Календарно-тематическое планирование русский язык, 9 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК 9 КЛ 68 часов (2 часа в неделю)
УМК под ред.С.И. Львовой
№ п\п |
ТЕМА УРОКА ( стр. учебника, тетради) |
Решаемые проблемы |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
|||||||
Понятия |
Предметные результаты |
УУД |
||||||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
|||||
Раздел 1. Русский литературный язык (3 ч.) |
||||||||||
1. |
Русский литературный язык и формы его существования. п.1 стр. 4-7 |
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, народные говоры, жаргоны. |
Национальный язык – язык нации. Включает в себя: литературный язык; диалекты (говоры); просторечие; жаргоны. Высшая форма нац.языка- литературный язык. |
Научиться использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка |
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Познавательные: структурировать знания. |
|||||
2. |
Языковая норма и ее признаки. п.2 стр. 7-12 |
Виды норм русского литературного языка. Основные признаки языковой нормы. |
Языковая норма-это образцовое, общепризнанное употребление языковых элементов в определенный период развития литературного языка.. Понятие экологии языка. |
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме |
Коммуникативные: владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Регулятивные: использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Познавательные: понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации. |
|||||
3. |
Культура речи как раздел лингвистики. п.2 стр. 12-15 |
Речевой портрет личности |
Культура речи и культура поведения человека. |
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
Коммуникативные: владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Регулятивные: использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Познавательные: анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки |
|||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
|||||
Раздел 2. Повторение пройденного в 5-8 классах(7ч.) |
||||||||||
4. |
Основные единицы языка. п.* стр. 16-18 |
Основные единицы языка. |
Основные единицы языка: звук(фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение. |
Владеть приёмами фонетического, орфоэпического, морфемно- словообразовательного, лексического, морфологического разбора; разъяснять значения слов, Владеть приемами синтаксического и пунктуационного разбора предложений; уметь проводить анализ текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы; |
Коммуникативные: комплексное применение ЗУН и СУД Регулятивные: овладеть основными понятиями. Познавательные: моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания и предложения. |
|||||
5. |
Фонетика, словообразование, лексика. п.3 стр. 18-25 |
Что такое фонология? Акустика. Артикуляция. Коммуникация. Морфема и ее виды. |
Фонология - наука, изучающая смыслоразличительный аспект звуков речи. Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корневые служебные (словообразующие и формообразующие)). Способы образование слов. |
Коммуникативные: переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные и т.п.) Регулятивные: образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный способы) Познавательные: моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания и предложения. |
||||||
6 -7. |
Грамматика: морфология и синтаксис. п.4,стр. 25-36 |
Части речи. Основные единицы синтаксиса. Виды связи между словами в словосочетании. |
Словосочетание и предложение – основные единицы синтаксиса. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Согласование, управление и примыкание –виды подчинительной связи. |
Различать виды словосочетаний и способы связи слов в словосочетании. Научиться группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам. |
Коммуникативные: знать и распознавать словосочетания в составе предложения. Регулятивные: уметь моделировать словосочетания по заданным признакам. Познавательные: моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания и предложения |
|||||
8-9. |
Правописание: орфография и пунктуация. п.5,стр. 36-54 |
Трудные случаи орфографии и пунктуации; синтаксического и пунктуационного анализа предложений. |
Основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. |
Уметь применять орфографические правила, объяснять написание слов с трудно проверяемыми орфограммами; распознавать части речи и их формы в трудных случаях, правильно образовывать формы слов; определять их синтаксическую роль; |
Коммуникативные: иметь представление об орфографии как о системе правил. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. |
|||||
10. |
Контрольная работа №1. Тест или диктант по итогам повторения. |
Контроль за усвоением знаний повторения материала 5-8 класс. |
Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи |
Уметь опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонациональный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.(или работа с бланками АВ ) |
Коммуникативные: корректировать знаний и способы действий. Обобщать и систематизировать знания Регулятивные: контроль. Познавательные: соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. |
|||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
|||||
Раздел 3. Текстоведение (9 ч) |
||||||||||
11. |
Текстоведение. Текст и его признаки п.6,стр. 56-66. |
Текст как единица языка и речи. Средства связи предложений в тексте. |
Основные признаки текста: единство темы; наличие главной мысли(идеи); относительная законченность; смысловая и грамматическая связь предложений; логическая связь частей. Основные средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические, синтаксические, комбинированные. |
Уметь проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи; |
Коммуникативные: знать основные признаки текста и средства связи предложений в тексте. Регулятивные: уметь анализировать тексты разных стилей и типов речи (проводить текстоведческий анализ). Познавательные: Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. |
|||||
12. |
Основные требования к содержанию текста. Основные средства связи предложений в тексте. |
Текст как единица языка и речи. Средства связи предложений в тексте. |
Основные признаки текста: единство темы; наличие главной мысли(идеи); относительная законченность; смысловая и грамматическая связь предложений; логическая связь частей. Основные средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические, синтаксические, комбинированные. |
Уметь проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи; |
Коммуникативные: знать основные признаки текста и средства связи предложений в тексте. Регулятивные: уметь анализировать тексты разных стилей и типов речи (проводить текстоведческий анализ). Познавательные: Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. |
|||||
13. |
Сжатое изложение (по К.Г.Паустовскому) упр.127 стр.62 |
Сжатие текста. Основные приемы сжатия текста. |
Сжатие текста – заветные 7 баллов. Приемы сжатия текста: разделение информации на главную и второстепенную; свертывание информации за счет обобщения. Основные языковые приемы компрессии текста: исключение; обобщение; упрощение. |
Уметь фиксировать информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, сжатого пересказа; замечать отступления от норм литературного языка; |
Коммуникативные: знать приемы сжатия текста. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: уметь восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации |
|||||
14. |
Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление) п.7,стр. 66-71. |
Что такое рассуждение? Его коммуникативная характеристика как типа речи. Структура рассуждения. Виды рассуждения. |
Рассуждение и его виды: доказательство; объяснение; размышление. Коммуникативная цель рассуждения - объяснить собеседнику что-либо, убедить в чем-либо. Структура текста-рассуждения: тезис; доказательство (аргументы); вывод |
Правильно и уместно использовать типичные языковые средства при построении рассуждения (вводные слова, союзы, речевые обороты). |
Коммуникативные: развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: уметь выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
|||||
15. |
Рецензия , отзыв, эссе как речевые жанры. п.8,стр.71-77. |
Рецензия как речевой жанр. Основные речевые стандарты, помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, Что такое позиция автора? Как изложить собственное мнение. |
Эссе Отзыв Рецензия и речевые стандарты (клише) |
Уметь фиксировать информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, сжатого пересказа; замечать отступления от норм литературного языка; использовать в рецензии различных способов цитирования, слов-синонимов и синонимичных выражений. |
Коммуникативные: знать, что такое рецензия. Регулятивные: уметь писать рецензию на прочитанный или прослушанный текст. Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров. |
|||||
16. |
Публичная речь как разновидность устной речи. п.9,стр. 77-81. |
Что такое публичная речь? Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю. |
Публичная речь - это устная речь, обращенная к аудитории, рассчитанная на массу людей (публику). Основные требования к публичному выступлению: уместно убедительно логично кратко грамотно выразительно |
Понимать коммуникативную цель чтения текста и организовывать процесс чтения; создавать устные монологические высказывания на различные темы; владеть основными нормами письменной речи; писать изложения по публицистическим, художественным текстам; писать небольшое по объёму сочинение разных типов речи; |
Коммуникативные: уметь выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. |
|||||
17. |
Основные требования к публичному выступлению. |
Чтение и аудирование. Какие бывают виды чтения? Сжатие текста. Основные приемы сжатия текста. |
Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее Приемы сжатия текста: разделение информации на главную и второстепенную; свертывание информации за счет обобщения. Основные языковые приемы компрессии текста: исключение; обобщение; упрощение. |
Уметь фиксировать информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, сжатого пересказа; замечать отступления от норм литературного языка; |
Коммуникативные: знать разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее) Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней. Уметь устно и письменно излагать (подробно и сжато) прочитанный или прослушанный текст. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. |
|||||
18. |
Сочинение текста. Основные этапы создания текста п.6-9,стр. 63-96. |
Что такое текст? Основные требования к содержанию текста. |
Текст-это максимальная единица речи. Основные этапы создания текста: определить тему; основную мысль; обдумать содержание текста; подготовить рабочие материалы(план, отдельные формулировки, список слов, словосочетаний и т.д.); создание текста; редактирование текста. |
Уметь создавать текст в соответствии с требованиями: соответствие содержания текста теме и идее; полнота раскрытия темы; последовательность изложения; абзацное членение текста (для письменного текста); достоверность фактического материала. |
Коммуникативные: знать основные требования к содержанию текста. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; уметь работать над сочинением по плану: определять замысел, обдумывать содержание, создавать сам текст, редактировать его. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Строить логические цепи собственных рассуждений. |
|||||
19. |
Контрольная работа № 2. Сжатое изложение с элементами сочинения . |
Контроль за усвоением знаний темы: «Текстоведение». |
Сжатие текста – заветные 7 баллов. Приемы сжатия текста: разделение информации на главную и второстепенную; свертывание информации за счет обобщения. Основные языковые приемы компрессии текста: исключение; обобщение; упрощение. Основные этапы создания текста: определить тему; основную мысль; обдумать содержание текста; подготовить рабочие материалы(план, отдельные формулировки, список слов, словосочетаний и т.д.); создание текста; редактирование текста. |
Уметь фиксировать информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, сжатого пересказа; замечать отступления от норм литературного языка; Уметь создавать текст в соответствии с требованиями: соответствие содержания текста теме и идее; полнота раскрытия темы; последовательность изложения; абзацное членение текста (для письменного текста); достоверность фактического материала. |
Коммуникативные: знать основные требования к содержанию текста; знать приемы сжатия текста. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; уметь работать над сочинением по плану: определять замысел, обдумывать содержание, создавать сам текст, редактировать его. Познавательные: строить логические цепи рассуждений. |
|||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
|||||
Раздел 4. Синтаксис и пунктуация (44ч) Сложное предложение(37ч) |
||||||||||
20. |
Сложное предложение как единица синтаксиса п.*стр. 82-86. |
Понятие о сложном предложении, типы сложных предложений. Взаимодиктант (упр. 200) |
СП - предложение, которое состоит из двух или несколько частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно. Сложное предложение -единица синтаксиса. СП – смысловое, структурное и интонационное единство. СП: союзные (ССП и СПП) и бессоюзные. |
Различать виды СП. Научиться сравнительному анализу грамматических, интонационных и пунктуационных особенностей БСП, ССП и СПП. Научиться моделировать СП по заданным схемам. |
Коммуникативные: знать, что такое СП, его типы и виды. Регулятивные: решать частные задачи - осмысливать, конкретизировать и отрабатывать новый способ действия при решении конкретно-практических задач Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
|||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
|||||
Сложносочиненное предложение (6ч) |
||||||||||
21. |
ССП как единица синтаксиса. Основные средства синтаксической связи между частями ССП. |
Понятие о сложносочинённом предложении, виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. |
Сложносочинённое предложение – это СП, части которого соединены сочинительными союзами(и , а, но, зато, или, то…то и др.) Знаки препинания в ССП: запятая; точка с запятой; тире. Условия, при которых запятая не ставится: общий второстепенный член; вводное слово и т.д. |
Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
Коммуникативные: знать, что такое ССП и его виды, определять средства их выражения. Регулятивные: уметь моделировать ССП по заданным схемам, заменять ССП синонимичными конструкциями. Познавательные: наблюдать за особенностями использования ССП в текстах разных стилей и жанров. |
|||||
22. |
Сложносочиненное предложение и его грамматические признаки. |
Грамматические признаки ССП. Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. Взаимодиктант (упр. 223) |
Сложносочинённое предложение – это СП, части которого соединены сочинительными союзами(и , а, но, зато, или, то…то и др.) Знаки препинания в ССП: запятая; точка с запятой; тире. Условия, при которых запятая не ставится: общий второстепенный член; вводное слово и т.д. |
Научиться различать грамматические признаки ССП, оценивать правильность построения ССП, исправлять нарушения синтаксических норм построения ССП. |
Коммуникативные: знать грамматические признаки ССП. Регулятивные: оценивать правильность построения ССП, исправлять нарушения синтаксических норм построения ССП. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
|||||
23. |
Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения. |
Грамматические признаки и смысловые отношения ССП. Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. |
Синонимия сложного предложения. Ошибки в построении ССП. |
Научиться различать грамматические признаки ССП, оценивать правильность построения ССП, исправлять нарушения синтаксических норм построения ССП |
Коммуникативные: знать, что такое ССП и его виды, определять средства их выражения. Регулятивные: анализировать и характеризовать синтаксическую структуру ССП, смысловые отношения между частями ССП. Познавательные: Наблюдать за особенностями использования ССП в текстах разных стилей и жанров. |
|||||
24. |
Основные группы сложносочиненных предложений по значению. Знаки препинания в ССП. |
Что такое ССП? Основные группы ССП по значению. Знаки препинания в ССП. |
Сложносочинённое предложение – это СП, части которого соединены сочинительными союзами(и , а, но, зато, или, то…то и др.) Знаки препинания в ССП: запятая; точка с запятой; тире. Условия, при которых запятая не ставится: общий второстепенный член; вводное слово и т.д. |
Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
Коммуникативные: знать, что такое ССП и его виды, определять средства их выражения. Регулятивные: анализировать и характеризовать синтаксическую структуру ССП, смысловые отношения между частями ССП. Познавательные: исправлять ошибки, вызванные нарушением норм построения ССП. |
|||||
25. |
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. п.11,стр. 114-121. |
Как производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП? |
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения |
Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
Коммуникативные: знать, что такое ССП и его виды,определять средства их выражения. Регулятивные: уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Познавательные: наблюдать за особенностями использования ССП в текстах разных стилей и жанров. |
|||||
26. |
Контрольный работа №3: диктант с грамматическим заданием. |
Контроль за усвоением знаний темы: «Сложносочиненное предложение». |
Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. |
Уметь опираться на изученный материал по теме: «Сложносочиненное предложение» - производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, составлять их схемы, |
Коммуникативные: корректировать знаний и способы действий. Обобщать и систематизировать знания Регулятивные: Контроль. Познавательные: Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. |
|||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
|||||
Сложноподчиненное предложение(16ч) |
||||||||||
27. |
Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки. |
Что такое сложноподчинённое предложение? Виды придаточных, понятие о союзах и союзных словах. |
Сложноподчинённое предложение – это СП, части которого соединены подчинительными союзами (так как, будто, что, чтобы и др.) или союзными словами (относительными местоимениями что, который, какой, сколько и др. и местоименными наречиями куда, как, где, зачем и др.) Знаки препинания в СПП: запятая; |
Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова. |
Коммуникативные: знать, что такое СПП и его виды, определять средства их выражения. Регулятивные: уметь моделировать СПП по заданным схемам, заменять СПП синонимичными конструкциями. Познавательные: наблюдать за особенностями использования СПП в текстах разных стилей и жанров. |
|||||
28. |
Строение СПП. Средства связи частей СПП. |
Что такое сложноподчинённое предложение? Виды придаточных, понятие о союзах и союзных словах. |
Сложноподчинённое предложение – это СП, части которого соединены подчинительными союзами (так как, будто, что, чтобы и др.) или союзными словами (относительными местоимениями что, который, какой, сколько и др. и местоименными наречиями куда, как, где, зачем и др.) Знаки препинания в СПП: запятая; |
Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
Коммуникативные: решать частные задачи - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. |
|||||
29. |
Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных ' союзов, союзных слов. |
Виды придаточных? |
Виды придаточной части по значению и строению: определительные; изъяснительные; обстоятельственные. |
Научиться классифицировать СПП. |
Коммуникативные: знать основные виды придаточных и классифицировать их. Регулятивные: моделировать по заданным схемам и употреблять в речи СПП разных видов. Познавательные: оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП. |
|||||
30. |
СПП с придаточным определительным. |
Придаточные определительные? |
Поясняют главный член предложения, выраженный именем существительным или местоимением. Отвечают на вопросы определения. |
Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
Коммуникативные: знать основные виды придаточных и классифицировать их. Регулятивные: моделировать по заданным схемам и употреблять в речи СПП с придаточным определительным. Познавательные: оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП. |
|||||
31. |
СПП с придаточным изъяснительным. |
Придаточные изъяснительные? |
Поясняют чаще всего сказуемое. Отвечают на вопросы дополнения (косвенных падежей). |
Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
Коммуникативные: знать основные виды придаточных и классифицировать их. Регулятивные: моделировать по заданным схемам и употреблять в речи СПП с придаточным изъяснительными. Познавательные: оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП. |
|||||
32. |
СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места и времени. |
Придаточные обстоятельственные? |
Обозначают место, время, цель, причину и т.д. Отвечают на вопросы обстоятельства. Виды придаточных обстоятельственных: места; времени; сравнения; образа действия и степени; цели; условия; причины; следствия; уступки. |
Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
Коммуникативные: знать основные виды придаточных и классифицировать их. Регулятивные: моделировать по заданным схемам и употреблять в речи СПП с придаточным обстоятельственными.( придаточными места и времени). Познавательные: оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП. |
|||||
33-34. |
СПП с придаточными сравнения. |
Различные формы выражения сравнения в русском языке. Взаимодиктант (упр370) |
Способы выражения сравнения: наречие образа действия сочетание гл.+сущ. в ф.Т.п сущ+ср.ст.прилаг. сочет: похож(на кого?), кажется(каким?) и т.д. сравнит.оборот СПП с придат.сравнения |
Научиться различать различные виды сравнения, использовать их в устной и письменной речи (сочинение «Два портрета»). |
Коммуникативные: знать основные виды придаточных и классифицировать их. Регулятивные: моделировать по заданным схемам и употреблять в речи СПП с придаточным сравнения. Познавательные: наблюдать за особенностями использования СПП в текстах разных стилей. |
|||||
35. |
СПП с придаточными образа действия, меры и степени. |
Придаточные образа действия и степени. |
Обозначают (раскрывают) образ и способ действия ,а также степень признака, указанного в главном предложении. Отвечают на вопросы как? в какой степени? в какой мере? Присоединяются к главному союзами(что, чтобы, будто, словно и т.) и союзными словами(как, насколько). В главн.ч. содержатся указательные слова: такой(таков),наречия настолько, столько, так. |
Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова. Разграничивать придаточные образа действия и степени и сравнения. Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
Коммуникативные: знать основные виды придаточных и классифицировать их. Регулятивные: моделировать по заданным схемам и употреблять в речи СПП с придаточным образа действия и степени. Познавательные: наблюдать за особенностями использования СПП в текстах разных стилей. |
|||||
36-37. |
СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки. |
Придаточные цели, причины, условия, уступки. Социальная реклама (упр.413) Основные языковые средства оформления рассуждения. |
Обозначают … Отвечают … Присоединяются… Правила речевого общения без конфликтов (с.200-201) Основные языковые средства оформления рассуждения: доказательство объяснение размышление |
Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
Коммуникативные: знать основные виды придаточных и классифицировать их. Регулятивные: моделировать по заданным схемам и употреблять в речи СПП с придаточным обстоятельственными.( цели, условия и уступки);использовать в соцрекламе. Познавательные: оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП. |
|||||
38. |
Контрольная работа-тест по теме «Сложноподчиненное предложение». |
Контроль за усвоением знаний темы: «Сложноподчиненное предложение». |
Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. |
Уметь опираться на изученный материал по теме: «Сложноподчиненное предложение» - производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, |
Коммуникативные: корректировать знаний и способы действий. Обобщать и систематизировать знания Регулятивные: контроль. Познавательные: соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. |
|||||
39-40. |
СПП с придаточными разных видов и знаки препинания в них. |
Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное), последовательное подчинение. Взаимодиктант (упр510) |
СПП с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей. Стечение союзов что + если, что + когда, так что + хотя… то,так. |
Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
Коммуникативные: знать основные виды придаточных и классифицировать их. Регулятивные: моделировать по заданным схемам и употреблять в речи СПП разных видов. Познавательные: оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП. |
|||||
41-42. |
Сложные предложения с двумя или несколькими придаточными. Сложные предложения с двумя или несколькими придаточными. |
Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное), последовательное подчинение. Взаимодиктант (упр510) |
СПП с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей. Стечение союзов что + если, что + когда, так что + хотя… то,так. |
Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
Коммуникативные: знать основные виды придаточных и классифицировать их. Регулятивные: моделировать по заданным схемам и употреблять в речи СПП разных видов. Познавательные: оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП. |
|||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
|||||
Бессоюзное сложное предложение(7ч) |
||||||||||
43. |
БСП и его грамматические особенности. |
Понятие о бессоюзном сложном предложении, знаки препинания в них |
Бессоюзное сложное предложение - это такое СП, части которого соединены только по смыслу и интонационно, а союзы и союзные слова не используются. |
Научиться различать союзные и бессоюзные СП. |
Коммуникативные: знать, чем отличаются союзные и бессоюзные СП.Определять виды БСП. Регулятивные: моделировать и употреблять в речи СБП с разными смысловыми отношениями. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
|||||
44-45. |
Виды БСП в зависимости от смысловых отношений между его частями. |
Виды БСП. Смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. Взаимодиктант (упр533) |
Смысловые отношения между частями БСП: со значением перечисления, причины, пояснения, времени, следствия, сравнения, противопоставления и неожиданного присоединения, быстрой смены событий |
Научиться определять смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. |
Коммуникативные: знать смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. Регулятивные: моделировать и употреблять в речи СБП с разными смысловыми отношениями Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
|||||
46. |
Знаки препинания в БСП. Запятая и точка с запятой в БСП со значением перечисления. п.21, стр.263-275 |
Виды БСП. Смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. |
Смысловые отношения между частями БСП: со значением перечисления, |
Научиться определять смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений и выражать их с помощью интонации. |
Коммуникативные: знать и определять смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. Регулятивные: моделировать и употреблять в речи СБП БСП со значением перечисления. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
|||||
47. |
БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. п.21, стр.263- 275 |
Виды БСП. Смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. |
Смысловые отношения между частями БСП: со значением причины, пояснения, дополнения |
Научиться определять смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений и выражать их с помощью интонации. |
Коммуникативные: знать и определять смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. Регулятивные: моделировать и употреблять в речи СБП со значением причины, пояснения, дополнения. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
|||||
48. |
БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. п.21, стр.263- 275 |
Виды БСП. Смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. |
Смысловые отношения между частями БСП: времени, условия и следствия, сравнения, противопоставления и неожиданного присоединения, быстрой смены событий |
Научиться определять смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений и выражать их с помощью интонации. |
Коммуникативные: знать и определять смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. Регулятивные: моделировать и употреблять в речи СБП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
|||||
49. |
Контрольная работа № 5 по теме «Бессоюзное сложное предложение», (сочинение). |
Синонимия СП. |
Сочинение – рассуждение с элементами описаниия. Основные языковые средства оформления рассуждения: доказательство объяснение размышление |
Уметь фиксировать информацию исходного текста в виде тезисов; замечать отступления от норм литературного языка; Уметь создавать текст в соответствии с требованиями: соответствие содержания текста теме и идее; полнота раскрытия темы; последовательность изложения; абзацное членение текста (для письменного текста); достоверность фактического материала. |
Коммуникативные: знать основные требования к содержанию текста; знать особенности текста. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; уметь работать над сочинением по плану: определять замысел, обдумывать содержание, создавать сам текст, редактировать его. Познавательные: строить логические цепи рассуждений. |
|||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
|||||
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи(7ч) |
||||||||||
50. |
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи |
Понятие о сложном предложении с различными видами союзной и бессоюзной связи, виды связи: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период |
Типы СП разными видами связ: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период |
Уметь находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи, виды связи: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период; находить грамматические основы, определять форму организации сложных предложений. |
Коммуникативные: знать виды связи в СП : сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период Регулятивные: уметь моделировать и анализировать синтаксическую структуру СП с разными видами связи. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
|||||
51. |
Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: сочинительная и подчинительная. |
Понятие о сложном предложении с различными видами союзной и бессоюзной связи, виды связи: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период |
Типы СП разными видами связ: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период |
Уметь находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи, виды связи: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период; находить грамматические основы, определять форму организации сложных предложений. |
Коммуникативные: знать виды связи в СП : сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период Регулятивные: уметь моделировать и анализировать синтаксическую структуру СП с разными видами связи. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
|||||
52. |
Основные разновидности предложений в зависимости отсочетания видов связи: подчинительная и бессоюзная. |
Понятие о сложном предложении с различными видами союзной и бессоюзной связи, виды связи: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период |
Типы СП разными видами связ: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период |
Уметь находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи, виды связи: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период; находить грамматические основы, определять форму организации сложных предложений. |
Коммуникативные: знать виды связи в СП : сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период Регулятивные: уметь моделировать и анализировать синтаксическую структуру СП с разными видами связи. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
|||||
53. |
Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: сочинительная и бессоюзная. |
Понятие о сложном предложении с различными видами союзной и бессоюзной связи, виды связи: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период |
Типы СП разными видами связ: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период |
Уметь находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи, виды связи: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период; находить грамматические основы, определять форму организации сложных предложений. |
Коммуникативные: знать виды связи в СП : сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период Регулятивные: уметь моделировать и анализировать синтаксическую структуру СП с разными видами связи. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
|||||
54. |
Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: сочинительная, подчинительная, бессоюзная. |
Понятие о сложном предложении с различными видами союзной и бессоюзной связи, виды связи: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период |
Типы СП разными видами связ: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период |
Уметь находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи, виды связи: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период; находить грамматические основы, определять форму организации сложных предложений. |
Коммуникативные: знать виды связи в СП : сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период Регулятивные: уметь моделировать и анализировать синтаксическую структуру СП с разными видами связи. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
|||||
55. |
Обобщение по теме «Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи» |
Понятие о сложном предложении с различными видами союзной и бессоюзной связи, виды связи: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период |
Типы СП разными видами связ: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период |
Уметь находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи, виды связи: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период; находить грамматические основы, определять форму организации сложных предложений. |
Коммуникативные: знать виды связи в СП : сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период Регулятивные: уметь моделировать и анализировать синтаксическую структуру СП с разными видами связи. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
|||||
56. |
Контрольная работа по теме « Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи» |
|||||||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
|||||
Синтаксические конструкции с чужой речью (7ч) |
||||||||||
57-58. |
Основные способы передачи чужой речи Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. |
Способы передачи чужой речи. Синонимия предложений. |
Прямая речь – это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того автора. Косвенная речь-чужая речь, передаваемая от имени воспроизводящего. |
Научиться опознавать основные способы передачи чужой речи. Моделировать предложения с прямой и косвенной речью. |
Коммуникативные: знать основные способы передачи чужой речи. Регулятивные: уметь заменять прямую речь косвенной. Познавательные: анализировать и характеризовать синтаксические конструкции с прямой и косвенной речью |
|||||
59. |
Синтаксические конструкции с чужой речью. Основные способы передачи чужой речи: предложения с вводными конструкциями. |
Способы передачи чужой речи. Синонимия предложений. |
Прямая речь – это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того автора. Косвенная речь-чужая речь, передаваемая от имени воспроизводящего. |
Научиться опознавать основные способы передачи чужой речи. Моделировать предложения с прямой и косвенной речью. |
Коммуникативные: знать основные способы передачи чужой речи. Регулятивные: уметь заменять прямую речь косвенной. Познавательные: анализировать и характеризовать синтаксические конструкции с прямой и косвенной речью |
|||||
60. |
Диалог и его основные виды . п.25, стр. 301-307 |
Что такое диалог? Виды диалога. |
Диалог – это ряд реплик двух или нескольких лиц. Виды диалога: диалог этикетного характера диалог-расспрос диалог-побуждение к действию диалог-обмен мнениями и др. |
Коммуникативные: знать основные способы передачи чужой речи. Регулятивные: использовать различные способы цитирования Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме |
||||||
61. |
Цитирование как способ передачи чужой речи п.26, стр.308-314 |
Что такое цитата и цитирование? Словари цитат и их виды. |
Цитата-это дословная выдержка из текста или чьего-либо высказывания. |
Научиться использовать цитаты в речи. Научиться различать способы оформления цитат |
Коммуникативные: знать, что такое цитата и способы цитирования Регулятивные: использовать основные требования к цитированию Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме |
|||||
62. |
Обобщение по теме «Синтаксические конструкции с чужой речью». |
|||||||||
63. |
Контрольная работа №6. Изложение в формате ГИА. «Рябина» |
Написать изложение, передавая приемы цитирования. |
Приемы изложения текста: разделение информации на главную и второстепенную; свертывание информации за счет обобщения. Основные этапы написания текста: определить тему; основную мысль; обдумать содержание текста; подготовить рабочие материалы(план, отдельные формулировки, список слов, словосочетаний и т.д.); создание текста; редактирование текста. |
Уметь фиксировать информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, пересказа; замечать отступления от норм литературного языка; Уметь создавать текст в соответствии с требованиями: соответствие содержания текста теме и идее; полнота раскрытия темы; последовательность изложения; абзацное членение текста (для письменного текста); достоверность фактического материала. |
Коммуникативные: знать основные требования к содержанию текста; знать приемы изложения текста. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; уметь работать над изложением по плану: определять замысел, обдумывать содержание, создавать сам текст, редактировать его. Познавательные: строить логические цепи рассуждений. |
|||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
|||||
Раздел 5. Повторение изученного(5ч) |
||||||||||
64. |
Фонетика, словообразование, лексика |
Повторение и систематизация изученного материала |
Систематизировать материал по теме «Фонетика, словообразование, лексика» |
Владеть приёмами фонетического, орфоэпического, морфемно- словообразовательного, лексического, морфологического разбора; разъяснять значения слов, Владеть приемами синтаксического и пунктуационного разбора предложений; уметь проводить анализ текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы; |
Коммуникативные: комплексное применение ЗУН и СУД Регулятивные: овладеть основными понятиями. Познавательные: моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания и предложения. |
|||||
65. |
Грамматика: морфология и синтаксис |
Повторение и систематизация изученного материала: Части речи. Основные единицы синтаксиса. Виды связи между словами в словосочетании. |
Словосочетание и предложение – основные единицы синтаксиса. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Согласование, управление и примыкание –виды подчинительной связи. |
Различать виды словосочетаний и способы связи слов в словосочетании. Научиться группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам. |
Коммуникативные: знать и распознавать словосочетания в составе предложения. Регулятивные: уметь моделировать словосочетания по заданным признакам. Познавательные: моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания и предложения |
|||||
66. |
Правописание: орфография и пунктуация |
Повторения и систематизации изученного материала |
Части речи. Основные единицы синтаксиса. Виды связи между словами в словосочетании. |
Словосочетание и предложение – основные единицы синтаксиса. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Согласование, управление и примыкание –виды подчинительной связи и пр. |
Различать виды словосочетаний и способы связи слов в словосочетании. Научиться группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам. |
|||||
67-68. |
Контрольная работа№7 в форме ГИА и ее анализ |
Контроль и подготовка к ГИА |
Работа с бланками АВ и С |
Обобщение и применение изученного материала за 5-9 классы. Распределять время на экзамене Правильно заполнять бланки ГИА |
Коммуникативные: комплексное применение ЗУН и СУД Регулятивные: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров |