Факультативный курс русского языка «Синтаксис словосочетания и простого предложения» (8 класс)

6
3
Материал опубликован 4 June 2017 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДОМБАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

 п. Домбаровский, Оренбургской области

 

«Согласовано»

Руководитель МО

 

_______/__._


Протокол №  

от « » __________2017г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора

 по УВР

________ /____________ ./

 

 «»____________  201г.

 

«Утверждаю»

Директор МОАУ ДСОШ №1 ________/________________

 

Приказ №  

От « 1»  сентября  2012г.

 

 

 

 

 

Факультативный курс  русского языка «Синтаксис словосочетания и простого предложения ».

                                         35 часов (1час в неделю)

 

 

 

 

 

Составила:

учитель русского языка и литературы

МОАУ «ДСОШ №1»

Панькова Евгения Георгиевна,

учитель первой категории

 

 

Принята на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от 31 августа 2017 г.

 

 

2017 - 2018  учебный год

 

Факультативный курс  русского языка «Синтаксис словосочетания и простого предложения »

Пояснительная записка

 Факультативный курс  русского языка «Синтаксис словосочетания и простого предложения » предназначен для учащихся 8 класса и рассчитан на 35 часов. Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 8 классе. Вопросы, рассматриваемые на курсе, дополняют и расширяют обязательное содержание программы по русскому языку и в тоже время примыкают к основному курсу.

Теоретическая часть элективного курса составлена на основе учебника : Валгина Н.С.

Синтаксис современного русского языка: Учебник М.: Агар, 2000. 416 с.

Практическая часть элективного курса составлена на основе:

1) О.А. Селеменева Лабораторные работы по синтаксису словосочетания и простого предложения: учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. – 154 с.

2)Сборника тестовых заданий и упражнений по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов./Под ред. Г. Н. Потаповой.- М.:2010 г. – 125с.

Цель курса – углубление и систематизация знаний по основным темам курса «Синтаксис словосочетания и простого предложения .

Задачи элективного курса:

1)получить прочные теоретические сведения о синтаксической подсистеме современного русского литературного языка,

2)знать единицы этой подсистемы, законы и правила их функционирования, сочетания, варьирования и модификаций в речи;

3)выработать практические умения квалифицированного анализа синтаксических явлений, пользования научно-лингвистической и учебной литературой.

4)активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

5)обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;

6)способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Вопросы, рассматриваемые на курсах, дополняют и расширяют обязательное содержание и в то же время примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области русского языка и литературы, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1) Теоретическая часть (повторение правил, разбор трудных вопросов)

2) Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Формы контроля.

Подбор указанных предложений по типам.

Устные и письменные развёрнутые ответы на вопросы.

Характеристика указанных учителем предложений (устная и письменная).

Выполнение практических и зачетных работ.

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ.

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.

Ожидаемые результаты

Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.

Вся практическая часть кружка представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

- выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксические и стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов;

- усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

- определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;

- выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;

- акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них выражения данного содержания.

Содержание курса

Введение. Понятие синтаксиса. Основные единицы синтаксиса

Словосочетание. Виды словосочетаний. Виды синтаксической связи слов в словосочетаниях. Согласование. Управление. Примыкание. Зачетная работа по теме «Словосочетание».

Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания, по эмоционально-экспрессивной окраске. Распространенные и нераспространенные предложения. Главные члены и второстепенные члены предложения.

Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Типы сказуемого. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Зачетная работа по теме «Главные члены предложения».Типы второстепенных членов предложения. Дополнение. Способы выражения. Определение. Способы выражения. Приложение. Обстоятельство. Способы выражения. Практическая работа по теме «Второстепенные члены предложения»

Односоставные предложения. Типы односоставных предложений.

Назывные предложения. Определенно-личные предложения.

Неопределенно-личные предложения. Безличные предложения.

Зачетная работа по теме «Односоставные предложения». Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения.

Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные конструкции.

Вставные конструкции. Практическая работа по теме «Простое предложение». Зачетная работа по теме «Простое предложение».

Список используемой литературы.

1. Валгина Н.С.Синтаксис современного русского языка: Учебник

М.: Агар, 2000. 416 с.

2. Кострикина А. П. Главные члены двусоставного предложении в современном русском языке. Учебно-методическое пособие. – Омск: ООО «Издательский дом «Наука»»,2004.-68 с.

3. Селеменева О. А. Лабораторные работы по синтаксису словосочетания и простого предложения: учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. – 154 с.

4. Сборника тестовых заданий и упражнений по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов./Под ред. Г. Н. Потапова.- М.:2010 г. – 125с.

5. Розенталь Д.Э, Голуб И. Б, Теленкова М. А. Современный русский язык. М., издательство «Высшая школа»,1991 г. 560.

Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Синтаксис словосочетания и простого предложения» в 8 классе.

п/п

Тема занятия

Тип урока ФОПЛ

Результаты по содержанию (знать)

Результаты по способу работы (уметь применять в практической деятельности)

Контрольные задания, виды контроля

Дата

1

Введение. Понятие синтаксиса. Основные единицы синтаксиса

Изучение новой темы

Знать основные понятия синтаксиса

 

Запись основных положений лекции учителя.

 

2

Словосочетание.

Изучение новой темы

Знать понятие словосочетания

Уметь отличать словосочетание от других единиц синтаксиса

Запись основных положений лекции учителя. Работа с текстами.

 

3

Виды словосочетаний.

Изучение новой темы

Знать виды словосочетаний

Уметь определять виды словосочетаний

Запись основных положений лекции учителя. Работа с текстами.

 

4

Виды синтаксической связи слов в словосочетаниях.

Изучение новой темы

Знать виды синтаксических слов в словосочетаниях

Уметь определять виды синтаксических слов в словосочетаниях

Запись основных положений лекции учителя.

 

5

Согласование.

Изучение новой темы

Знать виды синтаксических слов в словосочетаниях

Уметь отличать согласование от других частей речи

Практическая работа. Составление словосочетаний.

 

6

Управление.

Изучение новой темы

Знать виды синтаксических слов в словосочетаниях

Уметь отличать управление от других частей речи

Практическая работа. Составление словосочетаний.

 

7

Примыкание

Изучение новой темы

Знать виды синтаксических слов в словосочетаниях

Уметь отличать примыкание от других частей речи

Практическая работа. Составление словосочетаний.

 

8

Зачетная работа по теме «Словосочетание»

Урок-зачет

Знать виды синтаксических слов в словосочетаниях

Уметь различать виды синтаксической связи слов

Тест по теме.

 

9

Понятие о предложении.

Изучение новой темы

Знать определение понятия предложение

Уметь отличать предложение от других единиц синтаксиса

Запись основных положений лекции учителя

 

10

Виды предложений по цели высказывания, по эмоционально-экспрессивной окраске.

Повторительно-обобщающий

Знать характеристику предложений

Уметь различать предложения по цели высказывания и по эмоционально-экспрессивной окраске

Запись основных положений лекции учителя

 

11

Распространенные и нераспространенные предложения

Повторительно-обобщающий

Знать характеристику предложений

Уметь различать распространенные и нераспространенные предложения

Практическая работа. Составление предложений.

 

12

Главные члены и второстепенные члены предложения.

Комбинированный

Знать характеристику предложений

Называть главные члены и второстепенные члены предложения

Запись основных положений лекции учителя

 

13

Подлежащее. Способы его выражения.

Комбинированный

Знать определение понятия подлежащее, основные способы его выражения

Уметь определять способы выражения подлежащего

Запись основных положений лекции учителя. Практическая работа. Составление предложений.

 

14

Сказуемое. Типы сказуемого. Способы выражения простого глагольного сказуемого.

Комбинированный

Знать определение понятия сказуемого, основные способы его выражения, типы сказуемого

Уметь определять способы выражения сказуемого, типы сказуемого

Запись основных положений лекции учителя. Практическая работа. Составление предложений

 

15

Составное глагольное сказуемое.

Комбинированный

Знать типы сказуемого, способы выражения составного глагольного сказуемого

Уметь находить в предложениях составное глагольное сказуемое,

Запись основных положений лекции учителя. Практическая работа.

 

16

Составное именное сказуемое.

Комбинированный

Знать типы сказуемого, способы выражения составного именного сказуемого

Уметь определять способы выражения именной части в составном именном сказуемом.

Запись основных положений лекции учителя. Практическая работа.

 

17

Зачетная работа по теме «Главные члены предложения».

Урок-зачет

 

Уметь применять полученные знания

Тестовая работа в формате ЕГЭ

 

18

Типы второстепенных членов предложения.

Комбинированный

Знать типы второстепенных членов предложения, части речи, которой выражены ВЧП, вопросы, на которые отвечают ВЧП

Уметь называть второстепенные члены предложения, правильно задавать вопрос, определять часть речи, которой выражен ВЧП

Запись основных положений лекции учителя

 

19.

Дополнение. Способы выражения.

Комбинированный

Знать вопросы, на которые отвечает дополнение, части речи, которыми может быть выражено дополнение

Уметь находить дополнение в предложении.

Запись основных положений лекции учителя. Практическая работа

 

20.

Определение. Способы выражения.

Комбинированный

Знать вопросы, на которые отвечает определение, части речи, которыми может быть выражено определение

Уметь находить дополнение в предложении

Запись основных положений лекции учителя. Практическая работа

 

21

Приложение.

Комбинированный

Знать вопросы, на которые отвечает приложение, части речи, которыми может быть выражено приложение

Уметь находить дополнение в предложении

Запись основных положений лекции учителя. Практическая работа

 

22.

Обстоятельство. Способы выражения

Комбинированный

Знать вопросы, на которые отвечает обстоятельство, части речи, которыми может быть выражено обстоятельство

Уметь находить дополнение в предложении

Запись основных положений лекции учителя. Практическая работа

 

23

Практическая работа по теме «Второстепенные члены предложения»

Урок-зачет

 

Уметь находить второстепенные члены предложения, подчеркивать их, определять часть речи, которой выражен ВЧП

Практическая работа

 

24

Односоставные предложения. Типы односоставных предложений.

Изучение новой темы

Знать понятие односоставного предложения, типы односоставных предложений.

Уметь находить в тексте односоставные предложения.

Запись основных положений лекции учителя.

 

25

Назывные предложения.

Урок - практикум

Знать понятие назывного предложения

Уметь находить в тексте назывные предложения

Практическая работа

 

26

Определенно-личные предложения.

Урок - практикум

Знать понятие определенно-личного предложения

Уметь находить в тексте определенно-личные предложения

Практическая работа

 

27

Неопределенно-личные предложения.

Урок - практикум

Знать понятие неопределенно-личного предложения

Уметь находить в тексте неопределенно-личные предложения

Практическая работа

 

28

Безличные предложения.

Урок - практикум

Знать понятие безличного предложения

Уметь находить в тексте безличные предложения

Практическая работа

 

29

Зачетная работа по теме «Односоставные предложения»

Урок-зачет

 

Уметь применять полученные знания

Тестовая работа в формате ЕГЭ

 

30

Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения.

Комбинированный

Знать понятие простого осложненного предложения, способы обособления

Уметь расставлять знаки препинания при обособлении ОЧП

Запись основных положений лекции учителя. Практическая работа

 

31

Обособленные члены предложения.

Комбинированный

Знать понятие простого осложненного предложения, способы обособления

Уметь находить обособленные члены предложения.

Запись основных положений лекции учителя. Практическая работа

 

32

Обращение.

Комбинированный

Знать понятие простого осложненного предложения, способы обособления

Уметь находить обособленные члены предложения

Запись основных положений лекции учителя. Практическая работа

 

33-34

Вводные конструкции. Вставные конструкции.

Комбинированный

Знать понятие простого осложненного предложения, способы обособления

Уметь находить обособленные члены предложения

Запись основных положений лекции учителя. Практическая работа

 

35

Зачетная работа по теме «Простое предложение»

Урок-зачет

 

Уметь применять полученные знания.

Тестовая работа в формате ЕГЭ

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отсутствует учебно-тематический план (дан календарно-тематический), требования к уровню подготовки обучающихся не по ФГОС, нет приложений. Однообразное использование форм и методов работы. Раздаточного материала нет и мультимедийных средств обучения тоже.

27 November 2017

Здравствуйте, Любовь Геннадьевна. Обращаю ваше внимание на то, что ФГОС введен по 7 класс обучения. А моя программа относится к 8 классу. Поэтому и составлена моя программа по требованиям, которые предусмотрены в стандарте 2004 года. С уважением, Евгения Георгиевна.

27 November 2017

Ответ #47670 был удален 27 November 2017

Евгения Георгиевна, здравствуйте! По ФГОС занимаются уже по 9 класс. Возможно, у вас не так. Тогда прошу прощения.

27 November 2017

Похожие публикации