Программа внеурочной деятельности эколого-биологического направления «Почемучки»
Программа
внеурочной деятельности
эколого-биологического направления
«Почемучки».
Для учащихся начальных классов.
Срок реализации: 2 года
Подготовила: Головина Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
МКОУ БГО Губарёвской СОШ
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности эколого-биологического направления «Почемучки» разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок» в соответствии:
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Программа работы объединения строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, общение с представителями растительного и животного мира.
Содержание познавательного блока занятий объединения составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными знаниями дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Тематика занятий во многом определяется сезоном года.
Каждое занятие состоит из двух частей:
Первая, из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранительных и нравственных понятий, а также коррекция, развитие экологических установок личности, преодоление антропологического прагматического отношения к природным объектам. Вторая - вносит элемент занимательности, повышая активность ребенка. Это конкурсы, викторины, мини-спектакли, загадки, рисование по теме.
Цель программы: развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формирование у учащихся элементов экологической культуры.
Задачи программы:
Обучающие:
Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе природоведения, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать культуру поведения в природе.
Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
формирование исследовательских навыков;
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
участие в практической деятельности по охране природы
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы эколого-биологического объединения «Почемучки» — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий должна быть включена информация о состоянии природы родного села, города и области.
Актуальность программы
Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни.
Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные -будем охранять леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, Зверям - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит охранять Родину.
М.М. Пришвин.
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Для успешного решения этой задачи недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.
В связи с этим экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.
Сроки реализации программы: Программа эколого-биологического объединения “Почемучки” разработана для детей 8-10 лет и рассчитана на два года, 68 занятий (1 ч в неделю).
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой, наблюдение, а так же описание, коллекционирование, фотосъемка в природе, подготовка индивидуальных проектов, участие в мероприятиях по экологии, в викторинах, участие в природоохранных акциях.
Методы контроля: доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.
Для того чтобы занятия объединения были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
•. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Почемучка»
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;
трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
Содержание программы.
Содержание программы внеурочной деятельности «Почемучка» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).
Первый год обучения.
Раздел I. Введение в экологию.
Тема №1. Что такое экология?
Экология - наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой, влияние человека на окружающую среду (греческ. "экос" - дом, "логос" - учение).
Сущность и значение экологии. Простейшие экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.
Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края.
Экскурсия в природу.
Тема №2. Природа, красота явлений природы.
Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца. Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи, ураганы. Электричество в воздухе: молнии.
Полярное сияние - одно из чудес природы. Семицветная арка. Восход и закат солнца. Лавины.
Конкурс рисунков на тему «Осень»;
Проведение праздника «Осенний марафон»
Раздел II. Неживая и живая природа. Путешествие по карте.
Тема №3. Секреты неживой природы.
Камни, песок, воздух, вода, почва. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра - это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.
Практическая работа (деятельность) - опыты с водой (живая вода, вода под микроскопом);
Ищем на карте пещеры, водопады - фото (или картинки)
Тема №4 Флора и фауна.
Растения разведчики недр. Зелёные кладоискатели. Многообразие растений на Земле, их предназначение. Растения в разные сезоны года. Водные растения, лекарственные и ядовитые растения. Растения паразиты и растения хищники. Удивительное в жизни растений.
Комнатные растения. Общие правила ухода за растениями. Деревья и кустарники, произрастающие в Воронежской области. Охрана растений Воронежской области.
Грибы съедобные и ядовитые. Грибы-паразиты.
Многообразие животного мира. Кто из животных самый быстрый? Какое животное живёт дольше всех? Почему льва называют царём зверей? Когда были одомашнены собаки? Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные ритуалы). Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов).
Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума.
Птицы их красота и разнообразие. Как птицы находят путь домой? Почему сову называют мудрой? Какая из летающих птиц самая большая? А какая самая маленькая? Почему поют птицы? Изучение разнообразия птиц, зверей, рыб родного края.
Домашние животные их виды и приносимая человеку польза
Практическая деятельность:
Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами.
Работа с определителем растений.
Экскурсия в лес, на речку.
Акции «Покорми птиц»
Изготовление кормушек, заготовка корма для птиц.
Видеосъемки на разные сюжеты.
Творческая работа «Самое удивительное животные»
Составление Красной книги животных и растений нашей местности.
Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.
Исследование : влияние освещенности на комнатные растения.
Просмотр видеофильмов.
Раздел III. Человек и природа.
Тема №5 От динозавров до человека.
Как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.
Конкурс рисунков или лепка из пластилина.
Создание альбома «Виды динозавров»
Тема №6. «100 вопросов о человеческом организме»
Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны? Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание крови? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (неправильное питание, не делаем зарядку и т.д.).
• Правила здорового образа жизни.
Оказание первой помощи.
Тема №7. Загадки космоса.
Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах? Созвездия и галактики. Что такое Млечный Путь? Что такое падающие звёзды? Что такое комета? Почему астрономы полагают, что на Марсе может быть жизнь? Загадки НЛО.
Творческая работа «Мое путешествие в космос»
Раздел IV. Досуговая деятельность.
Экологический театр (инсценировки эколог. сказок), КВНы, викторины, игры т.д.
Итоги работы объединения подводятся после каждого тематического изучения, которые принято заканчивать общественно полезными работами, природоохранительными акциями, конференциями, “Днем птиц”, “Днем Нептуна”, субботниками, пропагандой экологических знаний среди школьников; изготовлением стенгазет, коллажей, альманахов и т.п.
Учебно - тематический план первого года обучения (34 ч)
Тема |
Всего часов |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические |
Экскурсии |
||
Введение. Что такое экология? |
2 |
1 |
- |
- |
Природа, красота явлений природы. |
3 |
2 |
1
|
1 |
Секреты неживой природы. |
6 |
4
|
2
|
- |
Флора и фауна. |
10 |
4 |
5 |
1 |
От динозавров до человека. |
2 |
1 |
1 |
- |
Загадки космоса. |
2 |
1 |
1 |
- |
100 вопросов о человеческом организме. |
5 |
3 |
2 |
- |
Досуговая деятельность |
4 |
|
|
|
Итого : |
34 |
|
|
|
Второй год обучения.
Раздел I. Введение в экологию.
Тема №1. Что такое экология?
История возникновения и развития экологии
Сущность и значение экологии. Простейшие экологические связи.
Тема №2 Голубая планета Земля.
Как изучают прошлое Земли. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты
Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Стадии развития земли. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Древние материки. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.
Работа с картой и глобусом.
Тема №3 Лес - многоэтажный дом .
Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.
• Практическая работа (деятельность) - Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора.
Сбор материала для гербария и изготовление.
Определение типа леса в нашей местности.
Проект «Мое дерево»
Разработка экологической тропы, сезонные наблюдения за животным и растительным миром на экологической тропе.
Раздел II. Неживая и живая природа. Путешествие по карте.
Тема №4 Удивительное в мире растений и животных.
Ознакомление с историей открытия удивительных растений. Экзотические растения.
Лекарственные растения нашей местности.
Необычное применение распространенных растений (салат из одуванчиков, чай)
Ознакомление с историей открытия удивительных животных
Охраняемые растения и животные.
Жизнь насекомых. Жуки. Роль насекомых в природе. Интересные факты о насекомых
Практическая деятельность:
Работа с гербарием.
Видеосъемки на разные сюжеты.
Творческая работа «Самое удивительное животные»
Составление Красной книги животных и растений нашей местности
Просмотр видеофильмов.
Экскурсия в лес, на речку.
Работа с определителем растений.
Тема №5. Есть ли жизнь в Арктической пустыне?
Природа и животный мир Арктики.
Творческая композиция - Царство Снежной королевы (или формы снежинок)
Просмотр видеофильма.
Тема №6. Горячее солнце пустыни.
Природа и животные пустыни.
Просмотр видеофильмов.
Тема №7. Планете имя - Океан. Океан – моря – озера - реки.
Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги -плавающие ледяные горы.
• Творческая работа - коллективная работа “Подводный замок”
Ищем на карте океаны и моря. Фотографии путешествий на моря, реки, озера - отмечаем на карте.
Экскурсия на речку. Просмотр видеофильма о касатках и дельфинах;
Раздел III. Человек и природа.
Тема №8 Человек - часть природы.
Загадка появления человека. Человек- животное, обладающее разумом.
Здоровье и экология. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Отношение человека к окружающей среде.
Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения среды на здоровье (очистка воды бытовым фильтром и т.д.)
Экология жилища человека.
Правила личной экологической безопасности.
Вредные привычки (неправильное питание, не делаем зарядку и т.д.).
• Правила здорового образа жизни.
Оказание первой помощи.
Тема №9. Человек изменяет Землю.
Экологические катастрофы. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа. Примеры экологических катастроф.
Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле. “Зелёные”- чем занимается и что пропагандирует данная организация. Способы охраны природы.
Практическая деятельность:
Заочное путешествие в заповедники нашей области.
Собираем материал - фотографии «Наше село: красивое и безобразное»
Изготовление памяток, условных экологических знаков.
Работа в библиотеке. Создание списка книг о природе.
Загадка появления человека. Человек- животное, обладающее разумом.
Раздел IV. Досуговая деятельность.
Учебно - тематический план второго года обучения (34 ч)
Тема |
Всего часов |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические |
Экскурсии |
||
Введение. История возникновения и развития экологии. |
2 |
2 |
- |
- |
Голубая планета Земля. |
2 |
2 |
- |
-- |
Лес –многоэтажный дом. |
5 |
2 |
2 |
1 |
Удивительное в мире растений и животных. |
8 |
3 |
3 |
2 |
Есть ли жизнь в Арктической пустыне? |
1 |
1 |
- |
- |
Горячее солнце пустыни. |
1 |
1 |
- |
- |
Планете имя-океан. |
4 |
2 |
1 |
1 |
Человек – часть природы.. |
3 |
2 |
1 |
|
Человек изменяет Землю. |
4 |
2 |
2 |
|
Досуговая деятельность |
4 |
- |
- |
- |
Итого :
|
34 |
|
|
|
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся будут знать:
связь между человеком и природой;
экологическую ситуацию в своем городе, селе;
исчезающие растения и животные своей местности;
правила поведения в природе;
некоторые особенности природы своего края;
значение природы для человека;
группы растений и животных.
Учащиеся будут уметь:
работать со справочной литературой;
вести наблюдения в природе;
выполнять правила поведения в природе;
оформлять результаты своей деятельности;
различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
выполнять правила личной гигиены;
различать изученные растения, животных;
подкармливать птиц в простейших кормушках;
ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Учащиеся будут воспитывать в себе:
любознательность;
усидчивость;
коммуникабельность;
организованность;
ответственность.
Примерный список литературы для учащихся:
Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П “Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
Журнал «Начальная школа»
Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999
География для младших школьников. /Под ред. Н.В.Нечаевой. Корпорация «Федоров», 1996
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. — М.: Просвещение, 1998 (и последующие издания);
Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. — М.Просвещение, 1994 (и последующие издания);
Плешаков А.А. Атлас. Окружающий мир. 1-4 классы. М.: «АСТ-ПРЕСС школа», 2004 (и последующие издания).
Полный школьный курс. 1-4 класс. Справочное пособие.- СПб: ИГ «Весь», 2009
Энциклопедия животных. М.:Изд.Эксмо,2004
Причуды природы./ И.Акимушкин/М,1992
Почемучка./ А.Дитрих, Г. Юрмин. Москва. «Педагогика»,1990
Чудеса природы./ Под ред. Я. Мартынова.- М. Мир энциклопедий Аванта. Астрель.,2007
Большой универсальный атлас мира./ Д.О. Хвостова.- М.:ОЛМА Медиа Групп, 2009
БЭ «Кирилл иМефодий»
Примерное тематическое планирование занятий (первый год)
№ |
Раздел |
Тема |
Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения |
|
Кол-во часов |
||||
Теория |
практика |
экскурсии |
|||||||
1 |
Введение. Что такое экология? (2 ч) |
1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»? |
Беседа «Экология – наука о нашем общем доме» Игра «Почемучки» Беседа «Как задавать вопросы и где найти ответы на них». Знакомство со справочной литературой, другими источниками информации Что такое тема исследования? Как выбрать тему исследования? Игра на развитие наблюдательности.
|
1 |
- |
- |
|||
2. Веселое путешествие в природу |
Беседа «Невидимые нити в природе», Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Выдвижение идеи (мозговой штурм). Формулировка предположения. Сбор необходимой информации в ходе экскурсии, представление её виде схемы, рисунка |
- |
- |
1 |
|||||
2 |
Природа, красота явлений природы. (3 ч)
|
Явления природы.
|
Беседа о явлениях природы (снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца). Просмотр слайдов. Викторина. |
2 |
- |
- |
|||
Красота природы. |
Красота природы в произведениях художников. Поэтов, писателей. Конкурс рисунков «Осень» Работа с «Уголком природы» |
|
1
|
- |
|||||
3 |
Объекты неживой природы. 6 ч
|
Тайны камней.
|
Практическая работа «Камень, как тебя зовут?» |
|
1
|
|
|||
Загадки янтаря, жемчуга. Алмаз
|
Беседа о минералах, драгоценных камнях. Кто такие ювелиры?
|
1
|
|
|
|||||
Обычная вода, но это интересно!
|
Беседа «Вода – источник жизни» Опыты с водой. |
1
|
|
|
|||||
Практическая работа «Вода под микроскопом» |
|
1 |
|
||||||
Хранилища воды на Земле.
|
Беседа об озерах, реках, ледниках. Просмотр слайдов «Планета» Байкал. |
1
|
|
|
|||||
Красота и величие гор. Мир пещер.
|
Беседа о горах, пещерах. Работа с картой. |
1 |
|
|
|||||
Тайны планет. |
Беседа о планетах Солнечной системы. О загадках Луны. |
|
|
|
|||||
4 |
От динозавров до человека. (2 ч)
|
Как возникли и почему вымерли динозавры.
Проект |
Беседа о видах динозавров, об экологической катастрофе, приведшей к исчезновению динозавров. Просмотр отрывка из мультфильма «Динозавр» |
1
|
|
- |
|||
Конкурс рисунков или лепка из пластилина. (или) Создание альбома «Виды динозавров»
|
|
1 |
|
||||||
5 |
Объекты живой природы. 10 ч |
Многообразие растений на Земле, их предназначение. Растения в разные сезоны года. |
Знакомство с интересными представителями групп растений. Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов. Растения нашей местности Интересные представители флоры. |
1
|
|
|
|||
Условия жизни растений. Комнатные растения. Общие правила ухода за растениями. Запуск проекта |
Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями. Исследование: влияние освещенности на комнатные растения. Опыт с проращиванием семян. |
|
1 |
|
|||||
Многообразие животного мира |
Знакомство с интересными фактами из жизни животных. |
1 |
|
|
|||||
Молчаливые соседи. |
Беседа о домашних животных. Проект «Мой друг»
|
1 |
1 |
|
|||||
Растения и животные нашего края.
|
Экскурсия в природу. Видеосюжеты на разные темы.
|
|
|
1 |
|||||
Работа с атласом-определителем растений и животных. Работа с «Уголком природы» |
|
1 |
|
||||||
Создание Красной книги нашей местности. |
|
1 |
|
||||||
Птицы их красота и разнообразие. |
Беседа о разнообразии птиц. Просмотр слайдов. Птицы нашей местности. |
1 |
|
|
|||||
Экологическая акция «Поможем птицам!» |
Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки» |
|
1 |
|
|||||
6 |
Загадки космоса. 2 ч |
Тайны вселенной. |
Беседа «Есть ли жизнь на других планетах?», «Что такое НЛО?» |
1 |
|
- |
|||
|
Творческая работа «Мое путешествие в космос» Работа с литературой. |
|
1 |
|
|||||
7 |
Человеческий организм. 5 ч |
Человеческий организм. |
Беседы «100 почему о человеке?»
|
2 |
|
- |
|||
О вредных привычках. |
Беседа о вреде никотина на здоровье нашего организма. Ресурсный круг «Вредные привычки по отношению к окружающей нас природе |
1 |
|
|
|||||
Правила здорового образа жизни. «Акция «нет- вредным привычкам!» |
|
1 |
|
||||||
|
Оказание первой помощи.
|
|
1 |
|
|||||
8 |
Досуговая деятельность 4 ч |
В гостях у осени |
Экологический праздник |
октябрь |
|||||
«Зимняя прогулка» |
Игра-путешествие по станциям «В гостях у Непоседушки», «Вечный лес», «Снежная азбука», «Трудимся зимой» |
январь |
|||||||
1апреля- Международный день птиц. |
КВН «Знатоки птиц!» Выставка поделок из пластилина и бросового материала. |
апрель |
|||||||
|
|
Экологический проект «Моё дерево» |
Посадка саженцев деревьев в своем дворе, около дома. |
май |
Примерное тематическое планирование занятий (второй год)
№ |
Раздел |
Тема |
Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения |
|
Кол-во часов |
|||
Теория |
практика |
экс |
||||||
1 |
Введение. Что такое экология? (2 ч) |
Вводное занятие. История возникновения и развития экологии |
Сущность и значение экологии. Простейшие экологические связи. |
1 |
|
- |
||
|
Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края. Составление моделей экологических связей. |
|
1 |
|
||||
2 |
Голубая планета Земля. 2 ч
|
История, испытания и изменение облика планеты
|
Ознакомление с некоторыми теориями происхождения жизни на Земле. Древние материки. Индивидуальные сообщения на тему «Географические открытия в древности.» |
1 |
- |
- |
||
Земля и Солнце. |
Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений. Шесть материков земного шара Работа с картой и глобусом. Просмотр презентации. |
|
1
|
- |
||||
3 |
Лес –многоэтажный дом. 5 ч |
Типы лесов. |
Беседа о разных типах лесов, растениях, формирующих лес. Викторина. |
1
|
|
|
||
Леса-лёгкие Земли |
Беседа о значении лесов для всего живого. Правила поведения в лесу. |
1
|
|
|
||||
Экскурсия в лес |
Определение типа леса в нашей местности Сбор материала для гербария и изготовление.
|
|
|
1
|
||||
Акция «Помоги лесу!» |
Очистка леса от мусора. |
|
1 |
|
||||
Экологическая тропа. |
Разработка экологической тропы, сезонные наблюдения за животным и растительным миром на экологической тропе. |
|
1 |
|
||||
Проект «Мое дерево» |
Посадка и уход за деревом или кустарником. |
самостоятельно |
||||||
4 |
Многообразие животных и растений. 8 ч
|
Загадки растений. |
Ознакомление с историей открытия удивительных растений. Экзотические растения. Просмотр слайдов. |
1 |
|
|
||
Лекарственные растения. |
Ознакомление с лекарственными растения нашей местности. Рассматривание гербария. Необычное применение распространенных растений (салат из одуванчиков, чай) Практическая работа «Изготовление лечебного средства». |
|
1 |
|
||||
Тайны животных |
Ознакомление с историей открытия удивительных животных. Просмотр видеосюжетов. Разгадывание кроссвордов. |
1 |
|
|
||||
Охрана растений и животных. |
Охраняемые растения и животные. Продолжение работы над Красной книгой нашей местности. |
|
1 |
|
||||
|
Викторина «Знакомые незнакомцы». Творческая работа об одном лесном жителе. |
|
1 |
|
||||
Экологическая тропа. |
Наблюдение за растениями и животными. Видеосъемка на разные сюжеты. |
|
|
1 |
||||
Жизнь насекомых. |
Жуки. Роль насекомых в природе. Интересные факты о насекомых (муравьи) Рассматривание коллекции насекомых. |
1 |
|
|
||||
|
Экскурсия в природу. |
Знакомство с местной фауной. Исследование «Влияние на жизнь растений деятельности человека» (на примере сосны) |
|
|
1 |
|||
5 |
Есть ли жизнь в Арктической пустыне? 1 ч |
Природа и животный мир Арктики.
|
Беседа Творческая композиция - Царство Снежной королевы Просмотр видеофильма об Арктике. |
1 |
|
|
||
6 |
Горячее солнце пустыни. 1 ч |
Природа и животные пустыни |
Просмотр видеофильмов о пустыне. Беседа о природе и животном мире пустынь. |
1 |
|
|
||
7 |
Планете имя-океан. Океан – моря – озера - реки. 4 ч |
Путешествие в темные глубины. |
Жизнь в морях и океанах . Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Просмотр видеофильма о касатках и дельфинах;
|
1 |
|
|
||
Куда текут океанские воды |
Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги – плавающие ледяные горы. |
1 |
|
|
||||
Творческая работа -
|
Коллективная работа “Подводный замок” |
|
1 |
|
||||
Экскурсия на речку. |
Куда несет свои воды река Хопер? |
|
|
1 |
||||
8
9 |
Человеческий организм. Место человека в природе. 4 ч
|
Человек - часть природы. |
Загадка появления человека. Человек- животное, обладающее разумом. Игра «Почемучка» |
1 |
|
|
||
Человек и экология. Здоровье. |
Беседы на темы: Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Отношение человека к окружающей среде Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (очистка воды бытовым фильтром и т.д.) Экология жилища человека. Правила личной экологической безопасности. |
1 |
|
|
||||
Экология питания.
|
Выращивание лука в домашних условиях. Посадка лука в классе. Уход за ним. |
|
1 |
|
||||
Первая помощь. |
Практическая работа. |
|
1 |
|
||||
Человек изменяет Землю. 4ч |
Экологические катастрофы |
Обсуждение примеров экологических катастроф. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Просмотр слайдов. |
1 |
|
|
|||
Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа» |
|
|
|
|||||
Способы охраны природы. |
Как охраняют природу. Создание заповедников, заказников, ботанических садов и т. д. |
1 |
|
|
||||
Заповедники Воронежской области. |
Заочное путешествие по заповедникам Воронежской области. Примеры спасения животных от вымирания. |
|
1 |
|
||||
|
|
Изготовление памяток, условных экологических знаков. Викторина «Правила поведения в природе» |
|
1 |
|
|||
10 |
Досуговая деятельность 4 ч |
В гостях у осени |
Экологический праздник |
октябрь |
||||
Экологический театр |
Инсценирование экологических сказок. |
январь |
||||||
«Будь здоров!» |
Игра-путешествие по городу Здоровейску. |
март |
||||||
Праздник друзей природы |
Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала. |
май |
Материально-техническое обеспечение Книгопечатная продукция |
1. Примерная ООП образовательного учреждения. Начальная школа./Сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010 2. Программы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок».- М.: Просвещение, 2011 3. Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011 |
Печатные пособия демонстрационные и справочные |
Карты « Природные зоны», «Политическая карта мира», «Физическая карта России» Коллекции: Полезные ископаемые. «Гранит и его составные части», «Известняк и его виды», « Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников» Гербарий растений для начальных классов с электронным приложением. «Шерсть», «Шелк», «Хлопок», «Лён» Демонстрационный материал и оборудование Таблицы демонстрационные. 2 класс. М.: «Экзамен» Таблицы. ОБЖ. Безопасное поведение школьников. М. «Экзамен» Таблицы по природоведению. 1-4 классы. М. «Эдустронг» Микроскоп цифровой. Термометр водный. Теллурий. Компасы Модель - аппликация « Природные зоны» Глобус. Набор фото «Комнатные растения», «Эти удивительные растения» Набор муляжей овощей и фруктов. Модель часов. Дидактическое лото «Растения». |
Справочные пособия.: Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. — М.: Просвещение Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. — М.Просвещение Плешаков А.А. Атлас. Окружающий мир. 1-4 классы. М.: «АСТ-ПРЕСС школа» «135 уроков здоровья» Л.А. Обухова Полный школьный курс. 1-4 класс. Справочное пособие.- СПб: ИГ «Весь» Новейший справочник школьника. CD-диск. 1-4 кл. Санкт-Петербург «Весь» Олимпиадные задания. О.Н. Пупышева. М. :ВАКО |
Технические средства обучения |
Компьютер Мультимедийный проектор Интерактивная доска Магнитная доска. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Сканер. Принтер Фотокамера цифровая |
Экранно-звуковые пособия |
СD-диски: «Окружающий мир» 2-4 класс (Уроки КиМ), Наглядное пособие для интерактивных досок по окружающему миру. 2 класс. М. «Экзамен» Электронное приложение к учебнику А.А. Плешаков. Окружающий мир 1, 2, 3, 4 классы Видеофильмы: «Живая природа » (для 1-3 классов), « Анатомия для детей» Презентации на различных носителях. |