Рабочая программа «Эрудит — русский язык»

4
1
Материал опубликован 19 June 2022 в группе

Пояснительная записка

«Эрудит – русский язык»

 

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления факультатива «Эрудит – русский язык» создана на основе авторской программы «Умники и умницы»

Программа составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения русскому языку, сложного процесса воздействия на сознание и поведение школьников, углубление и расширение их знаний и навыков дает школьнику возможность раскрыть многие качества, закладывающие фундамент в становление неординарной творческой личности.

Целью программы является:

создание условий для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по разным предметам

Работа по данной программе поможет сформировать у учащихся адекватную самооценку, потребность общения, чувство уверенности, готовность и умение включаться в предлагаемую работу. Это и позволит учителю решить ряд важнейших социально-психологических задач:

развивать общую эрудицию детей, расширение их кругозора;

создать условия детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

стимулирование творческой деятельности детей;

развитие творческого и логического мышления учащихся;

создать адекватные условия для творческой самореализации личности в различных видах деятельности, психосоциальной сферы детей;

реализация принципа личностно-ориентированного подхода в
обучении и воспитании учащихся, активизация их интеллектуальных
качеств в целях гармонического развития человека как субъекта
творческой деятельности;

организация мероприятий повышающих социальный статус, проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности;

Работа по решению поставленных целей и задач строится на основе следующих принципов:

доступность; последовательность, системность, эффективность;

личностно-ориентированный подход.

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучении;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;

- усложнения содержания учебной деятельности;

доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

- сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной
деятельности с её полноценными формами;

ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихся среды.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов;

задания с отсроченным вопросом;

интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

решение частично-поисковых задач разного уровня;

творческие задачи;

задачи с экономическим содержанием.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 5-10 секунд. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревнования, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьных и городских олимпиадах по русскому языку и математике, игра КВН, «Русский медвежонок».

Работа по данной программе поможет сформировать у учащихся адекватную самооценку, потребность общения, чувство уверенности, готовность и умение включаться в предлагаемую работу. Это и позволит учителю решить ряд важнейших социально-психологических задач:

создать адекватные условия для творческой самореализации личности в различных видах деятельности, психосоциальной сферы детей;

реализация принципа личностно-ориентированного подхода в
обучении и воспитании учащихся, активизация их интеллектуальных
качеств в целях гармонического развития человека как субъекта
творческой деятельности;

организация мероприятий повышающих социальный статус, проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности;

Система заданий курса организована в рамках индивидуальной и кол-

лективной творческой, проектной работы, в том числе с использованием

информационно-коммуникационных технологий и электронных образова-

тельных ресурсов.

 

Место учебного предмета в учебном плане.

 

Учебный курс разработан в соответствии с базисным планом общеобразовательных учреждений внеурочной деятельности.

На изучение курса в 4 классе начальной школы отводится 1 часа в неделю, всего 34 часа. На занятиях используют дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, который предполагает оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм обучения.

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

 

Данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и

совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих

заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами

программы внеурочной деятельности и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Высока актуальность, педагогическая целесообразность данной программы по внеурочной работе детьми. Курс является интегрированным и преследует цель всестороннего развития ребенка. Нужно помочь учащимся увидеть смысл их творческой развивающей деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать их и направлять. Используемые понятия:

обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками;

творческие способности – оригинальность в решении обучающих, познавательных вопросов и задач;

мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности;

творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию;

эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии;

интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности;

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

конкретного учебного курса

 

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование уважительного отношения к культуре других народов;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения

русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;

- владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 

Содержание изучаемого курса

 

Вводный урок (1час)

Ознакомление с планом работы объединения «Умники и умницы», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Ознакомление с творческими успехами членов объединения «Умники и умницы».

2-3. Ребусы от А до Я (2 часа)

История создания ребусов, их особенности. Разгадывание ребусов. Работа по составлению ребусов.

4-5. Чайнворды. Составление чайнвордов (2 часа)

История происхождения чайнвордов кроссвордов Разгадывание и самостоятельное составление их.

6-7. Загадки. Шарады (2 часа)

Их особенности и отличия. Работа по составлению шарад и загадок.

8-9. Кроссворды. Составление кроссвордов (2 часа)

История происхождения кроссвордов Разгадывание и самостоятельное составление их.

10-11. Веселый наборщик. Слово в слове (2 часа)

Переставляя буквы составляем слова. В словах и стихах отыскиваем слова и объясняем их значение.

12-13. Транскрипция. Звуковой анализ слов (2часа)

Определять количество звуков и букв в словах с йотированными гласными.

14-15. Способы словообразования (2часа)

Состав слова. Игра «Найди лишнее слово» по способам словообразования.

16-17. Сложные и сложносокращенные слова (2часа)

Способ образования. Образование сложных слов в нестандартных ситуациях. Спрятавшиеся слова.

18. Олимпиада. Конкурс грамотеев (1час)

Классный контроль в форме тестирования.

19-20. Фразеологизмы (2час)

Многозначность фразеологизмов. Составление крылатых выражений из отдельных слов. Работа с пословицами. Фразеологизмы-синонимы. Замена выражений синонимами.

21. Фразеологизмы-антонимы (1час)

Практическая работа.

22-23. Русский медвежонок (2часа)

Работа по материалам игры «Русский медвежонок» прошлых лет.

24-25. Интеллектуальный марафон. Классный тур (2часа)

26-27. Однозначные и многозначные слова (2часа)

Омонимы. Омофоры. Омографы. Уметь их распознавать.

28. Синонимы (1час)

Образование синонимических рядов.

29 Антонимы (1час)

Подбор антонимов разных частей речи.

30-31. Части речи. Морфологические шарады (2часа)

Разгадывание и составление морфологических шарад.

32-33 Русский медвежонок (2часа)

Работа по материалам игры «Русский медвежонок» прошлых лет.

34-35. Решение орфографических задач (1час)

Повторение орфограмм в форме игры.

36. КВН по русскому языку (1час)

Работа по материалам игры «Русский медвежонок» прошлых лет.

 

 

 

Учебно-тематическое планирование. Русский язык

Таблица №1

п/п

Тема

Теория

Прак

тика

Виды деятельности

1

Вводный урок

1

 

воспринимать и осмысливать полученную информацию,

2-3

Ребусы от А до Я

1

1

воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации

4-5

Чайнворды. Составление чайнвордов.

1

1

владеть способами обработки данной информации

6-7

Загадки. Шарады.

1

1

Интел. Способ

развитие аффективной

сферы

8-9

Кроссворды. Составление кроссвордов

1

1

Творчество, способствовать организации поисковой деятельности

10-11

Веселый наборщик. Слово в слове. Переставляя буквы, составляем слова

1

1

Мыслительные операции анализа и синтеза, память

12-13

Транскрипция. Звуковой анализ слов

1

1

Интеллектуальные способности. Развивать умения ориентироваться в пространстве, анализировать ситуации

14-15

Способы словообразования

1

1

Творческое воображение,

16-17

Сложные и сложносокращенные слова

1

1

Мыслительные операции анализа и синтеза, память

18

Олимпиада. Конкурс грамотеев.

 

1

внимание,

19-21

Фразеологизмы

1

2

речь творчество, мыслительные операции

22

Фразеологизмы-антонимы

1

 

Интеллектуальные способности

23-24

Русский медвежонок

 

2

Внимание, восприятие,

25-26

Интеллектуальный марафон

 

2

Интел. Способ

развитие аффективной

сферы

27-28

Однозначные и многозначные слова.

Омонимы. Омофоры. Омографы

 

2

Творчество, способствовать организации поисковой деятельности

29

Синонимы. Образование синонимических рядов

 

1

Мыслительные операции анализа и синтеза, память

30

Антонимы. Подбор антонимов разных частей речи

 

1

Наблюдательность, умение анализировать

31

Части речи. Морфологические шарады

1

 

Навык самостоятельной исследовательской работы

32

Русский медвежонок

 

1

Навык наблюдения

33

Решение орфографических задач

 

1

Работа с научной литературой, умение получать информацию

34

КВН по русскому языку

 

1

Подводим итог

 

 

Материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета

 

Волина В.В. Тысяча игр с буквами и словами. Серия «Занимательные уроки». – М.: «АСТ-ПРЕСС»,2000.

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.

Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.

Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.

Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.

 

96


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, за программу!

19 June 2022