Программа курса внеурочной деятельности «Эрудит»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чаинского района «Подгорнская средняя общеобразовательная школа»
Программа курса внеурочной деятельности «Эрудит» Составитель: Николаева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов, 1 квалификационная категория Программа направлена на подготовку детей к выполнению Всероссийских проверочных работ Класс: 4 2018-2019 учебный год (срок реализации - 1 год) |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Эрудит» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность
В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Интегрированный курс «Эрудит» нацелен на развитие данных качеств учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ.
Цель программы - повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы.
Задачи:
формирование общеинтеллектуальных умений;
углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру;
создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР;
формирование и развитие логического мышления;
развитие речи и словарного запаса учащихся;
развитие внимание, памяти;
формирование положительной мотивации к учению;
формирование умение работать в группе.
Сроки реализации программы
В 4 классе курс внеурочной деятельности «Эрудит» проводятся один раз в неделю. Учебный курс рассчитан на 31 час.
Данная программа интегрирована с предметными областями:
математика,
русский язык,
окружающий мир
Личностные и метапредметные результаты освоения программы курса «Эрудит»
Личностные УУД:
знание моральных норм и норм этикета,
умение выделить нравственный аспект поведения,
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные УУД:
целеполагание,
планирование,
контроль и коррекция,
саморегуляция.
Логические УУД:
анализ объектов в целях выделения признаков;
синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Общеучебные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
моделирование, преобразование модели.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: программа рассчитана на детей 10-11 лет.
СОДЕРЖАНИЕ
Формы организации кружка:
теоретические занятия
практические занятия
Основные виды учебной деятельности:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений детей.
Самостоятельная работа.
Вывод и доказательство.
Решение задач.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
Анализ графиков, таблиц, схем.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.
Формы подведения итогов работы: выполнение ВПР.
Ожидаемые результаты и способы их результативности:
самостоятельно выполнять задания;
осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
работать в группе;
сравнивать величины (выбирать величину) для ответа на практический вопрос;
планировать ход решения задачи, выбирать числовое выражение для ответа на вопрос;
находить неизвестный компонент арифметического действия;
различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
умение различать звуки и буквы;
умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммами;
умение определять значение слов по тексту;
умение составлять небольшой связный текст на заданную тему;
умение высказывать свое мнение и обосновывать его и т.д.
Главным результатом реализации программы курса «Эрудит» является (при условии регулярного посещения занятий) успешное выполнение Всероссийской проверочной работы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп | Наименование раздела, темы | Содержание | Форма занятия | Форма контроля |
1 | Фонетика и графика | Звуки и буквы. | Занятие теоретического плана | Текущий |
2 | Фонетика и графика | Звуки и буквы. Мини-работа №1. | Практическое занятие | Текущий |
3 | Состав слова | Нахождение в словах с однозначно выделяемых морфем: окончание, корень, приставку, суффикс. | Практическое занятие | Текущий |
4 | Морфология | Части речи. | Занятие теоретического плана | Текущий |
5 | Морфология | Морфологический разбор имен существительных по предложенному алгоритму; оценивание правильности проведения морфологического разбора; | Практическое занятие | Текущий |
6 | Синтаксис | Виды предложений | Занятие теоретического плана | Текущий |
7 | Синтаксис | Письмо под диктовку текстов в соответствии с изученными правилами правописания; проверка предложенного текста, нахождение и исправление орфографических и пунктуационных ошибок | Практическое занятие | Текущий |
8 | Орфография | Осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознание причины появления ошибки и определение способов действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах | Занятие теоретического плана | Текущий |
9 | Орфография | Письмо под диктовку текстов в соответствии с изученными правилами правописания; проверка предложенного текста, нахождение и исправление орфографических ошибок | Практическое занятие | Текущий |
10 | Лексика | Лексическое значение слова. Мини-работа №3. | Практическое занятие | Текущий |
11 | Развитие речи | Определение темы и главной мысли текста. Подбор синонимов для устранения повторов в тексте. | Практическое занятие | Текущий |
12 | Числовые величины | Чтение, запись и сравнение, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выделение неизвестного компонента арифметического действия и нахождение его значение | Практическое занятие | Текущий |
13 | Числовые величины | Чтение, запись и сравнение, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выделение неизвестного компонента арифметического действия и нахождение его значение | Практическое занятие | Текущий |
14 | Арифметические действия | Вычисление значения числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок) | Практическое занятие | Текущий |
15 | Арифметические действия | Вычисление значения числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок) | Практическое занятие | Текущий |
16, 17, | Работа с текстовыми задачами | Установление зависимости между величинами, представленными в задаче, планирование хода решения задачи, выбор и объяснение выбора действий; решение арифметическим способом (в 1–2 действия) учебных задач и задач, связанных с повседневной жизнью; решение задач в 3–4 действия | Практическое занятие | Текущий |
18 | Пространственные отношения. Геометрические фигуры. | Построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника | Практическое занятие | Текущий |
19 | Геометрические величины | Геометрические величины | Занятие теоретического плана | Текущий |
20 | Геометрические величины | Мини - работа | Практическое занятие | Текущий |
21 | Работа с информацией | Интерпретация информации, полученной при проведении несложных исследований (объяснение, сравнение и обобщение данных, выводы и прогнозы) | Практическое занятие | Текущий |
22 | Человек и природа | Просмотр видеофильма «Человек и природа» | Занятие теоретического плана | Текущий |
23 | Человек и природа | Определение по рисунку объектов, созданных природой | Практическое занятие | |
24 | Человек и природа | Сравнение объектов живой и неживой природы. Их сходство и различие | Практическое занятие | |
25 | Человек и природа | Заполнение таблиц по исходным данным. Мини-работа | Практическое занятие | |
26 | Человек и общество | Просмотр видеофильма «Человек и общество» | Занятие теоретического плана | |
27 | Человек и общество | Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии. | Практическое занятие | Текущий |
28 | Человек и общество | Работа с таблицами. Определение плана действий. Восстановление последовательности действий | Практическое занятие | Текущий |
29 | Человек и общество | Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи | Практическое занятие | Текущий |
30 | Проверочная работа (пробная) | Проверочная работа | Практическое занятие | Итоговый |
31 | Всероссийская проверочная работа | ВПР | Практическое занятие | Итоговый |