Программа элективного курса «Основы экологии» для 7 класса

6
0
Материал опубликован 27 October 2016 в группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса по экологии «Основы экологии» для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения программы по экологии, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы курса «Экология России» для общеобразовательных учреждений под ред. Б.М.Миркин, В.Н.Кузнецов (изд. «Дрофа», 1999г.). Ей соответствует учебник «Экология России. .М.:Просвещение, 2000. Авторы: Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества.

Задачи :

О б у ч е н и е – формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

В о с п и т а н и е потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.

Р а з в и т и е интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - убеждения в возможности решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Количество часов по учебному плану:

 

7 класс

Всего за год

35

в неделю

1

практических работ

7

Содержание программы элективного курса по экологии 7 класс.

I. Введение в экологию, экологические проблемы России (10ч)

Экология — наука XX века. История развития экологических идей. Что изучает экология. При­чины популярности и актуальности экологии в на­ши дни. Экологические «законы» Б. Коммонера. Экологические проблемы России. Структура эколо­гии.

Определение и общая характеристика экосисте­мы. Состав экосистемы. Пищевые цепи и пищевые сети. Типы экосистем. Бюджет солнечной энергии в экосистеме. Биологическая продуктивность че­тырех классов экосистем. Экологические пирами- -ды. Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем. Особенности строения почвы как среды обитания живых организмов. Раз­нообразие почв России. Биосфера — самая крупная экосистема Земли

Демонстрация таблиц: «Биосфера», «Пищевые цепи», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ в природе» и карты «Почвы России».

Практическая работа по составлению пищевых цепей.

II. Естественные экосистемы 10ч.

Понятие экологического равновесия. Экологи­ческие сукцессии. Горизонтальные взаимоотноше­ния организмов: конкуренция и взаимопомощь. Сигнальные взаимоотношения между организма­ми. Популяция. Состав и разнообразие популяций. Причины, нарушающие стабильность популяций. Экологическая ниша, особенности дифференциа­ции экологических ниш: функциональная и реали­зованная экологические ниши.

Типы поведения (стратегии) организмов:. Биологическая индикация. Последствия вмешательства человека в экологическое равнове­сие.

Демонстрация таблиц по экологии, фрагментов кино- и видеофильмов.

Практическая работа «Экосистема хвойного леса»

Значение лесных экосистем. Принципы рацио­нального использования лесных экосистем. Экосистемы тундры, болот. Особенности пресно­водных экосистем и их рациональное использова­ние. Экосистемы РК.

Демонстрация таблиц по экологии, географиче­ских карт лесов России, слайдов и диафильмов.

Практическая работа « Особенности строения мха сфагнум»

Практическая работа «Экосистема хвойного леса»

III. Общие вопросы охраны природы. 6ч.

Охрана природы и рациональное природополь­зование. Популяционно-видовой уровень охраны природы. Охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Кто охраняет природу в России. Эко­логический мониторинг.

Демонстрация таблиц по экологии, слайдов, фрагментов кино- и видеофильмов.

Практическая работа по изучению особо охра­няемых территорий региона.

Будущее человечества (10 ч)

Перспективы развития энергетики..Нетрадици­онные формы энергетики: использование солнеч­ной энергии, энергии ветра, энергии приливов и от­ливов, геотермальных источников. Энерго- и ре­сурсосбережение. Проблемы уменьшения загряз­нения окружающей среды в глобальном масштабе. Экологическая карта Республики Коми.

Природоохранные акции Республики Коми.

Демонстрация таблиц по экологии, карты насе­ления Земли, кривых роста населения.

Практическая работа «ООПТ Княжпогостского района»

IV.Социоприродные экосистемы. 9 часов

Общее представление об агроэкосистеме. Поч­ва — главный ресурс агроэкосистемы. История об­работки почвы. Естественные кормовые угодья (лу­га, степи, иногда болота), леса и водоемы как важ­ные ресурсы агроэкосистемы. Контроль сорняков, насекомых-вредителей и болезней культурных рас­тений.

Демонстрация таблиц но экологии, фрагментов кино- и видеофильмов.

Практическая работа: « Почвы РК»

Практическая работа: «Насекомые вредители полей и огородов»

характеристика городских экосистем. Особенности промышленного загрязнения среды. Способы уменьшения вреда от химических загряз­нений. Очистные сооружения. Экология автомо­бильного транспорта. Экологическая роль зеленых растений в городе. Квартира как экосистема. Воз­можные источники загрязнения квартиры.

Демонстрация таблиц по экологии, географиче­ских карт.

Практическая работа: Экологическая роль комнатных растений»

Требования к уровню подготовки обучающихся по экологии.

Преподавание курса «Экология» направлено на достижение сле­дующих результатов:

знание основных экологических принципов и правил, спо­собствующих формированию ответственного отношения лично­сти к природе;

понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на дальнейшее изучение экологии;

овладение комплексом элементов исследовательской дея­тельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифи­цировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяс­нять, доказывать, защищать свою точку зрения;

умение работать с разными источниками информации (учебником, научной и справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию;

способность выбирать целевые и смысловые установки сво­их действий и поступков по отношению к окружающей среде;

утверждение экологического мировоззрения в образе мышления, чувствах и поведении, осознание необходимости бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных терри­торий;

формирование личной ответственности перед обществом за восстановление и сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил и требо­ваний


 

Тематический план -7 класс.

Тема

Кол-во часов

Практ.

работы

1.

Часть I. Введение в экологию

10

1

2.

Часть II. Естественные экосистемы

10

2

3.

Часть III. Общие вопросы охраны природы.

6

1.

4.

Часть IV. Социоприродные экосистемы.

9

3.

 

ИТОГО:

35

7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС.

№п/п

Тема занятия

дата

 

I.Введение в экологию. 10 часов.

 

1.1

Экология – наука XX века. §1

 

2.2

Экологические «законы» Барри Коммонера. §2

 

3.3

Определение и общая характеристика экосистемы. §5

 

4.4

Состав экосистемы. §6

 

5.5

Пищевые цепи и пищевые сети. §7

 

6.6

Практическая работа по составлению пищевых цепей,

 

7.7

Типы экосистем.

Биологическая продуктивность экосистемы. . §8, 10

 

8.8

Экологические пирамиды. §11

 

9.9

Биосфера. Состав биосферы.§15

 

10.10

Биосфера. Проблемы биосферы. §15

 
 

II. Естественные экосистемы. 10 часов.

 
     

11.1

Взаимоотношения организмов. §18,25.

 

12.2

Сигнальные взаимоотношения между организмами. § 19

 

13.3

Популяция. Причины, нарушающие стабильность популяций. §20

 

14.4

Экологическая ниша. §22

 

15.6

Экологические сукцессии, обусловленные внутренними и внешними факторами §27,28

 

16.7

Биологическая индикация. §29

 

17.8

Разнообразие и значение лесных экосистем.

Практическая работа «Экосистема хвойного леса» §31

 

18.9

Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие. §30

 

19.10

Болотные экосистемы. Практическая работа « Особенности строения мха сфагнум»

 

20.11

Особенности пресноводных экосистем. Пресноводные экосистемы РК.

 
 

III.Общие вопросы охраны природы. 6ч.

 

21.1

Популяционно-видовой уровень охраны. §64,65

 

22.2

Красная книга РК. Растения. Животные. По зап. в тетр.

 

23.3

Охрана экосистем. Особо охраняемые территории. . § 66

 

24.4

ООПТ Республики Коми. По зап. в тетр. По зап. в тетр.

 

25.5

Практическая работа «ООПТ Княжпогостского района»

 

26.6

Природоохранные акции Республики Коми.

Природоохранные акции школы. По зап. в тетр.

 
 

IV. Социоприродные экосистемы. 9 часов

 

27.1

Общее представление об агроэкосистеме. §47

 

28.2

Почва – главный ресурс агроэк-мы. История обработки почвы. §13/14/48

 

29.3

Практическая работа: « Почвы РК»

 

30.4

Контроль сорняков, насекомых-вредителей и болезней. Биологические методы контроля. §51

 

31.5

Практическая работа: «Насекомые вредители полей и огородов»

 

32.6

Зеленые революции. §56

 

33.7

Промышленное загрязнение среды. §58

 

34.8

Способы уменьшения вреда от химических загрязнений. §59

 

35.9

Очистные сооружения §60

 

 

Перечень учебно - методические средств обучения.

Основная литература

Авторы: Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова,

учебник «Экология России. .М.:Просвещение, 2000.

 Рабочая тетрадь по экологии класс Миркин Б.М., Наумова Л.Г.

Дополнительная литература для учащихся

Агесс П. Ключи к экологии. - Гидрометеоиздат, 1982.

Алексеев С. В., Груздева Н. В., Муравьев А. Г., Гущина Э. В. Прак­тикум по экологии. - М.: АО МДС, 1996. - 192 с.

Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р. Шу­берта. - М: Мир, 1988. - 350с.

Боголюбов А. С. Методы лихеноиндикации загрязнения окружаю­щей среды / Метод, пособие по полевой экологии для педагогов доп. обра­зования и учителей. - М.: Экосистема, 1998.

Бродский А. К. Краткий курс общей экологии. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1992.

Будыко М. И. Глобальная экология. - М., 1977.

Дополнительная литература для учителя


 

Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. М., Владос, 2003

Дажо Р. Основы экологии. - М., 1975.

Войткевич Г. В., Вронский В. А. Основы учения о биосфере. -М.: Просвещение, 1989.

Интернет- ресурсы.

«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://window.edu.ru/

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collection.edu.ru/

«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru/, http://eor.edu.ru/

Экологический центр «Экосистема». http://www.ecosystema.ru/

оборудование

компьютер

проектор

экран проекционный

Микропрепараты

Набор микропрепаратов по ботанике (проф.)

Набор микропрепаратов по зоологии (проф.)

Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)

Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (

Коллекции

Вредители сельскохозяйственных культур

Ископаемые растения и животные

6

Комментарии
Комментариев пока нет.