Пояснительная записка
«Эрудит – русский язык»
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления факультатива «Эрудит – русский язык» создана на основе авторской программы «Умники и умницы»
Программа составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения русскому языку, сложного процесса воздействия на сознание и поведение школьников, углубление и расширение их знаний и навыков дает школьнику возможность раскрыть многие качества, закладывающие фундамент в становление неординарной творческой личности.
Целью программы является:
создание условий для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по разным предметам
Работа по данной программе поможет сформировать у учащихся адекватную самооценку, потребность общения, чувство уверенности, готовность и умение включаться в предлагаемую работу. Это и позволит учителю решить ряд важнейших социально-психологических задач:
развивать общую эрудицию детей, расширение их кругозора;
создать условия детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
стимулирование творческой деятельности детей;
развитие творческого и логического мышления учащихся;
создать адекватные условия для творческой самореализации личности в различных видах деятельности, психосоциальной сферы детей;
реализация принципа личностно-ориентированного подхода в
обучении и воспитании учащихся, активизация их интеллектуальных
качеств в целях гармонического развития человека как субъекта
творческой деятельности;
организация мероприятий повышающих социальный статус, проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности;
Работа по решению поставленных целей и задач строится на основе следующих принципов:
доступность; последовательность, системность, эффективность;
личностно-ориентированный подход.
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучении;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
- усложнения содержания учебной деятельности;
доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
- сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной
деятельности с её полноценными формами;
ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихся среды.
Общая характеристика учебного предмета
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов;
задания с отсроченным вопросом;
интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;
задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
решение частично-поисковых задач разного уровня;
творческие задачи;
задачи с экономическим содержанием.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 5-10 секунд. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревнования, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьных и городских олимпиадах по русскому языку и математике, игра КВН, «Русский медвежонок».
Работа по данной программе поможет сформировать у учащихся адекватную самооценку, потребность общения, чувство уверенности, готовность и умение включаться в предлагаемую работу. Это и позволит учителю решить ряд важнейших социально-психологических задач:
создать адекватные условия для творческой самореализации личности в различных видах деятельности, психосоциальной сферы детей;
реализация принципа личностно-ориентированного подхода в
обучении и воспитании учащихся, активизация их интеллектуальных
качеств в целях гармонического развития человека как субъекта
творческой деятельности;
организация мероприятий повышающих социальный статус, проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности;
Система заданий курса организована в рамках индивидуальной и кол-
лективной творческой, проектной работы, в том числе с использованием
информационно-коммуникационных технологий и электронных образова-
тельных ресурсов.
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный курс разработан в соответствии с базисным планом общеобразовательных учреждений внеурочной деятельности.
На изучение курса в 4 классе начальной школы отводится 1 часа в неделю, всего 34 часа. На занятиях используют дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, который предполагает оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм обучения.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и
совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих
заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами
программы внеурочной деятельности и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Высока актуальность, педагогическая целесообразность данной программы по внеурочной работе детьми. Курс является интегрированным и преследует цель всестороннего развития ребенка. Нужно помочь учащимся увидеть смысл их творческой развивающей деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать их и направлять. Используемые понятия:
обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками;
творческие способности – оригинальность в решении обучающих, познавательных вопросов и задач;
мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности;
творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию;
эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии;
интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного курса
Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;
- владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание изучаемого курса
Вводный урок (1час)
Ознакомление с планом работы объединения «Умники и умницы», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Ознакомление с творческими успехами членов объединения «Умники и умницы».
2-3. Ребусы от А до Я (2 часа)
История создания ребусов, их особенности. Разгадывание ребусов. Работа по составлению ребусов.
4-5. Чайнворды. Составление чайнвордов (2 часа)
История происхождения чайнвордов кроссвордов Разгадывание и самостоятельное составление их.
6-7. Загадки. Шарады (2 часа)
Их особенности и отличия. Работа по составлению шарад и загадок.
8-9. Кроссворды. Составление кроссвордов (2 часа)
История происхождения кроссвордов Разгадывание и самостоятельное составление их.
10-11. Веселый наборщик. Слово в слове (2 часа)
Переставляя буквы составляем слова. В словах и стихах отыскиваем слова и объясняем их значение.
12-13. Транскрипция. Звуковой анализ слов (2часа)
Определять количество звуков и букв в словах с йотированными гласными.
14-15. Способы словообразования (2часа)
Состав слова. Игра «Найди лишнее слово» по способам словообразования.
16-17. Сложные и сложносокращенные слова (2часа)
Способ образования. Образование сложных слов в нестандартных ситуациях. Спрятавшиеся слова.
18. Олимпиада. Конкурс грамотеев (1час)
Классный контроль в форме тестирования.
19-20. Фразеологизмы (2час)
Многозначность фразеологизмов. Составление крылатых выражений из отдельных слов. Работа с пословицами. Фразеологизмы-синонимы. Замена выражений синонимами.
21. Фразеологизмы-антонимы (1час)
Практическая работа.
22-23. Русский медвежонок (2часа)
Работа по материалам игры «Русский медвежонок» прошлых лет.
24-25. Интеллектуальный марафон. Классный тур (2часа)
26-27. Однозначные и многозначные слова (2часа)
Омонимы. Омофоры. Омографы. Уметь их распознавать.
28. Синонимы (1час)
Образование синонимических рядов.
29 Антонимы (1час)
Подбор антонимов разных частей речи.
30-31. Части речи. Морфологические шарады (2часа)
Разгадывание и составление морфологических шарад.
32-33 Русский медвежонок (2часа)
Работа по материалам игры «Русский медвежонок» прошлых лет.
34-35. Решение орфографических задач (1час)
Повторение орфограмм в форме игры.
36. КВН по русскому языку (1час)
Работа по материалам игры «Русский медвежонок» прошлых лет.
Учебно-тематическое планирование. Русский язык
Таблица №1
№п/п |
Тема |
Теория |
Прак тика |
Виды деятельности |
1 |
Вводный урок |
1 |
|
воспринимать и осмысливать полученную информацию, |
2-3 |
Ребусы от А до Я |
1 |
1 |
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации |
4-5 |
Чайнворды. Составление чайнвордов. |
1 |
1 |
владеть способами обработки данной информации |
6-7 |
Загадки. Шарады. |
1 |
1 |
Интел. Способ развитие аффективной сферы |
8-9 |
Кроссворды. Составление кроссвордов |
1 |
1 |
Творчество, способствовать организации поисковой деятельности |
10-11 |
Веселый наборщик. Слово в слове. Переставляя буквы, составляем слова |
1 |
1 |
Мыслительные операции анализа и синтеза, память |
12-13 |
Транскрипция. Звуковой анализ слов |
1 |
1 |
Интеллектуальные способности. Развивать умения ориентироваться в пространстве, анализировать ситуации |
14-15 |
Способы словообразования |
1 |
1 |
Творческое воображение, |
16-17 |
Сложные и сложносокращенные слова |
1 |
1 |
Мыслительные операции анализа и синтеза, память |
18 |
Олимпиада. Конкурс грамотеев. |
|
1 |
внимание, |
19-21 |
Фразеологизмы |
1 |
2 |
речь творчество, мыслительные операции |
22 |
Фразеологизмы-антонимы |
1 |
|
Интеллектуальные способности |
23-24 |
Русский медвежонок |
|
2 |
Внимание, восприятие, |
25-26 |
Интеллектуальный марафон |
|
2 |
Интел. Способ развитие аффективной сферы |
27-28 |
Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Омофоры. Омографы |
|
2 |
Творчество, способствовать организации поисковой деятельности |
29 |
Синонимы. Образование синонимических рядов |
|
1 |
Мыслительные операции анализа и синтеза, память |
30 |
Антонимы. Подбор антонимов разных частей речи |
|
1 |
Наблюдательность, умение анализировать |
31 |
Части речи. Морфологические шарады |
1 |
|
Навык самостоятельной исследовательской работы |
32 |
Русский медвежонок |
|
1 |
Навык наблюдения |
33 |
Решение орфографических задач |
|
1 |
Работа с научной литературой, умение получать информацию |
34 |
КВН по русскому языку |
|
1 |
Подводим итог |
Материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета
Волина В.В. Тысяча игр с буквами и словами. Серия «Занимательные уроки». – М.: «АСТ-ПРЕСС»,2000.
Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.
Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.
Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.
Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.
96
Анна Крамарова