Программа элективного курса «Основы экологии» для 7 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса по экологии «Основы экологии» для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения программы по экологии, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы курса «Экология России» для общеобразовательных учреждений под ред. Б.М.Миркин, В.Н.Кузнецов (изд. «Дрофа», 1999г.). Ей соответствует учебник «Экология России. .М.:Просвещение, 2000. Авторы: Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества.
Задачи :
О б у ч е н и е – формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.
В о с п и т а н и е потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.
Р а з в и т и е интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - убеждения в возможности решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Количество часов по учебному плану:
7 класс |
|
Всего за год |
35 |
в неделю |
1 |
практических работ |
7 |
Содержание программы элективного курса по экологии 7 класс.
I. Введение в экологию, экологические проблемы России (10ч)
Экология — наука XX века. История развития экологических идей. Что изучает экология. Причины популярности и актуальности экологии в наши дни. Экологические «законы» Б. Коммонера. Экологические проблемы России. Структура экологии.
Определение и общая характеристика экосистемы. Состав экосистемы. Пищевые цепи и пищевые сети. Типы экосистем. Бюджет солнечной энергии в экосистеме. Биологическая продуктивность четырех классов экосистем. Экологические пирами- -ды. Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем. Особенности строения почвы как среды обитания живых организмов. Разнообразие почв России. Биосфера — самая крупная экосистема Земли
Демонстрация таблиц: «Биосфера», «Пищевые цепи», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ в природе» и карты «Почвы России».
Практическая работа по составлению пищевых цепей.
II. Естественные экосистемы 10ч.
Понятие экологического равновесия. Экологические сукцессии. Горизонтальные взаимоотношения организмов: конкуренция и взаимопомощь. Сигнальные взаимоотношения между организмами. Популяция. Состав и разнообразие популяций. Причины, нарушающие стабильность популяций. Экологическая ниша, особенности дифференциации экологических ниш: функциональная и реализованная экологические ниши.
Типы поведения (стратегии) организмов:. Биологическая индикация. Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие.
Демонстрация таблиц по экологии, фрагментов кино- и видеофильмов.
Практическая работа «Экосистема хвойного леса»
Значение лесных экосистем. Принципы рационального использования лесных экосистем. Экосистемы тундры, болот. Особенности пресноводных экосистем и их рациональное использование. Экосистемы РК.
Демонстрация таблиц по экологии, географических карт лесов России, слайдов и диафильмов.
Практическая работа « Особенности строения мха сфагнум»
Практическая работа «Экосистема хвойного леса»
III. Общие вопросы охраны природы. 6ч.
Охрана природы и рациональное природопользование. Популяционно-видовой уровень охраны природы. Охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Кто охраняет природу в России. Экологический мониторинг.
Демонстрация таблиц по экологии, слайдов, фрагментов кино- и видеофильмов.
Практическая работа по изучению особо охраняемых территорий региона.
Будущее человечества (10 ч)
Перспективы развития энергетики..Нетрадиционные формы энергетики: использование солнечной энергии, энергии ветра, энергии приливов и отливов, геотермальных источников. Энерго- и ресурсосбережение. Проблемы уменьшения загрязнения окружающей среды в глобальном масштабе. Экологическая карта Республики Коми.
Природоохранные акции Республики Коми.
Демонстрация таблиц по экологии, карты населения Земли, кривых роста населения.
Практическая работа «ООПТ Княжпогостского района»
IV.Социоприродные экосистемы. 9 часов
Общее представление об агроэкосистеме. Почва — главный ресурс агроэкосистемы. История обработки почвы. Естественные кормовые угодья (луга, степи, иногда болота), леса и водоемы как важные ресурсы агроэкосистемы. Контроль сорняков, насекомых-вредителей и болезней культурных растений.
Демонстрация таблиц но экологии, фрагментов кино- и видеофильмов.
Практическая работа: « Почвы РК»
Практическая работа: «Насекомые вредители полей и огородов»
характеристика городских экосистем. Особенности промышленного загрязнения среды. Способы уменьшения вреда от химических загрязнений. Очистные сооружения. Экология автомобильного транспорта. Экологическая роль зеленых растений в городе. Квартира как экосистема. Возможные источники загрязнения квартиры.
Демонстрация таблиц по экологии, географических карт.
Практическая работа: Экологическая роль комнатных растений»
Требования к уровню подготовки обучающихся по экологии.
Преподавание курса «Экология» направлено на достижение следующих результатов:
знание основных экологических принципов и правил, способствующих формированию ответственного отношения личности к природе;
понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на дальнейшее изучение экологии;
овладение комплексом элементов исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку зрения;
умение работать с разными источниками информации (учебником, научной и справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию;
способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к окружающей среде;
утверждение экологического мировоззрения в образе мышления, чувствах и поведении, осознание необходимости бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных территорий;
формирование личной ответственности перед обществом за восстановление и сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил и требований
Тематический план -7 класс.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Практ. работы |
1. |
Часть I. Введение в экологию |
10 |
1 |
2. |
Часть II. Естественные экосистемы |
10 |
2 |
3. |
Часть III. Общие вопросы охраны природы. |
6 |
1. |
4. |
Часть IV. Социоприродные экосистемы. |
9 |
3. |
ИТОГО: |
35 |
7 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС.
№п/п |
Тема занятия |
дата |
I.Введение в экологию. 10 часов. |
||
1.1 |
Экология – наука XX века. §1 |
|
2.2 |
Экологические «законы» Барри Коммонера. §2 |
|
3.3 |
Определение и общая характеристика экосистемы. §5 |
|
4.4 |
Состав экосистемы. §6 |
|
5.5 |
Пищевые цепи и пищевые сети. §7 |
|
6.6 |
Практическая работа по составлению пищевых цепей, |
|
7.7 |
Типы экосистем. Биологическая продуктивность экосистемы. . §8, 10 |
|
8.8 |
Экологические пирамиды. §11 |
|
9.9 |
Биосфера. Состав биосферы.§15 |
|
10.10 |
Биосфера. Проблемы биосферы. §15 |
|
II. Естественные экосистемы. 10 часов. |
||
11.1 |
Взаимоотношения организмов. §18,25. |
|
12.2 |
Сигнальные взаимоотношения между организмами. § 19 |
|
13.3 |
Популяция. Причины, нарушающие стабильность популяций. §20 |
|
14.4 |
Экологическая ниша. §22 |
|
15.6 |
Экологические сукцессии, обусловленные внутренними и внешними факторами §27,28 |
|
16.7 |
Биологическая индикация. §29 |
|
17.8 |
Разнообразие и значение лесных экосистем. Практическая работа «Экосистема хвойного леса» §31 |
|
18.9 |
Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие. §30 |
|
19.10 |
Болотные экосистемы. Практическая работа « Особенности строения мха сфагнум» |
|
20.11 |
Особенности пресноводных экосистем. Пресноводные экосистемы РК. |
|
III.Общие вопросы охраны природы. 6ч. |
||
21.1 |
Популяционно-видовой уровень охраны. §64,65 |
|
22.2 |
Красная книга РК. Растения. Животные. По зап. в тетр. |
|
23.3 |
Охрана экосистем. Особо охраняемые территории. . § 66 |
|
24.4 |
ООПТ Республики Коми. По зап. в тетр. По зап. в тетр. |
|
25.5 |
Практическая работа «ООПТ Княжпогостского района» |
|
26.6 |
Природоохранные акции Республики Коми. Природоохранные акции школы. По зап. в тетр. |
|
IV. Социоприродные экосистемы. 9 часов |
||
27.1 |
Общее представление об агроэкосистеме. §47 |
|
28.2 |
Почва – главный ресурс агроэк-мы. История обработки почвы. §13/14/48 |
|
29.3 |
Практическая работа: « Почвы РК» |
|
30.4 |
Контроль сорняков, насекомых-вредителей и болезней. Биологические методы контроля. §51 |
|
31.5 |
Практическая работа: «Насекомые вредители полей и огородов» |
|
32.6 |
Зеленые революции. §56 |
|
33.7 |
Промышленное загрязнение среды. §58 |
|
34.8 |
Способы уменьшения вреда от химических загрязнений. §59 |
|
35.9 |
Очистные сооружения §60 |
Перечень учебно - методические средств обучения.
Основная литература
Авторы: Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова,
учебник «Экология России. .М.:Просвещение, 2000.
Рабочая тетрадь по экологии класс Миркин Б.М., Наумова Л.Г.
Дополнительная литература для учащихся
Агесс П. Ключи к экологии. - Гидрометеоиздат, 1982.
Алексеев С. В., Груздева Н. В., Муравьев А. Г., Гущина Э. В. Практикум по экологии. - М.: АО МДС, 1996. - 192 с.
Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р. Шуберта. - М: Мир, 1988. - 350с.
Боголюбов А. С. Методы лихеноиндикации загрязнения окружающей среды / Метод, пособие по полевой экологии для педагогов доп. образования и учителей. - М.: Экосистема, 1998.
Бродский А. К. Краткий курс общей экологии. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1992.
Будыко М. И. Глобальная экология. - М., 1977.
Дополнительная литература для учителя
Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. М., Владос, 2003
Дажо Р. Основы экологии. - М., 1975.
Войткевич Г. В., Вронский В. А. Основы учения о биосфере. -М.: Просвещение, 1989.
Интернет- ресурсы.
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://window.edu.ru/
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collection.edu.ru/
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru/, http://eor.edu.ru/
Экологический центр «Экосистема». http://www.ecosystema.ru/
оборудование
компьютер
проектор
экран проекционный
Микропрепараты
Набор микропрепаратов по ботанике (проф.)
Набор микропрепаратов по зоологии (проф.)
Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)
Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (
Коллекции
Вредители сельскохозяйственных культур
Ископаемые растения и животные
6