Календарно-тематическое планирование элективного курса «Работа с текстом» (Русский язык, 7 класс)

3
0
Материал опубликован 11 October 2019

Элективный курс «Работа с текстом»

35 часов в год, 1 час в неделю

 

п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды учебной

деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

 

Форма

контроля

УУД

Дата

П

л

а

н

Ф

а

к

т

 

Введение (5 часов)

1.

Что такое слово. Слово как единица языка и как словесное высказывание.

Урок изучения нового материала

Прослушивание вводной лекции учителя; пересказ научного текста статьи, ответы на вопросы.

Формирование основ художественной культуры.

 

Беседа

Познавательные; извлекать информацию из различных источников;

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью;

Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; 

Личностные: осознание себя носителем языка как части культуры.

 

2.

Что такое слово. Слово как единица языка и как словесное высказывание.

Комбинированный

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование.

Формирование основ художественной культуры.

 

Работа в группах

Познавательные; извлекать информацию из различных источников;

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью;

Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; 

Личностные: осознание себя носителем языка как части культуры.

 

3.

Богатство лексики русского языка. Способы определения значения слов.

Изучения нового материала

Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач.

Опознавать различные выразительные средства языка.

Беседа

Познавательные: строить рассуждения;  

Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; 

Личностные: интерес к изучению языка.

 

4.

Фразеологизмы.

Комбинированный

Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.

 

Научиться правильно определять фразеологизмы в тексте.

Чтение по ролям

Познавательные: излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста;

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; 

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

 

5.

Прямое и переносное значение слова. Эпитет. Сравнение. Аллегория.

Комбинированный

Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста, проверочная работа.

 

Уметь правильно понимать прямое и переносное значение слова.

Дискуссия

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах;

Регулятивные: самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;  

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

 

Текст и его основные понятия (15 часов)

 

6.

Текст. Определение текста. Признаки текста. Построение текста.

Комбинированный

Ориентация в содержании текста и понимание

его целостный смысл:

решение учебно - познавательных и

учебно -

практических задач, требующих

полного и

критического понимания текста.

Владение навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

 

 

Письменный контроль

Познавательные: пользоваться разными видами чтения текста;

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему, включая постановку новых целей;

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

 

7.

Тема текста. Темы широкие и узкие. Взаимосвязь темы и основной мысли текста.

Обобщение изученного

Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей.

 

Владение навыками различных видов чтения, осознание значимости чтения.

Самоконтроль

Познавательные: пользоваться словарями, справочниками; 

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

 

8.

Тема текста. Темы широкие и узкие. Взаимосвязь темы и основной мысли текста.

Комбинированный

Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей.

 

Знать схему анализа текста, пути анализа произведения.

 

Беседа

Познавательные: пользоваться словарями, справочниками; 

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

 

9.

Ключевые слова. Авторская позиция в тексте.

Комбинированный

Работа над словарем нравственных понятий, выбор ответа в тестовых заданиях.

 

Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.

 

Практическая работа

Познавательные: пользоваться разными видами чтения текста;

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему, включая постановку новых целей;

Коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; 

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

 

10.

Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Зачин (первое предложение). 

Урок изучение нового материала

Деление текста на абзацы. Средства связи между предложениями, между абзацами.

 

Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.

 

Анализ эпизодов

Познавательные: осуществлять анализ и синтез;

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

11.

Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация.

Урок общеметодической направленности

Работа с текстом, выразительное чтение отрывка из рассказа, работа по опорной схеме.

Знать основные понятия, различать широкие и узкие темы, определять микротему абзаца.

Текущий контроль (викторина)

Познавательные: строить рассуждения;

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; 

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

12.

Контекст. Подтекст. Затекст.

Урок «открытия» новых знаний

Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами.

Знать значение контекста, подтекста и затекста и уметь находить их в тексте.

Практическая работа

Познавательные: излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста сжато;

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; 

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

 

13.

Ключевые слова.

Изучение нового материала

Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Уметь находить в тексте ключевые слова.

Письменный контроль

Познавательные: осуществлять анализ и синтез;

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Коммуникативные: задавать вопросы; 

Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

14.

Взаимодействие названия (заголовка) и текста.

Урок изучение нового материала

Урок-презентация, конспектирование материала.

 

Уметь сопоставлять заголовок и текст.

Практикум

Познавательные: пользоваться разными видами чтения текста;

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему, включая постановку новых целей;

Коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; 

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

 

15.

Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи.

Комбинированный

Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.

 

Знать средства связи предложений в тексте и уметь находить и определять их.

 

Работа в парах с последующей взаимопроверкой

Познавательные: строить рассуждения; 

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

16.

Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Местоимения. 

Практикум

Индивидуальная и коллективная работа, конструирование диалогов, анализ текста, работа с доской, практическая работа.

Знать средства связи предложений в тексте и уметь находить и определять их.

Тест

Познавательные: строить рассуждения; 

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

17.

Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Местоимения. 

Комбинированный

Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.

 

Знать средства связи предложений в тексте и уметь находить и определять их.

Устный контроль

Познавательные: строить рассуждения; 

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

18.

Лексические повторы. Синонимы.. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте. 

Комбинированный

Самостоятельная и парная работа с дидактическим материалом, выполнение тренировочных упражнений.

 

Уметь выполнять основные виды работы с текстом.

 

Словарная работа, сопоставление эпизодов

Познавательные: осуществлять анализ и синтез;

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Коммуникативные: задавать вопросы; 

Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

19.

Смысловая и композиционная целостность текста

Урок общеметодической направленности

Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.

 

Уметь выполнять основные виды работы с текстом.

 

Тест

Познавательные: осуществлять анализ и синтез;

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Коммуникативные: задавать вопросы; 

Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

20.

План текста. План как вид информационной переработки текста.

Обобщение изученного

Работа с лингвистическим портфолио, творческая работа по дидактическому материалу, индивидуальная работа, выполнение тренировочных заданий.

 

Уметь составлять план текста.

Письменный опрос

Познавательные: пользоваться разными видами чтения текста, составлять план к прочитанному тексту; 

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

 

С чего начинается понимание текста (5 часов)

21.

Что такое умение работать с текстом. Идеальный читатель.

Урок общеметодической направленности

Интерпретация текста:

сравнение и противопоставление

заключённой в тексте информации разного характера;

преобразование текста, использование новых форм

представления информации,

формулировка заключений о

намерении автора или главной мысли текста.

Находить нужную информацию в тексте и активно применять это на практике.

Чтение и восприятие художественного текста

Познавательные: извлекать информацию из различных источников;

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью;

Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; 

Личностные: осознание себя носителем языка как части культуры.

 

22.

Виды информации в тексте.

Практикум

Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.

 

Уметь анализировать информацию текста.

Выборочный пересказ

Познавательные: осуществлять анализ и синтез;

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Коммуникативные: задавать вопросы; 

Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

23.

Диалог с текстом.

Изучение и первичное закрепление знаний

Устная работа с текстом, работа со словарем, сопоставительный анализ предложений, работа по учебнику, комментированное письмо с последующей взаимопроверкой.

 

Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.

 

Поиск ответов на проблемные вопросы

Познавательные: строить рассуждения;  

Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; 

Личностные: интерес к изучению языка.

 

24.

Учимся делать монтаж текста.

Комбинированный

Составление опорной схемы, конструирование предложений, выполнение тренировочных упражнений.

 

Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста

 

Анализ эпизодов.

Познавательные: объяснять явле­ния, процессы, связи и отношения, выяв­ляемые в ходе выполнения лингвистических задач;

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою спо­собность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий;

Коммуникативные: проявлять речевые дей­ствия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побу­ждений и иных составляющих внутреннего мира;

Личностные: формирование навыков рабо­ты по алгорит­му выполнения задания при консультатив­ной помощи учителя.

 

25.

Составление плана текста.

Комбинированный

Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач.

Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.

 

Зрительный диктант

Познавательные: осуществлять анализ и синтез;

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Коммуникативные: задавать вопросы; 

Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

Функционально - смысловые типы речи в тексте (5 часов)

26.

Описание. Описание как тип речи. Композиция описания.

Комбинированный

Презентация теоретического материала, работа по упражнениям.

 

Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.

 

Беседа

Познавательные: извлекать информацию из различных источников;

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью;

Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; 

Личностные: осознание себя носителем языка как части культуры.

 

27.

Повествование. Повествование как тип речи.

Урок общеметодической направленности

Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.

 

Знать что такое повествование.

Ответы на вопросы

Познавательные: строить рассуждения;  

Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; 

Личностные: интерес к изучению языка.

 

28.

Рассказ как повествовательный жанр.

Комбинированный

Групповая работа с дидактическим материалом.

Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.

 

Самостоятельная работа

Познавательные: строить рассуждения;  

Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; 

Личностные: интерес к изучению языка.

 

29.

Рассуждение. Рассуждать - значит доказывать. Композиция рассуждения

Изучение и первичное закрепление знаний

Презентация теоретического материала, работа по упражнениям.

 

Умение вести монолог и диалог – связный, логически выстроенный.

Тест

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; 

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

30.

Рассуждение. Рассуждать - значит доказывать. Композиция рассуждения

Изучение и первичное закрепление знаний

Презентация теоретического материала, работа по упражнениям.

 

Умение вести монолог и диалог– связный, логически выстроенный.

Пересказ статьи

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; 

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

Система работы с текстом (5 часов)

31.

Основные виды работы с текстом.

Урок общеметодической направленности

Структурирование текста, использование нумерацию

страниц, списки, ссылки, оглавление;

 

 

Владение навыками различных видов чтения текста, осознание значимости чтения.

Словесное рисование

Познавательные: объяснять явле­ния, процессы, связи и отношения, выяв­ляемые в ходе выполнения лингвистических задач;

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою спо­собность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий;

Коммуникативные: проявлять речевые дей­ствия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побу­ждений и иных составляющих внутреннего мира;

Личностные: формирование навыков рабо­ты по алгорит­му выполнения задания при консультатив­ной помощи учителя.

 

32.

Конспектирование текста.

Комбинированный

Преобразование

текста, использование новых форм представления

информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в

том числе динамические, электронные, в частности в

практических задачах), умение переходить от одного

представления данных к другому;

 

Уметь производить краткий и развернутый конспект текста.

Анализ сочинения

Познавательные: объяснять явле­ния, процессы, связи и отношения, выяв­ляемые в ходе выполнения лингвистических задач;

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою спо­собность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий;

Коммуникативные: проявлять речевые дей­ствия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побу­ждений и иных составляющих внутреннего мира;

Личностные: формирование навыков рабо­ты по алгорит­му выполнения задания при консультатив­ной помощи учителя.

 

33.

Редактирование текста. 

Комбинированный

Умение ориентироваться в содержании текста и понимать

его целостный смысл:

определять главную тему, общую

цель или назначение текста;

выбирать из текста или

придумать заголовок, соответствующий содержанию и

общему смыслу текста;

формулировать тезис,

выражающий общий смысл текста.

Уметь редактировать текст и активно применять это на практике.

Устный контроль

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе самодиагностики;

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою спо­собность к преодолению препятствий и самокоррекции;

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Личностные: формирование навыков развернутого анализа.

 

34.

Анализ текста.

Обобщающий

Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения

 

Уметь выполнять основные виды работы с текстом.

 

Индивидуальная и парная работа

Познавательные: строить рассуждения;

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; 

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

35.

Итоговый комплексный тест.

Обобщающий

Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения

 

Уметь выполнять основные виды работы с текстом.

 

Индивидуальная работа

Познавательные: осуществлять анализ и синтез;

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Коммуникативные: задавать вопросы; 

Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации