Программа элективного курса «Твой выбор»
Управление образования МО Староминский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 имени А.И. Майстренко
Рассмотрено:
на заседании методического совета
Протокол № _____ от __________
Утверждено:
Приказ № _____ от __________
Директор МБОУ СОШ №5 им А.И Майстренко
____________ Е.А. Косивченко
Программа элективного курса
ориентационного
«Твой выбор»
Для учащихся 9 класса
Всего часов: 34 ч.
Говорова Елена Владимировна
учитель математики МБОУ СОШ №5 им. А.И. Майстренко
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Твой выбор» рассчитана на 34часа, ориентирована на оказание помощи обучающимся в его профессиональном и социальном самоопределении. Программа помогает увидеть многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы, и соотносить их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда.
Актуальность данного курса возрастает в связи с концепцией предпрофильного обучения, предложенная правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где осуществляется предпрофильная подготовка. Настоящая программа составлена на основе сопоставления и анализа следующих программ – аналогов (при составлении отдельных разделов программы):
- Рабочая программа курса «Твой профессиональный выбор» составитель Чернова Е.С. МБОУ «Синеборская СОШ».
- Рабочей программы элективного курса «Твой выбор» Бондаревой А.Ю. МБОУ РСОШ №10, Ростовская область.
- основе программы курса «Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин (из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы» составитель: С.Н. Чистякова – М.:«Просвещение» 2009 г.
Изучение курса «Твой выбор» призвано сформировать у всех учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.
Цели курса: является повышение у обучающихся 9-х классов уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию. Задачи курса:
Формировать знания по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
Формировать готовность выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
Формировать понимания социально-экономических особенностей и проблем развития, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего города.
Развивать потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
Развивать самостоятельность, ответственность, мобильность в принятии решений.
Формирование представления о профессиях сферы сервиса и туризма.
Новизна учебной программы.
Отличительными чертами данной программы является то, что в рамках курса учащихся через мини-пробы, экскурсии для ознакомления с содержанием и характером труда рабочих на предприятии: амбулатория п. Рассвет, ООО «Прибой», ГБПОУ ККСМТТ научатся разбираться в содержании профессиональной деятельности; соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами личности.
Педагогическая ценность программы определяется тем, что результат обучения соответствует целям и задачам, профильного обучения, а также соответствует современным тенденциям развития образования, может быть востребована в системе образования: на уроках, в дополнительном образовании, во внеурочной деятельности.
Программа адресована учащимся 9 классов.
Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Кроме того, ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.
Методика преподавания курса.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся. По некоторым темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учебные заведения.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Знакомясь с данным курсом учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
Методика работы с учащимися предполагает следующие формы и приемы работы в проведении элективного курса.
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, экскурсии, индивидуальные и групповые беседы, описание профессий, диспут, мини- пробы , встреча с представителями отдельных профессий.
Место и роль курса в учебном плане.
Курс «Твой Выбор» организуется в соответствии с требованиями Стандарта по социально-психологическому направлению развития личности в рамках общественно-научной образовательной области. Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю. Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения. Данная программа реализуется в соответствии с учебным планом в качестве профориентационного курса.
Формы контроля качества подготовки учащихся
Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
фоторепортажи учащихся;
деловые игры;
анкетирование.
Методами выявления результатов стали:
изучение исходного уровня профориентационных знаний путем анкетирования и индивидуальных бесед;
анкетирование по вопросам
выявления интереса к профориентационной работе и его мотивации,
определения личностной самооценки школьников,
чтение специальной литературы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностными результатами освоения учащимися программы курса «Твой выбор» являются:
формирование адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
повышение мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
достаточный объем активного и пассивного словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе делового общения;
развитие навыков сотрудничества с окружающими в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
проявление познавательных интересов и активности в данном курсе;
овладение установками, нормами и правилами научной организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы курса «Твой выбор» являются:
умение самостоятельно планировать пути достижения учебно-профессиональных целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения профессиональных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
способность соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, умение пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию выбора профессии и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
Предметными результатами освоения учащимися программы курса «Твой выбор» являются:
Ученик научится:
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Ученик получит возможность научиться:
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
находить информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его в условиях рыночной экономики;
составлять карту интересов;
проектировать свою профессиональную карьеру.
Содержание курса
I Информационный раздел – 14 ч асов (теория -7 часов, практика – 7 часов)
Вводное занятие. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.-1ч
Цели и задачи курса. Проблемы выбора профессии. Изменения, происходящие в обществе и их влияние на выбор профессии. Слагаемые оценки труда ученика старшей школы, студента, современного профессионала. Анкетирование.
История возникновения профессий. Классификация.-1ч
Образование и профессия. История возникновения «профессий». Представление о труде. Разнообразие профессий. Группы, типы, классы. Современные профессии. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
Практическое задание: составление словаря профессий.
Анализ профессий.-2ч
Основные признаки профессиональной деятельности. Средство и цель. Предмет труда. Цели труда. Условия труда. Ответственность в профессиональной деятельности. Проблемность трудовых ситуаций. Профессиограмма как информационный источник для ознакомления с профессией. Понятие о профессиограмме.
Практическая работа: Конкурс «Угадай профессию».
Проблемы и «секреты» выбора профессии. -4ч
Путь к самоопределению. Образ «Я» и профессия («хочу» - «мочу» - «надо»).
«хочу» - склонности, желания, интересы, личности;
«могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы);
«надо» - потребность рынка труда в кадрах, жизненные ситуации.
Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия: профессия, специальность, должность. Личный профессиональный план.
Диагностические процедуры: методика «Кто я?», «Самооценка личности».
- карта интересов, ОПГ (опросник профессиональной готовности).
Развивающие процедуры: методика самооценки (соотношение «идеального» и «реального» Я);
актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
Особенности и свойства личности. -6 ч
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Общее представление о психологии как о науке изучающей внутренний мир человека.
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (уравновешенность, подвижность, сила).
Влияние особенностей нервной системы на профессиональную деятельность. Общее представление о темпераменте, характеристика, типы темперамента. Особенности проявления темперамента в учебной и профессиональной деятельности.
Эмоционально-волевые качества личности. Эмоции, чувства и их функции в профессиональной деятельности. Формы эмоциональных переживаний – настроение, стрессовые ситуации, фрустация. Воля. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.
Диагностические процедуры: тест «Знаете ли вы себя?», опросник «Какая у меня воля?», методики «Исследование волевой организации личности», «Определение психологической гибкости», «Диагностика темпераментных характеристик», опросник Айзенка, проба Ланчиса.
Развивающие процедуры: ролевая игра: «Проявление темперамента в конкретных профессиональных ситуациях», самонаблюдение за динамикой настроения, воспитанием воли.
II. Профильное обучение – 20 часов (теория - 12 часов, практика – 8 часов)
Возможности человека в профессиональном определении. – 7ч
Человек среди людей. Общение как способ обмена информацией. Интеллектуальные способности. Память. Мышление и воображение. Зрительное внимание. Человеческие ресурсы. Виды памяти и их роль в профессиональной деятельности. Стремление к самосовершенствованию.
Развивающие процедуры: ознакомление с простейшими приемами, развивающими зрительное внимание, запоминание, теппинг-тест на координацию движений; «зрительные и геометрические иллюзии»; «отыскание чисел», «язык мимики и жестов».
Здоровье и выбор профессии. Профпригодность. -1ч
Влияние здоровья на выбор профессии и развитие карьеры. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Работоспособность. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Ответственность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы. Профпригодность.
Практическая работа: Работа с нормативными документами по охране труда, работа с «анкетой здоровья».
Развивающие процедуры: привести примеры редких профессий (необычных), связанных с риском для жизни.
Современный рынок труда и его требования к профессионалу. 2ч
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Развитие предпринимательства.
Основные принципы формирования рынка труда. Занятость населения. Безработица. Воспитание человека труда нового типа. Воспитание новых специальностей. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования.
Развивающие процедуры: Игровая дискуссия: «Кто нужен нашему городу, моему району?», «Какие я знаю предприятия, фирмы, в своем районе?»
Моя профессиональная карьера.
9. Моя профессиональная карьера.-3ч
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Профессиональный выбор с учетом личностных возможностей. Профессиональные намерения. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение. Индивидуальный профессиональный план.
Практическая работа:
анализ личного профессионального плана;
оформление дневника профессиональной карьеры;
опросник «Образ будущего».
Развивающие процедуры: деловые игры:
«профконсультация»,
«биржа труда».
10. Сервис и туризм. - 3ч.
Сфера сервиса и туризма. Диапазон услуг, оказываемых предприятиями сервиса и туризма. Профессиональная карта сферы сервиса и туризма.Представление о профессии. Наиболее востребованные в туризме и сервисе профессии. Основы профессионального мастерства профессий сферы сервиса. Основы профессионального мастерства в туризме.
Профессиональные качества работников сферы сервиса и туризма. Психологические и организаторские профессиональные качества работников сферы сервиса и туризма. Профессиональные качества работника сервиса и туризма.
11. Пути получения профессии. -1ч
Система профессионально-технического образования на базе 9-х классов. Типы профессиональных училищ, средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений.
Практическая работа: Посещение «Ярмарки» профессий.
12. Экскурсия. -2ч
Выполнение профессиональных проб дополняется экскурсиями на предприятия, в лицей, колледж.
Экскурсия предусматривает ознакомление с содержанием и характером труда рабочих на предприятии.
Ознакомление с факультетами профилирующих учебных заведений, системой вступительных экзаменов, организацией обучения на подготовительных курсах, с правами и обязанностями молодежи (абитуриентов), системой социальной защиты.
13. Итоговое занятие. -1ч
Подведение итогов. Анализ и обсуждение. Анкетирование учащихся. Рекомендации по выбору профессии.
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
||
аудит. |
вне ауд. |
|||
Информационный раздел – 14ч асов (теория - 7часов, практика – 7 часов) |
||||
1 |
Вводное занятие Современный рынок труда и его требования к профессионалу. |
1 |
|
|
2 |
История возникновения профессий. Классификация. |
1 |
|
|
3 |
Анализ профессий. |
1 |
1 |
|
4 |
Проблемы и «секреты» выбора профессии. |
3 |
1 |
|
5 |
Особенности и свойства личности. |
5 |
1 |
|
Предпрофильное обучение – 20 часов (теория - 12 часов, практика – 8 часов) |
||||
6 |
Возможности человека в профессиональном определении. |
6 |
1 |
|
7 |
Здоровье и выбор профессии. Профпригодность. |
1 |
|
|
8 |
Современный рынок труда и его требования к профессионалу. |
1 |
1 |
|
9 |
Моя профессиональная карьера. |
2 |
1 |
|
10 |
Сервис и туризм |
3 |
|
|
11 |
Пути получения профессии. |
1 |
|
|
12 |
Экскурсия. |
|
2 |
|
13 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
Список используемой литературы:
Учебно-методический комплекс курса |
|||
Для учителя |
Для обучающихся |
||
1. |
Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин (из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» составитель: С.Н. Чистякова – М.:«Просвещение» 2015 г., |
1. |
|
2. |
Технология. Учебник для 9-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2015. |
2. |
|
3. |
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия», 2014. |
3. |
|
4. |
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005. |
4. |
|
5. |
Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. М., 2002. |
|
|
Электронные образовательные ресурсы |
|||
1. |
«Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Наука и образование/ Школьное образование. http://edu.rin.ru/html/775.html |
||
2. |
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации». //Управление школой: Еженед. Приложение к газете «Первое сентября», 1999, №41. Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. // http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html |
||
3. |
htt"Правовая Азбука" молодежи в вопросах и ответахp://www.garant.ru/student/law_abc.htm |
||
4. |
Электронная многопрофильная биржа труда для молодежи http://www.embit.ru/ |
Сведения об авторе.
Говорова Елена Владимировна
МБОУ СОШ №5 им. А.И. Майстренко
Учитель математики
Первая квалификационная категория
353612 Краснодарский край
МО Староминский р-он,
П. Рассвет,
ул. Зеленая 18,
раб. телефон тел. 8(86153)5-31-78
e-mail: school5@star.kubannet.ru