Элективный курс по биологии «Будь здоров» (10–11 классы)

0
0
Материал опубликован 25 November 2019


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 3 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА



                                                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


элективного курса




Класс 10- 11

 Предмет биология

Название курса «Будь здоров»

Учитель Окуловская Ольга Евгеньевна


Количество часов по учебному плану 34 ч в годв неделю


Составлена на основе примерной авторской программы Е.А. Заикиной «Будь здоров» ( сборник 4, программы, элективные курсы, с.20-29)













Пояснительная записка.

Авторская программа элективного курса рассчитана на 34 ч, 1 час в неделю. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Е.А. Заикиной «Будь здоров». Рабочая программа полностью повторяет содержание авторской программы. 

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11-х классов и призван восполнить отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья у населения нашей страны. Он предполагает воспитание у учащихся культуры здоровья, формирование потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье. 

Программа модернизации образования в России определяет приоритет здоровьесберегающих технологий в образовании и воспитании. Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитание культуры здоровья.


Задачи курса: 
– ознакомить учащихся с научным пониманием сущности здоровья и здорового образа жизни, определением связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
– помочь овладеть способами и методиками самодиагностики состояния здоровья;
– сформировать культуру приобретения навыков личной гигиены, двигательной активности, полезных привычек;
– дать знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей; 
– сформировать умения по оказанию первой медицинской помощи и навыки безопасного поведения;
– ознакомить с культурой межличностных отношений, со стратегиями и технологиями саморазвития;
– развить способности подвергать сомнению существующие ценности и мнения, уметь делать выбор и нести за него ответственность.

По окончании изучения элективного курса учащиеся должны знать: 
– составляющие понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»;
– функции и показатели здоровья;
– факторы риска, воздействие неблагоприятных факторов на здоровье человека;
– наследственные болезни и наследственная предрасположенность к некоторым заболеваниям, способы их предупреждения;
– болезни, зависящие от образа жизни и привычек;
– способы профилактики вредных привычек;
– о стрессе как реакции адаптации;
– о влиянии социума на состояние здоровья;
– особенности природной среды как источника инфекционных заболеваний, что такое эндемичные заболевания.

Учащиеся должны уметь: 

– вести здоровый образ жизни;
– заботиться о собственном здоровье;
– корректировать воздействие окружающей среды;
– повышать адаптационные способности организма;
– проводить самодиагностику состояния здоровья;
– анализировать состояние городской среды, влияние условий жилого помещения на здоровье;
– прогнозировать состояние здоровья;
– использовать методики оздоровления;
– осуществлять профилактику заболеваний

Методы и формы реализации программы. В структуру занятий входят лекции, беседы, игры, встречи с медицинскими работниками, спортсменами и т.д. Но все же ведущая роль отводится активным формам и методам обучения. Решение познавательных и ситуативных задач, моделирование проблемных ситуаций позволяет обсудить поведенческие реакции и найти оптимальные пути решения. В подобном исследовании наиболее острых, личностно и социально значимых вопросов, публичном обсуждении какой-либо проблемы наиболее результативными являются тренинги. 


Перечень лабораторных работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с авторской программой.


Список методической литературы.
Основная литература.

1.Биология: Школьная энциклопедия. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2014 год
2.
 Рувинский А.О. Общая биология. – М.: Просвещение, 2016.


Дополнительная литература.

1.Криксунов Е.А. Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Дрофа. 2016г.




Название темы

Теория

Практические работы

Проекты

Тренинги


Тема 1. Потребность быть здоровым.


3

1

2

2


Тема 2. Потребность знать свой организм.


1

3


1


Тема 3.Потребность жить в благоприятной окружающей среде.


5

2


2


Тема 4.Потребность вести здоровый образ жизни.


2

1


4


Тема 5. Потребность заботиться о здоровье.


1

1


3

Итого

12

8

2

12









Календарно-тематическое планирование по биологии

на 2018-2019 г

элективные курсы

урока

Сроки проведения

Тема урока

1-8

1-8 неделя

Тема 1. Потребность быть здоровым.-8 ч.

1-3. Потребность быть здоровым ( теория)

4.Практическая работа № 1 « Анализ статических данных по Российской Федерации (

прирост населения, смертность, рождаемость), « Анализ родословных».

5-6. Проекты

7-8. Тренинги « Кто я? Кто ты?» «Право на здоровье».


9-13

9-13 неделя

Тема 2. Потребность знать свой организм.-5ч.

1.Потребность знать свой организм (теория).

2-4.Практическая работа № 2-4(Самодиагностика состояния здоровья)

5. Тренинг «Составляем паспорт здоровья».



14-22

14-22 неделя

Тема 3.Потребность жить в благоприятной окружающей среде.- 9ч

1-5. Потребность жить в благоприятной окружающей среде (теория).

6. Практическая работа № 5 «Подсчет биоритмов».

7. Практическая работа № 6 «Размер здоровья, подсчет состояния иммунитета»,

« Проба по Бутейко».

8-9.Тренинги( Долгожители, баллы тревоги, душа обязана трудиться).

23-29

23-29 неделя

Тема 4.Потребность вести здоровый образ жизни.-7ч

1-2. Потребность вести здоровый образ жизни (теория).

3. Практическая работа № 7 «Определение состояния пищеварительной системы», «Определение состояния дыхательной системы».

4-7. Тренинги (Зачем люди курят, урожай привычек, идеальный вес, составление рациона питания).


30-34

30-34 неделя

Тема 5. Потребность заботиться о здоровье.5 ч

1.Потребность заботиться о здоровье.(теория)

2. Практическая работа № 8 « Определение степени закаленности».

3-5. Тренинги (Правда о холестерине, родословное древо, счастливое или ужасное завтра).




















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.