Технологическая карта урока физики «Электричество, благодаря чему мы им пользуемся?» (9 класс)
Технологическая карта урока по теме: «Электричество, благодаря чему мы им пользуемся?»
Цель (для учителя): обеспечить усвоение явления электромагнитной индукции.
Задачи: через самостоятельное выполнение эксперимента, работу в группах, обсуждение, заполнение схемы.
Оборудование: лабораторное (катушки-мотки, магниты, миллиамперметры),
демонстрационное (модель генератора тока, лампочка, соединительные провода, источник питания, две катушки, реостат, ключ), проектор мультимедийный
Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: экспериментальное исследование. Предполагаемый результат: осознание учащимися необходимости изучаемой темы, её значимости, формирование исследовательских и практических умений, усвоение явления электромагнитной индукции, мотивация к изучению физики
.
Этап урока |
Содержание деятельности |
Развиваемые компетенции (показатели выполнения дидактических задач) |
|
учителя |
ученика |
||
Мотивационно-целевой. |
Дорогие, друзья! В Аргументах и фактах были опубликованы результаты опроса «самые выдающиеся изобретения 20 века» Как вы думаете, что было названо? (появляется на экране) Эл. ток «пронизывает» практическую жизнь человека. Электричество, благодаря чему мы им пользуемся? (на доске, пауза) В 1832 году Фарадей (показываю портрет с помощью проектора) открыл явление электромагнитной индукции за 10 лет работы, причём случайно. Тема урока: (пауза) явление электромагнитной индукции. Какие факты натолкнули Фарадея? На экран - опыт Эрстеда |
Называют изобретения: телевизор, телефон, компьютер … Как?
Высказывают предположения, которые записывают на доске (электр. поле →магнит. поле; магнит →магнитное поле, а магнитное поле действует на движущийся заряд; Неподвижный заряд→электрическое поле, а эл. поле действует на неподвижный заряд |
Мыслительные К.Интерес, удивление, осознание необходимости изучения темы Информационные К Активность учащихся при формулировании темы, задач |
Мотивационно-целевой. |
Как вы представляете себе действия Фарадея? |
Высказывают предложения «выдвинул гипотезу: магн.поле→эл.поле, через эксперимент …» |
Речевые, рефлексивные К. Совместное определение задач урока |
«Физика наука о всем том, что чрез опыт понять можно» Ломоносов. Предлагаю открыть техническое консультационное бюро. Цель: усвоить явления электромагнитной индукции, т.е. «… превратить магнетизм в электричество». |
К.Решение проблем, коммуникативные. Осознание и принятие задач урока |
||
Изучение нового материала |
Класс делится на 2 группы: первая - представители бюро, консультирующие по разным вопросам, изучаемым по данной теме (1 вариант). Вторая - клиенты, представители разных |
Включение учащихся в деловой ритм через «профессиональный» мотив Речевые , коммуникативные К. |
|
фирм (2 вар.), нуждающихся в понимании этого яв. Они задают вопросы служащим, а они квалифицированно на них отвечают. На протяжении всей работы отмечаю в свою тетрадь ответы учащихся. |
2-3 учащихся второго варианта задают вопросы: условие яв., определение (смысл), закон, применение |
||
1 группа просят у учителя приборы: магнит, |
Мыслительные К |
||
Чтоб ток обнаружить нужен… |
провод – катушка, амперметр. Лаборанты раздают приборы. |
Речевые К |
|
Экспериментируют. 2 группа может ходить между рядами, наблюдают |
Познавательная активность всех учащихся, Исследовательская компетентность, практическая коммуникативная |
||
Доложите результаты, постройте теорию. Кому доверит 1 группа? |
Выбирают или собственный выбор |
Мыслительные К. |
Изучение нового материала |
Запись гл. мыслей в тетрадь. Обдумайте в паре, в группе формулировки и проконсультируйте представителей фирм |
«В цепи возникал ток, но не от источника тока» Рисуют на доске опыт, остальные в тетради. Условие яв. – перем. магн. поле |
Мыслительная и коммуникативная К. |
Анализ опыта |
Обсуждают, если затруднения |
Мыслительная и коммуникативная К. |
|
Стр.168 учебника «Мы знаем…(2 обзаца)» |
Подписывают к исходным фактам (подчёркнутое) |
Информационные К. |
|
Стр. 161 учебника 9кл А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник 2004г. посл. 2 стр. и далее стр.162 Помогаю: «индукция – наведение, возбуждение». Даю команду для проговаривания хором Более половины людей имеют образное мышление, поэтому запишем определение в виде схемы «пер.магнитное поле→вихр. электрическое поле» |
Читают (Ток возник не от эл. поля источника тока, как раньше, а от пер. м. поля, поэтому ток назовём индукционным, а эл.поле вихревым) Дают определение и записывают в тетрадь: Яв. эл. индукции – возбуждение вихревого эл. поля при изменении м.поля Выучивают хором условие и определение явления Записывают опр. в виде схемы |
Информационные К. Усвоение условия и определения явления Мыслительная и коммуникативная К. |
|
Закон - из описания пункта 7 в Л. Р. по учебнику |
Выполняют и формулируют вывод: сила инд. тока пропорциональна скорости изменения м. поля. Проговаривают хором. |
Практические К. Усвоение закона. Мыслительная К. |
|
Закрепление нового материала |
Можно ли добиться выполнения условия явления по-другому с имеющимся на демонстрационном столе оборудованием? Можно подойти, попытаться. Кто затрудняется, читаем страницу 162 учебника “Опыт можно видоизменить”… до жирного шрифта. Кто готов изобразить схему, выходит к доске и рисует. Следующий предлагает способ изменения магнитного поля и осуществляет его на демонстрационном столе. Молодцы! |
Пытаются Рисуют Называет способ и демонстрирует. Записывают в тетради “Возникает ток в цепи второй катушки если: Замыкать, размыкать ключ Сдвигать ползунок реостата Двигать катушки. Вывод: причина изменения магнитного поля не важна.” |
Решение проблем К.Закрепление через решение практических задач на новый материал Мыслительная, речевая К. практическая, |
Применение по последнему пункту 7 описания Л. Р. |
Демонстрируют на модели генератора на дем. столе |
||
Строение генератора на экране |
В тетрадь применение- генератор тока, принцип действия…элемент генератора, назначение. Обсуждают, отвечает 1 гр, или уже 2. |
Подведение итогов урока |
Итак, изучили (хором) … Как «добывали» новые знания, приобретали практические умения? Помогаю при затруднении.
Назовите «шаги познания», которые помогли нам исследовать явление. Бросаю мяч ученику. Члены бюро и представители фирм должны отчитаться о своей работе. Раздаю структурно-логическую схему каждому. Задаю вопросы, пояснения по схеме: 1-первый шаг по пути научного познания, фамилия учёного, внёсший вклад 2-второй шаг по пути научного познания, фамилия учёного, внёсший вклад «Рожица» - элемент знаний, который вы сегодня усвоили, назвать 3-след. шаг в познании, фамилия учёного 4-след. шаг. 5,6,7-вопросы теории (на усмотрение учителя). 8-применение явления . |
«Явление электромагнитной индукции» Отвечают: «по схеме научного познания» Ребёнок ловит мяч, называет шаг метода, бросает мяч следующему, которого выбрал сам т. д. Индивидуально заполняют схему. |
Рефлексивная К.Отсутствие «нулевых» результатов Физминутка Оперативный контроль |
Домашнее задание |
Знать: определение, условие, закон, опыт. «5»: Подготовить презентацию с иллюстрациями и анимациями, фрагментами видеофильмов и другие материалы о явлении электромагнитной индукции. Для создания презентации использовать памятку к оформлению презентаций и интернет сайты (на стенде): http://elementy.ru/posters/spectrum «4» Составить кроссворд по явлению электромагнитной индукции «3» § 49, 50 |
Записывают |
Информационная К. Мыслительная К. |
Оценивание |
По работе на уроке, отметке за схему, ответы по тестам презентаций на след уроке – общая оценка в журнал. |
||
Рефлексия |
Ребята, понравился ли вам наш урок? Поставьте отметку себе и учителю за урок. Благодарю членов бюро и представителей фирм. Спасибо, до свидания. |
Учащиеся показывают на пальцах. |
Рефлексивная К.Анализ урока учащимися |