Рабочая программа «Русский язык» (8 класс)
Пояснительная записка.
Статус документа.
Программа по русскому языку 8 класса базового уровня обучения составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (пр.МО и НР от 05.03.2004г. №1089); Примерной программы основного общего образования по русскому языку (программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский// Письмо Департамента госполитики и образования Минобрнауки РФ от 07.07.2005г. №02-12-63) с учётом плана МБОУ «Знаменская СОШ».
Цели и задачи курса.
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Особенности преподавания курса.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык РФ, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей развития ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая компетенции – освоение необходимых знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами речевого этикета, культуры межнационального общения.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений.
Продолжается обучение написанию сжатых изложений и сочинению-рассуждению на дискуссионную тему, что соответствует успешной подготовке учащихся к ОГЭ за курс основной школы.
Место предмета в учебном плане ОУ.
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе предусматривает обучение в объёме 102 часа при 3-часовой недельной нагрузке; из них уроки развития речи – 17 часов, что составляет 16% от общей программы.
УМК.
Для реализации данной программы используется учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией Т.А. Ладыжинской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростнецовой. М. «Просвещение» 2009г.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать/понимать определения основных, изученных в 8 классе, языковых явлений, речеведческих понятий: слова с непроверяемыми орфограммами, виды словосочетаний, типы связи слов всловосочетании, группы односоставных предложений, структуру простого оссложнённого предложения.
Уметь
Аудирование
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста.
Чтение
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся отечественных лингвистах.
Говорение
- пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- строить небольшое по объёму устное высказывание на основе таблиц, схем и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращённую устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.
Письмо
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сочинение-сравнительную характеристику, рассуждение на морально-этическую тему, сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, репортаж о событии;
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию.
Текст
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Фонетика и орфоэпия
- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
Лексикология и фразеология
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- оценивать уместность употребления слов с учётом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
Морфология
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
Орфография
- применять орфографические правила;
- объяснять правописание трудно проверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов.
Синтаксис и пунктуация
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- производить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разборов;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений, изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
- для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- для развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- для удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- для увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования;
- при написании сочинений, при выстраивании диалога и монолога, при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ.
Основное содержание учебного материала.
№ |
Тема раздела. |
Количество часов. |
||
из них р/р |
к/р |
|||
1 |
Общие сведения об языке |
1 |
- |
- |
2 |
Повторение изученного в 5-7 классах |
6 |
- |
- |
3 |
Синтаксис и пунктуация |
3 |
1 |
- |
4 |
Словосочетание |
4 |
- |
- |
5 |
Простое предложение |
3 |
1 |
- |
6 |
Двусоставные предложения |
6 |
1 |
1 |
7 |
Второстепенные члены предложения |
6 |
1 |
- |
8 |
Односоставные предложения |
10 |
2 |
1 |
9 |
Простое осложнённое предложение |
1 |
- |
- |
10 |
Однородные члены предложения |
9 |
3 |
1 |
11 |
Обособленные члены предложения |
14 |
3 |
1 |
12 |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения |
10 |
1 |
1 |
13 |
Синтаксические конструкции с чужой речью |
6 |
1 |
- |
14 |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе |
3 |
- |
1 |
-82- |
-14- |
-6- |
||
Всего 102 часа |
Список литературы.
Для учащихся
Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык. 8 класс/ Л.А. Ахременкова. – М.: Просвещение, 2005.
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс/ Г.А. Богданова. – м.: Просвещение, 2006.
Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. – 2-е изд./ Л.А. Жердева. – Новосибирск – М.: Владос, 2004.
Еремеева А.С. Русский язык: 8 класс: Рабочая тетрадь/ А.С. Еремеева. – Саратов: Лицей, 2005.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 8 класс/ А.Б. Малюшкин. – М.: Сфера, 2002.
Тростенцова Л.А. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; научн. редакт. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение 2002.
Для учителя
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. – 3-е изд./ Г.А. Богданова – М.: Просвещение 2000.
Дейкина А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8 – 9 классы/ А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: АРКТИ, 1999.
Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс/ Сост. Ю.С. Пичугов. – М.: Просвещение, 1999.
Костяева Т.А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс/ Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.
Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 8 классе / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, И.А. Шеховцева. – М.: Просвещение, 2005.
Николина Н.А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Н.А. Николина, К.И. Мишина, В.А. Фёдорова. – М.: Просвещение, 2005.
Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения: 5 – 9 классы/ Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 1988.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 8 класс.
№ |
Тема урока. Основное содержание. |
Дата по плану |
Фактическая дата |
Раздел I. Общие сведения об языке (1 час) |
|||
1 |
Понятие государственного языка. Русский язык – средство межнационального общения. |
||
Раздел II. Повторение изученного в 5 – 7 классах (6 часов) |
|||
2 |
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, завершения, выделения, разделения. |
||
3 |
Запятая в сложном предложении. |
||
4 |
Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий. |
||
5 |
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи |
||
6 |
Слитное и раздельное написание НЕ – НИ с местоимениями и наречиями. |
||
7 |
Правописание дефиса. |
||
Раздел III. Синтаксис и пунктуация (4 часа) |
|||
8 |
Синтаксис как раздел грамматики. |
||
9 |
р/р Текст как единица синтаксиса. |
||
10 |
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. |
||
11 |
Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. |
||
Раздел IV. Словосочетание (4 часа) |
|||
12 |
Словосочетание как единица синтаксиса. |
||
13 |
Виды словосочетаний по способу связи слов. |
||
14 |
Синтаксический разбор словосочетаний. |
||
15 |
Синтаксические связи слов в словосочетании. |
||
Раздел V. Простое предложение (4 часа) |
|||
16 |
Предложение как минимальное речевое высказывание. |
||
17 |
Синтаксическая структура простого предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. |
||
18 |
Порядок слов в предложении. Интонационные признаки предложения. |
||
19 |
р/р Описание произведений искусства и архитектуры как вид текста |
||
Раздел VI. Двусоставные предложения (8 часов) |
|||
20 |
Грамматическая основа двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. |
||
21 |
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. |
||
22 |
Сказуемое. Составное глагольное сказуемое. |
||
23 |
Составное именное сказуемое. |
||
24 |
р/р Изложение (с элементами сочинения) текста повествовательного характера с элементами описания памятников истории и культуры. |
||
25 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
||
26 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
||
27 |
Контрольная работа по теме «Главные члены предложения» и комплексная работа с текстом. |
||
Раздел VII. Второстепенные члены предложения (7 часов) |
|||
28 |
Дополнение. Морфологические способы выражения дополнения. |
||
29 |
Определение. Морфологические способы его выражения. |
||
30 |
Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при нём. |
||
31 |
р/р Ораторская речь. Особенности, роды, виды и жанры ораторской речи. |
||
32 |
Основные виды обстоятельств. Способы выражения. |
||
33 |
Синтаксический разбор двусоставного предложения. |
||
34 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «второстепенные члены предложения» |
||
Раздел VIII. Односоставные предложения (13 часов) |
|||
35 |
Основные группы односоставных предложений. |
||
36 |
Определённо-личные предложения. |
||
37 |
Неопределённо-личные предложения. |
||
38 |
р/р Инструкция. |
||
39 |
Обобщённо-личные предложения. |
||
40 |
Безличные предложения. |
||
41 |
Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности. |
||
42 |
р/р Сочинение-рассуждение по картине К.Юона. |
||
43 |
Назывные предложения. |
||
44 |
Неполные предложения. |
||
45 |
Синтаксический разбор односоставного предложения. |
||
46 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные и неполные предложения» |
||
47 |
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ за I полугодие. |
||
Раздел IX. Простое осложнённое предложение (1 час) |
|||
48 |
Понятие об осложнённом предложении. |
||
Раздел Х. Однородные члены предложения. (13 часов) |
|||
49 |
Понятие об однородных членах предложения. |
||
50 |
Средства связи однородных членов предложения. |
||
51 |
Однородные и неоднородные определения. |
||
52 |
р/р Обучение сжатому изложению. |
||
53 |
р/р Обучение сжатому изложению. |
||
54 |
Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, знаки препинания при них. |
||
55 |
Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, знаки препинания при них. |
||
56 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения, знаки препинания при них. |
||
57 |
р/р Сочинение-сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения текста. |
||
58 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения, знаки препинания при них. |
||
59 |
Синтаксический и пунктуационный разборы предложения с однородными членами. |
||
60 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения» |
||
61 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения» |
||
Раздел XI. Обособленные члены предложения (18 часов) |
|||
62 |
Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. |
||
63 |
Обособленные определения, знаки выделения при них. |
||
64 |
Обособленные определения, знаки выделения при них. |
||
65 |
Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений. |
||
66 |
р/р Обучение аргументированному сочинению-рассуждению. |
||
67 |
р/р Сочинение-рассуждение «Что такое доброта?» |
||
68 |
Обособление согласованных приложений, выделительные знаки препинания при них. |
||
69 |
Обособление приложений, выделительные знаки препинания при них. |
||
70 |
Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. |
||
71 |
Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. |
||
72 |
Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот. |
||
73 |
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. |
||
74 |
р/р Сжатое изложение. |
||
75 |
Обособленные уточняющие члены предложения. |
||
76 |
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. |
||
77 |
Пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. |
||
78 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» |
||
79 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения» |
||
Раздел XII. Слова, грамматически не связанные с членами предложения (12 часов) |
|||
80 |
Назначение обращений. Распространённые обращения. |
||
81 |
Употребление обращений, знаки препинания при них. |
||
82 |
р/р Составление делового письма |
||
83 |
Вводные конструкции. Группы вводных слов и и вводных сочетаний слов по значению. |
||
84 |
Вводные конструкции. Группы вводных слов и и вводных сочетаний слов по значению. |
||
85 |
Вводные конструкции. Группы вводных слов и и вводных сочетаний слов по значению. |
||
86 |
Вводные предложения. |
||
87 |
Вставные конструкции, особенности их употребления. |
||
88 |
Междометия в предложении. |
||
89 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанных с ЧП. |
||
90 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». |
||
91 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». |
||
Раздел XIII. Синтаксические конструкции с чужой речью (7 часов) |
|||
92 |
Прямая и косвенная речь. |
||
93 |
Прямая речь. |
||
94 |
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. |
||
95 |
Диалог. |
||
96 |
р/р Сжатое изложение |
||
97 |
Цитата |
||
98 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь». |
||
Раздел XIV. Повторение и систематизация изученного в 8 классе (4 часа) |
|||
99 |
Синтаксис и морфология. |
||
100 |
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. |
||
101 |
Синтаксис и пунктуация. |
||
102 |
Синтаксис и культура речи. Орфография. |