Программа элективного курса «География в профессиях (профессиональные пробы)» (11 класс)
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6
имени Героя России С.Л.Яшкина»
Элективный курс
«География в профессиях (профессиональные пробы)»
Курс разработан
учителем географии
высшей квалификационной категории
Овчинникова Н.В.
Пермь 2017
Пояснительная записка
Цель рабочей программы: Создание условий для планирования, организации занятий элективного курса в 11 классе
Задача рабочей программы:
1. Определить содержание, объём, порядок проведения занятий с учётом целей, задач и особенностей образовательного процесса образовательного учреждения.
Структура рабочей программы -
Титульный лист;
Пояснительная записка;
Учебно – тематический план;
Планирование
Требования к уровню подготовки обучающихся;
Список литературы;
Программа данного курса обобщает полученные знания из курса географии 7-9 классов. Ее новизна заключается в представлении профессий, связанных с географией, и профессий, в ходе овладения которыми знания по географии могут пригодиться.
Цель: расширить представления учащихся о профессиях, связанных с географией.
Задачи:
помощь подросткам в их самоопределении при выборе дальнейшей профессии;
развитие умений работать в сотрудничестве на основе эвристической деятельности;
активизация познавательной деятельности, повышение информационной и коммуникативной компетентности учащихся.
Формой преподавания курса являются использование различных источников географической информации, а также выполнение заданий исследовательского характера, создание группового мини – проекта по тематике курса и защита его. Применение исследовательского метода в процессе обучения способствует приобщению учащихся к творческой деятельности. На основе сбора, обработки и изучения фактов, анализа причинно-следственных связей школьники самостоятельно добывают и применяют новые знания, осуществляют проверку правильности выдвинутых ими научных предположений. Формой контроля являются результаты практических исследований.
Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.
При организации занятий создаются ситуации, в которых каждый ученик выполняет индивидуальное задание и принимает участие в работе группы.
Каждая тема включает информационную часть и практикум, который требует выполнения заданий исследовательского характера. Это способствует приобщению учащихся к творческой деятельности. Часть тем предполагает самостоятельную работу учащихся. Поэтому очевидно, что данный курс является актуальным и необходимым для изучения.
Занятия данного курса влияют на осознанный выбор дальнейшего обучения, на выбор в профессии.
Каждое занятие данного курса готовит учащихся к осознанному выбору профиля обучения; в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению; через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный выбор будущей профессии. Курс рассчитан на 24 часа.
Содержание курса
Тема1. Введение. В мире географических профессий (1 час).
Познакомить учащихся с профессиями географичесмкого профиля и применение географических знаний в других профессиях.
Тема 2. Метеорология (2 часа)
Метеорология – наука об атмосфере. Задачи метеорологии, ее значение в жизни и в быту. Основные метеорологические элементы. Методы наблюдений.
Способы наблюдения и предсказания погоды. Анализ синоптической карты.
Экскурсии:
Посещение метеостанции ПГНИУ.
Тема 3. Гидрология (2 часа).
Гидрология, океанология – науки о гидросфере. Гидрография – как раздел гидрологии значение в хозяйственной деятельности
Экскурсии: Посещение Камской ГЭС
Тема 4. Картография (2 часа).
Картография как наука о создании и использовании карт.
Значение картографии в современном обществе. Связи картографии с другими науками.
Практическая работа. Комплексная характеристика территории с помощью серий тематических карт и атласов.
Тема 5. Экология (4 часа)Геология - наука о строении, законах развития и истории Земли. Значение геологии в развитии экономики страны.
Практическая работа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.
Тема 6. Топография (3 часа)Топография - наука, подробно изучающая характерные особенности земной поверхности, для того чтобы правильно изобразить ее на плоскости в виде планов и карт. Основная задача топографии. Значение ее в хозяйственной деятельности.
Практическая работа. Съемка местности.
Тема 7. Геология (3 часа)Геология - наука о строении, законах развития и истории Земли. Значение геологии в развитии экономики страны.
Тема 8. География в промышленности и в различных отраслях сельского хозяйства (7 часов).
Посещение промышленных предприятий и музеев:
- Гипсополимер
- ГОЗНАК
- Ботанический сад ПГНИУ
- Музей Нефти
- Музей транспорта
- Музей Мотовилихинских заводов
Практическая работа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.
Учебно-методический план
№ п/п |
Название темы |
Общее количество часов |
Практические занятия |
Экскурсии |
Формы контроля |
1 |
Введение. В мире биологических профессий |
1 |
1 |
|
Составление профессиональной карты ученика |
2 |
Метеорология |
2 |
1 |
1 |
Выполнение рефератов и творческих работ по экскурсиям |
3 |
Гидрология |
2 |
1 |
1 |
Выполнение рефератов и проектов |
4 |
Картография |
2 |
1 |
1 |
Выполнение рефератов и творческих работ по экскурсиям. |
5 |
Геология |
4 |
3 |
1 |
Творческие и проектные работы учеников |
6 |
Эколоргия |
3 |
1 |
2 |
Создание фильма |
7 |
Топография |
3 |
3 |
Творческие и проектные работы учеников |
|
8 |
География в промышленности |
7 |
2 |
5 |
Создание фильма |
|
Итого: |
24 |
13 |
11 |
|
Список литературы
1. Максаковский В.П. Историческая география мира: Учебное пособие для вузов. - М., Экопрос, 1997.
2. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Ч. 1-2. - М., АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2001, 2002.
3. Кучер Т.Е., Колпашникова И.Ф. Медицинская география: Учебник для Х-Х! кл. профильных школ. - М., 1996.
4 Тессман Н.Ф. Полевая практика по метеорологии и гидрологии: Учебное пособие для пед. вузов. - М., Просвещение, 1967.
5. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. - Гидрометеоиздат, 1987.
6. Картография с основами топографии: Учебное пособие для педагогических вузов / Под ред. Г.Ю.Грюнберга. - М., 1991.
7. Картография с основами топографии: Учебное пособие для педагогических вузов / Т.С. Комиссарова. - М., Просвещение, 2001.
8. Короновский Н.В., Якушева А.Ф. Основы геологии. - М., 1991.
9. Геология. Энциклопедия для детей, Т. IV, - М., 2000.
10. Основы конструктивной географии / Под ред И.П. Герасимова, В.С. Преображенского. - М.. 1986.
11. Мир географии: География и географы. Природная среда. - М., Мысль, 1984.
12. Максаковский В.П. Преподавание географии