Элективный курс по праву для 10 и 11 классов общеобразовательных школ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Устьянская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективных курсов
на 2016/2017 учебный год
по праву (профильный уровень)
10 класс (68 ч)
11 класс (68 ч)
Учитель – Кротова Э. В.
высшая категория
с. Шангалы, 2016 г
Оглавление
1. Пояснительная записка ………………………………………………
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета …………
3. Содержание учебного предмета ……………………………………..
4. Календарно-тематическое планирование ………………………….
5. Приложения ……………………………………………………………
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по праву разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», Примерной программы по праву (профильный уровень).- М.: Вентана - Граф, авторской программы курса «Право. Основы правовой культуры» 10-11 классы – М.: Русское слово, 2012г. Авторы: Певцова Е.А., Козленко И.В.
Цель курса:
Получение старшеклассниками системы знаний о роли права в условиях рыночной экономики.
Правовое образование в старшей школе на профильном уровне направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника
Основные задачи курса:
- обеспечить углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников;
- познакомить с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем;
- изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности.
- изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного
УМК по праву
Учебник. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2015; номер в Федеральном перечне - 1.3.3.8.2.1
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2015; номер в Федеральном перечне - 1.3.3.8.2.2
Певцова Е.А. Козленко И.В.. «ПРАВО. Основы правовой культуры» Программа курса для 10—11 классов общеобразовательных учреждений; М; «Русское слово» 2012;
Кожин Ю.А. Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2009.
Кожин Ю.А. Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 11 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2009.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. «Права человека»10—11 класс, методическое пособие для учителя, М, «Русское слово» 2011;
Информационно-методические материалы по использованию УМК «ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ» издательства «РУССКОЕ СЛОВО» ;М; «Русское слово» ; 2013.
Согласно базисному учебному плану для среднего (полного) общего образования программа профильного курса «Право» рассчитана на два года изучения — в 10 и 11 классах, на что отводится 136 ч. учебного времени (по 68 ч в год).
В 10 классе из 68 часов на практическую часть выделяется - 17, на изучение тем регионального компонента – 8.
В 11 классе из 68 часов на практическую часть выделяется - 20, на изучение тем регионального компонента – 16.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения права на профильном уровне обучающийся должен:
Знать/понимать
систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
Уметь
характеризовать право как элемент культуры общества, систему законодательства, основные отрасли права, систему конституционных прав и свобод человека и гражданина, механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России, принципы организации и деятельности органов государственной власти, порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защиты и социального обеспечения, порядок получения платных образовательных услуг,
объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь, механизм правового регулирования, содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права, содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента), особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом,
различать формы (источники) права, субъектов права, виды судопроизводства, основания и порядок назначения наказания, полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека, объекты гражданского оборота, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров,
приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности, гарантий реализации основных конституционных прав, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде, общепризнанных принципов и норм международного права, правоприменительной практики;
По результатам изученного материала у обучающихся должны быть сформированы компетенции использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров;
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Содержание тем учебного курса
10 класс
Введение - (1 час )
Глава 1. Роль права в жизни человека и общества. (8 часов )
Система юридических наук. Юридические профессии. Информация и право. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Происхождение права в Древней Греции и Древнем Риме. Принципы, аксиомы и презумпции права. Социальные нормы.
Глава 2. Теоретические основы права как системы. ( 13 часов ).
Понятие права. Система права. Структура правовой нормы. Институты права. Отрасли права. Признаки права. Правотворчество и процесс формирования права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации ( источники ) права. Формы права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права. Действие норм права по времени, в пространстве и по кругу лиц. Реализация права. Толкование права.
Глава 3. Правоотношения и правовая культура. (10 часов ).
Юридические факты как основание правоотношений. Правонарушения и их характеристика. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Правовые системы современности.
Глава 4. Государство и право. (22 часа ).
Понятие государства и его признаки. Теории происхождения государства. Сущность и функции государства. Форма государства. Государственный механизм. Президент РФ, статус главы государства, гарант Конституции РФ. Полномочия президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий президента РФ или отрешение его от должности. Федеральное собрание РФ. Парламентаризм. Две палаты Федерального собрания : Совет Федерации и Государственная дума. Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия
правительства. Местное самоуправление. Муниципальная собственность. Структура и формирование местного самоуправления.
Глава 5. Правосудие и правоохранительные органы ( 14 часов )
Правоохранительная система. Судебная власть в РФ. Судебная система : федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ. Функции прокуратуры. Полиция. Уголовно-исполнительне учреждения. Органы государственной безопасности. Внешняя разведка. Нотариат. Таможенные органы. Адвокатура.
11 класс
Гражданское право (21ч)
Гражданское право как отрасль российского права. Субъекты (участники) гражданско – правовых отношений. Сделки и представительство. Обязательное право. Понятия и сущность договора. Виды договоров. Право собственности и его виды. Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав. Гражданско- правовая ответственность и способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Государство как субъект отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Наследственное право.
Семейное право (5ч)
Правовые нормы института брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства.
Жилищное право (3ч)
Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жилье.
Трудовое право (7ч)
Понятие трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность. Рабочее время и время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.
Административное право и административный процесс. (5ч)
Административное право и административные правоотношения. Административные правонарушения и административная ответственность. Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях.
Уголовное право и уголовный процесс (8ч)
Понятия уголовного права. Основные виды преступлений. Организованная преступность. Основания уголовной ответственности. Виды наказаний. Понятие уголовно-процессуального права. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних.
Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни. (11ч)
Правовое регулирование денежного обращения. Банковская система РФ. Экологическое право. Государственная политика РФ в области образования. Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений. Организационно-правовые формы высших учебных заведений. Правила поступления и обучения в вузе. Юридические профессии: судьи и адвокаты. Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста.
Международное право ( 7 ч)
Понятие международного права. Принципы и субъекты международного права. Организация объединенных наций и защита прав человека. Европейский суд по правам человека. Значение международного гуманитарного права в современном мире. Правовое регулирование поведения участников международных вооруженных конфликтов.
Тематическое планирование курса «Право. Основы правовой культуры»
10 класс (68 часов)
Наименование раздела программы и количество часов на раздел |
№ - номер урока |
Тема урока/ кол-во часов |
Практическая ч. программы |
Элементы содержания. |
Региональный компонент |
Вид контроля |
Дата проведения |
Тема 1.Роль права в жизни человека и общества (6 часов) |
1 |
Юриспруденция как важная область человеческих знаний 1ч |
1-лекция; |
Значение изучения права. Система юридических наук. Информация и право. Теория происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. |
Взаимный контроль |
1-6\9 |
|
2 |
Особенности и закономерности возникновения права 1ч |
практичес. Занятие №1 |
Входной контроль-тест за курс 8-9 класса |
7-13\9 |
|||
3-4 |
Принципы, аксиомы и презумпции права 2ч |
1-лекция; |
Готовимся к экзамену |
14-20\9 |
|||
5-6 |
Система регулирования общественных отношений. Особенности регулирование общественных отношений в Архангельской области 2ч |
1-лекция; 2-практичес. Занятие №2 |
РК |
Онлайн-тест |
21-27\9 |
||
Тема 2. Теоретические основы права как системы (12 часов) |
7-8 |
Система права 2ч |
1-лекция; 2-практичес. Занятие №3 |
Понятие и системы права. Правовая норма и ее характеристика. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника. Источники права. Правовой обычай. Договор как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Система иерархии нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права. |
Взаимный контроль |
28\9-4\10 |
|
9-10 |
Правотворчество и процесс формирования права. Правотворчество в Архангельской области 2ч |
Урок проверки знаний и умений. |
РК |
Зачетное тестирование |
5-11\10 |
||
11-12 |
Формы права 2ч |
1-лекция; 2-практичес. Занятие №4 |
12-18.10 19-25\10 |
||||
13-14 |
Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц 2ч |
Урок-анализ |
Готовимся к экзамену |
26\10-1\11 |
|||
15-16 |
Реализация права. Реализация права в Архангельской области 2ч |
Урок-проблема |
РК |
Онлайн-тест |
9-15\11 |
||
17-18 |
Толкование права: задачи и особенности 2ч |
Урок-анализ |
К\срез |
16-22\11 |
|||
Тема 3. Правоотношения и правовая культура (12 часов) |
19-20 |
Правоотношения и их виды 2ч |
Урок-исследование |
Юридические факторы как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания для освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структура. |
Взаимный контроль |
23-29\11 30\11-6\12 |
|
21-23 |
Правонарушения и их характеристика. Правонарушения в Архангельской области 3ч |
Урок-деловая игра Урок практикум №5 |
РК |
Готовимся к экзамену |
7\12-13\12 |
||
24-25 |
Юридическая ответственность 2ч |
Урок-анализ |
Из заданий ЕГЭ |
14-20\12 |
|||
26-28 |
Правосознание и правовая культура. Правовая культура жителей Архангельской области 3ч |
Урок –семинар |
РК |
21-27\12 |
|||
29-30 |
Правовые системы современности 2ч |
Урок-проблема Практическая работа №6 |
Взаимный контроль |
11-17\01 |
|||
Тема 4. Государство и право (25 часов) |
31-32 |
Понятие государства и его признаки. 2ч |
Урок- практикум №7 |
Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Формы государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства. Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура Конституции Российской Федерации. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации. |
Готовимся к экзамену |
18-24\01 |
|
33-34 |
Теории происхождения государства 2ч |
Урок контроля знаний и умений. |
Презентации |
25-31\01 |
|||
35-37 |
.Сущность и функции государства. 3ч |
Зачет |
Интернет урок, задания на сайте ФИПИ |
1-7\02 |
|||
38-39 |
Форма государства. 2ч |
Урок-исследование Практическая часть №8 |
Взаимный контроль |
8--15\02 |
|||
40-41 |
Организация власти и управления в стране. Организация власти в Архангельской области 2ч |
Урок-исследование Практикум по эссе №9 |
РК |
Эссе |
16-22\02 |
||
42-43 |
Правовое государство и его сущность. 2ч |
1-лекция; |
Готовимся к экзамену |
23-28\02 |
|||
44-46 |
Конституция РФ -основной закон страны. 3ч |
Урок-практикум №10 |
Презентации Задания из ЕГЭ |
1-7\03 |
|||
47-48 |
Гражданство как правовая категория. 2ч |
урок-практикум №11 урок проверки знаний и умений. |
8-14\02 |
||||
49-50 |
Правовой статус человека. 2ч |
Урок-проблема |
Взаимный контроль |
15-21\03 22\03-4\04 5-11\04 |
|||
51-53 |
Избирательные системы и их виды. Избирательное право в Архангельской области 3ч |
Урок-исследование Практическая работа №12 |
РК |
Готовимся к экзамену |
12-18\04 19-25\04 |
||
54-55 |
Государство и право 2ч |
Урок-деловая игра Урок-практикум № 13 |
Онлайн-тест |
26\04—2\05 |
|||
Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы (13 часов) |
56-59 |
Правоохранительные органы в РФ 4ч |
Урок-анализ |
Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ |
Эссе |
3-9\05 10-16\05 |
|
60-62 |
Защита прав человека в государстве. Права человека в Архангельской области 3ч |
Урок-проблема Уроки практикумы № 14-15 |
РК |
Взаимный контроль |
17-24\05 |
||
63-64 |
Уроки-обобщения 2ч |
Уроки-практикумы №16-17 |
Готовимся к экзамену |
24-31\05 |
|||
65-68 |
Итоговая контрольная работа 4ч |
Задания ЕГЭ правовая часть |
Учебно – тематическое планирование, 11 класс (68 ч)
№/ РК |
Тема урока/ |
Кол-во часов |
Тип урока/дата проведения урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Формы контроля/ практическая часть |
|
РАЗДЕЛ 1. Гражданское право ( 21 час) |
|||||||
1 |
Гражданское право как отрасль российского права |
1 |
Урок изучения нового материала |
Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. |
Знать понятия: имущественные и личные неимущественные отношения, гражданское право; вещное право. Уметь ориентироваться в Гражданском кодексе Российской Федерации |
Устный опрос |
|
2 |
Субъекты гражданско-правовых отношений |
1 |
Комбинированный урок |
Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. |
Знать понятия: физические лица; юридические лица. Уметь объяснять сущность правоспособности и дееспособности |
Тест
|
|
3 РК |
Сделки и представительство |
1 |
Комбинированный урок |
Понятие сделки и ее виды. Формы сделок. Условия недействительности сделок. Пред- ставительство в сделках. Доверенность и ее виды.... |
Знать понятия: договор; должник; кредитор; обязательственное право; обязательство; сделка. Применять знания при решении правовых задач |
3 Решение познавательных задач – практикум 1 |
|
4-5 |
Обязательственное право |
2 |
1)Комбинированный урок; 2) Практикум |
Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач |
устный опрос Практикум 2 |
|
6-7 |
Понятие и сущность договора. Виды договоров |
2 |
1- Комбинированный урок; 2- Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) |
Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. |
Знать понятие договор и его содержание, виды договоров. Объяснять порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Применять знания при решении правовых задач |
6- тест 7- устный опрос Практикум 3 |
|
8-9 РК |
Право собственности и ее виды |
2 |
1- Урок изучения нового материала; 2- Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) |
Понятие права собственности. Основания возник- новения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Авторское право. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач |
решение правовых казусов устный опрос Практикум 4 |
|
10-11 |
Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав |
2 |
1 - Комбинированный урок 2- Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) |
Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач |
10- устный опрос практикум 5 |
|
12-13 |
Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав |
2 |
1 – 2- Комбинированный урок |
Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав. |
Знать основные положения урока: понятие гражданско-правовой ответственности, виды гражданско-правовой ответственности. Характеризовать способы защиты гражданских прав |
12- тест 13- устный опрос |
|
14 РК |
Предпринимательство и предпринимательское право |
1 |
Комбинированный урок |
Предпринимательство и предпринимательское право... |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. |
Устный опрос Практикум 6 |
|
15 |
Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики |
1 |
1 - Комбинированный урок |
Правовые средства государственного регулирования экономики |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные |
тест |
|
16 РК |
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности |
1 |
Лабораторная работа |
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие |
Знать основные положения урока: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственный кооператив (артель), унитарное предприятие. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач |
Устный опрос Практикум 7 |
|
17 РК |
Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей |
1 |
Практикум |
Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. |
Применять знания при решении правовых задач, уметь работать с правовыми источниками |
Практикум 8 |
|
18 РК |
Права потребителей |
1 |
Защита проектов учащихся |
Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Ориентироваться в дополнительных источниках информации для подготовки проектов. |
Практикум 8 |
|
19 |
Наследственное право |
1 |
Комбинированный урок |
Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону |
Знать основные положения урока: понятие и сущность наследования, правила наследования на основании завещания. Характеризовать формы завещания. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. |
Практикум 9 |
|
20-21 |
Повторительно- обобщающий урок по теме №Гражданское право» |
2 |
Применять знания при решении правовых задач |
Зачет |
|||
Раздел 2. Семейное право ( 6 часов) |
|||||||
22-23 |
Правовые нормы института брака |
2 |
Урок-исследование |
Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов, выраженные в законе. Договорной режим имущества супругов.. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Ориентироваться в дополнительных источниках информации для проведения мини-исследования. |
22- анализ правовой информации 23- защита мини- исследований |
|
24-25 РК |
Родители и дети: правовые основы взаимоотношений |
2 |
Урок- лабораторная работа |
Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач |
Практическая работа 10 |
|
26-27 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Семейное право» |
2 |
Применять знания при решении правовых задач |
Зачет |
|||
РАЗДЕЛ 3. Жилищное право ( 2 часа) |
|||||||
28-29 РК |
Жилищные правоотношения |
2 |
1 - Комбинированный урок 2 (практикум) |
Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жилье. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач |
Практикум 11 |
|
РАЗДЕЛ 4. Трудовое право ( 7 часов) |
|||||||
30 |
Трудовое право в жизни людей |
1 |
Урок-исследование |
Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Ориентироваться в дополнительных источниках информации для проведения мини-исследования. |
Представление проекта |
|
31 РК |
Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей |
1 |
Урок-практикум |
Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Коллективный договор. Трудовое соглашение.. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.. |
Знать основные положения урока: занятость и безработица, занятость и трудоустройство. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач |
Решение задач – практикум 12 |
|
32 РК |
Трудовые споры и дисциплинарная ответственность |
1 |
Урок-практикум |
Трудовые споры и дисциплинарная ответственность |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач |
Практикум 13 |
|
33 |
Рабочее время и время отдыха |
1 |
Урок-практикум |
Понятие рабочего времени. Время отдыха. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач |
Практикум 14 |
|
34 РК |
Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. |
1 |
Защита проектов |
Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Ориентироваться в дополнительных источниках информации для подготовки проектов. |
Защита проектов |
|
35 -36 |
Повторительно- обобщающий урок по разделам 3 и 4 |
2 |
Зачет |
||||
РАЗДЕЛ 5. Административное право и административный процесс (5 часов) |
|||||||
37-38 |
Административное право и административные правоотношения. |
2 |
1 - Комбинированный урок 2- Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) |
Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. |
Знать основные положения урока: административное право и административные правоотношения. Характеризовать особенности административного права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач. |
устный опрос практикум 15 |
|
39-40 |
Административные правоотношения. Административная ответственность. |
2 |
1 - Комбинированный урок 2- урок решения задач |
Административные правоотношения. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры административного наказания. |
Знать основные положения урока: понятие административного правонарушения, административная ответственность. Называть меры административного наказания. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач |
устный опрос тест |
|
41 РК |
Производство по делам об административных правонарушениях. |
1 |
Урок-практикум |
Производство по делам об административных правонарушениях. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач |
Практикум 16 |
|
РАЗДЕЛ 6. Уголовное право и уголовный процесс ( 8 часов) |
|||||||
42 |
Понятие и сущность уголовного права. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. |
Устный опрос |
|
43-44 |
Основные виды преступлений. |
2 |
1 - Комбинированный урок 2- Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) |
Понятие преступления. Основные виды преступлений. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач |
анализ правовой информации решение задач – практикум 17 |
|
45-46 РК |
Уголовная ответственность и наказание. |
2 |
1 - Комбинированный урок 2- Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) |
Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач |
устный опрос решение задач - Практикум 18 |
|
47 РК |
Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. |
1 |
Урок-исследование |
Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Ориентироваться в дополнительных источниках информации для проведения мини-исследования. |
Устный опрос |
|
48-49 |
Повторительно- обобщающий урок по темам « Административное право и административный процесс. Уголовное право и уголовный процесс» |
2 |
зачет |
Применять знания при решении правовых задач |
Зачет |
||
РАЗДЕЛ 7. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни. ( 11 часов) |
|||||||
50 |
Пенсионная система и страхование. |
1 |
Урок-практикум |
Пенсионная система и страхование. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. |
Устный опрос |
|
51 |
Правовое регулирование денежного обращения. |
1 |
Защита проектов |
Правовое регулирование денежного обращения. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Ориентироваться в дополнительных источниках информации для подготовки проектов. |
Защита проектов |
|
52 РК |
Экологическое право. |
1 |
Практическое занятие |
Экологическое право. Экологические правонарушения и юридическая ответственность |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Ориентироваться в правовых источниках информации. |
Практикум 18 |
|
53 |
Правовое регулирование отношений в области образования. |
1 |
Урок - исследование |
Правовое регулирование отношений в области образования. Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Ориентироваться в дополнительных источниках информации для проведения мини-исследования. |
Мини - исследования |
|
54 |
Профессиональное юридическое образование. |
1 |
Комбинированный урок |
Профессиональное юридическое образование. Практические советы о том, как заключить договор на обучение. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач |
Эссе |
|
55-56 РК |
Юридические профессии |
2 |
Комбинированный |
Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Ориентироваться в дополнительных источниках информации для проведения мини-исследования. |
устный опрос терминологический диктант |
|
57-58 |
Особенности профессиональной юридической деятельности. |
2 |
Комбинированный |
Особенности профессиональной юридической деятельности. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. |
устный опрос тест |
|
59-60 |
Повторительно обобщающий урок по разделу |
2 |
Контроль знаний |
Зачет |
|||
РАЗДЕЛ 8. Международное право ( 7 часов) |
|||||||
61-62 |
Международное право как основа взаимоотношений государств |
2 |
Практическое занятие |
Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач. Ориентироваться в правовых источниках информации. |
устный опрос анализ правовой информации |
|
63-64 |
Международная защита прав человека |
2 |
1 - Комбинированный урок 2- Защита проектов |
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Ориентироваться в дополнительных источниках информации для подготовки проектов. |
тест решение задач – практикум 19 |
|
65 |
Международное гуманитарное право и права человека. |
1 |
Комбинированный урок |
Международное гуманитарное право и права человека. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Применять знания при решении правовых задач |
устный опрос Практикум 20 |
|
66-68 |
Повторительно- обобщающие уроки по разделу |
2 |
Контроль знаний |
Зачет |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения, режим занятий
Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы обучающихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, лабораторные уроки, уроки - практикумы, уроки-исследования, уроки защиты проектов которые способствуют лучшему усвоению обучающимися курса обществознания , формированию познавательных, творческих и коммуникативных компетенций.
Формы и виды учебной деятельности, используемые для организации занятий основываются на сочетании различных методов обучения:
словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых обеспечивает сохранение логики содержания и способствует развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечивает практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаёт условия для применения их в практической деятельности. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий обучающихся (исполнительских, или ориентировочных). При организации работы в группе учитываются личностные характеристики обучающихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены:
Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. обучающиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение проводится в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).
Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае обучающиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.
Беседа. При организации и проведении беседы на уроке учитель применяет способы установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности обучающихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими обучающимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса применяются следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания обучающимися проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Некоторые виды учебной деятельности обучающихся проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.
Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. При составлении понятийного словаря обучающиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.
Составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных обучающимся источников информации.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.
В сети Интернет обучающиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Одним из важнейших преимуществ ИКТ-технологий на уроке по гуманитарным дисциплинам являются их адресность и ситуативная локализованность. Обращение на уроке к пространственным искусствам – живописи, скульптуре, архитектуре позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого, осуществить процесс «свертывания» информации. Рассматриваемые сюжеты и образы должны быть репрезентативны и выражать основные идеологические, эстетические и этические доминанты изучаемой духовной культуры, которые реконструируются в результате эстетической рефлексии учащихся.
Мультимедийная презентация к уроку не должна быть перегружена материалом, на минимальном объёме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал урока должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию. Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров на уроке должна отражать методическую логику познавательной деятельности обучающихся и «работать» на концепцию урока.
При работе с иллюстративным материалом предпочтителен индуктивный метод, то есть выведение общих принципов на основе конкретных наблюдений над единичными артефактами; следовательно, эти артефакты должны быть тематически и сюжетно взаимосвязаны.
Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.
При организации урочной и внеурочной работы обучающихся с компьютером необходимо строго соблюдать санитарные нормы, нормы времени. ИКТ в учебном процессе выступают в качестве одного из возможных средств обучения, их использование должно быть мотивировано прежде всего необходимостью и целесообразностью.
Задания на дом в процессе изучения курса носят творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый обучающийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, такие задания распределены равномерно на протяжении изучения курса.
Инструментарий для оценивания результатов
Все виды проверки достижений обучающихся по курсу предполагают и устную, и письменную формы ответов. В одних случаях может быть избрана одна из этих форм: устная или письменная. В других обе формы сочетаются. Основным квалификационным видом проверки учебных достижений обучающихся по предмету служит четвертная и годовая оценка.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
Критерии |
5 (ОТЛ.) |
4 (ХОР.) |
3 (УД.) |
2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) |
Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) |
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов |
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя |
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы |
Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями |
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются |
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются |
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей |
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами |
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами |
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу |
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) |
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений |
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений |
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними |
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями |
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание |
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание |
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно |
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи |
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность |
Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности |
Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности |
Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
10 класс
Раздел, тема |
Цоры |
Тема 1. Роль права в жизни человека и общества |
Практикум «Политика и право, 10-11 класс», презентации к урокам курса, комплект тестов на бумажном и электронном носителе , тексты для анализа |
Тема 2. Теоретические основы права как системы |
Практикум «Политика и право, 10-11 класс», презентации к урокам курса, комплект тестов на бумажном и электронном носителе , тексты для анализа |
Тема 3. Правоотношения и правовая культура. |
Практикум «Политика и право, 10-11 класс», презентации к урокам курса, комплект тестов на бумажном и электронном носителе , тексты для анализа, правовые задачи, видеокурс « Основы права» |
Тема 4. Государство и право. |
Практикум «Политика и право, 10-11 класс», презентации к урокам курса, комплект тестов на бумажном и электронном носителе , тексты для анализа, правовые задачи, видеокурс « Основы права» |
Тема 5 . Правосудие и правоохранительные органы |
Практикум «Политика и право, 10-11 класс», презентации к урокам курса, комплект тестов на бумажном и электронном носителе , тексты для анализа, правовые задачи, видеокурс « Основы права |
11 класс
Раздел, тема |
Цоры |
Тема 1. Гражданское право |
Практикум «Политика и право, 10-11 класс», презентации к урокам курса, комплект тестов на бумажном и электронном носителе , тексты для анализа, интернет-уроки |
Тема 2. Семейное право |
Практикум «Политика и право, 10-11 класс», презентации к урокам курса, комплект тестов на бумажном и электронном носителе , тексты для анализа, тексты с правовой информацией |
Тема 3. Жилищное право |
Практикум «Политика и право, 10-11 класс», презентации к урокам курса, комплект тестов на бумажном и электронном носителе , тексты для анализа, правовые задачи, видеокурс « Основы права», интернет- уроки |
Тема 4. Трудовое право |
Практикум «Политика и право, 10-11 класс», презентации к урокам курса, комплект тестов на бумажном и электронном носителе , тексты для анализа, правовые задачи, видеокурс « Основы права», интернет- уроки |
Тема 5 . Административное право и административный процесс |
Практикум «Политика и право, 10-11 класс», презентации к урокам курса, комплект тестов на бумажном и электронном носителе , тексты для анализа, правовые задачи, видеокурс « Основы права, видеофрагменты с видами процесса |
Тема 6. Уголовное право и уголовный процесс |
Практикум «Политика и право, 10-11 класс», презентации к урокам курса, комплект тестов на бумажном и электронном носителе , тексты для анализа, правовые задачи, видеокурс « Основы права, видеофрагменты с видами процесса |
Тема 7. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни |
Практикум «Политика и право, 10-11 класс», презентации к урокам курса, комплект тестов на бумажном и электронном носителе , тексты для анализа, правовые задачи, видеокурс « Основы права, видеофрагменты , интернет- уроки |
Тема 8. Международное право |
Практикум «Политика и право, 10-11 класс», презентации к урокам курса, комплект тестов на бумажном и электронном носителе , тексты для анализа, правовые задачи, видеокурс « Основы права, интернет- уроки |
10 класс
Стартовая диагностическая работа по теме:
«Право и его роль в жизни человека, общества, государства».
Вариант 1
Часть А. Выполни тестовые задания, из предложенных вариантов выбери один правильный ответ.
А 1. Нормативный правовой акт, в отличие от других источников (форм) права,
1) принимается компетентным государственным органом (должностным лицом)
2) обеспечивается силой общественного мнения
3) фиксирует решение суда по конкретному делу
4) отражает представление общества о справедливости
А 2. Механизм государственного принуждения, действующий в отношении правонарушителей, — это
1) дееспособность 2) правоотношение 3) правовое сознание 4) юридическая ответственность
А 3. Правонарушением является
1) наложение взыскания начальником на подчинённого 2) разглашение государственной тайны
3) коллекционирование старинных монет 4) нарушение слова, данного другу
А 4. Право, в отличие от морали,
1) охраняется силой государства 2) опирается на представления о добре и зле
3) регулирует общественные отношения 4) опирается на общественное мнение
А 5. Административным проступком является
1) безбилетный проезд в автобусе 2) неуплата алиментов
3) отказ вернуть долг соседу 4) опоздание на учёбу
А 6. Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?
1) деяние, виновность, общественная опасность 2) высшая юридическая сила, всенародное голосование
3) договор, право собственности, возмещение ущерба 4) правовой обычай, судебный прецедент
А 7. Исполнение норм права, в отличие от норм морали, обеспечивается
1) силой государственного принуждения 2) мнением юристов
3) силой общественного мнения 4) привычками и традициями общества
А 8. Бабушка с внуком, гуляя в лесу, нарвали букет цветов, которые занесены в Красную книгу. Нормы какой отрасли права регулируют данную ситуацию?
1) уголовного права 2) административного права 3) гражданского права 4) трудового права
А 9. Не подготовившись к контрольной работе по математике, двое учащихся 11 класса решили сорвать её проведение. Они позвонили в полицию, сообщив, что в школе заложена бомба. Действия учащихся являются
1) гражданским проступком 2) преступлением 3) административным проступком
4) дисциплинарным нарушением
А 10. Среди приведённых примеров противоправного поведения административным проступком является
1) ложное телефонное сообщение о готовящемся террористическом акте
2) невыполнение фирмой условий заключённого договора
3) распитие гражданами спиртных напитков в общественных местах
4) дача свидетелем ложных показаний в суде
А 11. Какая отрасль права регулирует вопросы родительских обязанностей?
1) гражданское право 2) трудовое право 3) семейное право 4) административное прав
А 12. К политическим правам (свободам) человека относится(ятся)
1) право собственности 2) свобода вероисповедания 3) избирательные права 4) свобода передвижения
А 13. Какое право человека относится к экономическим правам?
1) право на отдых 2) право собственности 3) право на жилище 4) право на жизнь
А 14. Что является отличительным признаком правового государства?
1) наличие системы законодательства 2) равноправие и равенство граждан перед законом
3) функционирование правоохранительных органов 4) наличие суверенитета
А 15. К специфическим правам ребенка относится(ятся)
1)право на жизнь 2) право жить в семье 3) право собственности 4) избирательные права
Часть В.
В 1. Установите соответствие между чертами политических режимов и их типами.
Черты политических режимов:
А) оппозиция допускается, но находится под строгим контролем Б) правовое государство
В) полный контроль государства за всеми и каждым Г) подавление любой оппозиции
Д) равенство всех перед законом Е) насаждение единой идеологии
Типы политических режимов: 1) демократический 2) авторитарный 3) тоталитарный
В 2. Установите соответствие между органами государственной власти в РФ и ветвями власти.
Органы государственной власти в РФ:
А) администрация Приморского края Б) Федеральное собрание
В) Министерство культуры Г) городская дума
Д) Правительство РФ Е) Департамент образования Москвы
Ветви государственной власти: 1) законодательная 2) исполнительная
В 3. В приведенном списке указаны черты сходства президентской и парламентской республик и четы отличия президентской республики от парламентской. Выберите и запишите ответ в таблицу.
1/ власть сменяема, избирается на определенный срок
2/ избрание населением главы государства
3/ ответственность правительства перед главой государства
4/ законодательно закреплена подотчётность и ответственность власти за результаты своей деятельности.
Черты сходства |
Черты отличия |
|||
Часть С.
Дайте определения понятиям
Право - ________________________________________________________________________________________________________
Референдум -_____________________________________________________________________________________________________
10 класс
Право
Стартовая диагностическая работа по теме: «Право и его роль в жизни человека, общества, государства».
Вариант 2
Часть А. Выполни тестовые задания, из предложенных вариантов выбери один правильный ответ.
A 1 . Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?
1) административное 2) конституционное 3) гражданское 4) уголовное
А 2. Что является административным проступком?
1) безбилетный проезд в метро 2) порча чужого имущества 3) кража продуктов из магазина
4) нарушение трудового договора
А 3. Право в отличие от морали
1) является видом социальных норм 2) регулирует поведение людей 3) поддерживается силой государства
4) обращено ко всему обществу
А 4. Что относится к отличительным признакам правового государства?
1) наличие суверенитета 2) деятельность правоохранительных органов
3) налогообложение граждан 4) верховенство закона
А 5. Что относится к социальным правам человека?
1) право на труд 2) право на жизнь 3) избирательные права 4) право собственности
А 6. Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения граждан и фирм
1) семейное право 2) административное право 3) трудовое право 4) гражданское право
А 7. Какая отрасль права регулирует имущественные и личные неимущественные права граждан?
1) трудовое право 2) административное право 3) уголовное право 4) гражданское право
А 8. К сфере правовых отношений можно отнести контакты между
1) полицейским, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса
2) избирателями на избирательном участке и кандидатом в депутаты
3) молодым человеком, не уступившим место в метро инвалиду, и инвалидом
4) владельцем угнанного автомобиля и участковым инспектором полиции
А 9. Правило поведения человека в правовой ситуации, которое должно обязательно выполняться
1) норма морали 2) социальная норма 3) норма права 4) политическая норма
А 10. Нарушением трудового права является
1) производство и распространение наркотиков 2) увольнение за неявку на работу при наличии больничного листа
3) неявка избирателя на избирательный участок для голосования 4) подделка денежных знаков
А 11. Что является административным проступком?
1) безбилетный проезд в метро 2) порча чужого имущества 3) кража продуктов из магазина
4) нарушение трудового договора
А 12. К сфере правовых отношений можно отнести контакты между
1) полицейским, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса
2) избирателями на избирательном участке и кандидатом в депутаты
3) молодым человеком, не уступившим место в метро инвалиду, и инвалидом
4) владельцем угнанного автомобиля и участковым инспектором полиции
А 13. Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения граждан и фирм
1) семейное право 2) административное право 3) трудовое право 4) гражданское право
А 14. Какая отрасль права регулирует имущественные и личные неимущественные права граждан?
1) трудовое право 2) административное право 3) уголовное право 4) гражданское право
А 15. Правило поведения человека в правовой ситуации, которое должно обязательно выполняться
1) норма морали 2) социальная норма 3) норма права 4) политическая норма
Часть В.
В 1. Установите соответствие между чертами политических режимов и их типами.
Черты политических режимов:
А) оппозиция допускается, но находится под строгим контролем Б) правовое государство
В) полный контроль государства за всеми и каждым Г) подавление любой оппозиции
Д) равенство всех перед законом Е) насаждение единой идеологии
Типы политических режимов: 1) демократический 2) авторитарный 3) тоталитарный
В 2. Установите соответствие между органами государственной власти в РФ и ветвями власти.
Органы государственной власти в РФ:
А) администрация Приморского края Б) Федеральное собрание
В) Министерство культуры Г) городская дума
Д) Правительство РФ Е) Департамент образования Москвы
Ветви государственной власти: 1) законодательная 2) исполнительная
В 3. В приведенном списке указаны черты сходства президентской и парламентской республик и четы отличия президентской республики от парламентской. Выберите и запишите ответ в таблицу.
1/ власть сменяема, избирается на определенный срок
2/ избрание населением главы государства
3/ ответственность правительства перед главой государства
4/ законодательно закреплена подотчётность и ответственность власти за результаты своей деятельности.
Черты сходства |
Черты отличия |
|||
Часть С.
Дайте определения понятиям
Правоотношение - _______________________________________________________________________________________
Юридическая ответственность -___________________________________________________________________________
Диагностическая работа по праву за за первое полугодие
1 вариант
1.Выберите один правильный вариант ответа |
|||
1.Источником права не является А)юридический факт Б) правовой обычай В) административный прецедент Г) нормативный договор |
2.Источником права является: А) правовая традиция Б) нормативный акт В) обычай Г) нормативный правовой акт |
||
3.В Российской Федерации основным источником права выступает: А) правовой обычай Б) нормативный правовой акт В) административный прецедент Г) нормативный договор |
4.Результатом правотворчества является: А) правовой обычай Б) нормативный правовой акт В) административный прецедент Г) правовая доктрина |
||
5.Исторически первым источником права являлся : А) судебный прецедент Б) правовой обычай В) правовая доктрина Г) нормативный договор |
6.Соотнесите название государственного органа и издаваемый им нормативный правовой акт: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
|
||
7.Родиной правового прецедента считают : А) Францию Б) Англию В) Германию Г) США |
|||
8.Нормативный правовой акт, имеющий для остальных высшую юридическую силу: А)указ Б) постановление В) закон Г) приказ |
9.Укажите нормативный правовой акт, не относящийся к законам: А)ФКЗ РФ Б) Конституция РФ В) устав образовательного учреждения Г) устав субъекта РФ |
||
10.Закон приобретает свою окончательную официальную форму после: А) подписание Президентом РФ Б) принятие Государственной Думой В) опубликование в официальных изданиях Г) одобрение Советом Федерации |
11.Если срок начала действия закона не указан, то он вступает в силу: А) по истечении 10 дней после официального опубликования Б) на следующий день после подписания Президентом РФ В) по истечении 15 дней после официального опубликования Г) по истечении 10 дней после подписания Президентом РФ |
||
12.Федеральный закон не может быть принят числом депутатов меньше чем: А) 225 человек Б) 226 человек В) 250 человек Г) 300 человек |
13. Дипломатический этикет является примером: А) правового обычая Б) правового прецедента В) локального нормативного акта Г) международного правового акта |
||
2.Выберите несколько правильных вариантов ответа |
|||
14.К числу принципов правотворчества относятся: А) научность Б)гласность В)либерализм Г) профессионализм |
15.Правом законодательной инициативы в Российской Федерации принадлежит: А) губернаторам Б)Президенту РФ В) Конституционному Суду РФ Г)Представительным органам субъектов Федерации |
||
16.Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы по вопросам: А) федерального бюджета Б) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации В) образования в Российской Федерации Г) постановления Правительства РФ в сфере предпринимательства |
17.Нормативные правовые акты прекращают своё действие: А) когда истек срок, на который они были приняты Б) при их отмене специальном актом В) при принятии другого нормативного правового акта, который регулирует подобную ситуацию Г) во всех вышеперечисленных обстоятельствах |
||
18.Закон регулирует только те отношения, которые: А) имеют место на момент его принятия Б) будут существовать в будущем В) существовали до момента его принятия, в том, случае, если он отягчает наказуемость Г) существовали до момента его принятия, в том случае, если он смягчает или устраняет наказуемость |
19.В России источниками права являются: А) законы Б) подзаконные акты В) юридический прецедент Г) договоры |
||
3.Верны ли суждения? |
|||
20.А.Закон-правовой акт, принимаемый исполнительными органами государства для регулирования важных общественных отношений Б. Данный правовой акт принимается в особом порядке и обладает высшей юридической силой 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
21.А.Обсуждение законопроекта в Государственной Думе осуществляется на закрытом заседании палаты Б. Отдельные законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
||
22.А.Нормативные правовые акты не имеют пределов действия Б.Законы действуют во времени,в пространстве и по кругу лиц 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
23.А. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов Федерации,муниципальных органов может определяться ими самостоятельно Б.Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
||
24.Петя совершил 5 октября проступок,за который, согласно нормам закона, полагалось наказание в виде лишения свободы. Однако в связи с либеризацией политико-правового режима 18 октября был принят новый закон. Его нормы предписывают не считать проступок Пети нарушением права. Как поступить правоприменителю, если он будет рассматривать случившиеся 29 октября? |
25.Ваня нарушил закон 7 мая. Согласно действующим правилам, ему полагалось заплатить небольшой штраф. Между тем 12 мая принимается новый закон. Его правила ужесточают наказания, и теперь за правонарушения,подобные тем, что совершил Ваня,предусмотрено наказание в виде лишения свободы. Как поступить правоприменителю в этой ситуации, если вопрос о наказании решается 16 мая? |
||
26.Что из ниже перечисленного является юридическим фактом – событием: А).рождение человека, Б).наступление 18 летнего возраста, В).кража картины из музея, Г).покупка земельного участка. |
27.Все юридические факты можно разделить на следующие группы: А).поступки, Б).события, В).проступки, Г).действия.
|
||
27.Работник переведён на другую должность. Такой юридический факт называется: А).правопрекращающим, Б).правообразующим, В).правоизменяющим, Г).правозапрещающим.
|
28.К числу видов правового поведения относятся: А).субъективно – противоправное поведение, Б).правомерное поведение, В).объективно – противоправное поведение, Г).злоупотребление правом |
||
29 .Назовите признаки правонарушения как варианта правового поведения: А).любое правонарушение должно быть связано с волей и сознанием людей, Б).правонарушение представляет собой вид деяния, которое может быть выражено только в форме действия, В).противоправные поступки связаны с нарушением нормы права, которая закреплена в каком – либо источнике права, Г).правонарушение имеет вредные последствия. |
30.Умысел может быть: А).объективным, Б).прямым, В).субъективным, Г).косвенным.
|
||
31.Справедливые наказания оказывают порой немалое воздействие на поведение людей. Укрепляется вера в силу закона, возрастает авторитет власти. Речь идёт о : А).функции защиты и восстановления нарушенных прав и интересов, Б).предупредительной функции, В).карательной функции, Г).воспитательной функции. |
32.Невозможно повторное наказание за одно и то же правонарушение. Речь идёт о принципе: А).индивидуализации ответственности, Б).законности, В).справедливости, Г).неотвратимости ответственности.
|
||
33.Содержание правосознания составляют: А).правовые эмоции, Б).правовые установки, В).правовой идеализм, Г).правовые ценности. |
34 .К англосаксонской правовой семье принадлежит право: А).Канады, Б).Франции, В).Австралии, Г).Новой Зеландии. |
Срез за первое полугодие
2 вариант
1.Выберите один правильный вариант ответа |
|||
1.Источником права не является А)юридический факт Б) правовой обычай В) административный прецедент Г) нормативный договор |
2.Источником права является: А) правовая традиция Б) нормативный акт В) обычай Г) нормативный правовой акт |
||
3.В Российской Федерации основным источником права выступает: А) правовой обычай Б) нормативный правовой акт В) административный прецедент Г) нормативный договор |
4.Результатом правотворчества является: А) правовой обычай Б) нормативный правовой акт В) административный прецедент Г) правовая доктрина |
||
5.Исторически первым источником права являлся : А) судебный прецедент Б) правовой обычай В) правовая доктрина Г) нормативный договор |
6.Соотнесите название государственного органа и издаваемый им нормативный правовой акт: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
|
||
7.Родиной правового прецедента считают : А) Францию Б) Англию В) Германию Г) США |
|||
8.Нормативный правовой акт, имеющий для остальных высшую юридическую силу: А)указ Б) постановление В) закон Г) приказ |
9.Укажите нормативный правовой акт, не относящийся к законам: А)ФКЗ РФ Б) Конституция РФ В) устав образовательного учреждения Г) устав субъекта РФ |
||
10.Закон приобретает свою окончательную официальную форму после: А) подписание Президентом РФ Б) принятие Государственной Думой В) опубликование в официальных изданиях Г) одобрение Советом Федерации |
11.Если срок начала действия закона не указан, то он вступает в силу: А) по истечении 10 дней после официального опубликования Б) на следующий день после подписания Президентом РФ В) по истечении 15 дней после официального опубликования Г) по истечении 10 дней после подписания Президентом РФ |
||
12.Федеральный закон не может быть принят числом депутатов меньше чем: А) 225 человек Б) 226 человек В) 250 человек Г) 300 человек |
13. Дипломатический этикет является примером: А) правового обычая Б) правового прецедента В) локального нормативного акта Г) международного правового акта |
||
2.Выберите несколько правильных вариантов ответа |
|||
14.К числу принципов правотворчества относятся: А) научность Б)гласность В)либерализм Г) профессионализм |
15.Правом законодательной инициативы в Российской Федерации принадлежит: А) губернаторам Б)Президенту РФ В) Конституционному Суду РФ Г)Представительным органам субъектов Федерации |
||
16.Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы по вопросам: А) федерального бюджета Б) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации В) образования в Российской Федерации Г) постановления Правительства РФ в сфере предпринимательства |
17.Нормативные правовые акты прекращают своё действие: А) когда истек срок, на который они были приняты Б) при их отмене специальном актом В) при принятии другого нормативного правового акта, который регулирует подобную ситуацию Г) во всех вышеперечисленных обстоятельствах |
||
18.Закон регулирует только те отношения, которые: А) имеют место на момент его принятия Б) будут существовать в будущем В) существовали до момента его принятия, в том, случае, если он отягчает наказуемость Г) существовали до момента его принятия, в том случае, если он смягчает или устраняет наказуемость |
19.В России источниками права являются: А) законы Б) подзаконные акты В) юридический прецедент Г) договоры |
||
3.Верны ли суждения? |
|||
20.А.Закон-правовой акт, принимаемый исполнительными органами государства для регулирования важных общественных отношений Б. Данный правовой акт принимается в особом порядке и обладает высшей юридической силой 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
21.А.Обсуждение законопроекта в Государственной Думе осуществляется на закрытом заседании палаты Б.Отдельные законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
||
22.А.Нормативные правовые акты не имеют пределов действия Б.Законы действуют во времени,в пространстве и по кругу лиц 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
23.А. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов Федерации,муниципальных органов может определяться ими самостоятельно Б.Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
||
24.Петя совершил 5 октября проступок,за который, согласно нормам закона, полагалось наказание в виде лишения свободы. Однако в связи с либеризацией политико-правового режима 18 октября был принят новый закон. Его нормы предписывают не считать проступок Пети нарушением права. Как поступить правоприменителю, если он будет рассматривать случившиеся 29 октября? |
25.Ваня нарушил закон 7 мая. Согласно действующим правилам, ему полагалось заплатить небольшой штраф. Между тем 12 мая принимается новый закон. Его правила ужесточают наказания, и теперь за правонарушения,подобные тем, что совершил Ваня,предусмотрено наказание в виде лишения свободы. Как поступить правоприменителю в этой ситуации, если вопрос о наказании решается 16 мая? |
||
26.К числу субъектов права относятся: А).документы, Б).лица без гражданства, В).трудовой коллектив, Г).государственная организация |
27.Правосубъектность физического лица включает: А).правоспособность, Б).юридическая обязанность, В).дееспособность, Г).деликтоспособность. |
||
28.Мысленная модель будущего результата, к достижению которой стремиться субъект при совершении правонарушения, называется: А).мотивом, Б).виной, В).объектом, Г).целью. |
29 .Уголовная ответственность за кражу наступает по достижении: А).14 лет, Б).16 лет, В).18 лет, Г).15 лет. |
||
30.Административная ответственность характеризуется тем, что: А).за совершение административных правонарушений может быть установлено такое наказание, как дисквалификация, Б).она применяется, например, за нарушение должностным лицом правил по охране труда, В).наиболее распространённым видом штрафных санкций является возмещение убытков, Г).она заключается в необходимости возместить причинённый ущерб. |
31.По содержанию и глубине осмысления права выделяют следующие виды правосознания: А).ценностное, Б).обыденное, В).научное, Г).профессиональное.
|
||
32.Система овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к праву, называется: А).правовым нигилизмом, Б).правовой культурой, В).правовым идеализмом, Г).правовым воспитанием |
33.К семье обычного права принадлежит право: А).Вьетнама, Б).Мадагаскара, В).КНДР, Г).Экваториальной Африки. |
||
34.Возникновение романо – германской правовой семьи относится к : А).11 веку, Б).14 веку, В).13 веку, Г).15 веку.
|
35.Ведущими источниками права в романо – германской правовой семье являются: А).правовые прецеденты, Б).кодексы, В).обычаи, Г).конституции. |