Программа учебной дисциплины ЕН.02 «Элементы математической логики»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПОВОЛЖСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕНЕДЖМЕНТА»
(ГАПОУ СО «ПКТиМ»)
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 Элементы математической логики
Специальность: 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
2017 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
РАССМОТРЕНА на заседании ПЦК ИТиП Протокол № 1 от «30» августа 2017 г. Председатель ПЦК ИТиП ____________/А.А.Сахнова/ |
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УМиНД ____________Е.Ю.Шепелева «______»___________2017 г. |
Организация – разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Поволжский колледж технологий и менеджмента».
Разработчик: Шепелева Елена Юрьевна, преподаватель государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Поволжский колледж технологий и менеджмента».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
условия реализации учебной дисциплины |
13 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
14 |
ЕН. 02 Элементы математической логики
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.03«Программирование в компьютерных системах».
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке в области информационных технологий и программирования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ЕН.02 «Элементы математической логики» по специальности СПО 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», является естественнонаучной дисциплиной и принадлежит к математическому и общему естественнонаучному циклу.
Дисциплина ЕН.02 «Элементы высшей математики» имеет междисциплинарные связи с другими дисциплинами. Интеграция с ПМ 04 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» позволяет рассматривать дисциплину, как необходимое средство для развития мышления.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих профессиональных и общих компетенций:
- ПК1.1 Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.
- ПК1.2 Осуществлять разработку кода программного продукта на основе спецификаций на уровне модуля
- ПК 2.4 Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных
- ПК 3.4 Осуществлять разработку наборов тестовых сценариев
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У1-формулировать задачи математического характера и применять средства математической логики для их решения;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З1- основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов;
З2- формулы алгебры высказываний;
З3-методы минимизации алгебраических преобразований
З4- основы языка и алгебры предикатов
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
70 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
- |
практические занятия |
20 |
контрольные работы |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
35 |
в том числе: |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа |
35 |
Итоговая аттестация в форме –дифференцированный зачет. |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. |
Элементы теории множеств |
17 |
|
Элементы теории множеств |
Содержание учебного материала |
10 |
2 |
Общие понятия теории множеств. Операции над множествами. Диаграммы Эйлера- Венна Отображения. Классификация множеств. Мощность множества. Декартовы произведения. Картежи. Бинарные отношения. |
|||
Практические занятия Способы задания множеств. Операции над множествами. Построение диаграмм Эйлера-Венна |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы , подготовка к практическим занятиям, подготовка рефератов Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Комбинаторика Развитие математической логики. |
5 |
||
Раздел 2. |
Булева алгебра |
23 |
|
Булева алгебра |
Содержание учебного материала |
14 |
2 |
Определение и таблицы значений булевых функций. Свойства, взаимные выражения булевых функций одного, двух, n-аргументов. Выражение булевых функций через дизъюнкцию, конъюнкцию, отрицание .Нормальные формы. Полные системы булевых функций. Релейно-контактные схемы. Функция проводимости. |
|||
Практические занятия Упрощение выражений булевых функций. Представление б.ф. в совершенной нормальной форме. Преобразование релейно-контактных схем с помощью действий над б.ф. |
4 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы , подготовка к практическим занятиям, подготовка рефератов Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Двойственность функций Булева алгебра и теория множеств |
5 |
||
Раздел 3. |
Алгебра высказываний. Алгебра предикатов |
53 |
|
Алгебра высказываний Алгебра предикатов |
Содержание учебного материала |
20 |
2 |
Высказывания. Формулы алгебры высказываний. Равносильные формулы. Признак равносильности. Доказательство равносильности формул алгебры высказываний . Правила логических умозаключений. Предикаты. Равносильность и следование предикатов. Тавтологии алгебры предикатов. Виды и проверка логических следствий. Приведенные формы для формул алгебры предикатов. Префиксные нормальные формы. .Интерпретации формы алгебры предикатов. Доказательство тавтологий алгебры предикатов. Равносильные преобразования алгебры предикатов. |
|||
Практические занятия Основные законы алгебры логики Доказательство равносильности формул алгебры высказываний. Выводы и проверка логических следствий Доказательство тавтологий алгебры предикатов |
8 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы , подготовка к практическим занятиям, выполнение домашней контрольной работы, подготовка реферата, создание презентации. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Эквивалентные преобразования Варианты навешивания кванторов на предикат Развитие алгебры логики и исчисления предикатов |
15 |
||
Раздел 4. |
Теория алгоритмов |
||
Теория алгоритмов |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
Алгоритмы, общие понятия и определения. Некоторые формы описания алгоритмов .Программирование –как разработка и описание алгоритмов. Алгоритмы решения задач |
|||
Практические занятия Написание простейших алгоритмов Выполнение алгоритмов Решение задач с использованием алгоритмов |
6 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы , подготовка к практическим занятиям, подготовка реферата. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Основоположники теории алгоритмов Первые алгоритмы |
5 |
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Акимов О.Е. Дискретная математика:логика, группы, графы.-М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.-376с.
Сомонович С.В. Практическая информатика.-М.:АСТ-ПРЕСС:,2001-480с.
Спирина М.С. Дискретная математика.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-368с.
Ю.Н.Галушкина, А.Н.Марьямов. Конспект лекций по дискретной математике.-М.: Айрис-пресс, 2007.-176 с.- (Высшее образование).
Москинова Г. И. Дискретная математика. - М.: Университетская книга; Логос, 2007. — 240 с.: ил.
9. Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов.-СПб.: Питер, 2008.-384 с.
Дополнительные источники:
1. Шапорев С.Д. Дискретная математика. Курс лекций и практических занятий.-СПб.: БХВ-Петербург,2007.-400с.
2. Кузнецов О.П. Дискретная математика для инженера. СПб.. 2008.-400 с.
3. Яблонский С.В. Введение в дискретную математику.-М.:Высш. шк., 2008.-384 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (профессиональные компетенции, общие компетенции, освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: |
Текущий контроль умений осуществляется в ходе выполнения практических работ, выполнения индивидуальных контрольных заданий, решения профессиональных задач, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. |
У1-формулировать задачи математического характера и применять средства математической логики для их решения. |
Практические работы из раздела « Теория множеств», « Алгебра высказываний. Алгебра предикатов», «Теория алгоритмов» |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: |
Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения теоретической части в форме устных опросов, тестирования, защиты рефератов. |
З1-основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов З2- формулы алгебры высказываний |
Устный опрос, оценка конспектов в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы Тестирование, устный опрос. Наблюдение и оценка в ходе проведения мозгового штурма. |
З3-методы минимизации алгебраических преобразований |
Устный опрос, тестирование. |
З4- основы языка и алгебры предикатов |
Тестирование, устный опрос, защита рефератов |
Индивидуальный контроль: дифференцированный зачет |
Разработчик:
ГАПОУ СО «ПКТиМ» преподаватель Шепелева Е.Ю.,
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)