12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Неткасова Ирина Анатольевна66 Самое интересное в работе - саморазвитие. Каждый учится у каждого. Делать работу надо так, чтобы она приносила радость. Россия, Ульяновская обл., Ульяновск |
Эмоциональное выгорание в общеобразовательной организации
Самые стойкие учителя продолжают работать, не смотря ни на что. Но что мы имеем в итоге? 13 января 2020 г. в Москве Министр просвещения Ольга Васильева
Треть школьных учителей составляют пенсионеры, сказала также Васильева. Она отметила, что в год на бюджетные места в педвузы поступают до 70 000 студентов, но "до школы потом доходит меньше половины из них" [2]
Из тех учителей, что доходит до школы, лишь малая часть остаётся работать. Основная же часть сталкивается с довольно изученной, но сложной проблемой – эмоциональным выгоранием. Синдром эмоционального выгорания (Как отмечают эксперты, в суицидах школьников зачастую виноваты как педагоги, так и родители, которые оказывают на детей огромное эмоциональное давление.
«ЕГЭ для многих возведен в ранг «все или ничего». В связи с этим для детей экзамен чаще всего становится в прямом смысле слова вопросом жизни и смерти: сдал — имею право на существование, нет — нет», — сообщила «Газете.Ru» детский психолог Людмила Суркова. В 2018 году ей позвонила клиентка из Москвы — в тот момент она сидела около тела своего погибшего сына. В день ЕГЭ подросток не вынес эмоционального напряжения [1].
Эмоциональное давление – механизм, распространённый в школах. Он кроется в стимулирующих выплатах, системе увольнения, бесправности учителей перед вседозволенностью родителей, в неработающих законах и уставах школ. «Давить» можно на тех, кто зависит от учителя, администратора, от работы, статуса в среде коллег, одноклассников.
Зависят ли эти проблемы друг от друга? – Да. Нехватка учителей в школах ведёт к тому, что дети учатся в две смены и поэтому недополучают внимания учителей. Если при этом ушёл любимый учитель, у ребёнка может остаться психологическая травма, которая в свою очередь скажется на всём отношении к учёбе в школе.
Считается, что дети быстро забывают об уходе учителей. Не все. В нашем мире есть социальные сети. Мы можем общаться. Но (опять же) не со всеми.
Можно ли решить проблему эмоционального выгорания? – Да. Эта тема довольно изучена психологами, но при этом не достаточно введена в массы учителей, менеджеров, то есть тех, кто работает в сфере «человек – человек». А знать её и активно использовать должны в первую очередь директора организаций.
Психологи предлагают следующие пути решения данной проблемы: предупреждение (наиболее эффективный путь) и помощь пострадавшим.
Пути предупреждения эмоционального выгорания:
1. Разработать систему приоритетов в своей работе.
2. Научиться говорить «нет», не брать на себя лишнюю работу.
3. Наладить особенно эффективные и надежные отношения с высшим руководством (начальником).
4. Не соглашаться с теми, кто выставляет противоречивые требования.
5. Сообщить своему начальнику и сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания неясны.
6. Не гнаться за всеобщей любовью, не пытаться сдружиться со всем коллективом, с «трудными» людьми.
7. По пути к большой цели намечать промежуточные и радоваться их достижению.
8. Найти время, чтобы отключиться и отдохнуть.
9. Заниматься своими любимыми делами.
10. Обязательно делать физические упражнения [4].
Пандемия Covid-19 показала, что люди в условиях вынужденной самоизоляции, когда стали просто не доступны привычные способы отдыха: прогулка, поход в кино, театр, - подвержены выгоранию больше, чем в обычное рабочее время. Поэтому следует отметить пути помощи пострадавшим:
1. Обучение самоконтролю и стрессоустойчивости.
2. Психологическая коррекция и психотерапия.
3. Фармакотерапия.
В сложных случаях выгорания психотерапия занимает ведущую роль. Стратегии в повышении адаптированности человека строятся на использовании его же ресурсов и на умении управлять ими.
Фармакотерапия предполагает использование медицинских препаратов, направленных на снижение тревожности, эмоциональной напряжённости, страхов. Однако, не стоит применять препараты без назначения лечащего врача, так как эффект от них может быть разным: от положительного до резко отрицательного.
Учитывая изученность эмоционального выгорания, мы можем сделать вывод: профессиональная подготовка должна содержать обучение саморегуляции и стрессоустойчивости. Руководство организации, особенно образовательной, должно организовывать работу так, чтобы максимально уменьшить риск выгорания сотрудников. Но при этом и сам работник должен уметь организовывать рабочее пространство, распознавать своё состояние, чередовать работу и отдых. Работа по развитию и совершенствованию эмоционального интеллекта должна регулярно проводиться с сотрудниками, учащимися и их родителями. Потому что только в этом случае школа сможет взрастить эмоционально развитых и устойчивых людей.
Список литературы:
Баландина А. «Не сдашь, домой не возвращайся»: до чего доводит ЕГЭ// А. Баландина. Газета. ru. Электронный ресурс:
Васильева О.Ю. подтвердила нехватку 150 000 школьных учителей // Интерфакс. Электронный ресурс: https://www.interfax.ru/russia/690954
Чутко Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л.С.Чутко, Н.В.Козина. - М. ; МЕДпресс- информ, 2013. - 256 с.
Швальбе Б., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех / Пер. с нем. // Психология бизнеса. М., 1993