Занимательные элементы на уроках русского языка и литературы
Занимательные элементы на уроках русского языка и литературы.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «обученность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.
Анализируя пути и способы формирования всех видов речевой деятельности – чтения, говорения, письма, методы активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности студентов, я пришла к пониманию необходимости использования в процессе обучения игровых технологий. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обстоятельство обостряет мыслительную деятельность учащихся. Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.
На занятиях я создаю условия для внедрения игровых элементов, с целью развития у студентов воображения, внимательности, творческих способностей, формирования ключевых компетенций.
Ставлю задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, методическую литературу;
2) разработать систему заданий и упражнений;
3) апробировать и адаптировать систему заданий и упражнений;
4) внедрить данную систему в педагогическую деятельность.
Сделать серьёзное занятие для учащихся занимательным – в этом я вижу одну из главных задач обучения. Я стала задаваться вопросом: как заставить студентов слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? И попробовала превратить уроки из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, творчества.
Студенты 1 курса (15-16 лет) достаточно подвижны, не могут долго сидеть без дела, просто слушая. Они эмоциональны, впечатлительны, у них повышенная утомляемость, неустойчивое внимание. Поэтому требуется постоянная смена видов деятельности, разнообразие заданий. Учащиеся всегда запомнят лучше то, что интересно. Я стала собирать и систематизировать игровой материал. Наблюдать, как воспринимают его учащиеся. Отношение к предмету изменилось. Игры на уроке – это не развлечение, они дают новые знания, заставляют мыслить. Важна и воспитательная сторона. Игра требует от студентов сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение находить правильное решение, воспитывает чувство коллективизма, воодушевляет, обогащает впечатлениями.
Первые занимательные игры появились на моих занятиях благодаря книге В. В. Волиной «Занимательное азбуковедение». Так, изучая раздел «Фонетика», студенты стали отгадывать шарады, кроссворды, ребусы, анаграммы.
Анаграммы
Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке.
Атлас (салат) Адрес (среда)
Шарады
С твёрдым л я на стене,
Книга, например, на мне,
Но как только л смягчите,
Сразу в танец превратите.
(Полка-полька)
Также использую задания:
1..Из слова вынуть фонему, чтобы получились новое слово.
Горсть-гость, беда-еда, экран-кран и т.д.
2.Добавить по фонеме, что бы получилось новое слово.
Роза-гроза, дар - удар.
3.Заменить фонему.
Корж-морж, лапка-шапка.
На занятиях по разделу «Словообразование» студенты знакомятся с грамматической арифметикой.
Например:
До + зарытые в земле ценности=? (Доклад)
Кар + знак препинания=? (Карточка)
С+ место стоянки судов=? (Спорт)
Нравится студентам игра «Кто больше составит слов?» ( Берём исходное слово и составляем новые слова на каждую букву.)
Играем в игру «Эрудит». (Заранее подбираю исходный материал и пишу на листах бумаги корни, суффиксы, приставки, окончания .Складываю их, перемешивая, в одну коробку. Студент выбирает одну часть слова и составляет с этой частью новые слова. Форма листа говорит о том, какая используется часть слова.)
-Н-
-К-
-кос-
-гар-
Пре -пре
-ая
-ое
Устраиваем соревнования. У доски 3 ученика, кто придумает больше слов, образованных одним из способов.
Приставочный | Суффиксальный | Сложение |
|
|
|
Пишем творческие диктанты на замену.
Комната для гостей--------гостиная
Напиток из клюквы ------- клюквенный
Комната, где делают операции--------операционная
Особенно интересными бывают занятия по « Лексике » и « Фразеологии ». На них я использую следующие игры:
1. Даю перечень слов, а учащиеся систематизируют их по разделам.
Например: математика, история, слова, относящиеся к медицине, искусству и т.д.
2.Творческие диктанты: «Кто такой? Что такое?»
Группа морских островов ------------Архипелаг
Руководитель предприятия или учебного заведения------Директор
Изучая «Фразеологию», даю различные фразеологизмы, а студенты распределяют их по темам ( фольклор, история, медицина и т.д.) Прошу заменить фразеологизм одним словом или дописать его.
Также использую на занятиях задания типа:
1. Изменить предложение, превратить его в простое или сложное.
2. Упражнения с взаимопроверкой.
3. Задание одногруппнику.
4. «Не поддавайся!» ( Представитель одной команды выполняет задания, предлагаемые членами другой команды.)
На уроках литературы провожу: литературные диктанты; театры – экспромты (студенты получают карточки с именами героев, и разыгрываю сценку); отгадываем литературных героев по его внешности, поступкам, фразам; устраиваем соревнования (кто больше найдёт в тексте черт характера героя, пословиц, поговорок).
Познавательные игры - это специально созданные ситуации, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс, развивая у студентов воображение, внимательность, настойчивость, творческие способности, формируя ключевые компетенции.