Технологическая карта урока «Устный журнал для любознательных физиков и не только» (Физика, 9-10 класс)
Технологическая карта урока
«Я мыслю, следовательно, я существую».
Декарт
Автор материала |
Генералова Галина Ивановна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) |
Учитель физики |
Образовательное учреждение |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №48» г. Рязань |
Предмет |
Физика |
Название материала |
Устный журнал для любознательных физиков и не только |
Класс (возраст) |
9-10 класс |
Продолжительность урока |
40 минут |
Межпредметные связи |
География, история, астрономия, греческий язык |
Цели, Задачи материала |
развивающие: развитие познавательной активности, творческого потенциала учащихся, культуры речи; обучающие: умение решать качественные задачи по различным разделам физики; |
Тип урока |
Комбинированный |
Формы работы с учащимися |
Групповая, парная, фронтальная, индивидуальная |
Методы работы с учащимися |
|
Оборудование |
проектор, плакаты с высказываниями ученых, презентация |
Краткое описание работы |
Урок разработан в виде устного журнала с несколькими страницами, которые представляют собой отдельный этап урока. Он был проведен в рамках школьного Дня науки в 2016 году и был приурочен к Году Российского Кино, Году Греции в России и Году М.В. Головнина в Рязанской области. Но его или отдельные элементы можно использовать как при проведении уроков, так и для внеклассных мероприятий. |
Ссылки на Интернет - источники |
Источники информации - wiki2.org›ru/Головнин,_Василий_Михайлович klassnye-chasy.ru›prezentacii-k-godu-kino-2016 900igr.net›…015…fotoelementov-v-zvukovom- kino.html lib.sernam.ru›book_t_phis.php?id=341 loiro.ru›files/pages/page_236_0212.pdf Источники изображений yandex.ru/images›О головнине М.В kopilkaurokov.ru›География›Презентации›… |
Содержание этапов урока |
Формируемые УУД |
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
Организационный этап.(5-7 мин) Цель этапа. Обеспечить осознание учащимися неполноты имеющихся знаний |
||||||
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня вам предлагается перелистать страницы устного журнала «2016 год объявлен …» Итак, первая страница «Кто он?» (Слайд портрет ученого) (Приложение ) А что вы знаете о нем? Давайте поближе познакомимся с этим великим человеком. Разгадав кроссворд, используя знания по физике, астрономии, истории, географии и, конечно же, эрудицию, вы получите портрет знаменитого ученого. Нашего земляка, в честь которого объявлен 2016 год в Рязанской области В выделенном столбце получается слово, которое поможет нам ответить на вопрос: кто же такой Головнин Василий Михайлович? Василий Михайлович Головнин родился в с. Гулынки Старожиловского района, Рязанской области |
Слушают, отвечают на вопросы, проявляют интерес к материалу. На листочках разгадывают кроссворд (Приложение 1), демонстрируя свои знания и умения Активно участвуют в совместной деятельности и зачитывают полученные слова:мореплаватель, философ, навигатор, географ, этнограф, лингвист, ученый, литератор, историк, кораблестроитель, государственный и общественный деятель Ученик делает сообщение о Головнине В.М., учащиеся слушают, делая записи в тетрадь |
Познавательные: осознание значимости изучаемого вопроса Личностные: смыслообразование - установление связи между учебной деятельностью и мотивом обучения. Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение настраиваться на благожелательную атмосферу |
||||
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (5-8мин) Цель этапа .Стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. |
||||||
Активизирует мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет инд.задания на применение знаний: « Как вы думаете, почему в кроссворде вам встречались слова греческого происхождение? Наверное, не только потому, что Головнин был специалистом по языкознанию 2016 год объявлен в России Годом Греции. Хотелось на это обратить ваше внимание и показать, насколько тесно связан язык Греции и русский. А уж в физике греческий алфавит мы вспоминаем каждый раз, когда нужно обозначить некоторые физические величины.» Вот и сейчас попробуем установить соответствие между ними. Итак, страница №2 нашего журнала. На листах перед вами имеется греческий алфавит и название физических величин, указав цифры по порядку, найдите соответствующие название физической величины, получите слово – название устройства (Приложение 2) Учитель демонстрирует прибор, который позволяет перейти нам на следующую страницу устного журнала |
Выдвигают гипотезу Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на соответствие Проявляют активность и внимание, используют метод наблюдения Получают в результате слово ФОТОЭЛЕМЕНТ |
Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
||||
3. Этап усвоения новых знаний. (7 мин) Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемом явлении, основной идеи изучаемого вопроса, добиться от учащихся восприятия, осознания новых знаний. |
||||||
Акцентирует внимание на прибор, отмечая, что именно благодаря фотоэлементу заговорило кино. И следующая страница посвящена Году Российского кино. |
Сообщение ученика об истории звукового кино. Одноклассники слушают, делая записи в тетради, задают вопросы |
Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
||||
4. Этап проверки понимания учащимися значимости материала . (5-8 мин) Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. |
||||||
Задает вопрос: Как вы думаете, почему 2016 именно Год Кино? |
Высказывают предположения. Слушают сообщение ученика о значении кино для человека, задают вопросы |
Познавательные: самостоятельный поиск; отбор и обработка информации Личностные: сознавать личностную значимость в заинтересованности слушателей Регулятивные: Коммуникативные: умение с достаточной ясностью излагать свои мысли, чтобы быть понятным окружающим; умение слышать, слушать и понимать |
||||
5. Рефлексивно-оценочный этап. (10 мин) Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Обеспечить осмысление процесса и результатов деятельности. |
||||||
Предлагает посмотреть фрагмент документального фильма о первом полете человека в космос, обращает внимание на то, что 12 апреля 2016 года исполнилось 55 лет этому историческому событию. И только благодаря кино, мы можем увидеть хронику тех дней А как можно заменить одним словом «искусство космоплавания (звездоплавания)»? – космонавтика Попробуем вспомнить сегодняшний материал и найти слова, первые буквы которых вам уже даны Перевернули последнюю страницу нашего журнала, давайте подведем итоги: продолжите предложение Сегодня я узнал… Было интересно … Было трудно … Я понял, что … Я научилась … Я смогла … Меня удивило … Покидая кабинет, выберите прямоугольник того цвета, который соответствует вашему настроению, состоянию после нашего урока. Спасибо за урок! До новых встреч! |
Смотрят и обсуждают документальный фильм о Ю.А. Гагарине Работают самостоятельно, опираясь на изученный материал, выделяя существенную информацию Выполняют предложенное задание, отвечая на вопросы учителя Выбирают прямоугольники, если это- - красный цвет, то получили от урока радость, восторг; - желтый цвет, то урок оставил приятное впечатление. - зеленый цвет, то комфортно чувствовали на уроке; - синий цвет, то, к сожалению, ушли неудовлетворенные данным уроком . |
Познавательные: Личностные: Регулятивные: самооценка своей и коллективной деятельности, вопросы на будущее, фиксирование настроения. Коммуникативные: |
Приложение1
Кроссворд «Кто он?»
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Вопросы:
1. В переводе с греческого языка - мир, вселенная (kosmos)
2. В переводе с греческого языка – движение
3. Небесные глыбы, которые греческий учёный Чарльз Бёрни-младший назвал «похожими на звёзды»
4. Безжидкостный барометр.
5. Слово греческого происхождение «первый», название элементарной частицы
6. Так называл себя древнегреческий ученый Пифагор, т.е. любящий мудрость
7. Слово греческого происхождения «атмос» - пар, воздух, «сфера» - шар.
8. Лицо на судне, в обязанности которого входит вычисление пути судна и определение его положения.
9. Специалист в области географии.
10. Ученый, который изучает быт народа, их культуру и традиции
11. Название прибора от греческого «барос» - тяжесть, «метрео» - измеряю
12. Небесное тело с древнегреческого. πλάνης — «странник»
13. Мыслитель древной Греции, который ввел слово «физика»
Приложение 2
Заглавная |
Строчная |
По-русски |
Физические величины |
Α |
2) α |
альфа |
И) магнитный поток |
Γ |
γ |
гамма |
Ф) Удельное сопротивление, плотность |
11) Δ |
δ |
дельта |
Я) Коэффициент теплового расширения |
Ε |
6) ε |
эпсилон |
А) Угол, бета-частицы |
Ζ |
ζ |
дзета |
Е) частота |
Η |
3) η |
эта |
Н) сумма |
Ι |
ι |
йота, иота |
О) угол, угловое ускорение, |
Λ |
8) λ |
ламбда |
Э) угловая скорость, циклическая частота |
Μ |
4) μ |
мю, ми |
Б) фотон, гамма-лучи |
Ν |
7) ν |
ню, ни |
Р) коэффициент поверхностного натяжения |
Ξ |
ξ |
кси |
Л) диэлектрическая проницаемость |
Ρ |
1) ρ |
ро |
М) длина волны |
10) Σ |
σ, ς |
сигма |
Т) коэффициент полезного действия |
Τ |
τ |
тау |
Е) сопротивление |
Χ |
χ |
хи |
О) коэффициент трения |
9) Ω |
5) ω |
омега |
Т) изменение |
Приложение №3
к |
о |
с |
м |
о |
н |
а |
в |
т |
и |
к |
а |