Урок—лабораторная работа «Вкус. Орган вкуса» (Биология, 8 класс)

11
2
Материал опубликован 20 December 2016 в группе

Урок — лабораторная работа «Вкус. Орган вкуса»

Цель: установить чувствительность языка к различным вкусовым раздражителям.

I. Актуализация опорных знаний

  Урок начинается с демонстрации иллюстративного материала «Вкусовые эмоции человека».

 

 

   - Как вы считаете, от чего зависит такая разная реакция человека на еду или напитки? От вкуса того, что он ест или пьет.

  Вкус - ощущение сложное. Как правило, оно возникает при восприятии пищи одновременно с запахом и с помощью вкусовых рецепторов, расположенных на поверхности языка — на вкусовых сосочках. Особенно много их на кончике языка, по краям и на задней части языка, на стенках глотки и верхнего неба. (Демонстрация изображения языка: обращается внимание на расположение вкусовых сосочков на языке и их строении - по нервным волокнам сигналы от рецепторов поступают в соответствующие отделы мозга).


   Органом вкуса является язык — мышечный орган, который за 1 минуту может совершить до 80 движений. Длина языка около 9 см, ширина - 5 см, вес — примерно 50 грамм. На поверхности языка находится около 9 тыс. нервных окончаний, реагирующих на вкус.

   Это интересно! Установлено, что у большинства людей к 60-ти годам вкусовые рецепторы теряют 50% чувствительности, а отпечаток языка каждого человека так же уникален, как и отпечатки его пальцев.

- Вы обращали внимание, что сухая пища кажется безвкусной? Вкусовые рецепторы раздражаются действием веществ, растворенных в воде или слюне. Все вещества, которые растворяются в воде, обладают вкусом.

- Какое значение для человека имеет вкус? Вкус помогает человеку определять качество пищи, способствует отделению пищеварительных соков и процессу пищеварения.

   Установлено, что разные участки языка по-разному ощущают вкус. С целью определить, какие участки языка к каким вкусовым раздражителям чувствительны выполняем лабораторную работу.

II. Лабораторная работа «Определение чувствительности языка к различным вкусовым раздражителям»

Оборудование:

1. 1%-ный раствор солянокислого хинина (горькое);

2. 2%-ный раствор лимонной кислоты (кислое);

3. 10%-ный раствор хлорида натрия (соленое);

4. 40%-ный раствор сахарозы (сладкое);

Штатив с бюксами, стеклянные палочки, стакан с дистиллированной водой, пустой стакан.

Методические рекомендации:

   Работа проводится в парах - испытатель и испытуемый. По ходу выполнения экспериментальной части учащиеся обмениваются ролями, чтобы каждый выступил и испытателем, и испытуемым, а эксперимент продолжается без потери рабочего времени.

Ход работы:

1. Экспериментальная часть:

    Испытатель по очереди наносит стеклянной палочкой капельки раствора хинина, сахара, поваренной соли и лимонной кислоты на разные участки языка (кончик, края, среднюю часть спинки, корень) испытуемого. Испытуемый не должен знать заранее, какой раствор наносится ему на тот или иной участок языка, поэтому используемые реактивы только пронумерованы (1-4). Задача испытуемого - определить вкус раствора. После каждого нанесения того или иного раствора испытуемый должен тщательно прополоскать рот дистиллированной водой и сделать 2–3–минутный перерыв.

2. Оформление отчета по работе:

    На основании ответов испытуемого учащимися заполняется протокол опыта и составляется карта вкусовой рецепции языка. При этом для обозначения определенного вкуса используются геометрические фигурки, специальные значки или разный цвет (–горькое, –сладкое, –кислое, –соленое).

Протокол опыта:

 - горькое

  – сладкое

  - кислое

  – соленое


 

3. Учащиеся проводят сравнение результатов, полученных в ходе выполнения лабораторной работы, с «Картой вкусовых рецепторов языка».

                                  
4. По результатам работы сформулировать вывод о чувствительности определенных участков языка к различным вкусовым раздражителям.

III. Обобщение и закрепление изученного материала

    При обычном восприятии пищи работают все вкусовые рецепторы языка. Из четырех простых вкусов: кислого, сладкого, горького и соленого — мозг формирует сложный вкусовой образ, который мы ощущаем, когда едим мороженое, лимон, арбуз, клубнику и т. д.

    В восприятии пищи участвует не только вкус. Вспомните, как меняется вкус пищи, когда у нас исчезает обоняние во время сильного насморка - мы не чувствуем вкуса, когда заложен нос.

- Какой вывод можно сделать из личных наблюдений? Обоняние обязательно для создания вкуса.

    В создании вкуса пищи участвует осязание. Мы ведь одновременно оцениваем пищу не только по ее химическим свойствам, но и по механическим и тепловым признакам. Вкус мороженого, например, возникает у нас при одновременном появлении всех этих ощущений. Температура пищи играет далеко не последнюю роль во вкусовых ощущениях. Наверное, многие замечали, что обжигающий чай или горячий бульон не имеют вкуса. Но слегка остывший тот же самый чай оказывается приятно сладким, а бульон — крепким и достаточно соленым. Наиболее благоприятна для вкусового восприятия пища, температура которой 15-35°С. Обонятельный и вкусовой анализаторы работают в тесном взаимодействии с кожным анализатором.

    Таким образом, вкус - ощущение сложное, потому что...(закончите мысль) вкус пищи в общепринятом смысле слова представляет собой совокупность ощущений, которые человек получает при помощи различных рецепторов — вкусовых, обонятельных, осязательных.

Используемая литература:

Э.С.Питкевич, Т.Ю.Крестьянинова, Е.П.Боброва. Физиология: нервная система: методические рекомендации/ –Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. –56 с.


 


 


 

 

 

 

Комментарии

Спасибо, очень интересно

5 February 2017

Ответ #27842 был удален 20 May 2017

Интересный материал!!!

20 May 2017

Ответ #27844 был удален 20 May 2017