Эмоциональное выгорание в общеобразовательной организации

5
0
Материал опубликован 1 April 2021
Неткасова И.А., учитель начальных классов МБОУ СШ № 57 г. Ульяновска Эмоциональное выгорание в общеобразовательной организации Каждый из нас сталкивается ежедневно с огромным потоком информации. Это сообщения в социальных сетях, новости по телевизору, радио, от попутчиков в автобусах, потоки учебной информации и т.д. Но при этом мы должны выделять самое важное, готовиться к урокам, вести уроки, общаться с детьми и их родителями. У каждого из нас, как правило, со школы, есть свои интересы, хобби, на которое мы, теперь уже работающие, выкраиваем время. Но время работает против нас. По всем возможным каналам обсуждается работа и заработок учителей и врачей. Поэтому практически каждый сталкивается с тем, что родители (особенно молодые родители) стараются воспитывать не своих детей, а всё-таки учителя.

Самые стойкие учителя продолжают работать, не смотря ни на что. Но что мы имеем в итоге? 13 января 2020 г. в Москве Министр просвещения Ольга Васильева сказала "Российской газете", что в школах работает около 1,5 млн учителей и не хватает еще "процентов десять". По ее словам, ситуация зависит от регионов: "Там, то там, где губернаторы действительно "болеют" за образование, таких проблем нет". Для примера она назвала Москву, Петербург, Подмосковье, Ульяновскую, Белгородскую, Курскую и Липецкую области и Хабаровский край. Васильева отметила, что там молодые учителя получают дополнительные выплаты, а также выделяются служебные квартиры.

Треть школьных учителей составляют пенсионеры, сказала также Васильева. Она отметила, что в год на бюджетные места в педвузы поступают до 70 000 студентов, но "до школы потом доходит меньше половины из них" [2]

Из тех учителей, что доходит до школы, лишь малая часть остаётся работать. Основная же часть сталкивается с довольно изученной, но сложной проблемой – эмоциональным выгоранием. Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений. Применяется это определение к физически здоровым людям. Появляется состояние выгорания вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам [3]. Переводим на доступный язык: молодой учитель сталкивается с невероятно высокими требованиями со стороны администрации (подготовка документации, конспектов, уроков, такт, пунктуальность) и со стороны родителей (должен с первого дня знать их ребёнка (так думает каждый), такт по отношению к родителям, вплоть до послушания, связь с ними до последней минутки). С первых шагов всё кажется не слишком сложным и вполне естественным. Но… В классе 25 человек (по норме). Все дети разные. Кроме того, все родители разные. Учитель сталкивается с множеством новых проблем в классе, затем на первом же родительском собрании, и позже – в дальнейшей работе с классом. Дж.Эделвич и А. Бродски описывали эмоциональное выгорание как процесс увеличивающегося разочарования, развивающийся в 4 этапа: 1) Энтузиазм. Первая зарплата молодого учителя – примерно уровень МРОТ. Следовательно, работает молодой специалист на энтузиазме, всецело посвящая себя работе. Если есть отдача со стороны учащихся – отлично, значит, дело выбрано верно. Начинается рост: профессиональный, духовный… 2) Стагнация. Высокие ожидания значительно уменьшаются. Акцент переносится с работы на удовлетворение собственных потребностей (увеличение стимулирующих и удачи, направленные на их прирост). Попытки заинтересовать учащихся своими увлечениями. 3) Фрустрация. Возникает из-за нарастающей беспомощности. Начальные ожидание не оправдались, личностные потребности не удовлетворены. Отдачи нет. Начинается стресс: зарплата маленькая, требования растут вместе со стажем. Учитель ищет новые способы взаимодействия с учащимися. Родители пишут жалобы. Администрация посещает уроки с целью контроля за деятельностью данного учителя. Психологическая поддержка настолько слабая, что скорее давит на пострадавшего. Недоверие со стороны порождает недоверие к себе. Нарастающее переутомление ведёт к агрессивной реакции на окружающих, конфликтам с коллегами, администрацией. 4) Апатия. Профессионал допускает прогулы, уменьшается количество контактов с коллегами. Появляются эмоциональная отчуждённость, цинизм, безразличие. В это время школы теряют учителей: из-за прогулов, по собственному желанию. В лучшем случае, учитель уйдёт в другую школу. В более частых случаях – уходят из профессии [3]. Школа, призванная учить подрастающее поколение, не смотря на школьных психологов, не может справиться с данной проблемой. Но вывод один: выгорание случается с теми, кто «горит». Таких замечают дети и такие видят детей, вовлекая их в новые виды деятельности, открывая им новые горизонты. В окружении таких учителей учёба не кажется чем- то ужасающим. Важен настрой на контрольные работы, зачёты, тесты, экзамены. А итог всеобщего невнимания к эмоциональным состояниям – угрозы родителей: «Не сдашь, можешь домой не возвращаться», - и детские суициды.

Как отмечают эксперты, в суицидах школьников зачастую виноваты как педагоги, так и родители, которые оказывают на детей огромное эмоциональное давление.

«ЕГЭ для многих возведен в ранг «все или ничего». В связи с этим для детей экзамен чаще всего становится в прямом смысле слова вопросом жизни и смерти: сдал — имею право на существование, нет — нет», — сообщила «Газете.Ru» детский психолог Людмила Суркова. В 2018 году ей позвонила клиентка из Москвы — в тот момент она сидела около тела своего погибшего сына. В день ЕГЭ подросток не вынес эмоционального напряжения [1].

Эмоциональное давление – механизм, распространённый в школах. Он кроется в стимулирующих выплатах, системе увольнения, бесправности учителей перед вседозволенностью родителей, в неработающих законах и уставах школ. «Давить» можно на тех, кто зависит от учителя, администратора, от работы, статуса в среде коллег, одноклассников.

Зависят ли эти проблемы друг от друга? – Да. Нехватка учителей в школах ведёт к тому, что дети учатся в две смены и поэтому недополучают внимания учителей. Если при этом ушёл любимый учитель, у ребёнка может остаться психологическая травма, которая в свою очередь скажется на всём отношении к учёбе в школе.

Считается, что дети быстро забывают об уходе учителей. Не все. В нашем мире есть социальные сети. Мы можем общаться. Но (опять же) не со всеми.

Можно ли решить проблему эмоционального выгорания? – Да. Эта тема довольно изучена психологами, но при этом не достаточно введена в массы учителей, менеджеров, то есть тех, кто работает в сфере «человек – человек». А знать её и активно использовать должны в первую очередь директора организаций.

Психологи предлагают следующие пути решения данной проблемы: предупреждение (наиболее эффективный путь) и помощь пострадавшим.

Пути предупреждения эмоционального выгорания:

1. Разработать систему приоритетов в своей работе.

2. Научиться говорить «нет», не брать на себя лишнюю работу.

3. Наладить особенно эффективные и надежные отношения с высшим руководством (начальником).

4. Не соглашаться с теми, кто выставляет противоречивые требования.

5. Сообщить своему начальнику и сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания неясны.

6. Не гнаться за всеобщей любовью, не пытаться сдружиться со всем коллективом, с «трудными» людьми.

7. По пути к большой цели намечать промежуточные и радоваться их достижению.

8. Найти время, чтобы отключиться и отдохнуть.

9. Заниматься своими любимыми делами.

10. Обязательно делать физические упражнения [4].

Пандемия Covid-19 показала, что люди в условиях вынужденной самоизоляции, когда стали просто не доступны привычные способы отдыха: прогулка, поход в кино, театр, - подвержены выгоранию больше, чем в обычное рабочее время. Поэтому следует отметить пути помощи пострадавшим:

1. Обучение самоконтролю и стрессоустойчивости.

2. Психологическая коррекция и психотерапия.

3. Фармакотерапия.

В сложных случаях выгорания психотерапия занимает ведущую роль. Стратегии в повышении адаптированности человека строятся на использовании его же ресурсов и на умении управлять ими.

Фармакотерапия предполагает использование медицинских препаратов, направленных на снижение тревожности, эмоциональной напряжённости, страхов. Однако, не стоит применять препараты без назначения лечащего врача, так как эффект от них может быть разным: от положительного до резко отрицательного.

Учитывая изученность эмоционального выгорания, мы можем сделать вывод: профессиональная подготовка должна содержать обучение саморегуляции и стрессоустойчивости. Руководство организации, особенно образовательной, должно организовывать работу так, чтобы максимально уменьшить риск выгорания сотрудников. Но при этом и сам работник должен уметь организовывать рабочее пространство, распознавать своё состояние, чередовать работу и отдых. Работа по развитию и совершенствованию эмоционального интеллекта должна регулярно проводиться с сотрудниками, учащимися и их родителями. Потому что только в этом случае школа сможет взрастить эмоционально развитых и устойчивых людей.


Список литературы:

Баландина А. «Не сдашь, домой не возвращайся»: до чего доводит ЕГЭ// А. Баландина. Газета. ru. Электронный ресурс: https://www.gazeta.ru/social/2019/05/02/12334741.shtml

Васильева О.Ю. подтвердила нехватку 150 000 школьных учителей // Интерфакс. Электронный ресурс: https://www.interfax.ru/russia/690954

Чутко Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л.С.Чутко, Н.В.Козина. - М. ; МЕДпресс- информ, 2013. - 256 с.

Швальбе Б., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех / Пер. с нем. // Психология бизнеса. М., 1993


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.