12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вьюкова Виктория Викторовна39
Россия, Татарстан респ., Нижнекамск
1

Мастер-класс на тему «Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка как условие успешного достижения планируемых УУД»

Мастер – класс по теме

«Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка как условие успешного достижения планируемых УУД».

 

Цель - показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром.

Задачи:

- Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;

- Дать определение понятия эмоции;

- Научить понимать эмоциональное состояние детей;

- Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению игровых технологий.

 

Ход мастер – класса:

 

Слайд 1

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня в этот день посвященный творчеству У Шекспира хотелось бы преподнести вам небольшие сувениры.

 

- Это Вам, это Вам, это Вам хотя нет Это не для вас, это Вам, это Вам А, впрочем, это не для Вас (забираю шарики и кладу обратно в мешок).

 

- Удивлены? Уважаемые коллеги, кто испытал чувство удивления – поднимите руку. Спасибо за искренность. Опускайте.

- Кто испытал чувство радости – поднимите руку.

- Кого захлестнула обида или разочарование, хоть на долю секунды?

- А кто справился со своими эмоциями и у него возник интерес – встаньте, пожалуйста.

 

Уважаемые коллеги, перед вами профессионалы с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Поаплодируйте им.

 

Слайд 2

Меня зовут Вьюкова Виктория Викторовна, я учитель английского языка средней общеобразовательной школы номер 26 с изучением отдельных предметов. Тема моего выступления «Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка как условие успешного достижения планируемых УУД».

 

Слайд 3

Эпиграфом моего выступления являются слова Дэниела Гоулмана: 

«In a very real sense we have two minds, one that thinks and one that feels».

В настоящем смысле слова у нас два ума, один, который думает и один, который чувствует.

IQ или EQ — вот в чем вопрос!

Слайд 4

Ученые полагают в современном мире залог жизненного успеха вовсе не IQ, важнее так называемый EQ, эмоциональный интеллект – способность владеть и управлять эмоциями. Развитие когнитивных способностей – это лишь верхушка айсберга. На рисунке это хорошо видно. Вверх – это то что мы видим, что явно наблюдаем в виде способностей человека, а вот под водой еще огромная часть этого айсберга, а это как раз черты, которые свидетельствуют о высоком уровне эмоционального интеллекта. И иначе это иногда называют самосознание и способность управлять отношениями.

Слайд 5

Так вот выяснилось, что в успешных лидерах 70-80% способностей составляют эти навыки ЭИ.

Раньше нам говорили, что IQ лучший показатель интеллекта, а значит и успешности в жизни, но ученые доказали ложность этой теории. Теперь место IQ занял ЭИ. Например, выяснилось, что ЭИ в 4 раза более точно предсказывает успех в жизни, более того эмоционально развитые люди зарабатывают на четверть больше денег чем другие, они лучше управляют подчиненными, им легче вести переговоры, у них лучше психическое здоровье. Однако среди молодых людей показатель ЭИ стремительно падет, тогда как показатель IQ растет. Мы как бы становимся умнее, но все меньше можем управлять своими умом.

Слайд 6

Самым эффективным в развитии EQ является иностранный язык, где проще всего формировать это в общении. Ведь EQ это коммуникабельность в действии.

ЭИ бывает врождённым и приобретённым. Как правило, развитие эмоциональной компетенции происходит на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства.
А нам с вами, учителям иностранных языков, повезло вдвойне, ведь самым эффективным в смысле развития ЭИ является иностранный язык. Уроки направлены на формирование коммуникативной компетенции, в результате которой и может быть успешно осуществлена коммуникация. Иностранный язык является уникальным предметом, т. к. охватывает практически весь спектр интересов человека: литературу, искусство, политику, спорт, бизнес, образование, здоровье, географию, науку и т.д., что легко позволяет сделать его личностно-значимым для ученика. 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 8

А сейчас мне бы хотелось познакомиться с вами чуть ближе. Выберите пожалуйста понравившийся вам конфету.

Спасибо. А теперь я бы хотела пару слов сказать о вас, о чем говорит цветовая гамма выбранных вами конфет:

Слайд 9

Вы выбрали Синий шарик. Произнесем вместе Blue – синий. I like blue.

Этот цвет означает спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Вы выбрали Фиолетовый. Произнесем вместе Purple – фиолетовый I like purple – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный (green) – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный (red) – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Жёлтый (yellow) – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Типы заданий для развития EQ на уроке иностранного языка

вступительные игры, задания «для разогрева» (ice breakers, warmers)

ролевые игры и групповые дискуссии (role-plays, discussions)

проектная деятельность (project work)

задания, в которых учащиеся должны узнать об интересах друг друга, привычках, предпочтениях и характере (guides, questionnaires)

Среди технологий, активно применяемых мною на уроках английского языка, особо хочется отметить именно технологию развития эмоционального интеллекта. Её актуальность обусловлена требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, ставящего главной целью воспитание и развитие личности школьника. Стараюсь, чтобы содержание урока всегда было эмоциональным, для этого использую «Психологические чудеса», это:

- Удивление (парадоксы, слово like, timetable)

- Ссылка на авторитет (цитаты, афоризмы, провоцируют ребенка на эмоцию)

- Приёмы самовыражения (задания, показать эмоцию, или вовлечь в дискуссию)

- Эмоциональная и интеллектуальная поддержка дискуссии (вызываешь на дискуссию, споришь, и тем самым вызываются эмоции).

Психолог Гоулман выделил 5 составляющих эмоциональной компетенции:

Self-awareness (самосознание);

Managing emotions (управление эмоциями);

Self-control/self-motivation (самоконтроль, самомотивация);

Empathy (эмпатия-ощущение способности испытывать за другого человека его чувства);

Handling relationships (управление отношениями).


 

Считается необходимым привести примеры заданий, соответствующие данным компонентам:

1. Перекличка. Call the roll.

Цель – сосредоточить внимание на эмоциональной структуре ребенка.

self awareness

Например, у нас есть 3 кружка – зеленый, красный, желтый. Если вы расстроены, поднимаете красный. Если хорошее настроение, поднимаете желтый, а зеленый означает приподнятость, вдохновение.

Показывая свое состояние и объясняя его, можно развить знание о своих эмоциях и об эмоциях окружающих тебя людей.

Вторая цель, которую я достигаю с помощью этого задания, когда задаю дополнительные вопросы: Why are you feeling bad? What happened? Учащиеся практикуются в обосновании своих чувств/эмоций.
 

2. Урок сотрудничества. Cooperation.

Self-control/self-motivation

Цель - найти общий язык, выработать свой стиль сотрудничества.

Не говоря ни слова, ребята должны определить свои слова по теме, собрать пазл из них. Они делятся на 3 группы, каждой группе достаётся разрезанный кусочек бумаги( конфетка, звезда и сердечко), слова разделены на темы-эмоции, развлечения... . Лишнее слово на кусочке можно отдавать другой группе, но нельзя забирать и спрашивать, вообще говорить.

После можно составить историю со словами, представленными на формах.

Это упражнение тренирует самоконтроль и мотивацию, а также важно для сотрудничества.

3. Карусель обсуждений. Discussion Carousel.

Handling relationships

Цель: участие в обсуждении актуальных вопросов.

Это задание можно предлагать старшеклассникам. Каждому ученику раздаётся карточка. В карточках написаны темы, по которым нужно построить диалог. Ученики делятся на пары, садятся в круг. После завершения диалога партнеры меняются. Также, можно выявить, может ли ученик за ограниченное количество времени поддержать беседу на любую тему, которая может ему попасться в карточке.

Упражнение способствует поддержанию отношений, активному слушанию.

4. Спина к спине. Back to back.

Handling relationships

Цель: совершенствовать устную речь, слушание и наблюдение.

Ребята садятся друг к другу спиной, им выдаются листочки, на которых изображено, например, расписание распорядка дня. Задача- рассказать о планах на будущее.

Очень непросто разговаривать, не смотря друг на друга. Но упражнение помогает слушать и слышать друг друга, что важно в развитии отношений.

5. Определи состояние человека. Guess how a person feels.

Empathy

Цель: определить чувства людей по картинке.

Определять эмоции не каждый может. Но это умение позволяет чувствовать людей, а значит, управлять их эмоциями.

 

6. Empathy

Следующий инструмент сочетает в себе развитие или совершенствование (на более старших ступенях обучения) письменных навыков, развитие внутренней осознанности, понимание своих чувств, эмоций и своего места на данном жизненном этапе. Предложите своим воспитанникам написать письмо самому себе. это может быть письмо самому себе в данный конкретный момент жизни, в котором он может опосредованно, как бы от лица другого человека взглянуть на свою жизненную ситуацию, на время остановиться и обдумать, а потом дать совет, поддержать, восхититься или пожурить. Тем самым мы запускаем механизм самоанализа и саморегуляции.

Эту практику можно варьировать в зависимости от возраста воспитанников. Для младшего школьного возраста можно писать письмо Деду Морозу, но по определённому плану, где ребёнок описывает свои достижения и неудачи, счастливые и несчастливые моменты за прошедший год и в итоге просит не материальный подарок, а помощь в формировании какого-либо качества, например, смелости в общении с новыми людьми.

Для старшего возраста полезно будет написать письмо самому себе в будущем. Когда подросток прогнозирует, где и чем он будет заниматься в это же время, но через год, два или более отдалённый период времени. Здесь мы, с одной стороны, тренируем формат личного письма, умение писать которого проверяется на итоговом государственном экзамене, а с другой стороны, поощряем его задуматься, а чего же он хочет на самом деле, учим ставить цели, планировать. Данную практику можно применять и для развития эмпатии, если задание сделать более творческим и попросить написать письмо не от своего лица, и не себе, а от какого-либо предмета другому предмету, которых вдруг разлучили, например, ложка пишет письмо тарелке. В таком случае важным становится описание чувств этих предметов. Воспитанники задумываются о том, какие чувства могут испытывать другие люди в образах этих предметов.

Подводя итог, мы можем утверждать, что успешный процесс обучения иностранному языку является нечто большим, чем просто тренировка языковых навыков, это процесс развития личности, так как непосредственно учит общению через общение. И чем более мы будем делать акцент на личность, тем более эффективно будут достигнуты предметные результаты.

Ну и чтобы привести еще один аргумент в пользу формирования ЭИ я бы хотела задать вам вопрос, чтобы мы вместе с вами задумались «Когда мы выполняем свою профессиональную деятельность, мы работаем в команде, какого бы лидера нам хотелось бы иметь, с каким человеком нам хотелось бы идти? Если мы зададим себе такой вопрос, то врятли наш ответ будет: умный, профессиональный, потому что это, само собой разумеется. Чаще мы будем с вами описывать личность этого человека с позиции его ЭИ, то есть мы хотим скорее всего в качестве своего лидера человека доброжелательного, харизматичного, понимающего, мотивирующего, оптимиста, того человека, за которым мы чувствуем себя как за каменной стеной». Именно такой человек – это человек с высоко развитым ЭИтом.

Я надеюсь, что вы усвоили, прочувствовав на себе сегодняшнее выступление, и оно вам пригодиться в вашей педагогической практике.

Удачи вам!


 

Этот шар подобен нашему эмоциональному состоянию 15 минут назад. За это время вы испытали множество эмоций, не так ли? Проделав данные упражнения у нас развивалось не только IQ, но и EQ. Если вы считаете, что сегодня ваши эмоции помогли вам запомнить новый материал, то зажгите этот шар. Наше IQ стало взаимодействовать с EQ. Давайте испытывать положительные эмоции и помогать нашим учащимся их развивать!

Для развития EQ на уроке иностранного языка использую следующие типы заданий:

1.  ice breakers, warmers (вступительные игры, задания «для разогрева»); (выбрать карточку эмоцию, изобразить ее и составить предложение)

2.  role-plays, discussions (ролевые игры и групповые дискуссии); (урок в 6 классе, заказ цветов, метро – заказ билетов, продавец - покупатель)

3.  project work (проектную деятельность); (создать открытку, журнал, дорожные знаки)

4.  guides, questionnaires (задания, в которых учащиеся должны узнать об интересах друг друга, привычках, предпочтениях и характере); (7 класс – гаждеты, 8 класс – любимая ТВ программа)

5.  упражнения на символическое превращение отрицательных эмоций в положительные; (10 класс – отпуск, проблемы и жалобы, рассказ о неудачном опыте, о неудачной поездке, друг выражает свое сочувствие)

6.  проблемные ситуации, предполагающие самостоятельный поиск выхода. (реализуется на каждом уроке открытия новых знаний), неисчисляемые существительные.


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.