12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Силевич Надежда Михайловна2185
Я работаю в ЦВР Калининского района, г. Санкт- Петербург, педагогом дополнительного образования, специализация ИКТ
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
0

Статья «Электронная библиотека как инновационный ресурc в общеобразовательной программе дополнительного образования детей по информационным технологиям»

Силевич Надежда Михайловна

педагог дополнительного образования, ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический», Россия. E-mail:


 

Электронная библиотека как инновационный ресурс

в общеобразовательной программе дополнительного образования детей

по информационным технологиям


 

Аннотация. Автор предлагает пример разработки тематической электронной библиотеки по информационным технологиям с целью использования ее на занятиях для повышения уровня доступности учебного материала и оперативности получения информации учащимися.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, общеобразовательная программа, информационные технологии, электронная библиотека.


 

Современное образование направлено на качественное изменение состояния информационного пространства, которое становится важнейшим стратегическим ресурсом общества.

Внедрение информационных технологий в образование школьников дает учащимся доступ к большому объему учебной информации, позволяет педагогам представлять изучаемый материал в образной, наглядной и структурированной форме, поддерживает активные методы обучения.

Владение информационными технологиями способствует улучшению качества обучения, позволяет детям легче адаптироваться к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей, дает доступ к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня.

Компьютер помогает развитию творческих способностей учащихся, способствует обучению новым предпрофессиональным навыкам и умениям, развитию логического мышления. При этом процесс обучения должен быть направлен не только на умение работать с определенными программными средствами, но и на технологии работы с различной информацией: аудио- и видео-, графической, текстовой, табличной. В связи с этим возрастает роль учреждений дополнительного образования детей, где реализуются программы, не ограниченные стандартами школьного образования.

В системе дополнительного образования детей разрабатывается широкий спектр программ информационной направленности. Особую актуальность имеет работа с детьми младшего и среднего школьного возраста, так как поученные знания являются в дальнейшем развивающей, политехнической, технологической основой для углубления содержания образования. Общей проблемой для педагогов при этом становится сложность поиска и подбора соответствующего возрасту учебного материала и способов его подачи.

В центре внешкольной работы Калининского района Санкт-Петербурга «Академический» реализуются образовательные программы по изучению информационных технологий для разных возрастных групп детей. Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения младших школьников стало неотъемлемой частью преподавания в отделе техники. В рамках деятельности отдела создана программа «Мой компьютер как инструмент познания мира».

Отличительной особенностью данной программы является то, что она, имея насыщенное содержание, предназначена для детей начального и среднего школьного возраста начиная с четвертого класса. Полученные знания позволяют учащимся по окончании курса владеть на уровне пользователя рядом сложных программ, которыми обычно овладевают подростки в старшей школе. Как показывает опыт работы, раннее интегрированное использование детьми информационных технологий в разных областях знаний способствует формированию целостного восприятия окружающего мира.

Построение учебного плана дает возможность, начав обучение детей с элементарного владения компьютером, постепенно расширять полученные знания, углублять их, создает условия для поэтапного усвоения материала. Пошаговость программы с постоянным усложнением самостоятельной деятельности учащихся способствует активизации учебного процесса. Важным моментом является наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения, а также применение специально разработанной к программе электронной библиотеки для детей, что отличает данную программу от стандартных курсов компьютерной грамотности и позволяет легко осваивать материал детям младшего школьного возраста.

Электронная библиотека «Окно в мир», разработанная к данной программе, представляет собой коллекцию оцифрованной информации в виде каталогизированных документов. Научно-образовательная библиотека программы содержит издания, соответствующие учебно-тематическому плану, подобранные из учебников по информатике, ресурсов Интернета и созданные оавторм образовательной программы. Особенностью библиотеки является доступность учебного материала, использующегося в соответствии с возрастом учащихся, а также простота навигации, которая достигнута за счет определенного построения файловой структуры каталогов. Данная библиотека разбита по разделам программы, каждый из которых включает обучающую, справочную и иллюстративную информацию (таблица 1).

Работа по программе показала, что использование электронной библиотеки на занятиях значительно повышает уровень доступности и оперативности получения информации учащимися. Доступ к электронной библиотеке облегчает учебный процесс.

Таблица 1. Фрагмент электронной библиотеки «Окно в мир»

п/п

Тема

ЭОР

Презентации

Подборка документов приложений

Обучающие

Справочные

Задания

Задания

Примеры выполнения заданий

1

ТБ

«Правила поведения
в
комп. классе»

       

2

ОС WINDOWS

«Основы работы в Windows»

 

«Основы работы в Windows»

Основы работы в ОС Windows

 

3.1

PAINT

«Графический редактор PAINT»

«Графический редактор PAINT»

«Графический редактор PAINT»

Растровый редактор_ PAINT.ppt

«Основы работы в Paint.doc»

«Аист и цапля»

«Путешествие»

«8 Марта»

3.2

Рисуем
пикселем

 

Таблица значений цветов в числовой модели RGB.ppt

Таблица значений некоторых цветов в числовой модели RGB.ppt

Карточка с заданием

Дополнительная карточка

«Адмиралтейский кораблик»

3.3

Рисуем по образцу

   

«Логотип»

Примеры выполнения заданий

«Логотип»

3.4

ОЗ

«Танграм»

 

Электронные ресурсы для проведения занятия

Работа с конструктором «Танграм»

Создание мозаики «танграм»

Образцы детских работ

4

WordPad

«Текстовый редактор WordPad-игра»

«Текстовый редактор WordPad-игра»

«Текстовый редактор WordPad-игра»

Задание_WordPad.doc

 


 

Дети обращаются к ресурсам электронной библиотеки за необходимой информацией по ходу занятия, так как выход в библиотеку является привычным действием для каждого из них.

Использование разработанной электронной библиотеки дает возможность реализовать достаточно сложную по содержанию обучающую программу для детей младшего и среднего возраста с высоким результатом, что позволяет рекомендовать данную форму работы в качестве инструмента для формирования компьютерной грамотности учащихся.

Использованная литература

Безручко В.Т. Практикум по курсу Информатика. Работа в Windows, Word, Excel.: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001

Информатика. Базовый курс под ред. Симоновича. С.В. – СПб.: Питер, 2009.;

Макарова Н. В.Информатика и ИКТ – СПб.: Питер, 2015

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и задачник-практикум – М.: Бином, Лаборатория знаний, 2015

Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ – М.: Бином, Лаборатория знаний, 2017

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.