Элективный курс по русскому языку «Грамотей» (9 класс)
Предпрофильная подготовка
МБОУ Трубчевская гимназия
им. М.Т. Калашникова
Элективный курс по русскому языку
«Грамотей»
9 класс
Составитель: Е. К. Свиридова,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
г. Трубчевск,
2016 г.
Пояснительная записка
Элективный курс «Грамотей» предназначен для учащихся 9 классов. Программа курса написана в соответствии с требованиями к экзаменационной работе по русскому языку в новой форме «ОГЭ», структурирована в соответствии со спецификацией 2016 года, утвержденной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ.
Данная программа направлена на повторение и углубление знаний, полученных учащимися в процессе обучения русскому языку в 5-9 классах, формирование прочных орфографических, лексических, синтаксических и пунктуационных умений и навыков, обработку навыков развития связанной речи.
Целесообразность создания подобного курса объясняется тем, что в 9 классе возникла необходимость повторить трудные и менее изученные темы по русскому языку за курс 5-9 классов общеобразовательной школы. Количество часов в 9 классе оказывается недостаточным для прочного (расширенного) повторения. Это в свою очередь приводит к снижению качества знаний учащихся, пробелам в знаниях по русскому языку, снижению успеваемости учащихся.
Поэтому цель данной программы – систематизировать и корректировать знания учащихся по наиболее сложным темам за курс 5-9 класса, подготовить к успешной сдаче ОГЭ учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 9 класса.
Состоит из 6 частей: «Орфография», «Текстоведение», «Лексика», «Синтаксис», «Пунктуация», «Развитие речи».
Программа рассчитана на 34 часов. Занятия проводятся в течение учебного года в объеме 1-го академического часа 1 раз в неделю.
Задачи проведения курса:
- формирование поэтапного усвоения информации,
- стимулирование самостоятельного процесса познания,
- развитие мыслительных процессов и творческой деятельности,
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему,
- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования,
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).
Результаты проведения курса:
- подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена
(в новой форме) на итоговой аттестации.
- совершенствовать навыки орфографической, пунктуационной и речевой грамотности обучающихся.
Формой итогового контроля послужит тренировочное выполнение вариантов заданий из сборника ОГЭ по русскому языку.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса «Грамотей» обучающиеся должны
знать:
-Правописание корней, приставок, суффиксов.
-Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. Выделение основной информации текста. Основные средства связи предложений в тексте. Изобразительно-выразительные средства речи
- Слово-единица языка и речи. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы; прямое и переносное значение слова
-Словосочетание и его признаки. Типы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Предложение и его признаки. Простое и сложное предложение. Основные типы грамматических основ. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого. Односоставные предложения. Признаки простого осложненного предложения.
- Постановка знаков препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знака препинания в сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.
-Сжатое изложение. Подробное и сжатое изложение. Основные способы сжатия текста. Понимание текста и умение воспроизводить его в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста.
-Сочинение-рассуждение. Композиция текста рассуждения. Последовательность работы над сочинением-рассуждением. Формы выражения мысли. Точный выбор слова, нужной синтаксической конструкции, употребление речевых оборотов, стиля и способа изложения материала.
Уметь:
Правильно писать корни, суффиксы, приставки.
Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).
Находить в тексте синонимы, антонимы, омонимы.
Определять виды подчинительной связи в словосочетаниях.
Определять типы предложения, выделять грамматическую основу.
Ставить знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях.
Писать сжатое изложение.
Создавать текст на лингвистическую тему.
Применять знания в знакомой и незнакомой ситуации
Содержание курса
Русская орфография как система правил (4ч). Правописание корней, приставок, суффиксов.
Текстоведение (2ч). Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. Выделение основной информации текста. Основные средства связи предложений в тексте. Изобразительно-выразительные средства речи.
Лексика (2ч). Слово-единица языка и речи. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы; прямое и переносное значение слова.
Синтаксис (3ч). Словосочетание и его признаки. Типы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Предложение и его признаки. Простое и сложное предложение. Основные типы грамматических основ. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого. Односоставные предложения. Признаки простого осложненного предложения.
Пунктуация (8ч). Постановка знаков препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи.
Развитие речи (15ч).
Сжатое изложение. Подробное и сжатое изложение. Основные способы сжатия текста. Понимание текста и умение воспроизводить его в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста.
Сочинение-рассуждение различных жанров. Композиция текста рассуждения. Последовательность работы над сочинением-рассуждением. Формы выражения мысли. Точный выбор слова, нужной синтаксической конструкции, употребление речевых оборотов, стиля и способа изложения материала.
Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 9 классе
(элективный курс, 34 часа)
Тема |
Кол-во часов |
Вид занятий |
Содержание |
Методичес-кое обеспечение |
1.Диагностический тест |
1 |
практикум |
проверка уровня подготовки к ГИА, занесение ошибок в лист учёта |
тест |
2.Правописание гласной в корне, проверяемой и не проверяемой ударением |
1 |
практикум |
повторение орф., работа с дид. м. |
карточки, тесты |
3.Корни с чередованием |
1 |
практикум |
повторение орф., работа с дид. м. |
тесты, |
4. Правописание приставок |
1 |
практикум |
с, на з-с, пре-при, раз(роз)-рас(рос), не-ни |
карточки, тесты |
5. Правописание суффиксов слов: прилагательных, причастий |
1 |
практикум |
н-нн |
карточки, тесты, |
6. Текст и его признаки. Выделение основной информации текста |
1 |
теория и практика |
работа с текстом |
тексты, |
7. Изобразительно – выразительные средства языка |
1 |
теория и практика |
повторить изобразительно – выразительные средства языка и определять их |
тексты, тесты, |
8. Слово- единица языка. Лексическое значение слова |
1 |
практикум |
повторение лексики, определение лексического значения слова |
карточки, словари |
9.Синонимы, антонимы, омонимы |
1 |
практикум |
повторение |
карточки, тесты, |
10.Словосочетание. Типы подчинительной связи |
1 |
практикум |
повторение согласования, управления, примыкания, работа с дид. м. |
карточки, тесты, |
11.Предложение, его виды. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых |
1 |
практикум |
определение грамматической основы типа сказуемого |
карточки, тесты, |
12.Односоставное предложение |
1 |
практикум |
повторить отличительные признаки односоставного предложения, работа с дид. м. |
тесты, таблица |
13.Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами |
1 |
практикум |
повторить способы осложнения, работать с текстом, одн. чл. соед. союз., од. и неод. опр |
тесты, создание творческих работ, карточка, тесты |
14-15. Знаки препинания при обособленных членах предложения: определения приложения обстоятельства дополнения |
2 1 1 |
практикум |
повторение пунктуации |
карточка, тесты, презентации |
16. Знаки препинания в оборотах с союзом как |
1 |
практика |
повторение пунктуации |
карточка, тесты, |
17. Знаки препинания при вводных словах и предложениях |
1 |
практика |
повторение пунктуации, повторение признаков вводных конструкций и способов выделения |
тесты, |
18. Знаки препинания в ССП |
1 |
практика |
повторение постановки |
карточка, тесты, |
19. Знаки препинания в СПП |
1 |
практика |
повторение пункт. |
карточка, тесты, |
20. Знаки препинания в БСП |
1 |
практика |
повторение пункт. |
карточка, тесты, |
21. Развитие речи. Способы сжатия текста |
1 |
теория |
повторение способов сжатия текста, работа с текстом |
карточка, тесты, |
22. Обучение написанию сжатого изложения |
1 |
теория |
написание сжатого текста |
карточка, тесты |
23-24.Практикум: написание сжатого изложения |
2 |
практика |
написание сжатого текста |
аудиозапись |
25. Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения-рассуждения |
1 |
теория, |
составить план-схему, повторить композиц. текста учить составлять текст сочинения |
сост. алгоритма, работа с текстом |
26-27. Практикум: создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему |
2 |
практика |
учить составлять текс сочинения |
работа с текстом |
28. Обучение написанию сочинения-рассуждения по тексту |
1 |
теория, |
написание сочинения |
учебный диск, составление алгоритма |
29. Обучение написанию сочинения на свободную тему |
1 |
теория |
составить план-схему, повторить композиц. текста учить составлять текст сочинения |
учебный диск, составление алгоритма |
30-31. Практикум: написание сочинения на свободную тему |
2 |
практика |
написание сочинения |
сост. алгоритма, работа с текстом |
32-34. Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ. Подведение результатов работы |
3 |
практика |
работа с КИМом |
орфогр. словарь |
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Ноутбук
2.Мультимедийный проектор
3.Схемы
4.Таблицы
5.Раздаточный материал
6.Различные виды словарей
7.Цифровые образовательные ресурсы (презентации, учебные диски)
Список литературы
ГИА по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и др. материалы для 9 кл. Т.Ю. Угроватова.- М. АСТ.-астрел- СПБ.
ГИА-2017. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И. П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2017.
Русский язык, подготовка к ГИА- 2017: учебно-методическое пособие под ред. Н.А. Сениной. – Ростов Н/Д: Легион – М.,2017.
Русский язык 10,11 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных школ.: В 2ч.- М.: Гуманит. изд. центр Владос,2016.