12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Седых Ольга Викторовна644
Работаю в МБОУ "СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области". Стаж педагогической работы - 23 года. Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории. Также являюсь классным руководителем.
Россия, Сахалинская обл., Горнозаводск
1

Программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания изложения и сочинения»

Отдел образования администрации Невельского района Сахалинской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска

Невельского района Сахалинской области»

Рассмотрена УТВЕРЖДЕНО

на заседании МС Директор МБОУ

Протокол № 1 от «СОШ с.Горнозаводска»

« 28 » августа 2015 г. ________________Ким Кен Сен

Приказ № 325а от

« 31 » августа 2015 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по русскому языку

«Теория и практика написания изложения и сочинения»

________________________________________________

(наименование учебного предмета/курса)

Основное общее образование

___________________________________________________________

(уровень, ступень образования)

2015-2016 гг.

___________________________________________________________

(срок реализации программы)

С о с т а в л е н а:

Седых О.В., учитель русского языка и литературы

___________________________________________________________

кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

с. Горнозаводск

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней в соответствии с программой по русскому языку: 

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-11 классов». - М.: Дрофа, 2012 г.  

Данный элективный курс является дополнением к основному курсу русского языка, предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА). Согласно этой модели экзамена выпускники пишут сжатое изложение, выполняют тестовые задания и создают сочинение-рассуждение. Контролю подлежат все виды компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная.

ГИА предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде; выбор ответа из нескольких предложенных; сжатый письменный пересказ; создание собственного текста на одну из двух предложенных тем. Каждый из этих видов нужно специально отрабатывать. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.

За основу содержания элективного курса «Успешно пишем сочинение и изложение» взяты материалы лекций учебно – методического пособия «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика», в котором очень подробно и четко описаны задания и упражнения на отработку умений сжатия текстов, рассмотрены комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей, задания на обобщение частной информации и исключение второстепенной информации, предусмотрена подготовка к сочинению на морально – этическую и лингвистическую темы, наряду с этим описана работа по повторению орфографии, синтаксиса, пунктуации и лексики.

Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием  текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 9 классах.

Актуальность.

Представленный курс поможет обучающимся подготовиться к изложению и сочинению – рассуждению, предусмотренным новой формой итоговой аттестации в 9 классе.

Главной целью курса является обеспечение подготовки девятиклассников к написанию изложения и сочинения.

Цель реализуется через следующие задачи:

Научить учащихся следующим умениям и навыкам:

1. Владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников.

2. Определять проблему текстов и формулировать её разными способами.

3. Грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля.

4. Владеть формами обработки информации исходного текста.

5. Работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл.

6. Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста.

7. Определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи).

8. Сжимать авторский текст.

9. Писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С.

10. Редактировать свое сочинение и изложение.

11. Повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису,          пунктуации, лексике.

Срок реализации программы: 2015-2016 год

Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием; индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

  На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).


 

 

Основные методы и приёмы работы: 

- лекция; 

- беседа; 

- объяснение учителя; 

- создание проблемной ситуации; 

- анализ текстов различных стилей и типов; 

- работа с тестами; 

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами; 

- создание таблиц, схем, алгоритмов; 

- обсуждение, диалог; 

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

Виды контроля:

Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.

При оценивании письменных  работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».

Учебно-тематическое планирование 9 класс

п/п

Раздел программы

Количество часов

1

Введение.

1

2

Текст и его особенности.

2

3

Сжатое изложение текста.

9

4

Сочинение-рассуждение.

21

5

Повторение.

1

 

ИТОГО:

34

Содержание программы

Введение (1ч.)

Введение. Цели и задачи курса.

Текст и его особенности(2 час)

Текст и его особенности. Содержательный анализ прослушанного текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова.

Сжатое изложение текста (9 ч.)

Сжатое изложение как передача в краткой обобщенной письменной форме основного содержания прослушанного текста.

Извлечение информации при аудировании: понимание смысла текста, главного и существенного в нем, определение проблемы и идеи, стиля и функционально-смыслового типа речи.

Способы сжатия текста (компрессии): исключение второстепенной информации, подробностей, деталей; обобщение единичных (однородных) явлений и фактов; сочетание исключения и обобщения.

Основные языковые приемы компрессии: замена (однородных членов обобщающим наименованием, фрагмента предложения синонимичным выражением, предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимениями, сложноподчиненного предложения простым, прямой речи косвенной); исключение (отдельных членов предложения, некоторых однородных членов, повторов, фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение, одного или нескольких синонимов, предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно); слияние (образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи).

Сочинение-рассуждение (21 ч.)

Рассуждение как тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения).

Тезис – главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументация – приведение фактов, примеров, утверждений, объяснений, подтверждающих тезис.

Вывод – общий итог.

Понимание и анализ авторской позиции, выражение собственной точки зрения, совпадающей или не совпадающей с мнением автора, аргументируемой примерами из жизненного, общественного или литературного опыта.

Стилистическое и речевое оформление текста. Грамотность письменной речи (грамматические нормы, орфография и пунктуация).

Повторение. (1 час)

Календарно-тематический план 9 класс (34 учебных часа)

п/п

Раздел программы

Дата проведения

По плану

По факту

 

Введение (1ч.)

   

1

Введение. Цели и задачи элективного курса.

7.09

 
 

Текст и его особенности (2ч.)

   

2

Текст и его свойства: целостность, стилистическое единство, функциональные типы речи.

14.09

 

3

Содержательный анализ прослушанного текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова.

21.09

 
 

Сжатое изложение текста (9ч.)

   

4

Сжатое изложение: способы компрессии текста.

28.09

 

5

Сжатое изложение: способы компрессии текста.

5.10

 

6

Приемы сжатия.

12.10

 

7

Урок – практикум «Работа с текстом. Приемы сжатия текста».

19.10

 

8

Анализ предложенного текста: проблема (или идея), позиция автора или героя, характеристика героя, лексическое и контекстуальное значение слов, синонимия и антонимия.

26.10

 

9

Анализ предложенного текста: проблема (или идея), позиция автора или героя, характеристика героя, лексическое и контекстуальное значение слов, синонимия и антонимия.

9.11

 

10

Анализ предложенного текста. Средства речевой выразительности.

16.11

 

11

Подготовка к написанию сжатого изложения .

23.11

 

12

Написание сжатого изложения.

30.11

 
 

Сочинение-рассуждение (21 ч.)

   

13

Альтернативность творческих заданий (сочинение- рассуждение на лингвистическую или морально- этическую темы).

7.12

 

14

Рассуждение как – тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения).

14.12

 

15

Тезис – главная мысль автора текста.

21.12

 

16

Тезис – главная мысль автора текста.

28.12

 

17

Проблема текста. Формулировка проблемы.

11.01

 

18

Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.

18.01

 

19

Выявление и формулировка авторской позиции.

25.01

 

20

Выявление и формулировка авторской позиции.

1.02

 

21

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов.

8.02

 

22

Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.

15.02

 

23

Анализ текста публицистического стиля

(из сборника для подготовки к экзаменам).

22.02

 

24

Анализ текста публицистического стиля

(из сборника для подготовки к экзаменам).

29.02

 

25

Анализ текста публицистического стиля

(из сборника для подготовки к экзаменам).

7.03

 

26

Анализ текста художественного стиля

(из сборника для подготовки к экзаменам).

14.03

 

27

Анализ текста художественного стиля

(из сборника для подготовки к экзаменам).

21.03

 

28

Анализ текста художественного стиля

(из сборника для подготовки к экзаменам).

4.04

 

29

Работа с текстом. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

11.04

 

30

Работа с текстом. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

18.04

 

31

Работа с текстом. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

25.04

 

32

Алгоритм написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему.

3.05

 

33

Алгоритм написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему.

16.05

 
 

Повторение. (1 час)

   

34

Повторение. Контрольная работа в формате ГИА.

23.05

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 9 КЛАССА

В результате обучения на основе данной программы учащиеся должны овладеть умениями:

- адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

- обрабатывать информацию звучащего текста;

- адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

- интерпретировать информацию прочитанного текста;

- использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять функционально-смысловой тип речи;

- создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

- последовательно излагать собственные мысли;

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

- использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Список литературы, используемый для составления программы:

1. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

2. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

3. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2015.

4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2015.

5. ГИА – 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2015.

6. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

7. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

8. Русский язык. 9 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2012.

9. Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2010.

10. Уроки русского языка в 9 классе», М.В.Федорова, Москва, «Просвещение», 2011.

11. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2012.

.


 

Опубликовано в группе «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ: русский язык и литература»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.