Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Усинский политехнический техникум»
УТВЕРЖДАЮ |
Директор ГПОУ «Усинский |
политехнический техникум» |
_______________ О.В. Рубан |
«___» _____________ 2016 г. |
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПД 02 ИНФОРМАТИКА
Очная форма обучения
Специальность/Профессия: 12.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Квалификация: техник
Специальность/Профессия: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
Квалификация: техник - технолог
Усинск, 2016 г.
РАССМОТРЕНА |
СОГЛАСОВАНО |
на заседании ПЦК |
Заместитель директора по УР |
общеобразовательных, ОГСЭ и ЕН |
____________ О.Е. Воронина |
дисциплин |
«____» __________ 2016 г. |
Протокол № ____ от «__» ____ 2016 г. |
|
Председатель ПЦК |
|
_________________С.И. Прокопьева |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по профессиям: 12.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.01.2014г. N 831, 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.05.2014г. N 482.
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Усинский политехнический техникум»
Разработчики:
Мельникова Е.А., преподаватель математики и информатики
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рецензенты:
Внешний рецензент__________________________________________
Ф.И.О. должность, место работы
Внутренний рецензент __________________________________________
Ф.И.О. должность, место работы
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА………………………………………………………………………………5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………..........................................................................................8
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМОЙ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ……………………………………………………………………………………14
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих
целей:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
метапредметных:
-
чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
осознание своего места в информационном обществе;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||
Введение |
Содержание учебного материала |
1 |
|||||||
1 |
Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. |
1 |
1 |
||||||
2 |
Значение информатики при освоении профессий СПО. |
||||||||
Раздел 1. Информационная деятельность человека |
7 |
||||||||
Тема 1.1. Этапы развития информационного общества |
Содержание учебного материала |
1 |
|||||||
1 |
Основные этапы развития информационного общества |
1 |
1 |
||||||
2 |
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. |
||||||||
Практические занятия |
2 |
||||||||
1 |
Информационные ресурсы общества. |
1 |
2 |
||||||
2 |
Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними. |
||||||||
3 |
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специального ПО, порталов, юридических баз данных, бухгалтерских систем). |
1 |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
6 |
||||||||
Умный дом. |
4 |
3 |
|||||||
Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте образовательной организации по профильным направлениям подготовки. |
2 |
||||||||
Тема 1.2. Информационная деятельность человека |
Содержание учебного материала |
1 |
|||||||
1 |
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. |
1 |
1 |
||||||
2 |
Электронное правительство. |
||||||||
Практические занятия |
3 |
||||||||
1 |
Правовые нормы информационной деятельности. |
1 |
2 |
||||||
2 |
Стоимостные характеристики информационной деятельности. |
1 |
|||||||
3 |
Лицензионное программное обеспечение. Открытые лицензии. |
||||||||
4 |
Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных). |
1 |
|||||||
5 |
Портал государственных услуг. |
||||||||
Раздел 2. Информация и информационные процессы |
26 |
||||||||
Тема 2.1. Представление и обработка информации |
Содержание учебного материала |
4 |
|||||||
1 |
Подходы к понятию и измерению информации. |
1 |
1 |
||||||
2 |
Информационные объекты различных видов. |
1 |
|||||||
3 |
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. |
1 |
|||||||
4 |
Представление информации в двоичной системе счисления. |
1 |
|||||||
Практические занятия |
2 |
||||||||
1 |
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. |
2 |
2 |
||||||
Тема 2.2. Алгоритмизация и программирование |
Содержание учебного материала |
6 |
|||||||
1 |
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. |
1 |
1 |
||||||
2 |
Принципы обработки информации при помощи компьютера. |
1 |
|||||||
3 |
Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. |
1 |
|||||||
4 |
Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. |
1 |
|||||||
5 |
Определение объемов различных носителей информации. |
1 |
|||||||
6 |
Архив информации. |
1 |
|||||||
Практические занятия |
8 |
||||||||
1 |
Программный принцип работы компьютера. |
1 |
2 |
||||||
2 |
Примеры компьютерных моделей различных процессов. |
1 |
|||||||
3 |
Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели. |
2 |
|||||||
4 |
Создание архива данных. Извлечение данных из архива. |
1 |
|||||||
5 |
Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. |
1 |
|||||||
6 |
Учет объемов файлов при их хранении, передаче. |
1 |
|||||||
7 |
Запись информации на компакт-диски различных видов. Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню. |
1 |
|||||||
Тема 2.3 Компьютерное моделирование |
Содержание учебного материала |
3 |
|||||||
1 |
Управление процессами. |
1 |
1 |
||||||
2 |
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности. |
2 |
|||||||
Практические занятия |
3 |
||||||||
1 |
АСУ различного назначения, примеры их использования. |
2 |
2 |
||||||
2 |
Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности. |
1 |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
10 |
||||||||
Создание структуры базы данных — классификатора. |
2 |
3 |
|||||||
Простейшая информационно-поисковая система. |
2 |
||||||||
Статистика труда. |
2 |
||||||||
Графическое представление процесса. |
2 |
||||||||
Проект теста по предметам. |
2 |
||||||||
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий. |
20 |
||||||||
Тема 3.1 Архитектура компьютеров |
Содержание учебного материала |
5 |
|||||||
1 |
Архитектура компьютеров. |
1 |
1 |
||||||
2 |
Основные характеристики компьютеров. |
1 |
|||||||
3 |
Многообразие компьютеров. |
1 |
|||||||
4 |
Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. |
1 |
|||||||
5 |
Виды программного обеспечения компьютеров. |
1 |
|||||||
Практические занятия |
7 |
||||||||
1 |
Операционная система. |
1 |
2 |
||||||
2 |
Графический интерфейс пользователя. |
1 |
|||||||
3 |
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. |
1 |
|||||||
4 |
Программное обеспечение внешних устройств. |
1 |
|||||||
5 |
Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. |
1 |
|||||||
6 |
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности. |
2 |
|||||||
Тема 3.2 Компьютерные сети |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Объединение компьютеров в локальную сеть. |
1 |
1 |
||||||
2 |
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. |
1 |
|||||||
Практические занятия |
2 |
||||||||
1 |
Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети. |
1 |
2 |
||||||
2 |
Защита информации, антивирусная защита. |
1 |
|||||||
Тема 3.3 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. |
2 |
1 |
||||||
Практические занятия |
2 |
||||||||
1 |
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. |
1 |
2 |
||||||
2 |
Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. |
1 |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
10 |
||||||||
Электронная библиотека. |
2 |
3 |
|||||||
Мой рабочий стол на компьютере. |
2 |
||||||||
Прайс-лист. |
2 |
||||||||
Оргтехника и специальность. |
4 |
||||||||
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов |
22 |
||||||||
Тема 4.1 Реализация основных информационных процессов с помощью компьютеров |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. |
1 |
1 |
||||||
2 |
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. |
1 |
|||||||
Практические занятия |
2 |
||||||||
1 |
Использование систем проверки орфографии и грамматики. |
1 |
2 |
||||||
2 |
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий). |
||||||||
3 |
Программы-переводчики. Возможности систем распознавания текстов. |
1 |
|||||||
4 |
Гипертекстовое представление информации. |
||||||||
Тема 4.2 Обработка числовых данных с помощью электронных таблиц |
Содержание учебного материала |
4 |
|||||||
1 |
Возможности динамических (электронных) таблиц. |
2 |
1 |
||||||
2 |
Математическая обработка числовых данных. |
2 |
|||||||
Практические занятия |
4 |
||||||||
1 |
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий. |
1 |
2 |
||||||
2 |
Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования). |
1 |
|||||||
3 |
Средства графического представления статистических данных (деловая графика). |
1 |
|||||||
4 |
Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики. |
1 |
|||||||
Тема 4.3 Организация систем управления базами данных |
Содержание учебного материала |
3 |
|||||||
1 |
Представление об организации баз данных и системах управления ими. |
1 |
1 |
||||||
2 |
Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. |
1 |
|||||||
3 |
Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. |
1 |
|||||||
Практические занятия |
3 |
||||||||
1 |
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. |
1 |
2 |
||||||
2 |
Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы. |
||||||||
3 |
Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. |
1 |
|||||||
4 |
Возможности систем управления базами данных. |
1 |
|||||||
5 |
Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных. |
||||||||
Тема 4.4 Специализированное программное обеспечение для создания графических и мультимедийных объектов |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах. |
2 |
1 |
||||||
Практические занятия |
2 |
||||||||
1 |
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий. |
1 |
2 |
||||||
2 |
Использование презентационного оборудования. |
||||||||
3 |
Примеры геоинформационных систем. |
1 |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
14 |
||||||||
Ярмарка специальностей. Реферат. |
4 |
3 |
|||||||
Статистический отчет. |
2 |
||||||||
Расчет заработной платы. |
2 |
||||||||
Бухгалтерские программы. |
4 |
||||||||
Диаграмма информационных составляющих. |
2 |
||||||||
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии |
24 |
||||||||
Тема 5.1 Технические и программные средствах телекоммуникационных технологий |
Содержание учебного материала |
8 |
|||||||
1 |
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. |
1 |
1 |
||||||
2 |
Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. |
1 |
|||||||
3 |
Поиск информации с использованием компьютера. |
1 |
|||||||
4 |
Программные поисковые сервисы. |
1 |
|||||||
5 |
Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. |
1 |
|||||||
6 |
Комбинации условия поиска. |
1 |
|||||||
7 |
Передача информации между компьютерами. |
1 |
|||||||
8 |
Проводная и беспроводная связь. |
1 |
|||||||
Практические занятия |
7 |
||||||||
1 |
Браузер. |
1 |
2 |
||||||
2 |
Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством, интернет-библиотекой и пр. |
1 |
|||||||
3 |
Методы и средства сопровождения сайта образовательной организации. |
1 |
|||||||
4 |
Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Поисковые системы. |
1 |
|||||||
5 |
Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, файловых структурах, базах данных, сети Интернет. |
1 |
|||||||
6 |
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. |
2 |
|||||||
Тема 5.2 Сетевое программное обеспечение для организации деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях |
Содержание учебного материала |
4 |
|||||||
1 |
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. |
2 |
1 |
||||||
2 |
Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. |
1 |
|||||||
3 |
Интернет-журналы и СМИ. |
1 |
|||||||
Практические занятия |
1 |
||||||||
1 |
Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети профессиональной образовательной организации СПО. |
1 |
2 |
||||||
Тема 5.3 Автоматические и автоматизированные системы управления |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (системы электронных билетов, банковских расчетов, регистрации автотранспорта, электронного голосования, системы медицинского страхования, дистанционного обучения и тестирования, сетевых конференций и форумов и пр.). |
1 |
1 |
||||||
Практические занятия |
2 |
||||||||
1 |
Участие в онлайн-конференции, анкетировании, дистанционных курсах, интернет-олимпиаде или компьютерном тестировании |
2 |
2 |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
10 |
||||||||
Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж. |
4 |
3 |
|||||||
Резюме: ищу работу. |
2 |
||||||||
Личное информационное пространство. |
4 |
||||||||
Дифференцированный зачет |
1 |
3 |
|||||||
Всего: |
150 |
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМОЙ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по специальностям СПО технического профиля профессионального образования — 150 часов,
из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 100 часов,
внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 50 часов;
Вид учебной работы |
Количество часов |
Аудиторные занятия. Содержание обучения |
|
Введение |
1 |
1. Информационная деятельность человека |
7 |
2. Информация и информационные процессы |
26 |
3. Средства ИКТ |
20 |
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов |
22 |
5. Телекоммуникационные технологии |
24 |
ВСЕГО |
100 |
Внеаудиторная самостоятельная работа |
|
Подготовка выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с презентациями и др. |
50 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
ВСЕГО |
150 |