Рабочая программа «Русский язык» (3 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 28»
УТВЕРЖДАЮ |
СОГЛАСОВАНО |
РАССМОТРЕНО НА МО |
Директор МБОУ«СШ № 28 |
Зам. директора по УВР |
Протокол № 1 Руководитель ШМО |
_________________И.В. Маслова |
______________Н.В. Мелихова |
__________________М.В. Львова |
« _31_ » 08 2016г. |
« _31_ » 08 2016г. |
от « 31__ » 08 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «Русский язык»
II уровень образования
Класс: |
1-4 |
Срок реализации программы: |
2014 – 2018 г.г. |
Разработчик программы учитель начальных классов: |
|
Норильск
2016-2017
Рабочая программа «Русский язык»
(Образовательная система «Школа России»)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Канакиной В.П, Горецкого В.Г и др. «Русский язык»./Сборник программ. М.: Просвещение, 2011г.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
I. Личностные, метапредметные и предметные результаты
1 класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
- проявлять уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
- оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Азбуки.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- слушать и понимать речь других.
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
–называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
2-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
- проявлять уважение к своему народу, к своей родине.
- освоить личностный смысл учения, желания учиться.
- оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнить, возникли сложности при выполнении.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .
- определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
- находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
3–4-й классы
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
- проявлять уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.
- осваивать личностный смысл учения; желание продолжать свою учебу; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
- оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
- определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
- использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
- оценивать свои задания по параметрам, заранее представленным.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
- отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
- критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
- понимать точку зрения другого
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
3-й класс
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь
для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами ,правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи;
4-й класс
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
–создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
II. Содержание учебного предмета
l-й класс -165 часов
Интегрированный курс - обучение грамоте и развитие речи (207 ч – 115ч – письмо + 92ч - чтение)
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Интегрированный курс « Обучение грамоте и развитие речи»
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Русский язык
1-й класс.
50 ч (5 часов в неделю)
Наша речь (2ч)
Язык и речь.
Текст, предложение, диалог (3ч)
Текст. Предложение. Диалог
Слова, слова, слова… (4ч)
Слово. Роль слов в речи.
Слово и слог. Ударение (6ч)
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Звуки и буквы (34ч)
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки Ударные и безударные гласные звуки Согласные звуки Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.
Повторение (1ч)
2-й класс
170 ч (5 часов в неделю)
Наша речь (3ч)
Виды речи. Диалог и монолог
Текст (4ч)
Текст. Части текста
Предложение (12ч)
Предложение. Члены предложения
Слова, слова, слова… (18ч)
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова Слог. Ударение. Перенос слова.
Звуки и буквы (59ч)
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Согласные звуки (повторение и углубление представлений). Согласный звук [й], и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твёрдые мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Обобщение знаний об изученных правилах письма. Разделительный ь.
Части речи (58ч)
Части речи 2ч
Имя существительное (19ч)
Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Обобщение знаний об имени существительном.
Глагол (12ч)
Глагол как часть речи (общее представление). Число глагола. Правописание частицы НЕ с глаголом. Обобщение знаний о глаголе.
Текст-повествование и роль в нём глаголов.
Имя прилагательное (13ч)
Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имён прилагательных. Обобщение знаний об имени прилагательном. Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.
Местоимение (4ч)
Местоимение (личное) как часть речи. Текст – рассуждение.
Предлоги (8ч)
Повторение (16ч)
3-й класс
170 ч (5 часов в неделю)
Наша речь и наш язык (2ч)
Наша речь и наш язык
Текст. Предложение. Словосочетание (14ч)
Текст (повторение и углубление представлений о тексте). Предложение (повторение и углубление представлений о тексте и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Предложение с обращением (общее представление).
Состав предложения. Простое и сложное предложение. Словосочетание.
Слово в языке и речи (19ч)
Лексическое значение слова Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи Однокоренные слова Слово и слог. Звуки и буквы.
Состав слова (16ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова (29ч)
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по звонкости-глухости согласными в корне слов и перед согласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным Ъ.
Части речи (76ч)
Части речи (повторение и углубление представлений)
Имя существительное (30ч)
Повторение и углубление представлений. Число имён существительных. Род имён существительных. Падеж имён существительных. Все падежи (обобщение знаний об имени существительном).
Имя прилагательное (19ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Род имён прилагательных. Число имён прилагательных. Падеж имён прилагательных. Обобщение знаний об имени прилагательном.
Местоимение (5ч)
Глагол (21ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами. Обобщение знаний о глаголе.
Повторение (14ч)
4 й класс
170 ч (5 часов в неделю)
Повторение (11ч)
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.
Словосочетание.
Предложение (9ч)
Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Слово в языке и речи (21ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи.
Имя существительное (43ч)
Изменение по падежам. Три склонения имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Правописание безударных падежных окончаний во множественном числе. Обобщение знаний об имени существительном.
Имя прилагательное (30ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имён прилагательных.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Обобщение знаний об имени прилагательном.
Личные местоимения (7ч)
Местоимение (повторение и углубление представлений о личном местоимении). Изменение по падежам личных местоимений.
Правописание местоимений.
Глагол (34ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение глагола.
Изменение глагола в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов.
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. Обобщение по теме «Глагол».
Повторение (15ч)
Практическая часть программы по русскому языку
Количество итоговых работ в 1-4 классах:
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|||||||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
год |
I |
II |
III |
IV |
год |
I |
II |
III |
IV |
год |
||||||
РУСКИЙ ЯЗЫК |
Контрольные диктанты |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|||
Списывание |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
2 |
- |
1 |
- |
1 |
2 |
- |
1 |
- |
1 |
2 |
||||
Объем диктанта и списывания |
15-17 |
20-25 |
25-30 |
30-35 |
35-40 |
40-45 |
45-50 |
50-55 |
55-60 |
60-65 |
65-75 |
70-75 |
75-80 |
|||||||
Проверочные работы |
- |
Распределение по четвертям на усмотрение педагога |
5 |
Распределение по четвертям на усмотрение педагога |
6 |
Распределение по четвертям на усмотрение педагога |
7 |
|||||||||||||
Развитие речи* |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
КИ-1 |
КИ-1 |
||||
Словарные диктанты |
6-8 слов |
Проводится текущий - один раз в месяц, контрольный - раз в четверти. Текущих словарных диктантов – 5, контрольных– 4. |
||||||||||||||||||
8 - 10 слов |
10 - 12 слов |
12 - 15 слов |
||||||||||||||||||
Нормы оценивания. Словарный диктант. |
«5» - нет ошибок |
«4» - 1 ошибка и 1 исправление |
«3» - 2 ошибки и 1 исправление |
«2» - 3 и более ошибок |
||||||||||||||||
Нормы оценивания. Диктант. |
«5» - отсутствие ошибок по текущему и предыдущему учебному материалу, не более 1 недочета** |
«4» - 2-3 ошибки или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; «4» - не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу |
«3» - не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; «3» - не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному материалу. |
«2» - более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; «2» - более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу. |
||||||||||||||||
Нормы оценивания. Грамматическое задание*** |
«5» - без ошибок. |
«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий. |
«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий. |
«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий. |
||||||||||||||||
Нормы оценивания. Списывание. |
«5» - без ошибок + правильная каллиграфия «4» - 1-2 ошибки + 1 исправление «3» - 3 ошибки + 1 исправление «2» - 4 ошибки |
«5» - без ошибок + правильная каллиграфия «4» - 1 ошибка + 1 исправление «3» - 2 ошибки + 1 исправление «2» - 3 ошибки |
«5» - без ошибок + правильная каллиграфия «4» - 1 ошибка + 1 исправление «3» - 2 ошибки + 1 исправление или 1 ошибка + 3 исправления «2» - 3 ошибки |
* уроки развития речи проводятся раз в две недели.
** 2 недочета = 1 ошибка.
***В контрольную работу по русскому языку не вводится более 2-х грамматических разборов. Для хорошо успевающих учащихся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной сложности.