Программа курса внеурочной деятельности «Эрудит»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чаинского района «Подгорнская средняя общеобразовательная школа»  			  			 
  			  			  			 Программа курса внеурочной деятельности «Эрудит»  			  			 Составитель: Николаева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов, 1 квалификационная категория Программа направлена на подготовку детей к выполнению Всероссийских проверочных работ Класс: 4  			 2018-2019 учебный год (срок реализации - 1 год)  |  	
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Эрудит» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
 
 
Актуальность
В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Интегрированный курс «Эрудит» нацелен на развитие данных качеств учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ.
 
Цель программы - повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы.
Задачи:
формирование общеинтеллектуальных умений;
углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру;
создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР;
формирование и развитие логического мышления;
развитие речи и словарного запаса учащихся;
развитие внимание, памяти;
формирование положительной мотивации к учению;
формирование умение работать в группе.
Сроки реализации программы
В 4 классе курс внеурочной деятельности «Эрудит» проводятся один раз в неделю. Учебный курс рассчитан на 31 час.
 
Данная программа интегрирована с предметными областями:
математика,
русский язык,
окружающий мир
Личностные и метапредметные результаты освоения программы курса «Эрудит»
Личностные УУД:
знание моральных норм и норм этикета,
умение выделить нравственный аспект поведения,
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные УУД:
целеполагание,
планирование,
контроль и коррекция,
саморегуляция.
Логические УУД:
анализ объектов в целях выделения признаков;
синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Общеучебные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
моделирование, преобразование модели.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: программа рассчитана на детей 10-11 лет.
 
СОДЕРЖАНИЕ
Формы организации кружка:
теоретические занятия
практические занятия
Основные виды учебной деятельности:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений детей.
Самостоятельная работа.
Вывод и доказательство.
Решение задач.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
Анализ графиков, таблиц, схем.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.
Формы подведения итогов работы: выполнение ВПР.
Ожидаемые результаты и способы их результативности:
самостоятельно выполнять задания;
осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
работать в группе;
сравнивать величины (выбирать величину) для ответа на практический вопрос;
планировать ход решения задачи, выбирать числовое выражение для ответа на вопрос;
находить неизвестный компонент арифметического действия;
различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
умение различать звуки и буквы;
умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммами;
умение определять значение слов по тексту;
умение составлять небольшой связный текст на заданную тему;
умение высказывать свое мнение и обосновывать его и т.д.
Главным результатом реализации программы курса «Эрудит» является (при условии регулярного посещения занятий) успешное выполнение Всероссийской проверочной работы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп  |  		Наименование раздела, темы  |  		Содержание  |  		Форма занятия  |  		Форма контроля  |  	
1  |  		Фонетика и графика  |  		Звуки и буквы.  |  		Занятие теоретического плана  |  		Текущий  |  	
2  |  		Фонетика и графика  |  		Звуки и буквы. Мини-работа №1.  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
3  |  		Состав слова  |  		Нахождение в словах с однозначно выделяемых морфем: окончание, корень, приставку, суффикс.  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
4  |  		Морфология  |  		Части речи.  |  		Занятие теоретического плана  |  		Текущий  |  	
5  |  		Морфология  |  		Морфологический разбор имен существительных по предложенному алгоритму; оценивание правильности проведения морфологического разбора;  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
6  |  		Синтаксис  |  		Виды предложений  |  		Занятие теоретического плана  |  		Текущий  |  	
7  |  		Синтаксис  |  		Письмо под диктовку текстов в соответствии с изученными правилами правописания; проверка предложенного текста, нахождение и исправление орфографических и пунктуационных ошибок  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
8  |  		Орфография  |  		Осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознание причины появления ошибки и определение способов действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах  |  		Занятие теоретического плана  |  		Текущий  |  	
9  |  		Орфография  |  		Письмо под диктовку текстов в соответствии с изученными правилами правописания; проверка предложенного текста, нахождение и исправление орфографических ошибок  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
10  |  		Лексика  |  		Лексическое значение слова. Мини-работа №3.  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
11  |  		Развитие речи  |  		Определение темы и главной мысли текста. Подбор синонимов для устранения повторов в тексте.  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
12  |  		Числовые величины  |  		Чтение, запись и сравнение, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выделение неизвестного компонента арифметического действия и нахождение его значение  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
13  |  		Числовые величины  |  		Чтение, запись и сравнение, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выделение неизвестного компонента арифметического действия и нахождение его значение  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
14  |  		Арифметические действия  |  		Вычисление значения числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок)  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
15  |  		Арифметические действия  |  		Вычисление значения числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок)  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
16, 17,  |  		Работа с текстовыми задачами  |  		Установление зависимости между величинами, представленными в задаче, планирование хода решения задачи, выбор и объяснение выбора действий; решение арифметическим способом (в 1–2 действия) учебных задач и задач, связанных с повседневной жизнью; решение задач в 3–4 действия  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
18  |  		Пространственные отношения. Геометрические фигуры.  |  		Построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
19  |  		Геометрические величины  |  		Геометрические величины  |  		Занятие теоретического плана  |  		Текущий  |  	
20  |  		Геометрические величины  |  		Мини - работа  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
21  |  		Работа с информацией  |  		Интерпретация информации, полученной при проведении несложных исследований (объяснение, сравнение и обобщение данных, выводы и прогнозы)  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
22  |  		Человек и природа  |  		Просмотр видеофильма «Человек и природа»  |  		Занятие теоретического плана  |  		Текущий  |  	
23  |  		Человек и природа  |  		Определение по рисунку объектов, созданных природой  |  		Практическое занятие  |  		 			  |  	
24  |  		Человек и природа  |  		Сравнение объектов живой и неживой природы. Их сходство и различие  |  		Практическое занятие  |  		 			  |  	
25  |  		Человек и природа  |  		Заполнение таблиц по исходным данным. Мини-работа  |  		Практическое занятие  |  		 			  |  	
26  |  		Человек и общество  |  		Просмотр видеофильма «Человек и общество»  |  		Занятие теоретического плана  |  		 			  |  	
27  |  		Человек и общество  |  		Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии.  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
28  |  		Человек и общество  |  		Работа с таблицами. Определение плана действий. Восстановление последовательности действий  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
29  |  		Человек и общество  |  		Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи  |  		Практическое занятие  |  		Текущий  |  	
30  |  		Проверочная работа (пробная)  |  		Проверочная работа  |  		Практическое занятие  |  		Итоговый  |  	
31  |  		Всероссийская проверочная работа  |  		ВПР  |  		Практическое занятие  |  		Итоговый  |