12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Новикова Татьяна Анатольевна848
Россия, Пермский край, Пермь
Материал размещён в группе «Я классный - самый классный»

Исследовательская деятельность учащихся в данном курсе рассматривается как новая педагогическая технология, которая может быть использована как основа элективного курса или компонент рабочей программы по биологии из часов резервного времени.

Исследовательская деятельность учащихся – это процесс совместной деятельности учащихся, педагога куратора и родителей, каждый из субъектов выполняет свою функцию, в процессе работы , результатом которой является формирование мировоззрения.

Исследовательская деятельность учащихся не может быть абстрактной, необходимо понимание сути проблемы.

Задача учителя – найти совместное решение с учеником, в формуле сотрудничества должен быть заложен принцип «равноправия».

Задача родителя – помощь в выборе темы,организации работы и подборе теоретического материала.

При постановке проблемы особое внимание необходимо уделять ее актуальности для данного возраста, сфере интересов конкретного ученика.

Научный подход к процессу творческой деятельности учащихся требует реализации ряда принципов:

Принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес – не искусственный, а настоящий)

Принцип осознанности (понимание как проблемы, цели и задачи творческой деятельности, так и хода и ее результата)

Принцип самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт)

Принцип наглядности и культуросообразности (традиции миропонимания, которые существуют в данной культуре, и традиции взаимодействия, характерные только для данной социальной общности)

Научно-исследовательская работа учащихся является особым видом педагогической деятельности, учитель находит приёмы мотивации для организации исследовательской деятельности группы учащихся, увлечённых изучением биологии, и других смежных дисциплин БУП.

Для более успешной организации этого процесса представляется перспективным введение элективного курса НИД (Научно-исследовательская деятельность).


 


 

Цели курса:

Приобщение учащихся, мотивированных на проведение собственных исследований и реализацию проектов к исследовательской и проектной деятельности.

Задачи:

Познакомить учащихся с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности;

Научить учащихся работать с различными источниками информации.

Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.

Организовывать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей

Развивать проектные и исследовательские навыки учащихся.

 Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с проектной и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах.

Программа элективного курса НИД рассчитана на 10ч (1 час в неделю), в период первой недели октября по вторую неделю декабря текущего года. Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности учащегося, наличия материала, его доступности. Часы индивидуальных консультаций в программе не предусмотрены.

Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-практических конференциях разного уровня с учётом многолетнего алгоритма, заданного школой. Исследовательская работа, или проект проходит защиту на школьной НПК (февраль). Следующий этап – это участие в муниципальной НПК на базе школы №120 (март), участие в муниципальной НПК на базе школы №6 «Буду здоровым, буду успешным» (март). Заключительный этап – это региональные конференции «Муравьишка» и «Первые шаги» на база агропромышленного колледжа (апрель).

По окончании курса учащийся будет знать понятийный аппарат для ведения научной работы; сущность и виды научно-исследовательской работы; методы и принципы исследования; требования к написанию и оформлению реферата или проектной работы.


 

Учащийся научится:

методам обработки информации из различных источников;

методам решения экспериментальных задач;

методам рационального запоминания;

навыкам публичных выступлений.

Получит возможность:

работать с разными источниками;

определять объект и предмет, методы исследования;

определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы,

проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;

Разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования.

работать с программой Microsoft Office Power Point.

Требования к реализации данной программы: компьютерный класс, сеть Интернет, мельтимедиапроектор, научно-методическая литература.

Элективный курс рассчитан на учащихся 5- 7 классов. Занятия проводятся в смешанных возрастных группах. При необходимости старшие консультируют младших.

Тематическое планирование элективного курса НИД

Тема.

Кол-во часов

Форма

1.

Цели и задачи научного исследования школьника. Сущность и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование, проект. Выбор темы исследования. Точность формулировки темы. Обоснование актуальности темы.

1

Беседа. Обсуждение.

2

Определение объекта и предмета исследования. Методы исследования:

понятие о методах исследования;

эмпирические методы;

теоретические методы.

1

Лекция.

Практическая работа в мини-группах с каталогом библиотеки, поиск информации в Интернет,

3

Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка.

1

Лекция.

Практическая работа.

4.

Структура научно-исследовательской, проектной работы.

1

Лекция.

Практическое занятие

5

Работа с программой Power Point

1

Практическая работа в компьютерном классе.

6

Представление собственных презентаций.

1

Демонстрация презентаций с обсуждением.

7

Требования к оформлению работы (титульный лист, содержание, оформление библиографического списка, основные части работы, приложения, , схемы, диаграммы, способ и техника печати, эстетика, грамотность оформления)

1

Лекция.

Практическая работа

8

Составление плана прочитанного, ксерокопирование, сканирование, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов, сносок.

1

Практическая работа «Пишем реферат в Worde ».

9

Представление мини-исследования.

2

Защита. Обсуждение.

20

Итого

10

 


 Список литературы

Счастная Т.Н. Подготовка к написанию научно-исследовательской работы и накопление информации. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.

Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование. – 2000. – № 9. – С.188–191.

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 144с.

Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников. /Дополнительное образование. – 2000. – № 9. – Стр. 9–11.

Гузеев В. Образовательные технологии: от приема до философии. М: Про­свещение, 1996–114с.

Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников.– 2003.– № 4.

Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.

Паршуков В.Г. Развитие исследовательских способностей учащихся в условиях гимназического образования (управленческий аспект): Научно-методическое пособие. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2004.

Ресурсы Интернет www.researcher.ru

Опубликовано в группе «Я классный - самый классный»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.