Элективный курс по русскому языку «Грамотей» (9 класс)

2
0
Материал опубликован 12 November 2016 в группе


Предпрофильная подготовка

МБОУ Трубчевская гимназия

им. М.Т. Калашникова


 

Элективный курс по русскому языку

«Грамотей»

9 класс

Составитель: Е. К. Свиридова,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

 

г. Трубчевск,

2016 г.

Пояснительная записка

Элективный курс «Грамотей» предназначен для учащихся 9 классов. Программа курса написана в соответствии с требованиями к экзаменационной работе по русскому языку в новой форме «ОГЭ», структурирована в соответствии со спецификацией 2016 года, утвержденной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ.

Данная программа направлена на повторение и углубление знаний, полученных учащимися в процессе обучения русскому языку в 5-9 классах, формирование прочных орфографических, лексических, синтаксических и пунктуационных умений и навыков, обработку навыков развития связанной речи.

Целесообразность создания подобного курса объясняется тем, что в 9 классе возникла необходимость повторить трудные и менее изученные темы по русскому языку за курс 5-9 классов общеобразовательной школы. Количество часов в 9 классе оказывается недостаточным для прочного (расширенного) повторения. Это в свою очередь приводит к снижению качества знаний учащихся, пробелам в знаниях по русскому языку, снижению успеваемости учащихся.

Поэтому цель данной программы – систематизировать и корректировать знания учащихся по наиболее сложным темам за курс 5-9 класса, подготовить к успешной сдаче ОГЭ учащихся.

Программа рассчитана на учащихся 9 класса.

Состоит из 6 частей: «Орфография», «Текстоведение», «Лексика», «Синтаксис», «Пунктуация», «Развитие речи».

Программа рассчитана на 34 часов. Занятия проводятся в течение учебного года в объеме 1-го академического часа 1 раз в неделю.

Задачи проведения курса:

- формирование поэтапного усвоения информации,

- стимулирование самостоятельного процесса познания,

- развитие мыслительных процессов и творческой деятельности,

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему,

- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования,

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Результаты проведения курса:

- подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена

(в новой форме) на итоговой аттестации.

- совершенствовать навыки орфографической, пунктуационной и речевой грамотности обучающихся.

Формой итогового контроля послужит тренировочное выполнение вариантов заданий из сборника ОГЭ по русскому языку.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения элективного курса «Грамотей» обучающиеся должны

знать:

-Правописание корней, приставок, суффиксов.

-Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. Выделение основной информации текста. Основные средства связи предложений в тексте. Изобразительно-выразительные средства речи

- Слово-единица языка и речи. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы; прямое и переносное значение слова

-Словосочетание и его признаки. Типы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Предложение и его признаки. Простое и сложное предложение. Основные типы грамматических основ. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого. Односоставные предложения. Признаки простого осложненного предложения.

- Постановка знаков препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знака препинания в сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

-Сжатое изложение. Подробное и сжатое изложение. Основные способы сжатия текста. Понимание текста и умение воспроизводить его в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста.

-Сочинение-рассуждение. Композиция текста рассуждения. Последовательность работы над сочинением-рассуждением. Формы выражения мысли. Точный выбор слова, нужной синтаксической конструкции, употребление речевых оборотов, стиля и способа изложения материала.

Уметь:

Правильно писать корни, суффиксы, приставки.

Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Находить в тексте синонимы, антонимы, омонимы.

Определять виды подчинительной связи в словосочетаниях.

Определять типы предложения, выделять грамматическую основу.

Ставить знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях.

Писать сжатое изложение.

Создавать текст на лингвистическую тему.

Применять знания в знакомой и незнакомой ситуации

Содержание курса

Русская орфография как система правил (4ч). Правописание корней, приставок, суффиксов.

Текстоведение (2ч). Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. Выделение основной информации текста. Основные средства связи предложений в тексте. Изобразительно-выразительные средства речи.

Лексика (2ч). Слово-единица языка и речи. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы; прямое и переносное значение слова.

Синтаксис (3ч). Словосочетание и его признаки. Типы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Предложение и его признаки. Простое и сложное предложение. Основные типы грамматических основ. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого. Односоставные предложения. Признаки простого осложненного предложения.

Пунктуация (8ч). Постановка знаков препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи.

Развитие речи (15ч).

Сжатое изложение. Подробное и сжатое изложение. Основные способы сжатия текста. Понимание текста и умение воспроизводить его в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста.

Сочинение-рассуждение различных жанров. Композиция текста рассуждения. Последовательность работы над сочинением-рассуждением. Формы выражения мысли. Точный выбор слова, нужной синтаксической конструкции, употребление речевых оборотов, стиля и способа изложения материала.


 

Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 9 классе

(элективный курс, 34 часа)

Тема

Кол-во часов

Вид занятий

Содержание

Методичес-кое обеспечение

1.Диагностический тест

1

практикум

проверка уровня подготовки к ГИА, занесение ошибок в лист учёта

тест

2.Правописание гласной в корне, проверяемой и не проверяемой ударением

1

практикум

повторение орф., работа с дид. м.

карточки, тесты

3.Корни с чередованием

1

практикум

повторение орф., работа с дид. м.

тесты,
презентации

4. Правописание приставок

1

практикум

с, на з-с, пре-при, раз(роз)-рас(рос), не-ни

карточки, тесты

5. Правописание суффиксов слов: прилагательных, причастий

1

практикум

н-нн

карточки, тесты,
ноутбук

6. Текст и его признаки. Выделение основной информации текста

1

теория и практика

работа с текстом

тексты,
инф. диск

7. Изобразительно – выразительные средства языка

1

теория и практика

повторить изобразительно – выразительные средства языка и определять их

тексты,

тесты,
таблицы

8. Слово- единица языка. Лексическое значение слова

1

практикум

повторение лексики, определение лексического значения слова

карточки, словари

9.Синонимы, антонимы, омонимы

1

практикум

повторение

карточки, тесты,
словари

10.Словосочетание. Типы подчинительной связи

1

практикум

повторение согласования, управления, примыкания, работа с дид. м.

карточки, тесты,
ноутбук

11.Предложение, его виды. Грамматическая основа предложения.

Виды сказуемых

1

практикум

определение грамматической основы типа сказуемого

карточки, тесты,
схемы

12.Односоставное предложение

1

практикум

повторить отличительные признаки односоставного предложения, работа с дид. м.

тесты, таблица

13.Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами

1

практикум

повторить способы осложнения, работать с текстом,

одн. чл. соед. союз., од. и неод. опр

тесты, создание творческих работ,

карточка, тесты

14-15. Знаки препинания при обособленных членах предложения:

определения

приложения

обстоятельства

дополнения

2

1

1

практикум

повторение пунктуации

карточка, тесты, презентации

16. Знаки препинания в оборотах с союзом как

1

практика

повторение пунктуации

карточка, тесты,
схемы

17. Знаки препинания при вводных словах и предложениях

1

практика

повторение пунктуации, повторение признаков вводных конструкций и способов выделения

тесты,
учебный диск

18. Знаки препинания в ССП

1

практика

повторение постановки

карточка, тесты,
таблица

19. Знаки препинания в СПП

1

практика

повторение пункт.

карточка, тесты,
таблица

20. Знаки препинания в БСП

1

практика

повторение пункт.

карточка, тесты,
схема

21. Развитие речи. Способы сжатия текста

1

теория

повторение способов сжатия текста, работа с текстом

карточка, тесты,
ноутбук,
учебный диск

22. Обучение написанию сжатого изложения

1

теория

написание сжатого текста

карточка, тесты

23-24.Практикум: написание сжатого изложения

2

практика

написание сжатого текста

аудиозапись

25. Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения-рассуждения

1

теория,
практика

составить план-схему, повторить композиц. текста

учить составлять текст сочинения

сост. алгоритма, работа с текстом

26-27. Практикум: создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

2

практика

учить составлять текс сочинения

работа с текстом

28. Обучение написанию сочинения-рассуждения по тексту

1

теория,
практика

написание сочинения

учебный диск, составление алгоритма

29. Обучение написанию сочинения на свободную тему

1

теория

составить план-схему, повторить композиц. текста

учить составлять текст сочинения

учебный диск, составление алгоритма

30-31. Практикум: написание сочинения на свободную тему

2

практика

написание сочинения

сост. алгоритма, работа с текстом

32-34. Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ. Подведение результатов работы

3

практика

работа с КИМом

орфогр. словарь

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Ноутбук

2.Мультимедийный проектор

3.Схемы

4.Таблицы

5.Раздаточный материал

6.Различные виды словарей

7.Цифровые образовательные ресурсы (презентации, учебные диски)

Список литературы

ГИА по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и др. материалы для 9 кл. Т.Ю. Угроватова.- М. АСТ.-астрел- СПБ.

ГИА-2017. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И. П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2017.

Русский язык, подготовка к ГИА- 2017: учебно-методическое пособие под ред. Н.А. Сениной. – Ростов Н/Д: Легион – М.,2017.

Русский язык 10,11 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных школ.: В 2ч.- М.: Гуманит. изд. центр Владос,2016.

 


 

Комментарии
Комментариев пока нет.