Программа элективного курса «Твой выбор»

2
0
Материал опубликован 5 December 2019

Управление образования МО Староминский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 имени А.И. Майстренко

 

Рассмотрено:

на заседании методического совета

Протокол № _____ от __________

 

Утверждено:

Приказ № _____ от __________

Директор МБОУ СОШ №5 им А.И Майстренко

____________ Е.А. Косивченко

 

 

Программа элективного курса

ориентационного

 

«Твой выбор»

 

Для учащихся 9 класса

Всего часов: 34 ч.

 

Говорова Елена Владимировна

учитель математики МБОУ СОШ №5 им. А.И. Майстренко

 

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Твой выбор» рассчитана на 34часа, ориентирована на оказание помощи обучающимся в его профессиональном и социальном самоопределении. Программа помогает увидеть многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы, и соотносить их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда.

Актуальность данного курса возрастает в связи с концепцией предпрофильного обучения, предложенная правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где осуществляется предпрофильная подготовка. Настоящая программа составлена на основе сопоставления и анализа следующих программ – аналогов (при составлении отдельных разделов программы):

- Рабочая программа курса «Твой профессиональный выбор» составитель Чернова Е.С. МБОУ «Синеборская СОШ».

- Рабочей программы элективного курса «Твой выбор» Бондаревой А.Ю.  МБОУ РСОШ №10, Ростовская область.

- основе программы курса «Технология. Твоя  профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин (из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы» составитель: С.Н. Чистякова – М.:«Просвещение» 2009 г.

Изучение курса «Твой выбор» призвано сформировать у всех учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.

Цели курса: является повышение у обучающихся 9-х классов уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию. Задачи курса:

Формировать знания по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

Формировать готовность выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;

Формировать понимания социально-экономических особенностей и проблем развития, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего города.

Развивать потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

Развивать самостоятельность, ответственность, мобильность в принятии решений.

Формирование представления о профессиях сферы сервиса и туризма.

Новизна учебной программы.

Отличительными чертами данной программы является то, что в рамках курса учащихся через мини-пробы, экскурсии для ознакомления с содержанием и характером труда рабочих на предприятии: амбулатория п. Рассвет, ООО «Прибой», ГБПОУ ККСМТТ научатся разбираться в содержании профессиональной деятельности; соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами личности.

Педагогическая ценность программы определяется тем, что результат обучения соответствует целям и задачам, профильного обучения, а также соответствует современным тенденциям развития образования, может быть востребована в системе образования: на уроках, в дополнительном образовании, во внеурочной деятельности.

Программа адресована учащимся 9 классов.

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того, ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.

Методика преподавания курса.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся. По некоторым темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учебные заведения.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

Знакомясь с данным курсом учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Методика работы с учащимися предполагает следующие формы и приемы работы в проведении элективного курса.

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, экскурсии, индивидуальные и групповые беседы, описание профессий, диспут, мини- пробы , встреча с представителями отдельных профессий.

Место и роль курса в учебном плане.

Курс «Твой Выбор» организуется в соответствии с требованиями Стандарта по социально-психологическому направлению развития личности в рамках общественно-научной образовательной области. Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю. Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения. Данная программа реализуется в соответствии с учебным планом в качестве профориентационного курса.

Формы контроля качества подготовки учащихся

Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;

фоторепортажи учащихся;

деловые игры;

анкетирование.

 

Методами выявления результатов стали:

изучение исходного уровня профориентационных знаний путем анкетирования и индивидуальных бесед;

анкетирование по вопросам

выявления интереса к профориентационной работе и его мотивации,

определения личностной самооценки школьников,

чтение специальной литературы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностными результатами освоения учащимися программы курса «Твой выбор» являются:

формирование адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

повышение мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

достаточный объем активного и пассивного словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе делового общения;

развитие навыков сотрудничества с окружающими в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

проявление познавательных интересов и активности в данном курсе;

овладение установками, нормами и правилами научной организации своей деятельности.

 

Метапредметными результатами освоения учащимися программы курса «Твой выбор» являются:

умение самостоятельно планировать пути достижения учебно-профессиональных целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения профессиональных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

способность соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, умение пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию выбора профессии и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

Предметными результатами освоения учащимися программы курса «Твой выбор» являются:

Ученик научится:

определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

выявлять свои способности и профессиональные интересы;

анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;

пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Ученик получит возможность научиться:

использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

находить информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его в условиях рыночной экономики;

составлять карту интересов;

проектировать свою профессиональную карьеру.

 

Содержание курса

I Информационный раздел – 14 ч асов (теория -7 часов, практика – 7 часов)

Вводное занятие. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.-1ч

Цели и задачи курса. Проблемы выбора профессии. Изменения, происходящие в обществе и их влияние на выбор профессии. Слагаемые оценки труда ученика старшей школы, студента, современного профессионала. Анкетирование.

История возникновения профессий. Классификация.-1ч

Образование и профессия. История возникновения «профессий». Представление о труде. Разнообразие профессий. Группы, типы, классы. Современные профессии. Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Практическое задание: составление словаря профессий.

Анализ профессий.-2ч

Основные признаки профессиональной деятельности. Средство и цель. Предмет труда. Цели труда. Условия труда. Ответственность в профессиональной деятельности. Проблемность трудовых ситуаций. Профессиограмма как информационный источник для ознакомления с профессией. Понятие о профессиограмме.

Практическая работа: Конкурс «Угадай профессию».

Проблемы и «секреты» выбора профессии. -4ч

Путь к самоопределению. Образ «Я» и профессия («хочу» - «мочу» - «надо»).

«хочу» - склонности, желания, интересы, личности;

«могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы);

«надо» - потребность рынка труда в кадрах, жизненные ситуации.

Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия: профессия, специальность, должность. Личный профессиональный план.

Диагностические процедуры: методика «Кто я?», «Самооценка личности».

- карта интересов, ОПГ (опросник профессиональной готовности).

Развивающие процедуры: методика самооценки (соотношение «идеального» и «реального» Я);

актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

Особенности и свойства личности. -6 ч

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Общее представление о психологии как о науке изучающей внутренний мир человека.

Общее представление о нервной системе и ее свойствах (уравновешенность, подвижность, сила).

Влияние особенностей нервной системы на профессиональную деятельность. Общее представление о темпераменте, характеристика, типы темперамента. Особенности проявления темперамента в учебной и профессиональной деятельности.

Эмоционально-волевые качества личности. Эмоции, чувства и их функции в профессиональной деятельности. Формы эмоциональных переживаний – настроение, стрессовые ситуации, фрустация. Воля. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.

Диагностические процедуры: тест «Знаете ли вы себя?», опросник «Какая у меня воля?», методики «Исследование волевой организации личности», «Определение психологической гибкости», «Диагностика темпераментных характеристик», опросник Айзенка, проба Ланчиса.

Развивающие процедуры: ролевая игра: «Проявление темперамента в конкретных профессиональных ситуациях», самонаблюдение за динамикой настроения, воспитанием воли.

 

II. Профильное обучение – 20 часов (теория - 12 часов, практика – 8 часов)

Возможности человека в профессиональном определении. – 7ч

Человек среди людей. Общение как способ обмена информацией. Интеллектуальные способности. Память. Мышление и воображение. Зрительное внимание. Человеческие ресурсы. Виды памяти и их роль в профессиональной деятельности. Стремление к самосовершенствованию.

Развивающие процедуры: ознакомление с простейшими приемами, развивающими зрительное внимание, запоминание, теппинг-тест на координацию движений; «зрительные и геометрические иллюзии»; «отыскание чисел», «язык мимики и жестов».

Здоровье и выбор профессии. Профпригодность. -1ч

Влияние здоровья на выбор профессии и развитие карьеры. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Работоспособность. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Ответственность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы. Профпригодность.

Практическая работа: Работа с нормативными документами по охране труда, работа с «анкетой здоровья».

Развивающие процедуры: привести примеры редких профессий (необычных), связанных с риском для жизни.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу. 2ч

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Развитие предпринимательства.

Основные принципы формирования рынка труда. Занятость населения. Безработица. Воспитание человека труда нового типа. Воспитание новых специальностей. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования.

Развивающие процедуры: Игровая дискуссия: «Кто нужен нашему городу, моему району?», «Какие я знаю предприятия, фирмы, в своем районе?»

Моя профессиональная карьера.

9. Моя профессиональная карьера.-3ч

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Профессиональный выбор с учетом личностных возможностей. Профессиональные намерения. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение. Индивидуальный профессиональный план.

Практическая работа:

анализ личного профессионального плана;

оформление дневника профессиональной карьеры;

опросник «Образ будущего».

Развивающие процедуры: деловые игры:

«профконсультация»,

«биржа труда».

10. Сервис и туризм. - 3ч.

Сфера сервиса и туризма. Диапазон услуг, оказываемых предприятиями сервиса и туризма. Профессиональная карта сферы сервиса и туризма.Представление о профессии. Наиболее востребованные в туризме и сервисе профессии. Основы профессионального мастерства профессий сферы сервиса. Основы профессионального мастерства в туризме.

Профессиональные качества работников сферы сервиса и туризма. Психологические и организаторские профессиональные качества работников сферы сервиса и туризма. Профессиональные качества работника сервиса и туризма.

11. Пути получения профессии. -1ч

Система профессионально-технического образования на базе 9-х классов. Типы профессиональных училищ, средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений.

Практическая работа: Посещение «Ярмарки» профессий.

12. Экскурсия. -2ч

Выполнение профессиональных проб дополняется экскурсиями на предприятия, в лицей, колледж.

Экскурсия предусматривает ознакомление с содержанием и характером труда рабочих на предприятии.

Ознакомление с факультетами профилирующих учебных заведений, системой вступительных экзаменов, организацией обучения на подготовительных курсах, с правами и обязанностями молодежи (абитуриентов), системой социальной защиты.

13. Итоговое занятие. -1ч

Подведение итогов. Анализ и обсуждение. Анкетирование учащихся. Рекомендации по выбору профессии.

 

Тематическое планирование учебного материала


 

п/п

Тема занятия

Количество часов

аудит.

вне ауд.

Информационный раздел – 14ч асов (теория - 7часов, практика – 7 часов)

1

Вводное занятие Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

1

 

2

История возникновения профессий. Классификация.

1

 

3

Анализ профессий.

1

1

4

Проблемы и «секреты» выбора профессии.

3

1

5

Особенности и свойства личности.

5

1

Предпрофильное обучение – 20 часов (теория - 12 часов, практика – 8 часов)

6

Возможности человека в профессиональном определении.

6

1

7

Здоровье и выбор профессии. Профпригодность.

1

 

8

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

1

1

9

Моя профессиональная карьера.

2

1

10

Сервис и туризм

3

 

11

Пути получения профессии.

1

 

12

Экскурсия.

 

2

13

Итоговое занятие.

1

 

 

Список используемой литературы:

Учебно-методический комплекс курса

Для учителя

Для обучающихся

1.

Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин (из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» составитель: С.Н. Чистякова – М.:«Просвещение» 2015 г.,

1.

 

2.

Технология. Учебник для 9-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2015.

2.

 

3.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия», 2014.

3.

 

4.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.

4.

 

5.

Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. М., 2002.

 

 

Электронные образовательные ресурсы

1.

«Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Наука и образование/ Школьное образование. http://edu.rin.ru/html/775.html

2.

«Национальная доктрина образования в Российской Федерации». //Управление школой: Еженед. Приложение к газете «Первое сентября», 1999, №41. Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. // http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html

3.

htt"Правовая Азбука" молодежи в вопросах и ответахp://www.garant.ru/student/law_abc.htm

4.

Электронная многопрофильная биржа труда для молодежи http://www.embit.ru/

 

Сведения об авторе.

Говорова Елена Владимировна

МБОУ СОШ №5 им. А.И. Майстренко

Учитель математики

Первая квалификационная категория

353612 Краснодарский край

МО Староминский р-он,

П. Рассвет,

ул. Зеленая 18,

раб. телефон тел. 8(86153)5-31-78

e-mail: school5@star.kubannet.ru

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.