Элективный курс «Числа правят миром» (10 класс)
Элективного курса «Числа правят миром»
Пояснительная записка
Элективный курс «Числа правят миром» является предметно-
ориентированным и предназначен для расширения и углубления теоретических и практических знаний учащихся.
Приобретенные в процессе практической деятельности знания и умения по-
могут учащимся в формировании ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Содержание курса рассчитано на один год (10 класс) и полностью соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников по математики на
ступени основного общего образования, а именно: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать свою мыслительную
деятельность, абстрактное мышление. Это связанно с тем, что в это время учащиеся располагают всеми знаниями которые нужны на начальном этапе изучения элективного курса и углубят свои знания на следующем этапе элективного
курса. Данный курс не дублирует программы по математики, а лишь опирается на знания и умения, полученные учащимися, совершенствует их, восполняет возникшие проблемы в обучении, давая широкий просмотр для развития
самостоятельности и творческой деятельности. Учащиеся более подробно знакомятся с теорией чисел (с делимостью чисел, с делимостью многочленов и
сравнением).
Основные цели дисциплины:
1. Расширение кругозора учащихся;
2. Развитие математического мышления и формирование активного познавательного интереса к предмету;
3. Воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств, средствами углубленного изучения математики.
4. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности;
5. Подготовка одаренных школьников к олимпиадам;2
6. Знание признаков делимости натуральных чисел на числа от 2 до 17 во-
первых, значительно сэкономит время в получении ответа на вопрос, об определении делимости числа не прибегая к самому действию деления, во-вторых,
исключит вычислительную ошибку, которую можно сделать при выполнении
деления;
7. Систематизация, обобщение знаний и умений по математике.
Основная задача элективных занятий:
учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания
по предмету, обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить
школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть
приложения математики на практике.
Обучение по данной программе имеет ряд методических особенностей:
1. Подача материала выстраивается от простого к сложному.
2. Новый материал дается на основе того, что уже изучено.
3. Постепенно вырабатываются навыки правильного абстрактного и логического мышления.
4. Поэтапное обучение логике построения решения математических задач.
5. Знакомство с творческой деятельностью и самостоятельностью.
6. Каждое правило и утверждение сопровождается соответствующими примерами.
7. Набор тем полностью соответствует школьной программе, охватывает все
возможные варианты делимости для этого этапа обучения.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Для успешного усвоения этих тем ученик должен иметь следующий исходный
уровень знаний, умений и навыков:
– знать определения делимости чисел;
– знать признаки делимости на 5, на 10 и на 2;
– знать признаки делимости на 3 и на 9;
– знать понятие делителя, делимого и кратного;
– знать определение простого и составного числа;
– знать алгоритм разложения на простые множители;
– знать определение НОД и НОК. Взаимнопростые числа;
– уметь находить НОД И НОК;
– уметь применять алгоритм разложения на простые множители;
– уметь применять признаки делимости;
– уметь отличить простое число от составного;
– уметь находить остаток и частное при делении многочленов. – уметь проводить преобразования буквенных выражений;
– уметь распознавать признаки делимости;
уметь применять основные факты математического анализа для решения за-
дач, применения признаков делимости и их комбинация;
уметь использовать свойства сравнения для решения задач.
иметь представление:
о значении математической науки для решения задач, возникающих в теории и
практике, о значении практики и вопросов, возникающих в самой математике
для формирования и развития математической науки, историю развития математики, создания теории чисел, возникновения и развития сравнения чисел,
об универсальном характере законов логики математических рассуждений, их
применимости во всех областях человеческой деятельности.
Формы контроля за знаниями учащихся
тестирование учеников, анализ собственных работ и работ товарищей, анализ
творческих работ учащихся учителем, оценивание творческих работ в соответствии с моделями критериальной оценки в баллах.
Содержание программы
Делимость чисел и многочленов.
На первых занятиях повторяем изученный материал 6 класса, затем четко вводим признаки делимости чисел и даем возможность вывести их самостоятельно ученикам. Учащиеся на занятиях работают самостоятельно либо в группах.
Сравнение.
Данная тема изучается лишь в профильных классах, поэтому в начале изучения материала необходимо объяснить ученикам почему водится эта тема и
для чего она нужна, затем давать основные понятия сравнения и решать вместе с учениками элементарные задачи сравнения. Сравнение рассматривается для чисел и важность изучения этой темы в том, что она тесна, связана с
делимостью чисел.
Сравнение с неизвестной переменной.
Важно объяснить ученикам, что сравнивать можем не только числа но и одно-
членов вида
Ткачева Татьяна Юрьевна