Конспект урока «Эмоции человека. Саморегуляция его эмоционального состояния и поведения»
«Эмоции человека. Саморегуляция его эмоционального состояния и поведения»
Цель: Формирование навыков совладения с эмоциями, работа с отрицательным эмоциональным состоянием.
Задачи:
расширить компетентность воспитанников в области знаний о видах эмоций, определить их роль в жизни человека и их влияние на общее состояние;
обсудить эмоции переживаемые воспитанниками;
выявить спектр способов проявления эмоций;
обсудить влияние эмоции гнева на состояние и поведение человека;
выработать стратегии совладания с гневом.
Методы, средства и формы психолого-педагогического обучения:
лекция;
обсуждение в группе;
самодиагностика;
метод подкреплений (бихевиоральный подход).
Методическое оборудование: подготовленные бланки для заполнения (Приложение к уроку 7).
Участники: психолог и учащиеся классов общеобразовательной школы воспитательной колонии.
К о н с п е к т
Организационный момент (3-5 мин.).
Приветствие.
Представление.
Организация обучения. Цель и задачи урока (расширить представления о видах эмоций, определить их роль в жизни человека, влияние на общее состояние, выработать способы управления гневом).
Особенности оценки качества работы на уроках (награждение символическими жетонами, индивидуальное и групповое поощрение по итогам работы в течение месяца).
2. Введение в тему (5-7 мин.).
2.1.Б е с е д а о з н а ч е н и и э м о ц и й в ж и з н и ч е л о в е к а.
Воспитанникам предлагается самим попытаться сформулировать определение того, что такое эмоции, а также перечислить известные им. Названные эмоции записываются на доске.
- Итак, все вы из личного опыта знаете, что такое эмоции и какие из них вы переживаете чаще, какие реже. Эмоции могут быть приятными для нас, положительными: радость, любовь, благоговение или не приятными, отрицательными: печаль, страх, гнев, отвращение, разочарование. Вообще, что бы мы ни делали, наша деятельность всегда сопровождается теми или иными эмоциями, просто человек может не обращать на них внимания: либо они слабо выражены, либо человек не склонен к оценке и анализу своего эмоционального состояния.
- Эмоции отражают наше отношение к людям, их поступкам, событиям, с помощью эмоций мы общаемся с миром. Эмоции могут сильно влиять на наше поведение, так как любое живое существо стремится повторно оказаться в ситуации, где оно испытало позитивные эмоции, где ему было хорошо, и наоборот, избегает ситуаций, в которых ему было плохо, страшно. По тому, насколько сильные эмоции мы переживаем относительно какого-либо события или человека можно определить, насколько они для нас личностно значимы, важны и ценны.
- Страсти, чувства, настроение, стресс, непосредственно эмоции – это все основные виды эмоциональных состояний и переживаний.
- Итак, мы выяснили, что спектр эмоций весьма велик, и в разные моменты своей жизни все мы переживаем разные чувства. Каким же еще образом эмоции могут влиять на наш организм? А самым прямым - сильные эмоции связаны с целым рядом различных изменений, которые происходят в нашем организме.
- Вспомните, когда вы в последний раз испытывали какие-нибудь сильные чувства. Назовите их.
- Что происходит с организмом в этот момент? (Изменяется ритм дыхания, учащается, или наоборот, замедляется сердцебиение, покраснение или побледнение кожи). Все это говорит о том, что в нашем организме происходят различные химические изменения.
- Как вы думаете, как влияют на наше поведение эмоции: положительные? (Повышают работоспособность, снижают утомляемость человека, поднимают жизненный тонус всего организма в целом).
- Отрицательные эмоции? (Снижают психическую активность человека, ведут к значительному ухудшению его деятельности, падению трудоспособности).
Существует предположение, согласно которому, даже многие болезни появляются тогда, когда человек длительное время испытывает одно и то же негативное состояние, переживание. Так, например, частые ангины и болезни горла в данном случае связывают с тем, что человек долгое время не мог высказывать свое мнение, он был вынужден молчать, оставлять без ответа какие-то события или высказывания других людей. Таким образом, организм иносказательно, через болезнь соответствующего органа, дает понять человеку, в чем состоит его психологическая проблема, что ему мешает на данный момент.
3. Основная часть (20 мин.).
3.1. О п р е д е л е н и е п о н я т и я « э м о ц и и и ».
Озвучивается данное определение эмоций, а также дополняется их список.
3.2. П р и е м ы р е г у л я ц и и э м о ц и о н а л ь н о г о с о с т о я н и я и п о в е д е н и я (р а б о т а с г н е в о м ).
- Теперь, когда мы разобрались с тем, что же такое эмоции и какую роль они играют в нашей жизни, стало понятно, почему так важно уметь регулировать свое эмоциональное состояние.
- Способы, которыми это можно сделать, практически одинаковы для всех эмоций. По этому я предлагаю разобрать для примера такую сильную эмоцию, которую, я думаю, каждый испытывал хотя бы раз – эта эмоция гнева.
Для анализа данной эмоции предлагаю воспользоваться бланками для заполнения. Сначала вы выполните эту работу индивидуально, а затем мы обсудим ваши ответы (Приложение к уроку 7).
3.2. О б с у ж д е н и е р е з у л ь т а т о в.
- Теперь, давайте, по очереди разберем ответы на вопросы в бланке (прорабатывается каждый пункт бланка поочередно, при этом каждый из воспитанников озвучивает свой ответ, который записывается на доске).
- Таким образом, у нас получилась общая схема, из которой мы видим, как по-разному можно переживать чувство гнева, к чему оно может привести, и то, какими способами можно отвлечься, справиться с этим чувством. По сути, сегодня мы поделились своими вариантами совладания с гневом. Но те способы, которые Вы назвали (это может быть: «послушать музыку», «переключиться на другое дело», «подождать некоторое время, а затем обсудить данную проблему с кем-то» и т.п.), подходят не только для этого чувства, но и для других негативных эмоций, таких как печаль, страх.
Итогом обсуждения становится список наиболее эффективных способов совладания с эмоциями.
Заключение (3-5 мин.).
- Итак, сегодня мы вспомнили, какие различные эмоции могут испытывать люди, как они влияют на нас и в итоге, сформировали целый список способов совладания с эмоциями. В том случае, когда вы почувствуете, что эмоции мешают вам сосредоточиться на решении проблемы, отвлекают от какого-то важного дела, можно будет прибегнуть к подходящему для вас способу.
5. Подведение итогов (3 мин.).
Используемая литература:
Евтихов О. Практика психологического тренинга - «Речь», СПб, 2004.
Аллахвердова О.В., Иванова Е.Н., Карпенко А.Д. Пособие для начинающих тренеров в области коммуникации и разрешения конфликтов. С-Пб;2002.
Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.