12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мельникова Елена Андреевна1359 Не пытайтесь вылечить ваших студентов, вылечите сначала себя. Хороший учитель сделает плохого студента хорошим, а хорошего студента великолепным. Марва Коллинз Россия, Коми респ., Усинск Материал размещён в группе «Проф.тех.образование» |
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ 02 Информатика
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Усинский политехнический техникум»
УТВЕРЖДАЮ |
Директор ГПОУ «Усинский |
политехнический техникум» |
_______________ О.В. Рубан |
«___» _____________ 2016 г. |
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ 02 ИНФОРМАТИКА
Очная форма обучения
Специальность/Профессия: 23.01.03 Автомеханик
Квалификация: слесарь по ремонту автомобилей, оператор заправочных станций, водитель автомобиля
Специальность/Профессия: 13.01.11 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Квалификация: электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Специальность/Профессия: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Квалификация: слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Усинск, 2016 г.
РАССМОТРЕНА | СОГЛАСОВАНО |
на заседании ПЦК | Заместитель директора по УР |
общеобразовательных, ОГСЭ и ЕН | ____________ О.Е. Воронина |
дисциплин | «____» __________ 2016 г. |
Протокол № ____ от «__» ____ 2016 г. | |
Председатель ПЦК | |
_________________С.И. Прокопьева |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по профессиям: 23.01.03 Автомеханик, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.11.2013г. N 701, 13.01.11 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.08.2013г. N 802, 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.08.2013г. N 682.
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Усинский политехнический техникум»
Разработчики:
Мельникова Е.А., преподаватель математики и информатики
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рецензенты:
Внешний рецензент__________________________________________
Ф.И.О. должность, место работы
Внутренний рецензент __________________________________________
Ф.И.О. должность, место работы
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА………………………………………………………………………………5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………..........................................................................................8
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМОЙ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ……………………………………………………………………………………14
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих
целей:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
метапредметных:
-
чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
осознание своего места в информационном обществе;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Введение | Содержание учебного материала | 1 | |||||||
1 | Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. | 1 | 1 | ||||||
2 | Значение информатики при освоении профессий СПО. | ||||||||
Раздел 1. Информационная деятельность человека | 8 | ||||||||
Тема 1.1. Этапы развития информационного общества | Содержание учебного материала | 2 | |||||||
1 | Основные этапы развития информационного общества | 1 | 1 | ||||||
2 | Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. | 1 | |||||||
Практические занятия | 3 | ||||||||
1 | Информационные ресурсы общества. | 1 | 2 | ||||||
2 | Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними. | 1 | |||||||
3 | Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление. | 1 | |||||||
Тема 1.2. Информационная деятельность человека | Содержание учебного материала | 2 | |||||||
1 | Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). | 1 | 1 | ||||||
2 | Стоимостные характеристики информационной деятельности. | ||||||||
3 | Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. | 1 | |||||||
Практические занятия | 1 | ||||||||
1 | Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. | 1 | 2 | ||||||
2 | Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||||||||
Умный дом. | 2 | 3 | |||||||
Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте образовательной организации по профильным направлениям подготовки. | 2 | ||||||||
Раздел 2. Информация и информационные процессы | 31 | ||||||||
Тема 2.1. Представление и обработка информации | Содержание учебного материала | 4 | |||||||
1 | Подходы к понятию и измерению информации. | 1 | 1 | ||||||
2 | Информационные объекты различных видов. | 1 | |||||||
3 | Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. | 1 | |||||||
4 | Представление информации в двоичной системе счисления. | 1 | |||||||
Практические занятия | 1 | ||||||||
1 | Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. | 1 | 2 | ||||||
Тема 2.2. Алгоритмизация и программирование | Содержание учебного материала | 9 | |||||||
1 | Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка информации. | 1 | 1 | ||||||
2 | Принципы обработки информации при помощи компьютера. | 1 | |||||||
3 | Арифметические и логические основы работы компьютера. | 1 | |||||||
4 | Элементная база компьютера. | 1 | |||||||
5 | Алгоритмы и способы их описания. | 1 | |||||||
6 | Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. | 1 | |||||||
7 | Переход от неформального описания к формальному. | 1 | |||||||
8 | Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. | 1 | |||||||
9 | Компьютерные модели различных процессов. | 1 | |||||||
Практические занятия | 9 | ||||||||
1 | Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере. | 1 | 2 | ||||||
2 | Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования. | 1 | |||||||
3 | Использование логических высказываний и операций в алгоритмических конструкциях. | 1 | |||||||
4 | Примеры построения алгоритмов с использованием конструкций проверки условий, циклов и способов описания структур данных. | 1 | |||||||
5 | Разработка несложного алгоритма решения задачи. | 1 | |||||||
6 | Среда программирования. | ||||||||
7 | Тестирование программы. | 1 | |||||||
8 | Программная реализация несложного алгоритма. | 1 | |||||||
9 | Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели. | 1 | |||||||
10 | Конструирование программ на основе разработки алгоритмов процессов различной природы. | 1 | |||||||
Тема 2.3 Компьютерное моделирование | Содержание учебного материала | 5 | |||||||
1 | Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, поиск и передача информации. | 2 | 1 | ||||||
2 | Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. | 1 | |||||||
3 | Определение объемов различных носителей информации. | 1 | |||||||
4 | Архив информации. | 1 | |||||||
Практические занятия | 3 | ||||||||
1 | Создание архива данных. | 1 | 2 | ||||||
2 | Извлечение данных из архива. | 1 | |||||||
3 | Запись информации на внешние носители различных видов. | 1 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | ||||||||
Сортировка массива. | 2 | 3 | |||||||
Создание структуры базы данных библиотеки. | 2 | ||||||||
Простейшая информационно-поисковая система. | 4 | ||||||||
Конструирование программ. | 4 | ||||||||
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий. | 20 | ||||||||
Тема 3.1 Архитектура компьютеров | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
1 | Архитектура компьютеров. | 1 | 1 | ||||||
2 | Основные характеристики компьютеров. | 1 | |||||||
3 | Многообразие компьютеров. | 1 | |||||||
4 | Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. | 1 | |||||||
5 | Виды программного обеспечения компьютеров. | 1 | |||||||
6 | Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности). | 1 | |||||||
Практические занятия | 4 | ||||||||
1 | Операционная система. | 1 | 2 | ||||||
2 | Графический интерфейс пользователя. | ||||||||
3 | Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. | 1 | |||||||
4 | Программное обеспечение внешних устройств. | 1 | |||||||
5 | Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. | 1 | |||||||
Тема 3.2 Компьютерные сети | Содержание учебного материала | 2 | |||||||
1 | Объединение компьютеров в локальную сеть. | 1 | 1 | ||||||
2 | Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. | 1 | |||||||
Практические занятия | 4 | ||||||||
1 | Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. | 1 | 2 | ||||||
2 | Сервер. Сетевые операционные системы. | 1 | |||||||
3 | Понятие о системном администрировании. | ||||||||
4 | Разграничение прав доступа в сети. | 1 | |||||||
5 | Подключение компьютера к сети. | 1 | |||||||
6 | Администрирование локальной компьютерной сети. | ||||||||
Тема 3.3 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита | Содержание учебного материала | 2 | |||||||
1 | Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. | 1 | 1 | ||||||
2 | Защита информации, антивирусная защита. | 1 | |||||||
Практические занятия | 2 | ||||||||
1 | Защита информации, антивирусная защита. | 1 | 2 | ||||||
2 | Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. | 1 | |||||||
3 | Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 16 | ||||||||
Профилактика ПК. | 2 | 3 | |||||||
Инструкция по безопасности труда и санитарным нормам. | 4 | ||||||||
Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста. | 4 | ||||||||
Мой рабочий стол на компьютере. | 2 | ||||||||
Администратор ПК, работа с программным обеспечением. | 4 | ||||||||
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | 24 | ||||||||
Тема 4.1 Реализация основных информационных процессов с помощью компьютеров | Содержание учебного материала | 3 | |||||||
1 | Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. | 2 | 1 | ||||||
2 | Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. | 1 | |||||||
Практические занятия | 3 | ||||||||
1 | Использование систем проверки орфографии и грамматики. | 1 | 2 | ||||||
2 | Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий). | 2 | |||||||
Тема 4.2 Обработка числовых данных с помощью электронных таблиц | Содержание учебного материала | 2 | |||||||
1 | Возможности динамических (электронных) таблиц. | 1 | 1 | ||||||
2 | Математическая обработка числовых данных. | 1 | |||||||
Практические занятия | 2 | ||||||||
1 | Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий. | 2 | 2 | ||||||
Тема 4.3 Организация систем управления базами данных | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
1 | Представление об организации баз данных и системах управления ими. | 2 | 1 | ||||||
2 | Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. | 2 | |||||||
3 | Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 2 | |||||||
Практические занятия | 2 | ||||||||
1 | Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. | 2 | 2 | ||||||
Тема 4.4 Специализированное программное обеспечение для создания графических и мультимедийных объектов | Содержание учебного материала | 3 | |||||||
1 | Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах. | 2 | 1 | ||||||
2 | Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. | 1 | |||||||
Практические занятия | 3 | ||||||||
1 | Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 1 | 2 | ||||||
2 | Использование презентационного оборудования. | 1 | |||||||
3 | Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения. | 1 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 14 | ||||||||
Ярмарка профессий. | 4 | 3 | |||||||
Звуковая запись. | 2 | ||||||||
Музыкальная открытка. | 2 | ||||||||
Плакат-схема. | 2 | ||||||||
Эскиз и чертеж (САПР). Реферат. | 4 | ||||||||
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии | 24 | ||||||||
Тема 5.1 Технические и программные средствах телекоммуникационных технологий | Содержание учебного материала | 7 | |||||||
1 | Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. | 1 | 1 | ||||||
2 | Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. | 1 | |||||||
3 | Поиск информации с использованием компьютера. | 1 | |||||||
4 | Программные поисковые сервисы. | ||||||||
5 | Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. | 1 | |||||||
6 | Комбинации условия поиска. | 1 | |||||||
7 | Передача информации между компьютерами. | 1 | |||||||
8 | Проводная и беспроводная связь. | ||||||||
9 | Методы создания и сопровождения сайта. | 1 | |||||||
Практические занятия | 8 | ||||||||
1 | Браузер. | 1 | 2 | ||||||
2 | Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством, интернет-библиотекой и пр. | 1 | |||||||
3 | Поисковые системы. | 1 | |||||||
4 | Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. | 1 | |||||||
5 | Модем. | 1 | |||||||
6 | Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. | 1 | |||||||
7 | Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. | 1 | |||||||
8 | Средства создания и сопровождения сайта. | 1 | |||||||
Тема 5.2 Сетевое программное обеспечение для организации деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях | Содержание учебного материала | 1 | |||||||
1 | Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. | 1 | 1 | ||||||
Практические занятия | 2 | ||||||||
1 | Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. | 1 | 2 | ||||||
2 | Настройка видео веб-сессий. | 1 | |||||||
Тема 5.3 Автоматические и автоматизированные системы управления | Содержание учебного материала | 3 | |||||||
1 | Управление процессами. | 1 | 1 | ||||||
2 | Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. | 1 | |||||||
3 | Представление о робототехнических системах. | ||||||||
Практические занятия | 3 | ||||||||
1 | АСУ различного назначения, примеры их использования. | 1 | 2 | ||||||
2 | Примеры оборудования с программным управлением. | 1 | |||||||
3 | Демонстрация использования различных видов АСУ на практике. | 1 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||||||||
Резюме: ищу работу. | 2 | 3 | |||||||
Защита информации. | 2 | ||||||||
Личное информационное пространство. | 2 | ||||||||
Дифференцированный зачет | 1 | 3 | |||||||
Всего: | 162 |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМОЙ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» в пределах освоения ППКРС на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по профессиям СПО технического профиля профессионального образования — 162 часа,
из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 108 часов,
внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 54 часа.
Вид учебной работы | Количество часов |
Аудиторные занятия. Содержание обучения | |
Введение | 1 |
1. Информационная деятельность человека | 8 |
2. Информация и информационные процессы | 31 |
3. Средства ИКТ | 20 |
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | 24 |
5. Телекоммуникационные технологии | 24 |
ВСЕГО | 108 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | |
Подготовка выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с презентациями и др. | 54 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |
ВСЕГО | 162 |