Элективный курс по химии в старших классах «Ятрохимия»
Махнева Садаф
Юсифовна
учитель химии
МБОУ «Тонкинская СОШ»
р.п.Тонкино Нижегородская область
Элективный курс «Ятрохимия»
Пояснительная записка
Настоящая программа на 18 часов – по 1-2 часа в неделю, (срок реализации 1 учебный год) рекомендована для учащихся 16-17 лет, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам.
Актуальность курса:
Каждый человек за свою жизнь принимает сотни тысяч лекарственных средств, однако не каждый из них может ответить на такие вопросы как: какой состав данного препарата, какого его действие и т.д. Медицинская культура населения чрезвычайно низка. Поэтому необходимо со школы прививать начальные знания в области фармакологии, азы фармакотерапии. Эти знания пригодятся любому человеку, тем более тому, кто намерен связать свою жизнь с медициной и химией. Поэтому данная тема элективного курса является актуальной для учащихся средней школы.
Новизна: Основная цель модернизации российского образования состоит в достижении его нового качества, отвечающего современным социально – экономическим условиям России и основным направлениям её развития. Фундаментальные изменения в экономике и общественной жизни предъявляют новые требования к личности, развитие и социализация которой - смысл и суть системы образования. Главные из этих требований – инициативность, ответственность, адаптивность к изменяющимся условиям, способность и готовность к обоснованному выбору будущей профессии. Необходимым условием для этого является введение профильной и предпрофильной подготовки, которая заключается в проведении курсов по выбору, т.е. элективных курсов. Работа по созданию условий для самоопределения подростка в отношении собственной самообразовательной перспективы стала вестись и в нашей школе. Это достаточно молодое направление, поэтому разработок курса «Ятрохимия» с разбивкой на уже знакомые группы периодической системы (I – VIII) и изучаемые в курсе химии классы органических веществ нет, тем более для 10-11 классов.
Задачи элективного курса «Ятрохимия».
Образовательные:
- добиться усвоения химического состава веществ.
- сформировать у учащихся знания основ химической науки во взаимодействии с медициной – важнейших фактов, понятий, законов химического и медицинского языка.
- сформировать специальные умения обращения с лекарственными веществами.
- обеспечить понимание применения каждого из изученного лекарства.
Воспитательные:
- обеспечить правовое воспитание
- способствовать воспитанию профориентации учащихся (ознакомление с профессиями, связанными с медициной, фармацевтикой и их трудовыми навыками)
- содействовать физическому воспитанию учащихся в ходе урока (охрана здоровья)
- способствовать гуманистической направленности в воспитании, ее возрастающей роли в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством - раскрыть перед учащимися вклад химии в медицину.
Развивающие:
- развить самостоятельность школьников (умение работать с литературой, искать ответы на творческие задания)
- развить эмоции учащихся (создавая ситуации удивления, радости познания)
- развить познавательные интересы внося элементы новизны знаний, связь изучаемых теорий с жизнью
- развить творческие способности учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения
- совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием; решения расчетных задач.
Исходя из задач обучения, курс, с одной стороны, должен способствовать формированию основ химических и медицинских знаний, в повседневной жизни школьников, которые собираются приобрести профессии, связанные с химией и медициной. С другой стороны, данный курс должен заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний. Поэтому в содержании курса представлены основополагающие сведения о здоровой пище, ее составе; о влиянии химических веществ на организм: заболевания связанные с действием некоторых веществ на организм; о лекарствах.
Фактологическая часть курса включает знания о неорганических и органических веществах. Ориентировка на изучение строения, их свойств, фактического применения неорганических и органических веществ. Придают курсу логическую завершенность, позволяет учащимся накопить определенное количество сведений, значимых как на практике, так и в быту.
Учитывая особенности математической и логической подготовки учащихся, в курс включены качественные и расчетные задачи. В процессе их решения учащиеся должны лучше понимать количественные отношения в химии, свойства изученных объектов.
Требования к результатам обучения;
Знать: формы лекарственных препаратов, их применение и влияние на организм человека, правила хранения лекарственных веществ в быту, свойства, применение и правила их использования в домашних условиях, элементарные сведения о фармакологической и химической классификации лекарственных веществ, правила техники безопасности при обращении с химическими веществами.
Уметь: объяснять применение лекарственных веществ, исходя из знаний об их свойствах, использовать лекарственные вещества в домашних условиях, производить расчеты исходных веществ и готовить растворы разной концентрации, оказывать первую доврачебную помощь, составлять простейшие уравнения химических реакций, протекающих с изучаемыми лекарственными веществами, обращаться с химической посудой, оборудованием, реактивами.
Использовать: приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Формы контроля
Классные лабораторные работы;
Рефераты;
Тестовый контроль;
Классные проверочные работы;
Контрольная работа;
Лабораторные работы;
Экспериментальное решение задач.
Содержание курса
Введение (1 час).
Актуальность курса «Химия и медицина». Связь химии с медициной. Цель курса. Понятие о фармакологии, ятрохимии, химиотерапии. Парацельс – основоположник медицинской химии. Клавдий Гален – фармаколог. П. Эрлих – основоположник химиотерапии.
Тема 1. Химия и лекарства. Неорганические вещества, входящие в состав лекарств (6 ч)
Химическая классификация лекарств. Смешанная классификация.
VII группа периодической системы: распространенность, строение элементов. Применение в медицине. Свойства. Соединения элементов 7 группы, имеющие медицинское значение. Лекарственные формы. Известь хлорная. Натрия хлорид.
VI группа периодической системы: представители. Распространенность элементов в природе. Строение. Соединения элементов, имеющие медицинское значение в медицине: кислород, вода, перекись водорода, тиосульфат натрия. Их свойства.
V группа периодической системы: представители. Строение. Свойства. Особенности строения. Примеры веществ, применяемых в качестве медикаментов: натрия нитрат, мышьяковистый ангидрит. Их свойства. Форма выпуска.
III группа периодической системы: представители. Строение. Особенности строения и в свойствах. Применение в медицине веществ этой группы. Кислота борная: формула, свойства, форма выпуска, применение.
II группа периодической системы: представители. Главная подгруппа, побочная подгруппа. Свойства. Соединения. Токсичность. Примеры лекарственных веществ: кальция хлорид, бария сульфат, цинка сульфат, ртути дихлорид. Их свойства, форма выпуска, медицинское назначение.
VIII, I группы периодической системы: представители. Строение. Особенности свойств.
Элементы главной и побочной подгруппы. Их свойства. Медицинские препараты этих групп: серебра нитрат. Форма выпуска. Доза. Триады 8 группы. Соединения железа как медикаменты.
Качественные задачи:
Ситуационные задачи.
Демонстрации:
демонстрации лекарственных веществ I-VIII групп периодической системы.
демонстрации форм выпуска веществ
Лабораторные работы:
определение подлинности железосодержащего препарата.
получения сульфата бария.
разложение пероксида водорода.
растворение йода в воде, спирте.
обесцвечивание раствора перманганата калия активированным углем.
Практическая работа № 1 «Получение аммиака и изучение его свойств»
Тема 2. Органические вещества, применяемые в медицине (8 ч)
Специфика органических веществ.
Спирты: понятие спиртов, классификация. Свойства. Применение веществ этого класса в медицине: этиловый спирт – свойства, применение, концентрация. Применение в химическом производстве.
Альдегиды: понятие «альдегиды». Строение. Свойства. Токсичность. Медицинские препараты: раствор формальдегида. Уротропин. Свойства. Применение. Форма выпуска.
Карбоновые кислоты: понятие. Строение. Диссоциация. Медикамент – кальция лактам – его применение, форма выпуска.
Аминокислоты: понятие «аминокислоты». Распространенность. Особенности свойств. Кислота глютаминовая, аминалон. Применение. Форма выпуска.
Эфиры: понятие. Распространенность. Классификация. Свойства. Эфиры, применяемые в медицине – медицинский эфир, димедрол, нитроглицерин. Свойства. Форма выпуска, применение.
Амиды угольной кислоты и их производные: понятие. Типы. Медикаменты – мепротан, бромизовал – химические формулы, свойства, применение, суточная доза.
Фенолы понятие, классификация. Резорцин как медицинский препарат.
Качественные задачи:
Ситуационные задачи.
Демонстрации:
Демонстрация веществ, применяемых в медицине, с органической структурой.
Демонстрация форм выпуска.
Экскурсия в аптеку.
Практическая работа №2:
Распознавание лекарственных веществ.
Лабораторные опыты:
1. Растворение в воде аспирина, фталазола.
2. Определение салициловой и уксусной кислот.
Тема 3. Здоровая пища. Влияние вредных веществ на организм (2 ч)
Пища. Питание. Значение здоровой пищи. Условия здорового образа жизни.
Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Минеральные вещества и макроэлементы.
Их значение. Суточная доза. Продукты богатые этими веществами. Заболевания, связанные с недостатком и избытком этих веществ.
Табакокурение. Табак. Вредные вещества, входящие в табак и продукты его сгорания: никотин, угарный газ, углекислоты, синильная кислота, сероводород, аммиак, лимонная, щавелевая яблочная кислоты, эфирные масла, канцерогенные вещества. Их действие на организм. Курение как сложный условный рефлекс.
Наркомания. Наркомания как проблема века. Влияние на организм. Лечение.
Практические занятия:
Диспут «Проблемы XXI века».
Тематическое планирование
Введение (1 ч)
Название урока |
Количество часов
|
Методы |
Практические занятия |
1. «Не добыванию золота, а защите здоровья служит химии». [2, 3, 4] |
1 |
Информационно-развивающие: 1.устное изложение учителя; 2.частично-поисковая беседа. |
Тема 1. Неорганические вещества (6 ч).
Название урока |
Количество часов |
Методы |
Практические занятия |
1. Химическая и смешанная классификации лекарственных средств. Лекарственные вещества, содержащие элементы VIII группы. [1, стр. 33] |
1 |
Информационно-развивающие: 1.устное изложение учителя; 2.частично-поисковая беседа; 3.демонстрация. Конкретные методы: 1.объяснение; 2.описание; 3.предсказание. |
ЛР: «Определение подлинности железосодержащего препарата» |
2. Лекарственные вещества, содержащие элементы VII группы. [1, стр. 141] |
1 |
Информационно-развивающие: 1.устное изложение учителя; 2.частично-поисковая беседа; 3.демонстрация. Репродуктивный: 1.самостоятельная работа. Конкретные методы: 1.объяснение; 2.описание; 3.предсказание. |
ЛР: «Растворение йода в воде, спирте» |
3. Лекарственные вещества, содержащие элементы VI группы. [1, стр. 148] |
1 |
Информационно-развивающие: 1.частично-поисковая беседа; 2.демонстрация. Репродуктивный: 1.самстоятельная работа. Конкретные методы: 1.объяснение; |
ЛР: «Разложение пероксида водорода» |
4. Лекарственные вещества, содержащие элементы V группы. [1, стр. 155] |
2 |
Информационно-развивающие: 1.устное изложение учителя; 2.частично-поисковая беседа; 3.демонстрация. Репродуктивный: 1.самстоятельная работа. Конкретные методы: 1.объяснение; 2.описание; 3.предсказание. |
ПР: «Получение аммиака и изучение его свойств». |
5. Лекарственные вещества, содержащие элементы III - IV группы. [1, стр. 157, 159] |
1 |
Информационно-развивающие: 1.устное изложение учителя; 2.частично-поисковая беседа; 3.демонстрация. Репродуктивный: 1.самостоятельная работа. Конкретные методы: 1.объяснение; 2.описание; 3.предсказание. |
ЛР: «Обесцвечивание раствора перманганата калия активированным углем» |
6. Лекарственные вещества, содержащие элементы I - II группы. [1, стр. 163, 169] |
1 |
Информационно-развивающие: 1.устное изложение учителя; 2.частично-поисковая беседа; 3.демонстрация. Репродуктивный: 1.самостоятельная работа. Конкретные методы: 1.объяснение; 2.описание; 3.предсказание. |
ЛР: «Получение сульфата бария» |
Тема 2. Органические вещества (7 ч).
Название урока |
Количество часов |
Методы |
Практические занятия |
1. Специфика органических веществ. Лекарственные вещества класса спиртов. [1, стр. 179] |
1 |
Информационно-развивающие: 1.устное изложение учителя; 2.частично-поисковая беседа; 3.демонстрация. Конкретные методы: 1.объяснение; 2.описание; 3.предсказание |
|
2. Лекарственные вещества классов альдегидов и карбоновых кислот. [1, стр. 182, 188] |
1 |
Информационно-развивающие: 1.устное изложение учителя; 2.частично-поисковая беседа; 3.демонстрация. Репродуктивный: 1.самостоятельная работа. Конкретные методы: 1.объяснение; 2.описание; 3.предсказание |
ЛР №1: «Определение салициловой и уксусной кислот»; ЛР №2: «Растворение в воде аспирина, фталазола» |
3. Лекарственные вещества класса аминокислоты. [1, стр. 202] |
1 |
Информационно-развивающие: 1.устное изложение учителя; 2.частично-поисковая беседа; 3.демонстрация. Репродуктивный: 1.самостоятельная работа. Конкретные методы: 1.объяснение; 2.описание; 3.предсказание |
|
4. Лекарственные вещества класса эфиры. [1, стр. 192, 195] |
1 |
Информационно-развивающие: 1.устное изложение учителя; 2.частично-поисковая беседа; 3.демонстрация. Репродуктивный: 1.самостоятельная работа. Конкретные методы: 1.объяснение; 2.описание; 3.предсказание |
|
5. Лекарственные вещества класса фенолы. [1, стр. 218] |
1 |
Информационно-развивающие: 1.устное изложение учителя; 2.частично-поисковая беседа; 3.демонстрация. Репродуктивный: 1.самостоятельная работа. Конкретные методы: 1.объяснение; 2.описание; 3.предсказание |
|
6. Путешествие в мир таблеток. |
1 |
Экскурсия. |
|
7. Экспериментальное решение задач по темам: «Органические и неорганические лекарственные вещества» |
Конкретные методы: 1.объяснение; 2.описание; 3.предсказание; 4.наблюдение. Ученический эксперимент. |
ПР: «Распознавание лекарственных веществ» |
Тема 3. Здоровая пища. Влияние химических веществ на организм (3 ч)
Название урока |
Количество часов |
Методы |
Практические занятия |
1. Основные компоненты пищи. [5, 6, 7] |
1 |
Информационно-развивающие: 1.устное изложение учителя; 2.частично-поисковая беседа. Конкретные методы: 1.объяснение; 2.описание; 3.предсказание. |
|
2. Табакокурение и наркомания – проблемы XXI века. [8, 9, 10] |
1 |
Информационно-развивающие: 1.устное изложение учителя; 2.частично-поисковая беседа. Конкретные методы: 1.объяснение; 2.описание; 3.предсказание. |
Диспут «Проблемы XXI века» |
Список литературы
В.Г.Беликов. Фармацевтическая химия. Третье издание, 2009 г. http://zhivotnovodstvo.net.ru/posobie/153-osnovy-farmakologii/1283-ponyatie-o-farmakologii.html http://ponjatija.ru/node/978 http://shpora-100.com/meditsinskie-materialy/8712-paracelis-1493-1541-osnovateli-yatroximii.html http://valeologija.ru/lekcii/lekcii-po-valeologii/167-osnovnye-komponenty-pishhi http://sostavproduktov.ru/komponenty http://nsp-zdorovje.narod.ru/article_zd.htm/vit.htm http://psihomed.com/narkomaniya/ http://www.narkotiki.ru/5_183.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/30606/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5