольшой спектакль. (приложение4)
Исследователь смотрит, насколько эмоционально и ярко ребята передают предложенный им образ, как они чувствуют музыку и умеют ее передать в движении.
Высокий оценка ставится, если учащиеся точно передали задуманный композитором образ, выразительно его продемонстрировали, прочувствовали настроение и характер произведения.
Средняя оценка – если были какие-то неточности в передаче образа, ребенок был малоэмоционален, стеснялся.
Низкая оценка - если ребенок не верно определил задуманный композитором персонаж, был скован в проявлении эмоций.
Качественный анализ содержания каждой методики осуществляется по следующим критериям развития музыкального вкуса, представленных в
Таблица №1(приложение 5)
Критерии развития музыкального вкуса
Высокий |
Средний |
Низкий |
- адекватное, эстетически-активное достижение «пикового состояния» в музыке, единство эмоционального и интеллектуального; - точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах; - стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром; - умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки; - умение оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом. |
- достижение «пикового» состояния в музыке и понимание музыкальных образов имеет не всегда адекватный характер; - осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы; - стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир; - анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность; - умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности; - при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт. |
- отсутствует интерес к восприятию музыкального образа; - восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное; - способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью; - в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность. |
В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные:
1. Дети с высоким уровнем музыкального вкуса характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений.
2. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя.
3. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности.
Например, в методике «Открой себя через музыку» Женя Ч. абсолютно точно определил лад произведения, практически дословно дал ему название, передал услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках.
Таким образом, можно сделать вывод, что он прочувствовал произведение, увидел всю его глубину. Большинство же ребят были не так точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно. Что же касается результатов проведения двух других методик, то можно сказать, что они не очень радостные. Дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из учащихся копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения.
Результаты констатирующего эксперимента приведены обозначить в таблице № 2(приложение 6) и в виде диаграммы (Приложение 7).
Результаты констатирующего эксперимента можно представить в виде диаграммы (Приложение 7).
Вывод: из констатирующего эксперимента вкусы детей очень разнообразны, они охватывают стили и направления как современной, так и классической музыки. Но не у всех детей развит музыкальный вкус. Многие не знают какая музыка им нравится, не знают о том, какая музыка вообще существует, какую роль играет в жизни человека. Поэтому необходимо провести формирующий эксперимент, где познакомить детей с развитием музыки и ее гениальными творцами.
Результаты констатирующего эксперимента
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
10 % |
20 % |
70 % |
2. Цель и методика формирующего эксперимента
На основании вывода по констатирующему эксперименту мы подготовили формирующий эксперимент. Для этого разработали уроки музыки, которые помогли детям заинтересоваться историей музыки, творчеством композиторов-классиков.
Урок 1-3. «Путешествие в мир музыки»
Цель: познакомить учащихся с различными музыкальными направлениями: от истоков музыки к современным ритмам.
Задачи:
формирование музыкальной культуры учащихся;
развитие эмоциональной сферы детей, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее;
приобщение учащихся к золотому фонду народной, классической и современной музыки (приложение 8).
Урок 4-5. Композиторы нашего столетия.
Цель: приобщить к мировой музыкальной культуре через знакомство с композиторами - классиками и их музыку, развивать музыкальный вкус.
Задачи:
формирование музыкальной культуры учащихся;
развитие эмоциональной сферы детей, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее (приложение 9).
Урок 6. Творчество П.И. Чайковского
Цель: прививать любовь к творчеству П.И. Чайковского, развивать музыкальный вкус
Задачи:
Воспитывать слушательскую культуру
Развивать певческие навыки
Продолжать учить различать характер музыки.
Иллюстрация на доске.
Ответы детей. Повторное прослушивание (приложение 10).
Урок 7-8. Выдающийся композитор – М. И. Глинка.
Цель: приобщить к мировой музыкальной культуре через знакомство с композиторами - классиками и их музыку, развивать музыкальный вкус.
Задачи:
формировать музыкальную культуру учащихся;
развивать эмоциональную сферу детей, воспитывать музыкальный, эстетический вкус, интерес и любовь к музыке, желание слушать и исполнять ее (приложение 11).
Урок 9. Мир джаза.
Цель: приобщить детей к различным течениям в музыкальной культуре, развивать музыкальный вкус.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными направлениями джазовой музыки: спиричуэл, блюз, регтайм, ритм – энд – блюз, рок – н – ролл.
- развивать воображение, образное мышление
- воспитывать слушательскую культуру, интерес к музыке (приложение 12).
3. Цель и методика контрольного эксперимента
Целью контрольного эксперимента является выявление уровня сформированности музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.
Для реализации данной цели была использована «Музыкальная викторина», аналогичная констатирующему эксперименту, а также проводилась беседа с детьми о той музыке, которая их глубоко трогает, влияет на их чувства и настроение.
В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий этап эксперимента повлиял на развитие музыкального вкуса. Используя серию уроков, где идет знакомство с историей музыки - от ее истоков до наших дней, можно повысить музыкальную культуру учащихся, а следовательно - их музыкальный вкус. Это видно уже из того, что дети стали активнее высказываться о музыке, из заинтересовало развитие музыки, формирование различных стилей и направлений, а главное - творчество композиторов-классиков. Они с большим удовольствием читают книги о музыке и делятся своими впечатлениями о прочитанном.
Результаты контрольного эксперимента можно обозначить в таблице (приложение 13, таблица № 3).
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента
Высокий |
Средний |
Низкий |
|||
Констатир |
Контрольн. |
Констатир. |
Контрольн. |
Констатир. |
Контрольн. |
10 % |
45 % |
20 % |
30 % |
70 % |
25 % |
Заключение
Мир музыки безгранично богат, щедр и многообразен. Свои сокровища музыка открывает не сразу. Постижение зависит от многих причин: от нашей культуры, от запросов к жизни, к искусству, от способностей приметить, оценить в окружающем высокое, бескорыстное. Понимание глубокой содержательной музыки определяется степенью нашей активности или пассивности при вникании, вслушивании в музыкальное произведение.
Из всех учебных дисциплине по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом , то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем , кого мы учим.
Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Было бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития. Поэтому школа не должна откладывать начало музыкальных занятий и обязана предоставить всем детям равные возможности для изучения музыки, которая обогатит их разум и душу.
Для правильной организации духовно-нравственного воспитания музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания, а для достижения этих целей, надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего, нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания, направленные на духовно-нравственное развитие в процессе занятий в школе и после ее окончания.
Именно на ранней стадии развития закладывается фундамент, а время нужно знакомить детей с самым широким музыкальным репертуаром, включающим музыку всех стилей, направлений и периодов. Весьма важно использовать все классические произведения, так и современные, как высоко-духовные, так и народные.
Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, не на сообщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирование личности человека.
После результатам констатирующего эксперимента, которые показали недостаточное развитие у учащихся музыкального вкуса, поставили перед собой цель построить свою деятельность на формирующем этапе эксперимента таким образом, чтобы познакомить ребят с развитием музыки и наиболее известными именами, которые способствовали ее становлению.
Думаем, в некоторой степени нам это удалось. После проведенной нами работы, результаты контрольного эксперимента показали значительное улучшение общего уровня развития музыкального вкуса, а именно, ребята стали больше интересоваться музыкой, захотели открыть для себя не известных им, до сей поры, композиторов. Это говорит о том, что, проводя систематически работу, можно добиться больших успехов в музыкальном развитии детей, главное, суметь их заинтересовать умело подобранным материалом.
Благодаря музыкальному вкусу ребенок может наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Он глубоко воспринимает музыкальное произведение. Только развивая эмоции, интересы, вкусы можно приобщить ребенка к музыкальной культуре, заложить ее основы. Это очень важно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Работа по музыкальному воспитанию дает детей очень многогранна, поэтому отдельные ее аспекты могут быть продолжены в дальнейших исследованиях.
Приложения
Приложение 1
Анкета для обучающихся 3 классов общеобразовательной школы
Как Вы думаете, что такое музыка?
Какую музыку предпочитаете слушать? Почему?
Какие музыкальные стили, направления Вам знакомы?
Всем ли нужна музыка?
Разговаривают ли в Вашей семье о музыке? Как часто?
Какую музыку предпочитают слушать в Вашей семье?
Может ли музыка плохо воздействовать на человека?
Чем отличается «классическая» музыка от «современной»?
Как Вы думаете, какая музыка будет популярна через несколько десятков лет?
Считаете ли Вы необходимым включать уроки музыки в школьные предметы? Что это дает?
Влияет ли выбор музыки на характер человека, его образ жизни?
О музыке, каких стилей, направлений, эпох Вы беседуете на уроке?
Для чего необходима классическая музыка? Что она дает?
Считаете ли Вы необходимым на уроке музыки разговаривать о современной музыке? Почему?
Кто оказал влияние на выбор Вашего музыкального вкуса?
Сумели бы Вы противостоять вкусу большинства Ваших друзей и слушать только ту музыку, которая нравится Вам одному?
Как Вы думаете, способна ли музыка изменить человека? В какую сторону?
Думаете ли Вы, что музыкальный вкус с возрастом меняется? От чего это зависит?
Как Вы думаете, почему большинство детей предпочитают зарубежную музыку отечественной?
Вправе ли взрослый вмешиваться в музыкальный выбор ребенка?
Приложение 2
Таблица 1
Уровни развития |
Музыкально-слуховые представления |
Ладовое чувство |
Чувство ритма |
Высокий |
Чистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него, точность интонации знакомой мелодии после ее предварительного прослушивания, правильный подбор по слуху несложной мелодии (попевки) |
Яркое эмоциональное восприятие музыки внимание во время слушания предлагаемого произведения, просьба повторить музыкальное произведение, точное ощущение устойчивости и неустойчивости звуков при окончании на них мелодии |
Четкое воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии, соответствие ритма движению ритму предлагаемого музыкального произведения |
Средний |
Недостаточно четкое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него, неточная интонация мелодии после ее предварительного прослушивания, подбор с ошибками несложной мелодии (попевки) по слуху |
Внешнее проявление эмоциональности при прослушивании, недостаточное внимание при восприятии, нестабильность правильных ответов в определении устойчивых и неустойчивых звуков при окончании на них мелодии, нестабильность правильного выполнения задания довести мелодию до тоники |
Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии с ошибками, недостаточная точность соответствия ритма движений ритму предлагаемого ритмического произведения |
Низкий |
“Гудошник”, неправильный подбор по слуху незнакомой мелодии |
Отсутствие внешних проявлений эмоциональности при восприятии предлагаемого музыкального произведения, неузнавание знакомых мелодий, отсутствие способности довести мелодию до тоники |
Неправильно воспроизведение ритмического рисунка мелодии, несоответствие ритма движений ритму музыкального произведения |
Приложение 3
Инструкция: «Ребята, мы выяснили с вами, что все любят сказки. Их можно передавать из поколения в поколение не только словами, но и музыкальными звуками, которые образно и ярко нарисуют в нашем воображении ту или иную волшебную картину. Многие композиторы писали произведения, в которых мы можем «увидеть» и хитрую лису, и трусливого зайца, и много-много другого. Но у всех у нас воображение различное, каждый чувствует музыку по-своему. Я предлагаю вам послушать произведение и «увидеть» в нем свою, непохожую на другие сказку. Для этого вы должны очень внимательно вслушаться в эти волшебные звуки, а потом отразить свои мысли на листе бумаге».
Приложение 4
Инструкция: «Ребята, всем вам, наверное, известна детская игра «Море волнуется – раз…». В ней необходимо придумать какой-то определенный образ. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Но, чтобы играть было интереснее, мы будем отображать образ, который подсказывает нам наше воображение, а для этого нам поможет музыкальное произведение. Мы уже знаем, что композиторы изображают то, что они видят и слышат, и все это можем через их творение понять и мы. Я предлагаю вам послушать неизвестную вам музыку и подумать, что же хотел показать композитор, а потом составить небольшой музыкальный спектакль». Учащиеся слушают произведения, а потом инсценируют их.
Приложение 5
Таблица №2
Критерии развития музыкального вкуса
Высокий |
Средний |
Низкий |
- адекватное, эстетически-активное достижение «пикового состояния» в музыке, единство эмоционального и интеллектуального; - точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах; - стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром; - умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки; - умение оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом. |
- достижение «пикового» состояния в музыке и понимание музыкальных образов имеет не всегда адекватный характер; - осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы; - стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир; - анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность; - умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности; - при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт. |
- отсутствует интерес к восприятию музыкального образа; - восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное; - способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью; - в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность. |
Приложение 6
Таблица №3
Результаты констатирующего эксперимента
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
10 % |
20 % |
70 % |
Приложение 8
Урок 1-3. «Путешествие в мир музыки»
Содержание урока:
- Сегодня наш урок пройдет необычно. Мы совершим путешествие в Мир Музыки, в страну Музыкалию и познакомимся с музыкой разных эпох, времен. Эта чудесная страна. В ней все прекрасно, красиво. В этой стране живет музыка. Она очень разнообразна и, как все в этой стране, прекрасна, пронизана разнообразной гаммой красок, оттенков, чувств. Чтобы наше путешествие прошло интересно, я предлагаю вам отправиться в эту страну на машине времени. Путь нам предстоит долгий. Мы побываем с вами в гостях у музыки разных эпох, стилей, направлений. Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, я хотел бы узнать, какая музыка нравится вам. Быть может нам удастся встретиться и с ней.
- Мне бы хотелось задать еще один вопрос. А откуда произошла музыка? Кто-нибудь знает? Мне очень понравились ваши рассуждения. А давайте с помощью машины времени узнаем, откуда же на самом деле берет свое начало музыка, где ее истоки. Итак, если вы готовы начать путешествие, то в путь!
Вставать никуда не надо, будем все сидеть на своих местах. Необходимо лишь закрыть глаза и представить образно, куда же перенесет нас машина времени. Итак, давайте закроем глаза и полетим. (обучающиеся закрывают глаза, звучит музыка «перелета» - «Интродукция» А.Губина. Во время «полета» выставляется бутафорское дерево, различные первобытные инструменты).
- Вот мы и прилетели. Наверное, здесь мы сможем найти ответ на наш вопрос. Ребята, посмотрите, что у нас здесь. Это дерево, но какое оно странное, какие необычные на нем листочки (берусь за один из листков, он отрывается). Какая жалость, лист оторвался. Ой, а ведь здесь что-то написано: «Происхождение музыки». Наверное, здесь и кроется вся разгадка. Давайте же узнаем о возникновении музыки (рассказываю содержание листочка. Во время повествования звучит спокойная музыка).
«О том, как возникла музыка, похоже, нередко задумывались и наши далекие предки. В древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Ее изобретение нельзя приписать какому-либо одному конкретному человеку. Первая музыка – это ветер. Матери, напевая, укачивали своих детей, воины воодушевляли себя перед битвой и устрашали врагов воинственными песнями-кличами. Ребята, а вы знаете, как кричали индейцы, выступая в бой. Давайте все вместе попробуем, только не очень громко (детям разрешается покричать). Когда кто-то умирал, его близкие выражали свое горе в песнях-плачах.
В музыке древних людей было много звукоподражания. В своих песнях первобытные люди стремились передать звуки окружающего мира – крики птиц, диких зверей (звучит аудио запись с голосами природы). Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков наиболее музыкальные, научились осознавать их различие по высоте.
Первобытные люди научились сопровождать песни ударами в ладоши или притопыванием. Давайте и мы с вами попробуем похлопать как наши далекие предки (выполнение разных хлопков для получения разнообразных звуков). Но вскоре они заметили, что куски дерева или камни при ударе издавали значительно более громкие и главное – разнообразные звуки. Они собственно и стали первыми музыкальными инструментами. Люди заметили, что туго натянутая тетива лука, если ее тронуть пальцем, издавала музыкальный звук. Потом научились извлекать мелодичный свист из стебля тростника».
- Да, очень интересно листик нам рассказал об истоках музыки, ее возникновении. Что вам больше всего запомнилось? (…). Ребята, а вам интересно, что же было потом, как же дальше развивалась музыка? (…) Тогда я предлагаю снова отправиться в путь. Не забывайте, что нужно закрыть глаза, только честно, а то по дороге кто-нибудь потеряется (закрывают глаза). Музыка «передвижения». (В это время декорации меняются, но дерево остается).
- Вот и опять мы прилетели. Куда же на этот раз? Смотрите, все как будто изменилось, но это дерево по-прежнему тут. Ребята, может кто-нибудь догадался, куда мы попали? (…). Я думаю, что мы попали с вами в древний мир, а именно – в Древнюю Грецию. Может быть, волшебное дерево и в этот раз нам поможет? (отрываю листок). Здесь тоже написана удивительная история (рассказываю):
«Древние греки считали музыку великим даром богов, бога Аполлона, покровителя искусств и особенно музыки. В Древней Греции музыка звучала и в театральных представлениях, и на народных праздниках, и просто в повседневной жизни. Как известно, древнегреческие поэты не читали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире и кифаре, знаменитых предках современной арфы. Ребята, а кто-нибудь из вас знает об этих музыкальных инструментах? (…) Существует много легенд, но наиболее известная об Орфее. Посмотрите: вот лира, на которой играл этот герой (показываю макет). Орфей – сын Аполлона и музы Каллионы. Своим пением и игрой на лире успокаивал волны, передвигал скалы и деревья, усмирял лютых зверей и очищал людей от вражды и злобы. Но и ему не удалось вывести из царства мертвых погибшую Эвридику. С тех пор плач о ней наполнил его музыку.
Нетерпимый к печали Деонис и его спутницы – вакханки пробовали завлечь Орфея в свои вакханалии. Потерпев неудачу, захотели расправиться с ним. Но, покорные его музыке, ни камни, ни палки не причиняли Орфею вреда.
Лишь заглушив звуки его голоса и его лиры шумом и визгом, ревом труб и грохотом барабанов, они растерзали Орфея. Природа долго и безутешно рыдала…»
- Да, это очень грустная история. Но из нее видно, что все очень любили музыку, слушали ее. Она оказывала благоприятное воздействие на добрые, открытые сердца.
До нашего времени из музыки Древней Греции дошло только несколько отрывков песен и гимнов, но и это большая удача (звучит отрывок «На берегу тайном»). Вот что было написано на этом листике. А что же дальше, ведь развитие музыки на этом не заканчивается? Чтобы узнать еще что-то, нужно вновь отправиться в путь (закрываем глаза, «перемещаемся» в другую эпоху).
- Снова нас машина времени куда-то привезла. И опять все то же дерево, но обстановка совсем другая. Появился какой-то портрет, свеча, перо. Откуда они, и чей это портрет? В какую эпоху мы попали на этот раз? (…) Да, это портрет Моцарта, а попали мы с вами в эпоху классической музыки. А кто знает, почему эта музыка называется классической ? (…) Классическая музыка – это музыка самая лучшая, представляющая собой образец. А наиболее ярким представителем этой эпохи является Вольфганг Амадей Моцарт.
Родился он в Австрии, в г. Зальцбурге. Музыкальные способности проявились у Моцарта в 3 года. В 6 лет он уже сочинял небольшие сонаты для клавесина, импровизировал на этом инструменте. Отец Моцарта был очень удивлен и решил показать детей знати при императорских и королевских дворах и в больших городах. Все восхищались талантом маленького Моцарта. Юный музыкант постоянно совершенствовал свое мастерство. Он усердно занимается игрой на скрипке, органе, клавесине, учится искусству сочинения музыки, изучает иностранные языки. Огромное значение для развития творчества Моцарта имела его двухлетняя поездка в Италию. В 1769 г. Моцарт был назначен придворным музыкантом у Зайсбургского архиепископа. Архиепископ и придворные не очень уважительно относились к Моцарту и он подал в отставку. К 14 годам Моцартом написано много произведений. Он каждый день работал с утра до ночи. Моцарт написал 626 произведений. Самое последнее – «Реквием». Он его не закончил. Умер он на 36 году жизни. Похороны его были бедными, похоронен в общей могиле. Во всех жанрах, в которых работал Моцарт, он оставил шедевры. Он поистине был великим композитором.
Сейчас я вам поставлю пластинку и мы послушаем отрывок из 40 симфонии Моцарта. Я думаю, что это произведение вам знакомо, вы его где-нибудь слышали, но послушайте еще раз (слушаем).
Ребята, так как мы с вами находимся в гостях у классической музыки, давайте вспомним и других композиторов-классиков, кто еще писал классическую музыку? (…)
Вот и здесь мы узнали много нового и интересного. Ведь как разнообразна музыка! Давайте снова отправимся в путь и узнаем, что же было дальше? (закрываем глаза, музыка «передвижения». Меняются «декорации» - вешаются портреты группы «Битлз»).
- Ребята, мне кажется, что мы с вами уже приближаемся и к нашему времени. Посмотрите, кто узнал эту известную ливерпульскую четверку? (…). Да, это группа «Битлз» (идет рассказ об этой группе, представление одного из их произведений – «Вчера»).
Ребята, а какие музыкальные стили существуют сейчас? Какую вы знаете музыку? (…) Существует очень много стилей: и рок, и металл, и хард-рок, и поп-музыка, и многое-многое другое. А как вы думаете, музыка изменилась с тех пор, как она зародилась? А какая музыка у нас сейчас? А каких вы знаете исполнителей и группы? Да, их очень много. А давайте немного подвигаемся под одну из известных вам песен, а какую, вы мне сейчас скажете (по нескольким аккордам ребята отгадывают песню «Облака» А.Губина).
Анализ урока: ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были и что слушали (…). Да, мы проследили развитие музыки с ее зарождения и до наших дней. Я думая, что каждый из вас отметил для себя что-то важное из нашего путешествия, быть может впервые узнал о музыке.
Приложение 9
Урок 4-5. Композиторы нашего столетия.
Содержание урока:
Композиторы были во все времена, с тех пор как живут люди. Было много неизвестных, тех, кто сочинил песни, знакомые каждому, которые теперь называются народными. Это очень старые песни. Есть композиторы, которых мы помним и чтим, хотя эти композиторы жили очень давно. И в наше время, в нашей стране труд композитора почетен, имена творцов музыки известны всему народу.
Композиторы пишут о нашей жизни, о героическом труде и военных подвигах народа. Многие композиторы пишут музыку и для детей.
Писать музыку, ребята, очень сложно. А сочинять ее для вас еще сложнее. А почему? Да потому, что у взрослых совсем другие занятия и заботы, чем у вас. Взрослые знают, из чего делают куклу, но укачать и положить ее в постель не могут. Взрослые умеют готовить вкусные вещи, могут сделать игрушки, одежду, но не все взрослые понимают, как в лесу может жить Баба – Яга, как Дед Мороз может приносить в ночь под Новый год подарки. Для того, чтобы написать для вас музыку или стихи, взрослому нужно вспомнить детство.
Многие наши композиторы пишут хорошую детскую музыку.
Первые произведения, которые мы будем слушать, написаны композитором С.С. Прокофьевым. Замечательный советский композитор Прокофьев писал музыку с самого раннего детства. Первые сочинения написаны им в 4 года.
Детство Прокофьева прошло в деревне на юге, недалеко от Азовского моря. Изредка его возил в большие города – Харьков, Москву. И вот однажды в Москве мама повела его в музыкальный театр – оперу. Театр поразил Сережу. Несколько дней он ходил сам не свой, ничего не видя перед собой, хотя глаза были так широко раскрыты. Будто он только что увидел Колдуна или Змея –Горыныча. Под этим впечатлением он возвращается домой и начинает писать оперу. Спектакли исполнялись дома самим Сережей и родными, а зрителями были гости. Так уже с детства любовь к театру была очень сильной, и композитор часто писал потом музыку для театра, а позднее и для кино. Вот мы сейчас и послушаем произведения С.С. Прокофьева, которые называются «Марш» и «Сказочка».
Когда человек плачет, то на глаза навертываются слезы. Ну, а когда смеется? Как будто ничего, только рот приоткрывается – улыбается, значит. На самом деле у нас есть смешинки. Смешинки невидимы, как воздух. Они похожи на узенькие лучики робкого весеннего солнца. Всегда ли бывают смешинки? Не всегда. Вот ударил забияка девчонку и смеется. А смешинок нет. И смех не добрый, кислый, как гнилое яблоко. А сказочный Ванюша – дурачок, когда на печке по городу едет к царю, смешон, да душа у него добрая. И мы весело смеемся и радуемся за своего любимого героя. Смешинки так и распирают наши складки губ, рот, щеки. И на лице у нас появляется улыбка.
Музыкой можно передать улыбку, веселое настроение, а можно и смешинки. Вот «вальс – шутка» Д.Д. Шостаковича и получился похожим на смешинки. Послушайте его.
На параде солдаты идут под марш. В пути туристы запевают походную песню. Работа спорится благодаря песне. По праздникам поют и танцуют. Веселая музыка звучит на торжествах. Послушайте «Польку» Д.Д. Шостаковича.
На этом кончается наша беседа и музыке советский композиторов.
Приложение10
Урок 6:Творчество П.И. Чайковского
Содержание урока:
Вход в класс под «Неаполитанскую песенку» П.И. Чайковского.
- Вы заметили под какую музыку вы вошли в класс? Как называется эта пьеса и кто ее композитор? (ответы).
П.И. Чайковский гениальный русский композитор. Он писал много пьес для детей. «Неаполитанская песенка» написана специально для «Детского альбома», который П.И. Чайковский сочинил для юных музыкантов.
Написать этот альбом П.И. Чайковский решил, когда вернулся из – за границы на Родину. Он приехал на Украину погостить у своей сестры Александры Ивановну Давыдовой. Композитор очень любил играть со своими племянниками, у Александры Ивановны их было 7. П.И. Чайковский придумывал для них праздники с кострами и фейерверками, танцами и сам аккомпанировал себе на рояле. Тогда – то он и решил написать целый сборник пьес для юных музыкантов. Этот сборник он назвал «Детский альбом». Здесь встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.
Итак, ребята!
Бом – бом, бом – бом;
Открывается альбом,
То веселый, то печальный
Не простой, а музыкальный!
Иллюстрация на доске.
- Ребята! Посмотрите: девочка держит куклу.
Послушайте музыку, а затем дайте ей название, а картинка поможет вам в этом.
Давайте перевернем следующую страничку нашего альбома. Посмотрите, ребята, какая красивая дама, а рядом с ней кавалер. Как вы думаете, что они делают? (Танцуют). А что? (Вальс). Правильно, это вальс. В начале XX века вальс был очень популярным, его танцевали везде: дома, на улице, в парках, на балах. Летом организовывали специальные тенистые сады и чтобы привлечь танцующих привозили жирафов. Нарядные дамы и кавалеры кружились в вальсе. Вот послушайте какой вальс написал П.И. Чайковский.
А какой еще танец танцевали на балах? (мазурку). Мазурка – польский танец. Им открывали балы. Послушайте, какую мазурку сочинил П.И. Чайковский.
Давайте перевернем следующую страничку нашего «Детского альбома». Ребята! Это солдаты! Какое произведение есть у П.И. Чайковского? (Марш деревянных солдатиков).
Давайте представим, что вы солдатики. Девочки возьмут барабаны в руки, а мальчики будут маршировать на месте. Только надо маршировать как игрушечные солдатики. Кто скажет как? (Ответы).
Марш деревянных солдатиков
Молодцы! Я переворачиваю следующую страничку нашего альбома. Как вы думаете, что это? (Ответы). Давайте послушаем музыку. Она поможет нам отгадать.
А что находится на следующей страничке нашего, альбома вам подскажет музыка. А я вам подскажу, что это сказочный персонаж.
Приложение11
Урок 7-8. Выдающийся композитор – М. И. Глинка.
Содержание урока:
Имя Михаила Ивановича Глинки знакомо каждому русскому человеку. Его музыку любят, внимательно слушают. Она звучит по всюду: на праздничных торжествах, в домашнем кругу, в театре и по радио. Глинка жил давно. Родился он незадолго перед войной с грозным Наполеоном, которую потом назвали Отечественной войной. Завоевав пол – Европы, Наполеон пришел в Россию с огромным войском. Навстречу ему поднялся веся наш народ, захватчик не устоял перед такой могучей силой. Много героев отдало жизнь за родину, надолго война осталась в памяти русских людей. И М. И. Глинка, будучи уже взрослым, вспоминал о войне и многих героях ее, простых, скромных патриотах.
Первое время Миша Глинка жил в деревне, где воспитывался у своей бабушки. Всех забав было у Миши вдосталь. И игрушки у него были какие только захочет, и гулять можно было где угодно. Но Миша не довольствовался этим. У него были свои причуды и затеи. В доме иногда играл приезжий оркестр. Настоящий большой оркестр. В этот оркестр и повадился Миша. То послушает его в зале, то к музыкантам заберется, а то и сам играть на инструментах подлаживается. Скоро Миша научился играть на скрипке. Сам садился в оркестр и играл с музыкантами. Музыка очень занимала Мишу. Часто он убегал из дома послушать пение крестьян. Пели обычно в поле. Протяжные, тягучие звуки песни уносились в даль, вызывая какое – то неизведанное ощущение. Но больше всего Миша любил слушать нянины песни. Сидит Миша завороженный, не дыхнет. Много няниных песен запомнилось ему на всю жизнь.
А на праздники во всех церквах звонили в колокола. Над городами, селами стоял веселый, ликующий перезвон.
Мише очень нравился этот звон. Дома он сам себе соорудил колокола из тазов из – под варенья. Набрал кучу тазов, расставил перед собой и ну палками колотить по ним. Гул стоит по дому невыносимый, а Мише звон малиновым кажется.
Миша недолго пробыл в деревне, вскоре его отвезли в Петербург. Миша стал учиться, но музыку не забывал. А потом сам стал писать музыку и уже не расставался с ней до конца жизни. Любовь к музыке из детской забавы превратилась в труд, ибо сочинение музыки – труд, и не менее сложный чем, скажем, труд строителя. И песня очень похожа на дома, в нее, как в жилище, мы вкладываем свою душу.
Надолго остались у М. И. Глинки музыкальные впечатления детства. И когда, уже взрослый, он стал сочинять музыку, то многое из того, что запомнил давно – давно, пригодилось ему. В жизни у М.И. Глинки была масса интересных, иногда радостных, иногда печальных впечатлений. Он любил путешествовать, побывал в разных странах (еще в детстве у него была книга о странствиях в заморские земли, которую он с удовольствием перечитывал не один раз), повидал много людей, услышал множество разной музыки, но с детства памятные песни остались с ним навсегда.
Сейчас мы послушаем немного музыки из опер М.И. Глинки. А что такое опера? (…) Опера – музыкальный спектакль. В отличие от обыкновенного спектакля в опере не говорят, а поют. Почему так? Потому, что пением можно лучше выразить настроение. А настроение очень важно. Человек все врем в каком – либо настроении. Вот два мальчика подрались из – за игрушки и плачут. Настроение у низ скверное. Мамы долго нет и мы скучаем. Приходит мама и мы очень довольны. Настроение у нас хорошее. Наши настроения похожи на погоду: то солнечное, то веселое, то грустное, печальное.
Музыка – волшебница, она чарует людей.
В опере есть декорации, актеры играют в костюмах, в гриме. Все как в обычном театре. Но главное – музыка. В музыке скрыто все6 и то, что творится на сцене, и то, что переживают герои, видимое и невидимое. Музыка настолько выразительна, что, даже не улавливая слов, нам все понятно.
Эти волшебные чары музыки люди очень любят. Вам тоже должна понравится опера.
У Глинки есть опера – «Руслан и Людмила».
Эта опера написана по сказке А.С. Пушкина Вы знаете эту сказку? (…)
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет на право – песнь заводить,
На лево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
А послушайте как А.С. Пушкин описывает злого волшебника Черномора:
Раздался шум: озарена
Мгновенным блеском тьма ночная,
Мгновенно дверь отварена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет,
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет.
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей, его – то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.
А теперь послушаем марш Черномора. В театре марш играют два оркестра. Один обычный, а второй духовой. Сначала звучит духовой, затем ему вторит обычный. Духовой играет громко, зычно. А простой оркестр отвечает таинственно, как эхо. В середине марша слышен колокольчик.
Музыка марша волшебная, исполняет ее небывалый оркестр, все как в сказке. Послушайте ее.
У М.И. Глинки есть замечательные вальсы.
В вальсе плавно кружатся, движения танца напоминают падающие листья, да и музыка, как порыв ветра, то стремительна, то заставляет нас почти парить в воздухе, едва касаясь земли.
Вальс у М.И. Глинки как интересный рассказ, иногда о чем-то грустном, иногда о захватывающе радостном, но всегда трогательный.
Глинка писал вальсы, как пишет поэт стихи, вкладывая в них свои самые сокровенные переживания.
Сейчас мы послушаем вальс из оперы «Иван Сусанин».
Музыка М. И. Глинки проста и разнообразна. Она понятна и доступна каждому.
Приложение 12.
Урок 9. Мир джаза
Содержание урока:
Сегодня мы с вами поговорим о джазе – очень интересном виде музыкального искусства. Музыка джаза появилась в Америке в XX столетии. Джаз - это искусство импровизации. Джаз – это искусство солиста, но здесь требуется бескорыстное участие всех музыкантов. Джаз постоянно меняется, но корни его покоятся в блюзе – песенный и инструментальный жанр афроамериканской музыки. Он возник во второй половине XIX века на основе вокального фольклора черных американцев, прежде всего трудовых песен, которыми сопровождалась работа в поле, рубка леса. Первоначально блюзовые музыканты пели под аккомпанемент банджо или гитары. Музыка, которую они исполняли, получила название сельский блюз. Позднее со становлением блюза как жанра профессиональной музыки, появился городской или классический блюз, который звучал в сопровождении инструментального ансамбля. У джаза богатые традиции и свои законы. Во все времена джаз был зеркалом Америки, американцев, гимн во славу человеческой жизни во всех ее проявлениях. Мужчины и женщины приезжали из разных мест, но была у них общая черта, о которой другие только мечтали – они умели творить искусство прямо у всех на глазах.
Джаз вырос в тысячах разных мест, но родился он в Новом Орлеане, который был в начале XX столетия самым многонациональным, самым музыкальным городом. К тому же Новый Орлеан был центром работорговли, которую терпела страна только что провозгласившая, что все люди от рождения равны. Именно потомки людей, которые считались живым имуществом, создают самое музыкальное из всех видов музыкального искусства – джаз.
Послушайте блюз.
Другая особенность джаза - сложный ритм. В основе джазового ритма находится «бит» - удар, пульс, биение.
Большинство образцов джазовой музыки – это инструментальные пьесы, построенные по классической модели «темы с вариациями». После того, как ансамбль исполнил тему, солисты – импровизаторы по очереди играют вариации, а остальные аккомпанируют.
Общеизвестные темы, которые в джазе исполняются достаточно часто, называются стандартными. Многие стандарты – это популярные песни, мелодии из кинофильмов и театральных спектаклей, созданных в 20-50 гг.
Послушайте регтайм, который называется «Артист цирка» .
Самым ранним джазовым стилем считают музыку ансамблей, в состав которых входили труба или кларнет, тромбон и ритм – секция – банджо, контрабас, ударные инструменты и позднее фортепиано. Труба обычно играла основную мелодию, лишь слегка ее варьируя, кларнет опевал мелодию в верхнем регистре, тромбон подчеркивал гармонические ноты и заполнял паузы. Первыми выдающимися мастерами этого стиля были черные музыканты – Кинг Оливер и Луи Армстронг.
Во второй половине XX века возникло новое явление художественной культуры – рок – музыка или рок. Первым направлением рок – музыки стал рок – н – ролл. Рок – н – ролл прежде всего танцевальная музыка. Самым популярным исполнителем рок – н – ролла стал американский певец Элвис Пресли. Он не писал собственных композиций, но незаурядные вокальные данные сделали его кумиром американской и европейской молодежи.
Спиричуэл – жанр духовых песнопений черных американцев на библейские тексты. Оказал влияние на формирование блюза и раннего джаза.
Регтайм – стиль фортепианной игры и одновременно жанр. Главная особенность регтайма – разрыв ритмического рисунка, смещение акцентов.
Блюз – песенный и инструментальный жанр афроамериканской музыки. Возник на основе вокального фольклора черных американцев.
Ритм – энд – блюз – музыкальное направление, возникшее на основе городского блюза в конце 30 гг. Его появление связано с созданием новой техники: электромузыкальных инструментов, микрофонов, усилителей звука.
Рок – н – ролл – первое направление рок – музыки.
Приложение13
Таблица № 4
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента
Высокий |
Средний |
Низкий |
|||
Констатир. |
Контрольн. |
Констатир. |
Контрольн. |
Констатир. |
Контрольн. |
10 % |
45 % |
20 % |
30 % |
70 % |
25 % |