12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Коновалова34
Россия, Алтайский край



«Эмоции человека. Саморегуляция его эмоционального состояния и поведения»

Цель: Формирование навыков совладения с эмоциями, работа с отрицательным эмоциональным состоянием.

Задачи:

расширить компетентность воспитанников в области знаний о видах эмоций, определить их роль в жизни человека и их влияние на общее состояние;

обсудить эмоции переживаемые воспитанниками;

выявить спектр способов проявления эмоций;

обсудить влияние эмоции гнева на состояние и поведение человека;

выработать стратегии совладания с гневом.

Методы, средства и формы психолого-педагогического обучения:

лекция;

обсуждение в группе;

самодиагностика;

метод подкреплений (бихевиоральный подход).

Методическое оборудование: подготовленные бланки для заполнения (Приложение к уроку 7).

Участники: психолог и учащиеся классов общеобразовательной школы воспитательной колонии.


К о н с п е к т


Организационный момент (3-5 мин.).

Приветствие.

Представление.

Организация обучения. Цель и задачи урока (расширить представления о видах эмоций, определить их роль в жизни человека, влияние на общее состояние, выработать способы управления гневом).

Особенности оценки качества работы на уроках (награждение символическими жетонами, индивидуальное и групповое поощрение по итогам работы в течение месяца).

2. Введение в тему (5-7 мин.).

2.1.Б е с е д а о з н а ч е н и и э м о ц и й в ж и з н и ч е л о в е к а.


Воспитанникам предлагается самим попытаться сформулировать определение того, что такое эмоции, а также перечислить известные им. Названные эмоции записываются на доске.

- Итак, все вы из личного опыта знаете, что такое эмоции и какие из них вы переживаете чаще, какие реже. Эмоции могут быть приятными для нас, положительными: радость, любовь, благоговение или не приятными, отрицательными: печаль, страх, гнев, отвращение, разочарование. Вообще, что бы мы ни делали, наша деятельность всегда сопровождается теми или иными эмоциями, просто человек может не обращать на них внимания: либо они слабо выражены, либо человек не склонен к оценке и анализу своего эмоционального состояния.

- Эмоции отражают наше отношение к людям, их поступкам, событиям, с помощью эмоций мы общаемся с миром. Эмоции могут сильно влиять на наше поведение, так как любое живое существо стремится повторно оказаться в ситуации, где оно испытало позитивные эмоции, где ему было хорошо, и наоборот, избегает ситуаций, в которых ему было плохо, страшно. По тому, насколько сильные эмоции мы переживаем относительно какого-либо события или человека можно определить, насколько они для нас личностно значимы, важны и ценны.

- Страсти, чувства, настроение, стресс, непосредственно эмоции – это все основные виды эмоциональных состояний и переживаний.

- Итак, мы выяснили, что спектр эмоций весьма велик, и в разные моменты своей жизни все мы переживаем разные чувства. Каким же еще образом эмоции могут влиять на наш организм? А самым прямым - сильные эмоции связаны с целым рядом различных изменений, которые происходят в нашем организме.

- Вспомните, когда вы в последний раз испытывали какие-нибудь сильные чувства. Назовите их.

- Что происходит с организмом в этот момент? (Изменяется ритм дыхания, учащается, или наоборот, замедляется сердцебиение, покраснение или побледнение кожи). Все это говорит о том, что в нашем организме происходят различные химические изменения.

- Как вы думаете, как влияют на наше поведение эмоции: положительные? (Повышают работоспособность, снижают утомляемость человека, поднимают жизненный тонус всего организма в целом).

- Отрицательные эмоции? (Снижают психическую активность человека, ведут к значительному ухудшению его деятельности, падению трудоспособности).

Существует предположение, согласно которому, даже многие болезни появляются тогда, когда человек длительное время испытывает одно и то же негативное состояние, переживание. Так, например, частые ангины и болезни горла в данном случае связывают с тем, что человек долгое время не мог высказывать свое мнение, он был вынужден молчать, оставлять без ответа какие-то события или высказывания других людей. Таким образом, организм иносказательно, через болезнь соответствующего органа, дает понять человеку, в чем состоит его психологическая проблема, что ему мешает на данный момент.


3. Основная часть (20 мин.).

3.1. О п р е д е л е н и е п о н я т и я « э м о ц и и и ».

Озвучивается данное определение эмоций, а также дополняется их список.


3.2. П р и е м ы р е г у л я ц и и э м о ц и о н а л ь н о г о с о с т о я н и я и п о в е д е н и я (р а б о т а с г н е в о м ).

- Теперь, когда мы разобрались с тем, что же такое эмоции и какую роль они играют в нашей жизни, стало понятно, почему так важно уметь регулировать свое эмоциональное состояние.

- Способы, которыми это можно сделать, практически одинаковы для всех эмоций. По этому я предлагаю разобрать для примера такую сильную эмоцию, которую, я думаю, каждый испытывал хотя бы раз – эта эмоция гнева.

Для анализа данной эмоции предлагаю воспользоваться бланками для заполнения. Сначала вы выполните эту работу индивидуально, а затем мы обсудим ваши ответы (Приложение к уроку 7).




3.2. О б с у ж д е н и е р е з у л ь т а т о в.

- Теперь, давайте, по очереди разберем ответы на вопросы в бланке (прорабатывается каждый пункт бланка поочередно, при этом каждый из воспитанников озвучивает свой ответ, который записывается на доске).

- Таким образом, у нас получилась общая схема, из которой мы видим, как по-разному можно переживать чувство гнева, к чему оно может привести, и то, какими способами можно отвлечься, справиться с этим чувством. По сути, сегодня мы поделились своими вариантами совладания с гневом. Но те способы, которые Вы назвали (это может быть: «послушать музыку», «переключиться на другое дело», «подождать некоторое время, а затем обсудить данную проблему с кем-то» и т.п.), подходят не только для этого чувства, но и для других негативных эмоций, таких как печаль, страх.

Итогом обсуждения становится список наиболее эффективных способов совладания с эмоциями.



Заключение (3-5 мин.).

- Итак, сегодня мы вспомнили, какие различные эмоции могут испытывать люди, как они влияют на нас и в итоге, сформировали целый список способов совладания с эмоциями. В том случае, когда вы почувствуете, что эмоции мешают вам сосредоточиться на решении проблемы, отвлекают от какого-то важного дела, можно будет прибегнуть к подходящему для вас способу.


5. Подведение итогов (3 мин.).


Используемая литература:


Евтихов О. Практика психологического тренинга - «Речь», СПб, 2004.

Аллахвердова О.В., Иванова Е.Н., Карпенко А.Д. Пособие для начинающих тренеров в области коммуникации и разрешения конфликтов. С-Пб;2002.

Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.