Элективный курс по биологии «Будь здоров» (10–11 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 3 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
Класс 10- 11
Предмет биология
Название курса «Будь здоров»
Учитель Окуловская Ольга Евгеньевна
Количество часов по учебному плану 34 ч в год 1ч в неделю
Составлена на основе примерной авторской программы Е.А. Заикиной «Будь здоров» ( сборник 4, программы, элективные курсы, с.20-29)
Пояснительная записка.
Авторская программа элективного курса рассчитана на 34 ч, 1 час в неделю. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Е.А. Заикиной «Будь здоров». Рабочая программа полностью повторяет содержание авторской программы.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11-х классов и призван восполнить отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья у населения нашей страны. Он предполагает воспитание у учащихся культуры здоровья, формирование потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
Программа модернизации образования в России определяет приоритет здоровьесберегающих технологий в образовании и воспитании. Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитание культуры здоровья.
Задачи курса:
– ознакомить учащихся с научным пониманием сущности здоровья и здорового образа жизни, определением связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
– помочь овладеть способами и методиками самодиагностики состояния здоровья;
– сформировать культуру приобретения навыков личной гигиены, двигательной активности, полезных привычек;
– дать знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей;
– сформировать умения по оказанию первой медицинской помощи и навыки безопасного поведения;
– ознакомить с культурой межличностных отношений, со стратегиями и технологиями саморазвития;
– развить способности подвергать сомнению существующие ценности и мнения, уметь делать выбор и нести за него ответственность.
По окончании изучения элективного курса учащиеся должны знать:
– составляющие понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»;
– функции и показатели здоровья;
– факторы риска, воздействие неблагоприятных факторов на здоровье человека;
– наследственные болезни и наследственная предрасположенность к некоторым заболеваниям, способы их предупреждения;
– болезни, зависящие от образа жизни и привычек;
– способы профилактики вредных привычек;
– о стрессе как реакции адаптации;
– о влиянии социума на состояние здоровья;
– особенности природной среды как источника инфекционных заболеваний, что такое эндемичные заболевания.
Учащиеся должны уметь:
– вести здоровый образ жизни;
– заботиться о собственном здоровье;
– корректировать воздействие окружающей среды;
– повышать адаптационные способности организма;
– проводить самодиагностику состояния здоровья;
– анализировать состояние городской среды, влияние условий жилого помещения на здоровье;
– прогнозировать состояние здоровья;
– использовать методики оздоровления;
– осуществлять профилактику заболеваний
Методы и формы реализации программы. В структуру занятий входят лекции, беседы, игры, встречи с медицинскими работниками, спортсменами и т.д. Но все же ведущая роль отводится активным формам и методам обучения. Решение познавательных и ситуативных задач, моделирование проблемных ситуаций позволяет обсудить поведенческие реакции и найти оптимальные пути решения. В подобном исследовании наиболее острых, личностно и социально значимых вопросов, публичном обсуждении какой-либо проблемы наиболее результативными являются тренинги.
Перечень лабораторных работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с авторской программой.
Список методической литературы.
Основная литература.
1.Биология: Школьная энциклопедия. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2014 год
2. Рувинский А.О. Общая биология. – М.: Просвещение, 2016.
Дополнительная литература.
1.Криксунов Е.А. Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Дрофа. 2016г.
Название темы | Теория | Практические работы | Проекты | Тренинги |
Тема 1. Потребность быть здоровым. | 3 | 1 | 2 | 2 |
Тема 2. Потребность знать свой организм. | 1 | 3 | | 1 |
Тема 3.Потребность жить в благоприятной окружающей среде. | 5 | 2 | | 2 |
Тема 4.Потребность вести здоровый образ жизни. | 2 | 1 | | 4 |
Тема 5. Потребность заботиться о здоровье. | 1 | 1 | | 3 |
Итого | 12 | 8 | 2 | 12 |
Календарно-тематическое планирование по биологии
на 2018-2019 г
элективные курсы
№ урока | Сроки проведения | Тема урока |
1-8 | 1-8 неделя | Тема 1. Потребность быть здоровым.-8 ч. 1-3. Потребность быть здоровым ( теория) 4.Практическая работа № 1 « Анализ статических данных по Российской Федерации ( прирост населения, смертность, рождаемость), « Анализ родословных». 5-6. Проекты 7-8. Тренинги « Кто я? Кто ты?» «Право на здоровье». |
9-13 | 9-13 неделя | Тема 2. Потребность знать свой организм.-5ч. 1.Потребность знать свой организм (теория). 2-4.Практическая работа № 2-4(Самодиагностика состояния здоровья) 5. Тренинг «Составляем паспорт здоровья». |
14-22 | 14-22 неделя | Тема 3.Потребность жить в благоприятной окружающей среде.- 9ч 1-5. Потребность жить в благоприятной окружающей среде (теория). 6. Практическая работа № 5 «Подсчет биоритмов». 7. Практическая работа № 6 «Размер здоровья, подсчет состояния иммунитета», « Проба по Бутейко».
8-9.Тренинги( Долгожители, баллы тревоги, душа обязана трудиться). |
23-29 | 23-29 неделя | Тема 4.Потребность вести здоровый образ жизни.-7ч 1-2. Потребность вести здоровый образ жизни (теория). 3. Практическая работа № 7 «Определение состояния пищеварительной системы», «Определение состояния дыхательной системы». 4-7. Тренинги (Зачем люди курят, урожай привычек, идеальный вес, составление рациона питания). |
30-34 | 30-34 неделя | Тема 5. Потребность заботиться о здоровье.5 ч 1.Потребность заботиться о здоровье.(теория) 2. Практическая работа № 8 « Определение степени закаленности». 3-5. Тренинги (Правда о холестерине, родословное древо, счастливое или ужасное завтра). |