12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Дорошкина Ирина Александровна16 |
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Работа с текстом», 7 класс
Элективный курс «Работа с текстом»
35 часов в год, 1 час в неделю
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала
| Форма контроля | УУД | Дата | |
П л а н | Ф а к т | |||||||
Введение (5 часов) | ||||||||
1. | Что такое слово. Слово как единица языка и как словесное высказывание. | Урок изучения нового материала | Прослушивание вводной лекции учителя; пересказ научного текста статьи, ответы на вопросы. | Формирование основ художественной культуры.
| Беседа | Познавательные; извлекать информацию из различных источников; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Личностные: осознание себя носителем языка как части культуры. |
| |
2. | Что такое слово. Слово как единица языка и как словесное высказывание. | Комбинированный | Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование. | Формирование основ художественной культуры.
| Работа в группах | Познавательные; извлекать информацию из различных источников; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Личностные: осознание себя носителем языка как части культуры. |
| |
3. | Богатство лексики русского языка. Способы определения значения слов. | Изучения нового материала | Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. | Опознавать различные выразительные средства языка. | Беседа | Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; Личностные: интерес к изучению языка. |
| |
4. | Фразеологизмы. | Комбинированный | Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.
| Научиться правильно определять фразеологизмы в тексте. | Чтение по ролям | Познавательные: излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
| |
5. | Прямое и переносное значение слова. Эпитет. Сравнение. Аллегория. | Комбинированный | Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста, проверочная работа.
| Уметь правильно понимать прямое и переносное значение слова. | Дискуссия | Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; Регулятивные: самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
|
| |
Текст и его основные понятия (15 часов)
| ||||||||
6. | Текст. Определение текста. Признаки текста. Построение текста. | Комбинированный | Ориентация в содержании текста и понимание его целостный смысл: решение учебно - познавательных и учебно - практических задач, требующих полного и критического понимания текста. | Владение навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
| Письменный контроль | Познавательные: пользоваться разными видами чтения текста; Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему, включая постановку новых целей; Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
| |
7. | Тема текста. Темы широкие и узкие. Взаимосвязь темы и основной мысли текста. | Обобщение изученного | Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей.
| Владение навыками различных видов чтения, осознание значимости чтения. | Самоконтроль | Познавательные: пользоваться словарями, справочниками; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
| |
8. | Тема текста. Темы широкие и узкие. Взаимосвязь темы и основной мысли текста. | Комбинированный | Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей.
| Знать схему анализа текста, пути анализа произведения.
| Беседа | Познавательные: пользоваться словарями, справочниками; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
| |
9. | Ключевые слова. Авторская позиция в тексте. | Комбинированный | Работа над словарем нравственных понятий, выбор ответа в тестовых заданиях.
| Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.
| Практическая работа | Познавательные: пользоваться разными видами чтения текста; Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему, включая постановку новых целей; Коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
| |
10. | Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Зачин (первое предложение). | Урок изучение нового материала | Деление текста на абзацы. Средства связи между предложениями, между абзацами.
| Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.
| Анализ эпизодов | Познавательные: осуществлять анализ и синтез; Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
| |
11. | Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация. | Урок общеметодической направленности | Работа с текстом, выразительное чтение отрывка из рассказа, работа по опорной схеме. | Знать основные понятия, различать широкие и узкие темы, определять микротему абзаца. | Текущий контроль (викторина) | Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
| |
12. | Контекст. Подтекст. Затекст. | Урок «открытия» новых знаний | Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами. | Знать значение контекста, подтекста и затекста и уметь находить их в тексте. | Практическая работа | Познавательные: излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста сжато; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
| |
13. | Ключевые слова. | Изучение нового материала | Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам. | Уметь находить в тексте ключевые слова. | Письменный контроль | Познавательные: осуществлять анализ и синтез; Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Коммуникативные: задавать вопросы; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
| |
14. | Взаимодействие названия (заголовка) и текста. | Урок изучение нового материала | Урок-презентация, конспектирование материала.
| Уметь сопоставлять заголовок и текст. | Практикум | Познавательные: пользоваться разными видами чтения текста; Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему, включая постановку новых целей; Коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
| |
15. | Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи. | Комбинированный | Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.
| Знать средства связи предложений в тексте и уметь находить и определять их.
| Работа в парах с последующей взаимопроверкой | Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
| |
16. | Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Местоимения. | Практикум | Индивидуальная и коллективная работа, конструирование диалогов, анализ текста, работа с доской, практическая работа. | Знать средства связи предложений в тексте и уметь находить и определять их. | Тест | Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
| |
17. | Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Местоимения. | Комбинированный | Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.
| Знать средства связи предложений в тексте и уметь находить и определять их. | Устный контроль | Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
| |
18. | Лексические повторы. Синонимы.. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте. | Комбинированный | Самостоятельная и парная работа с дидактическим материалом, выполнение тренировочных упражнений.
| Уметь выполнять основные виды работы с текстом.
| Словарная работа, сопоставление эпизодов | Познавательные: осуществлять анализ и синтез; Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Коммуникативные: задавать вопросы; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
| |
19. | Смысловая и композиционная целостность текста | Урок общеметодической направленности | Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.
| Уметь выполнять основные виды работы с текстом.
| Тест | Познавательные: осуществлять анализ и синтез; Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Коммуникативные: задавать вопросы; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
| |
20. | План текста. План как вид информационной переработки текста. | Обобщение изученного | Работа с лингвистическим портфолио, творческая работа по дидактическому материалу, индивидуальная работа, выполнение тренировочных заданий.
| Уметь составлять план текста. | Письменный опрос | Познавательные: пользоваться разными видами чтения текста, составлять план к прочитанному тексту; Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
| |
С чего начинается понимание текста (5 часов) | ||||||||
21. | Что такое умение работать с текстом. Идеальный читатель. | Урок общеметодической направленности | Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера; преобразование текста, использование новых форм представления информации, формулировка заключений о намерении автора или главной мысли текста. | Находить нужную информацию в тексте и активно применять это на практике. | Чтение и восприятие художественного текста | Познавательные: извлекать информацию из различных источников; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Личностные: осознание себя носителем языка как части культуры. |
| |
22. | Виды информации в тексте. | Практикум | Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.
| Уметь анализировать информацию текста. | Выборочный пересказ | Познавательные: осуществлять анализ и синтез; Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Коммуникативные: задавать вопросы; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
| |
23. | Диалог с текстом. | Изучение и первичное закрепление знаний | Устная работа с текстом, работа со словарем, сопоставительный анализ предложений, работа по учебнику, комментированное письмо с последующей взаимопроверкой.
| Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.
| Поиск ответов на проблемные вопросы | Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; Личностные: интерес к изучению языка. |
| |
24. | Учимся делать монтаж текста. | Комбинированный | Составление опорной схемы, конструирование предложений, выполнение тренировочных упражнений.
| Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста
| Анализ эпизодов. | Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач; Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя. |
| |
25. | Составление плана текста. | Комбинированный | Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. | Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.
| Зрительный диктант | Познавательные: осуществлять анализ и синтез; Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Коммуникативные: задавать вопросы; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
| |
Функционально - смысловые типы речи в тексте (5 часов) | ||||||||
26. | Описание. Описание как тип речи. Композиция описания. | Комбинированный | Презентация теоретического материала, работа по упражнениям.
| Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.
| Беседа | Познавательные: извлекать информацию из различных источников; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Личностные: осознание себя носителем языка как части культуры. |
| |
27. | Повествование. Повествование как тип речи. | Урок общеметодической направленности | Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.
| Знать что такое повествование. | Ответы на вопросы | Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; Личностные: интерес к изучению языка. |
| |
28. | Рассказ как повествовательный жанр. | Комбинированный | Групповая работа с дидактическим материалом. | Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.
| Самостоятельная работа | Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; Личностные: интерес к изучению языка. |
| |
29. | Рассуждение. Рассуждать - значит доказывать. Композиция рассуждения | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация теоретического материала, работа по упражнениям.
| Умение вести монолог и диалог – связный, логически выстроенный. | Тест | Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
| |
30. | Рассуждение. Рассуждать - значит доказывать. Композиция рассуждения | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация теоретического материала, работа по упражнениям.
| Умение вести монолог и диалог– связный, логически выстроенный. | Пересказ статьи | Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
| |
Система работы с текстом (5 часов) | ||||||||
31. | Основные виды работы с текстом. | Урок общеметодической направленности | Структурирование текста, использование нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
| Владение навыками различных видов чтения текста, осознание значимости чтения. | Словесное рисование | Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач; Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя. |
| |
32. | Конспектирование текста. | Комбинированный | Преобразование текста, использование новых форм представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), умение переходить от одного представления данных к другому;
| Уметь производить краткий и развернутый конспект текста. | Анализ сочинения | Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач; Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя. |
| |
33. | Редактирование текста. | Комбинированный | Умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста. | Уметь редактировать текст и активно применять это на практике. | Устный контроль | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе самодиагностики; Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Личностные: формирование навыков развернутого анализа. |
| |
34. | Анализ текста. | Обобщающий | Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения
| Уметь выполнять основные виды работы с текстом.
| Индивидуальная и парная работа | Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
| |
35. | Итоговый комплексный тест. | Обобщающий | Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения
| Уметь выполнять основные виды работы с текстом.
| Индивидуальная работа | Познавательные: осуществлять анализ и синтез; Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Коммуникативные: задавать вопросы; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
|