Программа курса внеурочной деятельности «Пулевая стрельба»
Программа курса внеурочной деятельности
«Пулевая стрельба»
|
Возраст: 12-18 лет Класс: 6-11 класс Срок реализации: 1 год Составитель: Кочев И.А., учитель физической культуры |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Пулевая стрельба» разработана в соответствии с ФГОС, утверждённого Приказом № №1897 от 17.12.2010 года с изменениями от 29.12.2014 года №1664 с учётом примерной основной образовательной программы, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением от 8.04.2015 года №1/15, локальным актом «Положение о внеурочной деятельности», основной образовательной программой основного общего образования.
Стрелковый спорт является одним из популярных видов спорта. Особенно большой популярностью он пользуется среди молодежи и школьников, которые с увлечением отдают свое свободное время этому замечательному виду спорта. Воспитательная работа способствует развитию у ребят таких необходимых качеств, как ответственное отношение к труду, коллективизм, дисциплинированность, дружба, товарищество. Стрелковый спорт воспитывает смелость, мужество, решительность, самообладание, целеустремленность, трудолюбие, внимательность, самостоятельность.
Соревнования и сопутствующее им эмоциональное возбуждение являются проверкой характера юного спортсмена, его спортивно-технической подготовки и волевых качеств. Доставляя радость или огорчение, они мобилизуют стрелка на дальнейшее совершенствование, на проявление значительных усилий для самовоспитания. Доступной формой массового обучения школьников приемам стрельбы является стрельба из пневматических винтовок.
Преимущества пневматического оружия: доступность приобретения, хранения, невысокая стоимость винтовки и пулек к ней; небольшой вес оружия, позволяющий привлекать к обучению стрельбой школьников с 10-летнего возраста. Эти преимущества дают возможность успешно решать задачи развития стрелкового спорта в школе.
Актуальность программы
Программа составлена с учетом тенденций в развитии стрелкового спорта, как одного из востребованного вида спорта нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. Актуальность программы также состоит в том что, формирование здорового образа жизни, проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся одно из основных направлений работы гимназии
Педагогическая целесообразность
Занятия позволяют решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждению интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа внеурочной деятельности «Пулевая стрельба», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Цель программы: Всестороннее физическое развитие и совершенствование двигательных и морально-волевых качеств учащихся через углублённое изучение спортивной игры волейбол
Задачи программы:
1. образовательные
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу.
2. воспитательные
- воспитание волевых качеств;
- воспитание чувства коллективизма.
3. развивающие
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию.
Характеристика программы:
тип программы – разновозрастная, реализуется в группе учащихся разных классов
направленность - физкультурно-спортивная
вид - модифицированная
Программа рассчитана на 4 часов в неделю. На итоговую аттестацию отводится один час.
Содержание программы внеурочной деятельности «Пулевая стрельба» соответствует целям основной образовательной программы ООО, реализуемой ОО:
достижению выпускником планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
Содержание программы внеурочной деятельности «Пулевая стрельба» соответствует задачам основной образовательной программы ООО, реализуемой ОО:
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
формирование школьного уклада жизни, направленного на воспитание и социализацию обучающегося;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательной организации;
сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Связь содержания программы с учебными предметами
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Пулевая стрельба» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными предметами как: физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, история.
Особенности реализации программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Пулевая стрельба» предназначена для обучающихся 6-11 классов
Формы, режим и место проведения занятий, виды деятельности, количество часов и место в учебном плане:
Формы занятий внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые (командные).
Виды деятельности: приобретение теоретических и практических занятий.
Занятия проводятся в оборудованном для стрельбы кабинете.
В таблице 1 приведен режим реализации программы в 6-11 классах.
Сроки реализации программы |
Количество часов в неделю |
Время одного занятия |
Режим занятий |
Количество недель в учебном году |
Количество часов в году |
1 год |
4 часа |
Один академический час |
2 раза в неделю |
35 |
140 |
Содержание курса обучения
№ |
Название блока |
Форма |
Тема |
Виды деятельности |
|
Введение |
Беседа, инструкция |
Стрелковый спорт |
Знает и соблюдает правила техники безопасности
|
|
Устройство винтовки |
Беседа, демонстрация, практические занятия |
Устройство и система работы винтовки. Неисправности винтовки. Действия стрелка при неисправности винтовки. |
развивают знания, навыки и умения в устройстве винтовки
|
|
Теоретическая подготовка |
Беседа, демонстрация |
Физическая культура и стрелковый спорт. Правила и меры безопасности при обращении с оружием. Материальная часть оружия. Основы теории пулевой стрельбы. Техника стрельбы из винтовки. Изготовка в стрельбе, проверка правильности изготовки, правила дыхания при стрельбе, приемы нажима на спуск. Требования однообразия изготовки, прицеливания, нажима на спусковой крючок. Правила соревнований. |
развивают знания, навыки и умения в работе с винтовкой
|
|
Специально – техническая подготовка |
Практические занятия |
Тренировка без патрона. Тренировка в стрельбе по белому листу. Тренировка в стрельбе по мишени на кучность. Тренировка в стрельбе на кучность и совмещение средней точки попадания с центром мишени. Тренировка в стрельбе на результат. Тренировка в прицеливании и нажиме на спусковой крючок. Постановка дыхания. Освоение однообразия изготовки с оружием. Стрельба на ТПП. Тренировка в стабильности и точности принятия изготовки. |
развивают знания, навыки и умения в работе с винтовкой
|
|
Подготовка к соревнованиям. Правила соревнований |
Беседа, практические занятия |
|
Контрольные стрельбы. Мысленные упражнения (идеомоторика). Проводится с целью накопления опыта, проверки готовности к самостоятельным действиям на соревнованиях. |
Тематический план
№ |
Разделы: |
Кол-во часов: |
Кол-во теоретических часов: |
Кол-во практических часов: |
1. |
Вводное занятие. |
2 |
2 |
- |
2. |
Устройство винтовки |
8 |
4 |
4 |
3. |
Теоретическая подготовка |
25 |
25 |
- |
4. |
Специально – техническая подготовка |
100 |
- |
100 |
5. |
Подготовка к соревнованиям. Правила соревнований |
3 |
2 |
1 |
9. |
Итоговая аттестация. |
2 |
- |
2 |
Всего часов: |
140 |
33 |
107 |
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты освоения программы курса:
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, координации движений);
Метапредметные результаты освоения программы курса:
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающиеся приобретут способности к:
инициации идеи полезного проведения досуга
принятию решения относительно проведения собственного досуга с учетом ситуационных факторов
планированию мероприятий своей и коллективной досуговой деятельности
инициации идеи, связанные с подготовкой и проведением соревнований
осуществлению логических операций (анализ, синтез) применительно
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающиеся должны научиться:
осуществлять коммуникации со взрослыми и сверстниками в ходе организации массовых мероприятий
использовать правила этикета в межличностном общении
находить коллективные решения и разрешать конфликты
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающиеся должны уметь:
соблюдать правила поведения во время мероприятий, соревнований
организовать и провести игру, оценить ход игры и ее результат
высказывать аргументированное мнение относительно массовых мероприятий
оценивать качество проведенного досуга, делать выводы относительно интереса к массовым мероприятиям, в которых принимали участие
осознавать свои роли в командной работе
анализировать результаты участия в мероприятиях
Личностные результаты освоения программы курса:
В результате освоения курса у обучающихся будут сформированы:
потребности в социальной и творческой деятельности
ориентация на конструктивное взаимодействие в группе, навыки партнерства и сотрудничества
основы межличностного общения
умения соотносить свои действия с действиями сверстников, умения ставить интересы общего, совместного дела выше личных
ценностное отношение к здоровому и безопасному образу жизни
умения опыта участия в социально-значимой деятельности
Для отслеживания динамики освоения курса обучающимися и анализ результатов образовательной деятельности осуществляется мониторинг. Он включает в себя входной контроль (первичную диагностику), текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию
Входной (предварительный) контроль проводится в начале учебного года для проверки умений обучающихся по результатам выполнения общефизической подготовки.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения соревнований в виде наблюдения, опроса. Он направлен на закрепление теоретического и практического материала.
Итоговая аттестация проводится в конце года по результатам проведения соревнований, а также итоговому месту в школьной спартакиаде
Способы фиксации результатов программы:
оценка уровня достижений обучающегося в листе наблюдения
записи в протоколе о результативности участия обучающегося в мероприятиях (диплом, грамота, благодарность)
Организационно-педагогические условия реализации курса
Материально-технические и кадровые условия реализации курса
Для проведения занятий по курсу необходимо наличие:
Кабинет для пулевой стрельбы
Комплекс методических пособий
Винтовки пневматические в количестве.
Сейф для хранения оружия.
Тирные модули с мишенями
Пульки для стрельбы из пневматического оружия.
Мишени бумажные (различные).
Подставки ростовые
Для организации образовательного процесса необходим учитель, преподающий учебную дисциплину «Физическая культура».
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса:
Учебно-методические пособия
Инструкции по технике безопасности
Методические разработки
Список литературы
Литература для педагога
Журналы ОБЖ № 3, 5- 2001 г., №3- 2006 г., №1 – 2007 Комментарий к закону «О воинской службе и воинской обязанности». – М., Просвещение, 1998 Строевой Устав Вооруженных сил РФ. – М., Военное издательство, 2000 Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» (поурочные планы). – М., 2002
Литература для обучающихся
Справочник туриста – М., 1998 Топоров, Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности /
Учебное пособие. 10-11 кл. – М., 2002 Учебник ОБЖ 10-11 классы. – М., Просвещение, 2002
А.Д.Дворкин «Стрельба из пневматических винтовок».
А.С.Кузнецов программа кружка «Стрелковые кружки».
Попов Е.А., «Огневая подготовка»,Москва, 2004 г.