Специальность/Профессия: 12.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Квалификация: техник
Специальность/Профессия: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
Квалификация: техник - технолог
Усинск, 2016 г.
РАССМОТРЕНА
СОГЛАСОВАНО
на заседании ПЦК
Заместитель директора по УР
общеобразовательных, ОГСЭ и ЕН
____________ О.Е. Воронина
дисциплин
«____» __________ 2016 г.
Протокол № ____ от «__» ____ 2016 г.
Председатель ПЦК
_________________С.И. Прокопьева
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по профессиям: 12.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.01.2014г. N 831, 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.05.2014г. N 482.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА………………………………………………………………………………5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………..........................................................................................8
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМОЙ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ……………………………………………………………………………………14
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих
целей:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
метапредметных:
чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
осознание своего места в информационном обществе;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
1
1
Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
1
1
2
Значение информатики при освоении профессий СПО.
Раздел 1.
Информационная деятельность человека
7
Тема 1.1.
Этапы развития информационного общества
Содержание учебного материала
1
1
Основные этапы развития информационного общества
1
1
2
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Практические занятия
2
1
Информационные ресурсы общества.
1
2
2
Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними.
3
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специального ПО, порталов, юридических баз данных, бухгалтерских систем).
1
Самостоятельная работа обучающихся
6
Умный дом.
4
3
Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте образовательной организации по профильным направлениям подготовки.
2
Тема 1.2.
Информационная деятельность человека
Содержание учебного материала
1
1
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
1
1
2
Электронное правительство.
Практические занятия
3
1
Правовые нормы информационной деятельности.
1
2
2
Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных).
1
5
Портал государственных услуг.
Раздел 2.
Информация и информационные процессы
26
Тема 2.1.
Представление и обработка информации
Содержание учебного материала
4
1
Подходы к понятию и измерению информации.
1
1
2
Информационные объекты различных видов.
1
3
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
1
4
Представление информации в двоичной системе счисления.
1
Практические занятия
2
1
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.
2
2
Тема 2.2.
Алгоритмизация и программирование
Содержание учебного материала
6
1
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
1
1
2
Принципы обработки информации при помощи компьютера.
1
3
Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
1
4
Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях.
1
5
Определение объемов различных носителей информации.
1
6
Архив информации.
1
Практические занятия
8
1
Программный принцип работы компьютера.
1
2
2
Примеры компьютерных моделей различных процессов.
1
3
Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели.
2
4
Создание архива данных. Извлечение данных из архива.
1
5
Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем.
1
6
Учет объемов файлов при их хранении, передаче.
1
7
Запись информации на компакт-диски различных видов. Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню.
1
Тема 2.3
Компьютерное моделирование
Содержание учебного материала
3
1
Управление процессами.
1
1
2
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.
2
Практические занятия
3
1
АСУ различного назначения, примеры их использования.
2
2
2
Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности.
1
Самостоятельная работа обучающихся
10
Создание структуры базы данных — классификатора.
2
3
Простейшая информационно-поисковая система.
2
Статистика труда.
2
Графическое представление процесса.
2
Проект теста по предметам.
2
Раздел 3.
Средства информационных и коммуникационных технологий.
20
Тема 3.1
Архитектура компьютеров
Содержание учебного материала
5
1
Архитектура компьютеров.
1
1
2
Основные характеристики компьютеров.
1
3
Многообразие компьютеров.
1
4
Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
1
5
Виды программного обеспечения компьютеров.
1
Практические занятия
7
1
Операционная система.
1
2
2
Графический интерфейс пользователя.
1
3
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях.
1
4
Программное обеспечение внешних устройств.
1
5
Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
1
6
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.
2
Тема 3.2
Компьютерные сети
Содержание учебного материала
2
1
Объединение компьютеров в локальную сеть.
1
1
2
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
1
Практические занятия
2
1
Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети.
1
2
2
Защита информации, антивирусная защита.
1
Тема 3.3
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
1
2
2
Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
1
Самостоятельная работа обучающихся
10
Электронная библиотека.
2
3
Мой рабочий стол на компьютере.
2
Прайс-лист.
2
Оргтехника и специальность.
4
Раздел 4.Технологии создания и преобразования информационных объектов
22
Тема 4.1
Реализация основных информационных процессов с помощью компьютеров
Содержание учебного материала
2
1
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
1
1
2
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
1
Практические занятия
2
1
Использование систем проверки орфографии и грамматики.
1
2
2
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий).
3
Программы-переводчики. Возможности систем распознавания текстов.
1
4
Гипертекстовое представление информации.
Тема 4.2
Обработка числовых данных с помощью электронных таблиц
Содержание учебного материала
4
1
Возможности динамических (электронных) таблиц.
2
1
2
Математическая обработка числовых данных.
2
Практические занятия
4
1
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.
1
2
2
Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования).
1
3
Средства графического представления статистических данных (деловая графика).
1
4
Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.
1
Тема 4.3
Организация систем управления базами данных
Содержание учебного материала
3
1
Представление об организации баз данных и системах управления ими.
1
1
2
Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др.
1
3
Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
1
Практические занятия
3
1
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
1
2
2
Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы.
3
Организация баз данных. Заполнение полей баз данных.
1
4
Возможности систем управления базами данных.
1
5
Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных.
Тема 4.4
Специализированное программное обеспечение для создания графических и мультимедийных объектов
Содержание учебного материала
2
1
Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах.
2
1
Практические занятия
2
1
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий.
1
2
2
Использование презентационного оборудования.
3
Примеры геоинформационных систем.
1
Самостоятельная работа обучающихся
14
Ярмарка специальностей. Реферат.
4
3
Статистический отчет.
2
Расчет заработной платы.
2
Бухгалтерские программы.
4
Диаграмма информационных составляющих.
2
Раздел 5.
Телекоммуникационные технологии
24
Тема 5.1
Технические и программные средствах телекоммуникационных технологий
Содержание учебного материала
8
1
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
1
1
2
Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
1
3
Поиск информации с использованием компьютера.
1
4
Программные поисковые сервисы.
1
5
Использование ключевых слов, фраз для поиска информации.
1
6
Комбинации условия поиска.
1
7
Передача информации между компьютерами.
1
8
Проводная и беспроводная связь.
1
Практические занятия
7
1
Браузер.
1
2
2
Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством, интернет-библиотекой и пр.
1
3
Методы и средства сопровождения сайта образовательной организации.
1
4
Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Поисковые системы.
1
5
Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, файловых структурах, базах данных, сети Интернет.
1
6
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.
2
Тема 5.2
Сетевое программное обеспечение для организации деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях
Содержание учебного материала
4
1
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
2
1
2
Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете.
1
3
Интернет-журналы и СМИ.
1
Практические занятия
1
1
Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети профессиональной образовательной организации СПО.
1
2
Тема 5.3
Автоматические и автоматизированные системы управления
Содержание учебного материала
2
1
Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (системы электронных билетов, банковских расчетов, регистрации автотранспорта, электронного голосования, системы медицинского страхования, дистанционного обучения и тестирования, сетевых конференций и форумов и пр.).
1
1
Практические занятия
2
1
Участие в онлайн-конференции, анкетировании, дистанционных курсах, интернет-олимпиаде или компьютерном тестировании
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМОЙ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по специальностям СПО технического профиля профессионального образования — 150 часов,
из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 100 часов,
внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 50 часов;
Вид учебной работы
Количество часов
Аудиторные занятия.
Содержание обучения
Введение
1
1. Информационная деятельность человека
7
2. Информация и информационные процессы
26
3. Средства ИКТ
20
4. Технологии создания и
преобразования информационных объектов
22
5. Телекоммуникационные
технологии
24
ВСЕГО
100
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с презентациями и др.
50
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета