12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Герасимова Валентина Фёдоровна493
стаж работы 36 лет
Россия, Мордовия респ., с.Кочкурово

Всероссийский конкурс на лучшее календарно-тематическое планирование

элективного курса «Мифология древней мордвы»

для учащихся 5-6 классов

Автор-составитель: Герасимова В.Ф., учитель русского языка и литературы МБОУ «Кочкуровская средняя общеобразовательная школа» Кочкуровского муниципального района

Республики Мордовия

2018г.

 

Пояснительная записка

В настоящее время наблюдается значительный рост интереса народа России, в том числе мордвы, к своим историческим корням, этнической истории, родному языку и культуре, к познанию традиционных верований и самобытной мифологии, ко всему, что составляло традиционный образ их жизнедеятельности.

Мордва пережила длительную и сложную историю, частично сохранив самобытные религиозно-мифологические традиции. В них сочетаются отголоски древних форм верований и черты архаичных религиозных систем (культа женских божеств-покровительниц, культа семейно-родовых предков), и влияние мировых религий на христианство.

Типовые программы не обеспечивают учащихся знаниями об историческом пошлом своего (мордовского) народа, о его корнях, верованиях, быте, национальной одежде, мифологии в объеме, необходимом для удовлетворения потребностей ученика.

Элективный курс является одним из способов решения данной проблемы.

Программа элективного курса призвана помочь учащимся постичь не только оригинальную религиозно-мифологическую картину мироздания как своеобразную систему, создававшуюся нашими предками на протяжении многих веков, но и многое из того, что дошло до нас из далекого прошлого, но еще отчасти живой, в виде отголосков, пережитков, фрагментов.

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется тем, что полученные знания по элективному курсу "Мифология древней мордвы" дают аналитический обзор основных понятий, составляющих мордовскую традиционную религиозно-мифологическую картину мира как систем, происхождение мордовского народа. Данная программа повествует о религиозных верованиях и обрядах, пантеоне языческих божеств, других мифологических персонажах, межэтнических связях, отразившихся важной сфере духовной жизни народа.

Знакомство с мифологией мордвы позволяет приобщиться не только к истокам народных знаний и поверий, к отдаленному историческому прошлому, но и способствует лучшему осмыслению ценностей современной мордовской культуры.

Значимость программы в углублении знаний об историческом пошлом мордовского народа; в овладении культурой устной и письменной речи, искусством речевого общения; в формировании умений применять полученные знания в жизни; в обеспечении сознательного усвоения материала.

Цель программы:

- знакомство с мифологией мордвы как фундаментальным пластом самобытной мордвы.

- развивать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

- способствовать интеллектуальному развитию ученика.

Задачи:

теоретические:

- освоение знаний о мифологии древней мордвы;

- овладение умением логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;

- совершенствование коммуникативных умений;

развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

 

воспитательные:

- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности;

- воспитание интереса и любви к историческому прошлому своего народа;

- воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний в различных областях жизни;

- воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Личностные, предметные и метапредметные результаты

Личностными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:

формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России

и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:

умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;

умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);

Предметными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:

усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания; расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений; освоение приемов установления причинно-следственных связей;

умения объяснять разнообразие современного мира: свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира. умения рассматривать общественные процессы в развитии; предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей, так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства. При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, выявлять гуманистические нравственные ценности; давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе

безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков; определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи

Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.).

Содержание дисциплины

1.Боги и сказания мордвы -17 часов

Люди и боги. Песня-миф «Земля родилась – обряд родился». Вирязорава, Ведязорава, Вармазорава, Модазорава, Кудазорава, Толазорава и Вирязоратя, Ведязоратя, Вармазоратя, Модазоратя, Кудазоратя, Толазоратя.

Жертвенные животные (жеребята, овцы, быки, петухи), жертвоприношения. Моляны (озкст), на которых совершались жертвоприношения. Место проведения озксов.

Дары богам - еда, ткани, полотенца. Жертвенная еда богов. Бабань каша (бабья каша). Заклание животных и птиц. Человеческие жертвоприношения.

Верования и обряды, связанные с животными, с растениями. Роль штатола в обряде. Участники обрядов. Танцы.

Деревья – место обитания и рождения божеств. Богиня леса, Вирява - четвертая дочь богини Анге патяй. Обязанности Вирявы.

Держательница земли Мастор-ава. Покровительница поля. По мифологии внешний вид Масторавы. Внешний вид. Ритуально-магические обряды в честь Масторавы.

Верования и обряды, связанные с водой. Вода – источник жизни, магического очищения. Ритуальные омовения, очистительные обереги. Очистительная роль воды в заговорах.Целительные свойства воды.

Виновница пожаров – Тол-ава. Внешний вид. Миф о Ведяве и Толаве. Обращение в заговорах от ожогов к божеству.

Хранители жилища – Юрт-атя, Юрт-ава. Место обитания Юртавы. Обрядовые праздники в ее честь. Ночной молян-вень озкс.

Божество домашнего очага – Каштом-ава, Баня-ава, покровительница бани, здоровья, родов. Добро и зло Баня-авы. Чи-паз- Вере-паз., Ков-ава – богиня, покровительница луны. Моляны с просьбой о здоровье в честь богини Ков- авы. Пурьгине-паз. Моляны с просьбой о дожде в честь бога грома. Карающая сила Пурьгинепаза и Ендолпаза.

Верховой бог – Нишке-паз. Внешний вид. Преврашения нишкепаза в голубя, в лебедя, орла, медведя. Общественные озксы, посвященные Нишкепазу. Ливтема-совавтома озкс –весенне-летний цикл молений.

Миф "Как все начиналось". История сотворения мира.

Предки на свадьбе. Обряды на свадьбах.

Тюштя. Мифы о Тюште.

Контрольная работа

2.Как изучают древнюю мордву - 17часов

Первые письменные сообщения о мордве. Упоминания о мордве в летописях, в записках фламандского путешественника Рубрука (1253г.), венецианец Иосафат Барбаро (15в.). Места расселения мордвы.

Происхождение мордовского народа. Финно-угорские народы: венгры, финны, мордва. Этногенез мордвы. Места расселения в 1-м тысяч. до нашей эры.

Древний мордовский край. Волго-Омское междуречье.

Предки мордвы, места обитания древней мордвы – долины Оки, Волги, Цны, Мокши и Суры.

Занятия предков. Земледелие, хлебопашество, охота, рыбная ловля.

Исключительная особенность мордовских женщин. Внешность: прямой стан, ровная походка, румяное лицо, черные глаза, белокурые и темно-русые волосы, заплетенные в длинную косу, толстые ноги. Трудолюбивость, чистоплотность. Покорность мужу.

Древнее мордовское общество. Древне-мордовские племена и их разделение. Общеязыковое мордовское единство.

Хозяйство мордвы. Орудия труда, утварь. Занятие мордвы: вышивание, низание и шитье бисером у женщин. Декоративная резьба по дереву у мужчин.

Древние кладбища. Места захоронения. Похоронный обычай. Ритуалы. Обряды, связанные с похоронами. Покровительница умерших Калмава.

Костюм древней мордвы. Многосоставная одежда с обилием украшений. Головной убор (панго, сорока, шлыган).

Нагрудные украшения - «сюлгам»-нагрудная брошка-заколка, нагрудник из бисера. Серебряные и бронзовые височные кольца, подвески. Гривны. Ожерелья.

Украшения рук. Браслеты, перстни. Кольца из меди, серебра, золота.

Поясные наборы. Шерстяной пояс-каркс. Надбедренное украшение-пулай.

Обувь. Обувь-лыковые лапти. Кожаные сапожки, обшитые красным сафьяном.

Оружие. Войско. Снаряжение коней. Глиняные сосуды. Предметы домашней утвари мордвы: ступа, маслобойка, ложкарница, корзина, гребень и т.д.

Древняя мордва и степные кочевники (монголо-татары). Мордва-каратаи.

Мордва и финно-угры. Родственные связи с финно-угорскими народами. Мордва и древняя Русь. Воссоединение мордвы с русским народом.

Итоговая контрольная работа.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Контр. работа

Виды деятельности

Дата

Боги и сказания мордвы

     

план

факт

1

17

       

1.1

Люди и боги

1

 

Рассказ, беседа

   

1.2

Жертвенные животные. Дары богам

1

 

Рассказ, беседа

   

1.3

Верования и обряды, связанные с животными, с растениями

 

1

 

Рассказ, беседа

   

1.4

Деревья – место обитания и рождения божеств. Богиня леса

1

 

Рассказ, беседа

   

1.5

Держательница земли Мастор-ава. Покровительница поля

1

 

Рассказ, беседа

   

1.6

Верования и обряды, связанные с водой

1

 

Рассказ, беседа

   

1.7

Виновница пожаров – Тол-ава

1

 

Рассказ, беседа

   

1.8

Хранители жилища – Юрт-атя, Юрт-ава.

1

 

Рассказ, беседа

   

1.9-10

Божество домашнего очага – Каштом-ава, Баня-ава, Чи-паз, Ков-ава, Пурьгине-паз

2

1

Рассказ, беседа

Контроль знаний


 


 

1.11

Верховой бог – Нишке-паз

1

 

Рассказ, беседа

   

1.12-13

Миф "Как все начиналось"

2

 

Рассказ, беседа

   

1.14

Предки на свадьбе.

1

 

Рассказ, беседа

   

1.15

Тюштя. Мифы о Тюште.

1

 

Рассказ, беседа

   

1.16-

17

Контрольная работа

2

2

Контроль знаний

   

2

Как изучают древнюю мордву

17

       

2.1

Первые письменные сообщения о мордве

1

 

Рассказ, беседа

   

2.2

Происхождение мордовского народа, древний мордовский край

1

 

Рассказ, беседа

   

2.3-4

Предки мордвы, места

обитания древней мордвы. Занятия предков

2

 

Рассказ, беседа

   

2.5

Исключительная особенность мордовских женщин

1

 

Рассказ, беседа

   

2.6

Древне мордовское общество

1

 

Рассказ, беседа

   

2.7

Хозяйство мордвы

1

 

Рассказ, беседа

   

2.8

Древние кладбища. Похоронный обычай

1

 

Рассказ, беседа

   

2.9

Костюм древней мордвы. Головной убор

1

 

Рассказ, беседа

   

2.10

Нагрудные украшения. Гривны

1

 

Рассказ, беседа

   

2.11

Ожерелья. Украшения рук

1

 

Рассказ, беседа

   

2.12

Поясные наборы. Обувь

1

 

Рассказ, беседа

   

2. 13-14

Оружие. Войско. Снаряжение коней. Глиняные сосуды

2

 

Рассказ, беседа

Тесты.


 


 

2.15

Древняя мордва и степные кочевники

1

 

Рассказ, беседа

   

2.16

Мордва и финно-угры, мордва и древняя Русь

1

 

Рассказ, беседа

   

2.17

Итоговая контрольная работа

1

1

Контроль знаний

   
 

Итого

34

4

     

 

Литература

1.Белицер, В.Н. Народная одежда мордвы. – М.,1973.

2.Виктор Вихляев. Древняя мордва, или что нашли археологи: рассказы о древней мордве. – Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева, 2007.

3.Евсевьев, М.Е. Мордовская свадьба. Саранск, 1959.

4.Жиганов, М.Ф. К истории мордовских племен в конце I тысячелетия н.э.// Советская этнография, 1961, № 4.

5.Жиганов, М.Ф.Хозяйство мордвы в XIII – XVI вв.// Исследования по материальной культуре мордовского народа. М., 1963.

6.Зеленин, Д.К. Дореволюционный быт мордвы // Советская этнография. Т.I М.; Л.,1938.

7.Корнишина, Г.А. Обряды и поверья мордвы, связанные с растительностью// Возрождение мордовского народа, - Саранск, 1995.

8.Корнишина, Г.А.Традиционные обычаи и обряды мордвы. Саранск,1968.

9.Мартьянов, В.Н. Памятники прикладного искусства мордвы. Саранск,1971.

10.Мокшин, Н.Ф. Боги и сказания мордвы: рассказы о родном крае. – Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева, 2007.

11.Мокшин, Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968; 2-е изд.: Саранск, 1998.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.