Программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания изложения и сочинения» (9 класс)
Отдел образования администрации Невельского района Сахалинской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска
Невельского района Сахалинской области»
Рассмотрена УТВЕРЖДЕНО
на заседании МС Директор МБОУ
Протокол № 1 от «СОШ с.Горнозаводска»
« 28 » августа 2015 г. ________________Ким Кен Сен
Приказ № 325а от
« 31 » августа 2015 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по русскому языку
«Теория и практика написания изложения и сочинения»
________________________________________________
(наименование учебного предмета/курса)
Основное общее образование
___________________________________________________________
(уровень, ступень образования)
2015-2016 гг.
___________________________________________________________
(срок реализации программы)
С о с т а в л е н а:
Седых О.В., учитель русского языка и литературы
___________________________________________________________
кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Горнозаводск
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней в соответствии с программой по русскому языку:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-11 классов». - М.: Дрофа, 2012 г.
Данный элективный курс является дополнением к основному курсу русского языка, предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА). Согласно этой модели экзамена выпускники пишут сжатое изложение, выполняют тестовые задания и создают сочинение-рассуждение. Контролю подлежат все виды компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная.
ГИА предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде; выбор ответа из нескольких предложенных; сжатый письменный пересказ; создание собственного текста на одну из двух предложенных тем. Каждый из этих видов нужно специально отрабатывать. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.
За основу содержания элективного курса «Успешно пишем сочинение и изложение» взяты материалы лекций учебно – методического пособия «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика», в котором очень подробно и четко описаны задания и упражнения на отработку умений сжатия текстов, рассмотрены комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей, задания на обобщение частной информации и исключение второстепенной информации, предусмотрена подготовка к сочинению на морально – этическую и лингвистическую темы, наряду с этим описана работа по повторению орфографии, синтаксиса, пунктуации и лексики.
Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 9 классах.
Актуальность.
Представленный курс поможет обучающимся подготовиться к изложению и сочинению – рассуждению, предусмотренным новой формой итоговой аттестации в 9 классе.
Главной целью курса является обеспечение подготовки девятиклассников к написанию изложения и сочинения.
Цель реализуется через следующие задачи:
Научить учащихся следующим умениям и навыкам:
1. Владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников.
2. Определять проблему текстов и формулировать её разными способами.
3. Грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля.
4. Владеть формами обработки информации исходного текста.
5. Работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл.
6. Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста.
7. Определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи).
8. Сжимать авторский текст.
9. Писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С.
10. Редактировать свое сочинение и изложение.
11. Повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.
Срок реализации программы: 2015-2016 год
Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием; индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
Виды контроля:
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
Учебно-тематическое планирование 9 класс
№ п/п |
Раздел программы |
Количество часов |
1 |
Введение. |
1 |
2 |
Текст и его особенности. |
2 |
3 |
Сжатое изложение текста. |
9 |
4 |
Сочинение-рассуждение. |
21 |
5 |
Повторение. |
1 |
ИТОГО: |
34 |
Содержание программы
Введение (1ч.)
Введение. Цели и задачи курса.
Текст и его особенности(2 час)
Текст и его особенности. Содержательный анализ прослушанного текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова.
Сжатое изложение текста (9 ч.)
Сжатое изложение как передача в краткой обобщенной письменной форме основного содержания прослушанного текста.
Извлечение информации при аудировании: понимание смысла текста, главного и существенного в нем, определение проблемы и идеи, стиля и функционально-смыслового типа речи.
Способы сжатия текста (компрессии): исключение второстепенной информации, подробностей, деталей; обобщение единичных (однородных) явлений и фактов; сочетание исключения и обобщения.
Основные языковые приемы компрессии: замена (однородных членов обобщающим наименованием, фрагмента предложения синонимичным выражением, предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимениями, сложноподчиненного предложения простым, прямой речи косвенной); исключение (отдельных членов предложения, некоторых однородных членов, повторов, фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение, одного или нескольких синонимов, предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно); слияние (образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи).
Сочинение-рассуждение (21 ч.)
Рассуждение как тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения).
Тезис – главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.
Аргументация – приведение фактов, примеров, утверждений, объяснений, подтверждающих тезис.
Вывод – общий итог.
Понимание и анализ авторской позиции, выражение собственной точки зрения, совпадающей или не совпадающей с мнением автора, аргументируемой примерами из жизненного, общественного или литературного опыта.
Стилистическое и речевое оформление текста. Грамотность письменной речи (грамматические нормы, орфография и пунктуация).
Повторение. (1 час)
Календарно-тематический план 9 класс (34 учебных часа)
№ п/п |
Раздел программы |
Дата проведения |
|
По плану |
По факту |
||
Введение (1ч.) |
|||
1 |
Введение. Цели и задачи элективного курса. |
7.09 |
|
Текст и его особенности (2ч.) |
|||
2 |
Текст и его свойства: целостность, стилистическое единство, функциональные типы речи. |
14.09 |
|
3 |
Содержательный анализ прослушанного текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова. |
21.09 |
|
Сжатое изложение текста (9ч.) |
|||
4 |
Сжатое изложение: способы компрессии текста. |
28.09 |
|
5 |
Сжатое изложение: способы компрессии текста. |
5.10 |
|
6 |
Приемы сжатия. |
12.10 |
|
7 |
Урок – практикум «Работа с текстом. Приемы сжатия текста». |
19.10 |
|
8 |
Анализ предложенного текста: проблема (или идея), позиция автора или героя, характеристика героя, лексическое и контекстуальное значение слов, синонимия и антонимия. |
26.10 |
|
9 |
Анализ предложенного текста: проблема (или идея), позиция автора или героя, характеристика героя, лексическое и контекстуальное значение слов, синонимия и антонимия. |
9.11 |
|
10 |
Анализ предложенного текста. Средства речевой выразительности. |
16.11 |
|
11 |
Подготовка к написанию сжатого изложения . |
23.11 |
|
12 |
Написание сжатого изложения. |
30.11 |
|
Сочинение-рассуждение (21 ч.) |
|||
13 |
Альтернативность творческих заданий (сочинение- рассуждение на лингвистическую или морально- этическую темы). |
7.12 |
|
14 |
Рассуждение как – тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения). |
14.12 |
|
15 |
Тезис – главная мысль автора текста. |
21.12 |
|
16 |
Тезис – главная мысль автора текста. |
28.12 |
|
17 |
Проблема текста. Формулировка проблемы. |
11.01 |
|
18 |
Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования. |
18.01 |
|
19 |
Выявление и формулировка авторской позиции. |
25.01 |
|
20 |
Выявление и формулировка авторской позиции. |
1.02 |
|
21 |
Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. |
8.02 |
|
22 |
Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части. |
15.02 |
|
23 |
Анализ текста публицистического стиля (из сборника для подготовки к экзаменам). |
22.02 |
|
24 |
Анализ текста публицистического стиля (из сборника для подготовки к экзаменам). |
29.02 |
|
25 |
Анализ текста публицистического стиля (из сборника для подготовки к экзаменам). |
7.03 |
|
26 |
Анализ текста художественного стиля (из сборника для подготовки к экзаменам). |
14.03 |
|
27 |
Анализ текста художественного стиля (из сборника для подготовки к экзаменам). |
21.03 |
|
28 |
Анализ текста художественного стиля (из сборника для подготовки к экзаменам). |
4.04 |
|
29 |
Работа с текстом. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. |
11.04 |
|
30 |
Работа с текстом. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. |
18.04 |
|
31 |
Работа с текстом. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. |
25.04 |
|
32 |
Алгоритм написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему. |
3.05 |
|
33 |
Алгоритм написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему. |
16.05 |
|
Повторение. (1 час) |
|||
34 |
Повторение. Контрольная работа в формате ГИА. |
23.05 |
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 9 КЛАССА
В результате обучения на основе данной программы учащиеся должны овладеть умениями:
- адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- обрабатывать информацию звучащего текста;
- адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
- интерпретировать информацию прочитанного текста;
- использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять функционально-смысловой тип речи;
- создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
- последовательно излагать собственные мысли;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Список литературы, используемый для составления программы:
1. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
2. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
3. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2015.
4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2015.
5. ГИА – 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2015.
6. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
7. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
8. Русский язык. 9 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2012.
9. Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2010.
10. Уроки русского языка в 9 классе», М.В.Федорова, Москва, «Просвещение», 2011.
11. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2012.
.