12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
елена17
3

Дифференцированный подход на уроках русского языка



​​​​​​​
Мастер -класс
PPTX / 10.81 Мб

Мастер - класс:
«Дифференцированный подход на уроках русского языка в начальных классах»
Автор:
Нейзман Елена Валериевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №44
г. Томска

Оглавление:

1. Актуальность темы.

2. Дифференцированный подход.

3.Главные задачи

4. Критерии деления на группы.

5. Этапы дифференцированного подхода.

6. Дифференцированный подход на этапах урока.

7. Формы заданий.

8. Примеры дифференцированного подхода на уроках русского языка

9. Литература.


В каждом человеке - солнце.

Только дайте ему светить.

Сократ

(Слайд 2) Актуальность темы

В современном мире от учащихся требуется коммуникабельность, высокая степень познавательности, целеустремленность. Но важнее всего то, что дети должны быстро уметь ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в обществе.

Уровень познавательной деятельности у учащихся разный. Каждый педагог должен найти подход к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные способности возможности.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарта второго поколения (ФГОС). Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии урок остаётся главной формой организации учебного процесса.

Для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным.

Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации, одной из которой является дифференцированный подход.


(Слайд 3) Дифференцированный подход

Дифференцированный (от лат. — defferentia —разность, различие) подход-это средство для развития личности ученика, которое способствует успешному усвоению каждым учеником учебной программы.

Дифференцированный подход - это целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей. Группы выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся. Дифференцированный подход позволяет разрабатывать методы обучения не для каждого ребенка в отдельности, что невозможно для школы, а для определенных категорий учащихся. Дифференцированный подход помогает раскрыть и увидеть тот «свет», который пробивается изнутри каждого ребенка, учитывая его индивидуальность, способность, потребность и интерес изучению материала.

Такой подход обеспечивает прочность усвоения материала, помогает в осуществлении принципов доступности, систематичности, индивидуального подхода в рамках общеклассной работы; в этом смысле дифференцированный подход эффективен на всех ступенях обучения.


(Слайд 4) Главные задачи

Одной из главных задач педагога на уроке: подготовить детей к будущей жизни.

Очень важными задачами дифференцированного подхода являются: помощь «слабому» ученику и развитие способностей «сильного». У детей с низким уровнем познавательной деятельности должна повышаться самооценка. У детей с высоким и средним уровнем познавательной деятельности должны развиваться ученические навыки.


(Слайд 5) Критерии деления на группы.

Каковы же основные критерии деления учеников на группы, которые целесообразно использовать в начальных классах?

1)Первая группа комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, а также я включила сюда и учащихся со средними учебными возможностями и высоким уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы главным является организация обучения в соответствующем темпе. Существенным моментом является ориентация на самостоятельность учащихся.

2) Вторую группу комплектую из учащихся со средними показателями успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным для меня является работа по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизация школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.

3) Третью группу составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам.

Наибольших усилий требует работа со школьниками третьей группы. Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся этой группы предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в обучении внутри самой группы.

Критерий определяет степень сформированности различных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности.


(Слайд 6) Этапы дифференцированного подхода.

Организация внутриклассной дифференциации включает в себя несколько этапов.

1)Определение критериев, по которым создаются группы учащихся для дифференцированной работы.

2)Проведение диагностики на основе выбранных критериев.

3)Распределение учащихся по группам с учетом результатов диагностики.

4)Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся.

5)Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.

6)Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может меняться состав группы и характер дифференцированных заданий.


(Слайд 7) Этапы урока

Дифференцированный подход в обучении можно осуществить на разных этапах урока: при проверке домашних заданий, при актуализации знаний для нового материала, при закреплении, повторении, самостоятельных работах.

На этапе закрепления и применения знаний и умений основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь больше всего находится возможностей для учета особенностей учащихся.

На начальном этапе закрепления 3-я подгруппа, чаще всего, своё упражнение делает с использованием комментированного объяснения под руководством учителя. При дальнейшей работе оказывается дозированная помощь (это могут быть памятки, пошаговые указания, теоретическая справка или указание на номер страницы, где можно найти эту справку, образец выполнения). Таким детям необходим максимум упражнений, во время выполнения которых они обращаются к вышеописанным схемам, алгоритмам, памяткам.

2-я и 1-я подгруппы также выполняют тренировочные упражнения, но для усвоения материала им необходим меньший объём таких заданий. Поэтому, чтобы не снижать активность учащихся, содействовать развитию познавательных способностей, предлагаю детям дополнительные упражнения. Эти задания носят самый разнообразный характер (на сравнение, сопоставление явлений, задания, требующие разнообразных вариантов решения).

(Слайд 8) Формы заданий

Форма предъявления дифференцированных заданий может быть различной: карточки, «подсказки», устные указания.

При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля учитель анализирует работы, определяет динамику развития учебных способностей учащихся. В соответствии с этим меняется состав групп и характер дифференцированных заданий.

Можно использовать следующие дифференцированные задания:

- по уровню трудности;

- по объему;

- по уровню творчества;

- по степени самостоятельности учащихся;

- по степени и характеру помощи учащимся;

- дифференциация заданий на различных этапах урока русского языка;

- дифференцированные домашние задания.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности предполагает либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных учеников.

Дифференциация заданий по объему учебного материала предполагает, что часть учащихся выполняет кроме основного задания еще и дополнительное. Дополнительное задание может быть однотипным, а может быть отличным от основного.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный или продуктивный (творческий). К репродуктивным заданиям относятся типовые упражнения. От учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений. К продуктивным относятся задания, отличающиеся от стандартных. Учащимся приходится применять знания в незнакомой ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие), создавать новый продукт.

С учетом этого на уроках русского языка мы используем следующие виды творческих заданий:

- задания на классификацию языкового материала;

- поиск «чужих ошибок»;

- исследовательские задания;

- самостоятельное составление заданий;

- «веселые» диктанты.

Дифференциация работы по степени самостоятельности проявляется на организационном уровне, а не на содержательном. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни делают это под руководством учителя, а другие – самостоятельно.

Дифференциация заданий по степени и характеру помощи учащимся предполагает оказание дозированной помощи: стимулирующей (учитель организует деятельность ученика, ободряет), направляющей (в виде «подсказок»), обучающей (учитель подробно анализирует предстоящую работу, намечает вместе с учеником план действий), явлений, задания, требующие разнообразных вариантов решения).


Примеры дифференцированного подхода на уроках русского языка

Слайд 9 1)Слого-звуковой анализ слова.

Слайд 10 2) Орфограммы ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Слайд 11 3)Антонимы.

Слайд 12 4)Составить предложение.

Слайд 13

1 группа

Задание 1

группа

текст

предмет

Творческое задание

1

Белка

Русский язык

Допиши стихотворение

Чудесница рыжая в лесу она живет,

Орешки собирает ... .



Задание 2

группа

текст

предмет

Творческое задание

1

Белка

Литературное чтение

Ответь на вопрос:

Как ты думаешь, что делает белка с орехами и что происходит потом?



2 Группа

Задание 1

группа

текст

предмет

задание

2

Белка

Русский язык

Подберите однокоренные слова к слову белка. Докажите, что эти слова однокоренные. Составьте словосочетания.



Задание 2

группа

текст

предмет

задание

2


Белка

Литературное чтение

Восстанови последовательность текста.

1.Житель елового леса.

2. Страшный враг.

3.Зверек-прелесть.

4.Гнездо белки.



3 группа

Задание 1

группа

текст

предмет

задание

3

Белка

Русский язык

Запишите слово «белка» под самодиктовку, разделите слово на слоги и для переноса.



Задание 2

группа

текст

предмет

задание

3

Белка

Литературное чтение

Найдите в тексте описание белочки. Прочитайте.



Положительные результаты дифференцированного подхода

Слайд 14

Учитель создает в своем классе благоприятный климат. Для этого нужно, чтобы обучение каждого ребенка проходило на уровне его возможностей и способностей. Развитие «сильных», повышение их познавательного уровня и подтягивание «слабых». Соблюдение этих правил дадут возможность учащимся повысить свою самооценку и появится интерес к учебному процессу.




Литература

1.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»

.-М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.

2.Бударный, А.А. Педагогическая энциклопедия / А.А. Бударный. – М., 1965. – т.2.

3. Яковлева Е. В, Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками. - Начальная школа, 2004, №5.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.