Программа курса внеурочной деятельности «Лепка»
Программа курса внеурочной деятельности «Лепка».
Программа курса внеурочной деятельности «Лепка» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации « Об образовании».
Это:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Курс внеурочной деятельности «Лепка» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста (1 класс) на основе приобщения к традиционным культурным ценностям. Он посвящен процессу овладения детьми разнообразными видами лепки при использовании общедоступных материалов – пластилина и соленого теста.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание курса внеурочной деятельности «Лепка» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у детей укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения (в том числе умение анализировать действия процесса получения объемного изображения предмета и создание единой цельной композиции из разрозненных деталей), активно развивается моторика рук, формируются способы познавательной и предметной деятельности.
Актуальность выбора курса.
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Занятия лепкой способствуют развитию моторики рук, что в свою очередь положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, формирование ровного и красивого почерка, развитие речи, активизируют деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживают и развивают их, способствуют повышению общего тонуса. В ходе занятий, связанных с лепкой, хорошо использовать соответствующий музыкальный фон, который может импульсивных, неусидчивых детей настроить на работу, поможет им сконцентрироваться, а слишком скованных, депрессивных детей расслабит, подтолкнет к работе, освободит эмоционально. Лепка из соленого теста является одним из признанных современных интегративных методов восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья ребенка. Во время занятий проводятся также физкультминутки для глаз.
Цели и задачи реализации учебного предмета
Целью данной программы является формирование у обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения приемами лепки с использованием разнообразных материалов.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- Обучение основным приемам композиции и цветоведения на этапе, соответствующем возрасту детей, обучение приемам лепки.
- Развитие интереса к занятиям лепкой как форме активного досуга, развитие координации движений, эстетического вкуса, фантазии, кругозора.
- Развитие умения воспринимать образы, передавать их в объеме в различных материалах.
- Развитие зрительной памяти, восприятия пространства, движения, величины, формы и цвета предмета.
- Развитие интеллектуальных и художественно-творческих способностей каждого ребенка с учетом возрастных и физиологических возможностей при четком соблюдении дифференцированного подхода.
- Развитие ассоциативного, абстрактного, вариативного, образного мышления и творческого воображения.
- Воспитание организованной, гармонично развитой личности.
- Формирование культуры общения между собой и окружающими.
- Укрепление здоровья школьников посредством развития мелкой моторики рук и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма.
Межпредметные связи.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по предметам : изобразительное искусство и художественный труд, окружающий мир, музыка.
Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:
- проведений открытых уроков для учителей и родителей;
- организация разнообразных конкурсов;
- участие лучших работ на различных тематических выставках школьного, районного, городского, областного уровней;
- участие в праздничных программах;
- проведение итогового занятия и выставки в конце учебного года.
Главный ожидаемый результат – овладение знаниями, навыками и умениями, необходимыми для занятия лепкой и желание продолжать занятия, совершенствуя свое мастерство.
Программа предназначена для детей 6-8 лет и рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность занятия – 35 минут. Всего 33 часа в год.
В программе внеурочной деятельности «Лепка» используются традиционные методы и приемы, основанные на принципах, сформулированных еще Я.А.Коменским:
доступность ( природосообразность) – учет возрастных особенностей;
последовательность (приемственность);
сотрудничество (учитель – ученик – дифференциация);
целесообразность – наличие цели и реальность ее выполнения;
5) связь с жизнью.
Игровой метод, метод аналогий ( с животным и растительным миром и т.д.), словесный метод, практический метод, наглядный метод, эвристический метод.
Календарно – тематическое планирование занятий
1 четверть.
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Вводное занятие. Знакомство с возможностями инструментов и материалов для лепки. Техника безопасности. | 1 | |
2. | Беседа о народных промыслах, связанных с лепкой. Лепка простой игрушки из пластилина. | 1 | |
3. | Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Натюрморт. | 1 | |
4. | Продолжение работы над натюрмортом. | 1 | |
5. | Изготовление медальона из пластилина. | 1 | |
6. | Работа над эскизом коллективной работы « Город будущего» или « Волшебная страна». | 1 | |
7. | Выполнение элементов для коллективной работы. | 1 | |
8. | Выполнение элементов для коллективной работы. | 1 | |
9. | Завершение работы. Выставка. | 1 | |
2 четверть.
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Живописные возможности пластилина. Составление эскизов для изготовления индивидуальных работ. | 1 | |
2. | Работа по эскизу. Заполнение фона с использованием живописных приемов. | 1 | |
3. | Работа над деталями. Завершение работы. | 1 | |
4. | Составление эскиза коллективной работы «Подводный мир» или « Чудо-дерево». | 1 | |
5. | Работа над фоном с использованием живописных возможностей пластилина. | 1 | |
6. | Проработка деталей переднего плана. | 1 | |
7. | Завершение работы. Выставка. | 1 | |
3 четверть.
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Лепка из соленого теста. Вводный урок. Рецепты изготовления. Техника безопасности. | 1 | |
2. | Составление эскизов коллективной или групповых работ. | 1 | |
3. | Лепка изделия по эскизу с использованием простейших приемов. | 1 | |
4. | Лепка изделия по эскизу с использованием простейших приемов. | 1 | |
5. | Лепка изделия по эскизу с использованием простейших приемов. Сушка изделия. | 1 | |
6. | Роспись изделия. Техника безопасности при работе с гуашью. | 1 | |
7. | Завершение росписи. Работа над мелкими деталями. | 1 | |
8. | Оформление изделия. подготовка к выставке. | 1 | |
9. | Выставка работ в школе и участие в ежегодной городской выставке детского творчества. | 1 | |
4 четверть.
№п/п | Тема | Кол. часов | Дата проведения |
1. | Лепка из соленого теста. Составление эскиза для индивидуальной творческой работы. | 1 | |
2. | Лепка изделия по эскизу с использованием разнообразных приемов. | 1 | |
3. | Лепка изделия по эскизу с использованием разнообразных приемов. Детальная проработка. | 1 | |
4. | Сушка изделия. Роспись. | 1 | |
5. | Роспись изделия. | 1 | |
6. | Роспись изделия. Детальная проработка. | 1 | |
7. | Подготовка работ учащихся к итоговой выставке. Оформление работ. | 1 | |
8. | Итоги учебного года. Итоговая выставка работ. | 1 | |