12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Грязнева Людмила Исаевна95
Здравствуйте! Меня зовут Грязнева Людмила Исаевна, уже 10 лет я работаю с детьми, в моей практике были дети разных возрастов, с различными характерами, поведением, но одну вещь я знаю точно, когда наступают длинные выходные без детей в ней нет смысла!
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Элементы творчества на уроках русского языка в начальных классах.

      В системе начального образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, формирует его понятийно-категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет школьнику познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.

     За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи.

     В связи с этим важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока русского языка как основной формы обучения и воспитания учащихся. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний- вот задача учителя.

     Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений- отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.

     Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские-нетрадиционные уроки.

    В своих нетрадиционных уроках в начальной школе я предлагаю использовать упражнения в стихотворной форме. Дети сами придумывают стихотворения по изучаемой теме русского языка, опираясь на работы учителя. Я сама придумываю детям стихотворения-упражнения, стихотворения-закрепления, стихотворения-рассуждения и т.д.

     Приведу примеры нескольких стихотворений. Первое стихотворение по теме «Местоимения»

     На тоненькой на льдинке

     Судачили снежинки

     Вот говорит одна:

     -Я, я самая красивая

     Другая ей в ответ:

     -Ты, что ты, нет.

     Вот выйдет оно из-за туч,

     Красив его вид и могуч.

     Мы, состоим из воды

     Она богиня добра и тепла.

     Ей небо отец, а солнце ей мать.

     И только на Вы мы можем ее называть.

     Задумалась крепко снежинка,

     Не может понять одного

     Кто Он, кто красивей Его?

     - Он тоже есть- отвечает вторая,

     Но он нам не страшен,

     Не так он силен дорогая.

     Оно же как выйдет гулять по утру-

     Так сразу исчезну,

     А я убегу.

     И больше не слышно ни той, ни другой

     И тоненький лед исчез под водой.

В этом стихотворении ребята могут самостоятельно находить местоимения и выписывать себе в тетради, или же учитель преподносит его в форме игры, для закрепления темы. Возможны различные варианты, главное-это интересно детям, это игра, а в игре главное правило, правило учителя- результат, выигрыш.

      Стихотворение по теме «Падежи»

    -Кто роднее всех на свете?

    -Что дороже на земле?

    Ну-ка дружно скажем, дети,

    Для чего мы на планете?

    За кого всегда в ответе?

    По кому скучаете?

    Для чего близких людей

    Ругаться заставляете?

    Что такое? Почему?

    Часто вы шалите

    И кого потом скажите

    В шалостях вините?

    Кем же взрослым и любимым

    В старости гордиться?

    Чем шалить и веселиться,

    Нужно чаще бы трудиться,

    И прилежно, и усердно

    К знаниям стремиться!

    О чем думать и мечтать-

    Часто исполняется,

    О ком будем мы читать,

    Будет легче вспоминать!

Здесь мы не только прививаем любовь к русскому языку, но и заостряем внимание на любви к семье, к Родине, к товарищам. Узнаем ценности каждого ребенка по их ответам.

     В следующем стихотворении мы затрагиваем тему «Прилагательное». Тут мы даем все вопросы имени прилагательного, а затем по предполагаемым ответам ребят выделяем в словах окончания имен прилагательных.

    Надо утром умываться,

    С радостью в воде плескаться.

    Надо ушки лучше мыть

    Для того, чтоб мир любить!

    А ведь сколько музыки,

   Слышат наши ушки?

   И какая музыка окружает нас?

Ответы детей: звонкая, гудящая, свистящая, кричащая и т.д.

Учитель может помочь: летняя, осенняя, зимняя, весенняя.

  О какой же музыке

  Скажите сейчас?

  Музыка бывает везде, всегда с тобой

 И бывает музыка,

 Спросите какой?

 Громкий, грозный, лютый

 У музыки настрой.

 Кто же догадался

 Мы о ком, о чем сейчас?

 И какое настроение за окном у музыки

 Видим в данный час? (ответы детей)

     В этом стихотворении отражается не только тема русского языка, также тема внимания к природе, к чистоте, к музыке. Все это хочется охватить, затронуть и как можно доступнее преподнести детям.

     Подобное творчество как элемент урока может использоваться на любом этапе его- от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Надеюсь, что такие творческие задания будут использовать многие учителя, которые так же, как и я захотят сделать свои уроки яркими и познавательными.

   



Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.