Календарно-тематическое планирование элективного курса «Работа с текстом» (Русский язык, 7 класс)
Элективный курс «Работа с текстом»
35 часов в год, 1 час в неделю
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Основные виды учебной деятельности |
Планируемые предметные результаты освоения материала
|
Форма контроля |
УУД |
Дата |
|
П л а н |
Ф а к т |
|||||||
Введение (5 часов) |
||||||||
1. |
Что такое слово. Слово как единица языка и как словесное высказывание. |
Урок изучения нового материала |
Прослушивание вводной лекции учителя; пересказ научного текста статьи, ответы на вопросы. |
Формирование основ художественной культуры.
|
Беседа |
Познавательные; извлекать информацию из различных источников; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Личностные: осознание себя носителем языка как части культуры. |
|
|
2. |
Что такое слово. Слово как единица языка и как словесное высказывание. |
Комбинированный |
Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование. |
Формирование основ художественной культуры.
|
Работа в группах |
Познавательные; извлекать информацию из различных источников; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Личностные: осознание себя носителем языка как части культуры. |
|
|
3. |
Богатство лексики русского языка. Способы определения значения слов. |
Изучения нового материала |
Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. |
Опознавать различные выразительные средства языка. |
Беседа |
Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; Личностные: интерес к изучению языка. |
|
|
4. |
Фразеологизмы. |
Комбинированный |
Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.
|
Научиться правильно определять фразеологизмы в тексте. |
Чтение по ролям |
Познавательные: излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
|
|
5. |
Прямое и переносное значение слова. Эпитет. Сравнение. Аллегория. |
Комбинированный |
Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста, проверочная работа.
|
Уметь правильно понимать прямое и переносное значение слова. |
Дискуссия |
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; Регулятивные: самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
|
|
|
Текст и его основные понятия (15 часов)
|
||||||||
6. |
Текст. Определение текста. Признаки текста. Построение текста. |
Комбинированный |
Ориентация в содержании текста и понимание его целостный смысл: решение учебно - познавательных и учебно - практических задач, требующих полного и критического понимания текста. |
Владение навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
|
Письменный контроль |
Познавательные: пользоваться разными видами чтения текста; Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему, включая постановку новых целей; Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
|
|
7. |
Тема текста. Темы широкие и узкие. Взаимосвязь темы и основной мысли текста. |
Обобщение изученного |
Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей.
|
Владение навыками различных видов чтения, осознание значимости чтения. |
Самоконтроль |
Познавательные: пользоваться словарями, справочниками; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
|
|
8. |
Тема текста. Темы широкие и узкие. Взаимосвязь темы и основной мысли текста. |
Комбинированный |
Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей.
|
Знать схему анализа текста, пути анализа произведения.
|
Беседа |
Познавательные: пользоваться словарями, справочниками; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
|
|
9. |
Ключевые слова. Авторская позиция в тексте. |
Комбинированный |
Работа над словарем нравственных понятий, выбор ответа в тестовых заданиях.
|
Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.
|
Практическая работа |
Познавательные: пользоваться разными видами чтения текста; Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему, включая постановку новых целей; Коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
|
|
10. |
Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Зачин (первое предложение). |
Урок изучение нового материала |
Деление текста на абзацы. Средства связи между предложениями, между абзацами.
|
Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.
|
Анализ эпизодов |
Познавательные: осуществлять анализ и синтез; Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
|
|
11. |
Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация. |
Урок общеметодической направленности |
Работа с текстом, выразительное чтение отрывка из рассказа, работа по опорной схеме. |
Знать основные понятия, различать широкие и узкие темы, определять микротему абзаца. |
Текущий контроль (викторина) |
Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
|
|
12. |
Контекст. Подтекст. Затекст. |
Урок «открытия» новых знаний |
Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами. |
Знать значение контекста, подтекста и затекста и уметь находить их в тексте. |
Практическая работа |
Познавательные: излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста сжато; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
|
|
13. |
Ключевые слова. |
Изучение нового материала |
Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам. |
Уметь находить в тексте ключевые слова. |
Письменный контроль |
Познавательные: осуществлять анализ и синтез; Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Коммуникативные: задавать вопросы; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
|
|
14. |
Взаимодействие названия (заголовка) и текста. |
Урок изучение нового материала |
Урок-презентация, конспектирование материала.
|
Уметь сопоставлять заголовок и текст. |
Практикум |
Познавательные: пользоваться разными видами чтения текста; Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему, включая постановку новых целей; Коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
|
|
15. |
Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи. |
Комбинированный |
Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.
|
Знать средства связи предложений в тексте и уметь находить и определять их.
|
Работа в парах с последующей взаимопроверкой |
Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
|
|
16. |
Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Местоимения. |
Практикум |
Индивидуальная и коллективная работа, конструирование диалогов, анализ текста, работа с доской, практическая работа. |
Знать средства связи предложений в тексте и уметь находить и определять их. |
Тест |
Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
|
|
17. |
Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Местоимения. |
Комбинированный |
Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.
|
Знать средства связи предложений в тексте и уметь находить и определять их. |
Устный контроль |
Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
|
|
18. |
Лексические повторы. Синонимы.. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте. |
Комбинированный |
Самостоятельная и парная работа с дидактическим материалом, выполнение тренировочных упражнений.
|
Уметь выполнять основные виды работы с текстом.
|
Словарная работа, сопоставление эпизодов |
Познавательные: осуществлять анализ и синтез; Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Коммуникативные: задавать вопросы; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
|
|
19. |
Смысловая и композиционная целостность текста |
Урок общеметодической направленности |
Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.
|
Уметь выполнять основные виды работы с текстом.
|
Тест |
Познавательные: осуществлять анализ и синтез; Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Коммуникативные: задавать вопросы; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
|
|
20. |
План текста. План как вид информационной переработки текста. |
Обобщение изученного |
Работа с лингвистическим портфолио, творческая работа по дидактическому материалу, индивидуальная работа, выполнение тренировочных заданий.
|
Уметь составлять план текста. |
Письменный опрос |
Познавательные: пользоваться разными видами чтения текста, составлять план к прочитанному тексту; Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
|
|
С чего начинается понимание текста (5 часов) |
||||||||
21. |
Что такое умение работать с текстом. Идеальный читатель. |
Урок общеметодической направленности |
Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера; преобразование текста, использование новых форм представления информации, формулировка заключений о намерении автора или главной мысли текста. |
Находить нужную информацию в тексте и активно применять это на практике. |
Чтение и восприятие художественного текста |
Познавательные: извлекать информацию из различных источников; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Личностные: осознание себя носителем языка как части культуры. |
|
|
22. |
Виды информации в тексте. |
Практикум |
Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.
|
Уметь анализировать информацию текста. |
Выборочный пересказ |
Познавательные: осуществлять анализ и синтез; Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Коммуникативные: задавать вопросы; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
|
|
23. |
Диалог с текстом. |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Устная работа с текстом, работа со словарем, сопоставительный анализ предложений, работа по учебнику, комментированное письмо с последующей взаимопроверкой.
|
Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.
|
Поиск ответов на проблемные вопросы |
Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; Личностные: интерес к изучению языка. |
|
|
24. |
Учимся делать монтаж текста. |
Комбинированный |
Составление опорной схемы, конструирование предложений, выполнение тренировочных упражнений.
|
Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста
|
Анализ эпизодов. |
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач; Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя. |
|
|
25. |
Составление плана текста. |
Комбинированный |
Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. |
Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.
|
Зрительный диктант |
Познавательные: осуществлять анализ и синтез; Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Коммуникативные: задавать вопросы; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
|
|
Функционально - смысловые типы речи в тексте (5 часов) |
||||||||
26. |
Описание. Описание как тип речи. Композиция описания. |
Комбинированный |
Презентация теоретического материала, работа по упражнениям.
|
Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.
|
Беседа |
Познавательные: извлекать информацию из различных источников; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Личностные: осознание себя носителем языка как части культуры. |
|
|
27. |
Повествование. Повествование как тип речи. |
Урок общеметодической направленности |
Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения.
|
Знать что такое повествование. |
Ответы на вопросы |
Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; Личностные: интерес к изучению языка. |
|
|
28. |
Рассказ как повествовательный жанр. |
Комбинированный |
Групповая работа с дидактическим материалом. |
Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста.
|
Самостоятельная работа |
Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; Личностные: интерес к изучению языка. |
|
|
29. |
Рассуждение. Рассуждать - значит доказывать. Композиция рассуждения |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Презентация теоретического материала, работа по упражнениям.
|
Умение вести монолог и диалог – связный, логически выстроенный. |
Тест |
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
|
|
30. |
Рассуждение. Рассуждать - значит доказывать. Композиция рассуждения |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Презентация теоретического материала, работа по упражнениям.
|
Умение вести монолог и диалог– связный, логически выстроенный. |
Пересказ статьи |
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
|
|
Система работы с текстом (5 часов) |
||||||||
31. |
Основные виды работы с текстом. |
Урок общеметодической направленности |
Структурирование текста, использование нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
|
Владение навыками различных видов чтения текста, осознание значимости чтения. |
Словесное рисование |
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач; Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя. |
|
|
32. |
Конспектирование текста. |
Комбинированный |
Преобразование текста, использование новых форм представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), умение переходить от одного представления данных к другому;
|
Уметь производить краткий и развернутый конспект текста. |
Анализ сочинения |
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач; Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя. |
|
|
33. |
Редактирование текста. |
Комбинированный |
Умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста. |
Уметь редактировать текст и активно применять это на практике. |
Устный контроль |
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе самодиагностики; Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Личностные: формирование навыков развернутого анализа. |
|
|
34. |
Анализ текста. |
Обобщающий |
Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения
|
Уметь выполнять основные виды работы с текстом.
|
Индивидуальная и парная работа |
Познавательные: строить рассуждения; Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
|
|
35. |
Итоговый комплексный тест. |
Обобщающий |
Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения
|
Уметь выполнять основные виды работы с текстом.
|
Индивидуальная работа |
Познавательные: осуществлять анализ и синтез; Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Коммуникативные: задавать вопросы; Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
|