Статья на тему «Если б не было учителя... »
«Если б не было учителя………..»
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
Вероника Тушнова
В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, является таковым. Если вести разговор о важности профессий или о профессиях, важных для современной России, то, несомненно, необходимо говорить о профессии учитель.
Эту профессию я выбрала неспроста – школьные годы есть в жизни каждого человека. Учитель – это тот человек, который встречает нас с малых лет, помогает преодолеть трудности подростка, преподаёт нам уроки юношества. А, когда же появилась эта профессия?
В доисторическом обществе, во времена первобытнообщинного строя, когда человек еще не изобрел письменность и познавал мир через внутренние ощущения, понятие учитель было скорее символическим. По мере того как происходило усложнение и совершенствование орудий труда, появилась необходимость передачи навыков труда и умений. Старейшины рода стали первыми воспитателями, они учили детей разводить огонь, охотиться, шить одежду, изготовлять орудия труда, подготавливая новое поколение к дальнейшей жизни.
Воспитание стало необходимой сферой деятельности человека. Именно поэтому общество продолжает развиваться, ведь старшее поколение передает свой опыт и свои знания молодому поколению.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.
Если обратиться к истории Древнего Рима, то здесь проблема образования становится функцией государства. Учителя для привилегированного класса числились государственными чиновниками и назначались императорской властью. Рабы обучались только ремеслам, и наставники для них выбирались из тех же рабов.
В древнейших китайских хрониках упоминается, что еще в XX веке до нашей эры в стране существовало министерство, которое ведало делами просвещения народа, на должность учителя назначались самые образованные люди.
В средневековье все аспекты жизни обосновывались теологической теорией,что объясняет развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей, именно они становились учителями
В 988 году при князе Владимире Святославовиче христианство становится официальной религией Руси. Христианское учение позволяло овладеть культурно-историческими знаниями, накопленными за значительный период времени греками и народами, которые ранее проповедовали христианство.
К этому времени относят записи в летописях о первых школах. В «Повести временных лет» сказано: «Послал он (князь Владимир) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение».
С древних времен на Руси складывалось глубокое чувство уважения к учителям.
Таким образом, с тех пор как возникла педагогическая профессия, учитель совмещает в себе роль наставника и воспитателя, играет ведущую роль в воспитании молодого поколения.
Сегодня, как и сотни лет, назад, становясь взрослым, мы помним своих учителей, потому что они наравне с родителями давали нам не только знания, но и заботу и добро.
Отто фон Бисмарк писал:
«Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники».
Я считаю, слова Отто фон Бисмарка абсолютно верными, потому что именно учителя и священники оказывают воздействие на сознание человека и воспитание личности.
Учитель…. Что есть в этом слове? Толковый словарь С.И.Ожегова дает такое толкование этому слову: учитель – это лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель, но в то же время учитель - это человек, который учит чему-нибудь высокому. Значит учитель – это тот, кто учит языкам, физике, химии, математике, благородству, великодушию…
Профессия учителя, по-моему мнению, одна из благороднейших. Кто, как не учитель, даст тебе необходимые знания, познакомит с увлекательнейшим миром наук, научит правильно действовать в критических ситуациях, с честью выходя из них, оставаясь человеком.
Эта профессия не нова, учителя были всегда. С тех пор, как появился человек разумный, с тех пор появились учителя. Всегда, из поколения в поколение старшие должны были передавать свои знания младшим, обучая их таким образом. Эту профессию нельзя списать во время, она будет всегда.
Будущее России – это наши дети и оттого, как мы их воспитаем, чему научим, зависит будущее страны. С одной стороны семья воспитывает, но школа современной России держится на пяти китах: обучение, личность, воспитание, система, взаимодействие.
Рассмотрим эту позицию с точки зрения будущего России.
Нашей стране необходимы грамотные специалисты, а ведь первые знания первоклашке, как и выпускнику для экзамена все 11 лет именно учитель делится знаниями и оттого, насколько грамотно он преподаст ту или другую школьную дисциплину, возможно, зависит уровень образования будущего специалиста, врача или электрика, машиниста или продавца. Именно школьные знания, которыми мы , учителя, делимся со своими учениками, являются базой для будущего образования, будущей специальности, а, значит будущего России.
В школе ребёнок проводит большую часть своей жизни. Именно здесь, он учится общаться, поэтому мы . учителя, не только делимся знаниями, но и на протяжении 9 -11 лет формируем личность. Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.
Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, вследствие чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:
социально-психологическое - неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
социально-педагогическое - усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.
Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности. Ведь насколько учитель именно тот человек, который помогает усвоить эти роли и выйти выпускнику во взрослую жизнь, имея определённые навыки личностного роста, которые будут ему необходимы в жизни.
Учитель, как специалист, как человек, опытный и мудрый, занимается воспитанием будущего поколения, а, значит, будущего страны. К сожалению, в современном обществе встречаются неблагополучные семьи, где воспитанием детей родители не занимаются, на помощь приходит школа, а точнее учитель. Очень важно порою, бывает просто доброе слово учителя, сказанное ребёнку в нужный момент. И вот уже, видишь глаза ребёнка, которые верят тебе. Именно в школе мы воспитываем патриота своей Родины, очень важно, что школьный учитель и современное образование направлено на воспитание всесторонней личности с помощью различных образовательных технологий. В воспитании школьников роль учителя вновь возрастает. В этот период формируются основы мировоззрения, у них складывается нравственная и гражданская позиция, что помогает им лучше ориентироваться в выборе жизненного пути. Для того, чтобы успешно и бесконфликтно реализовывать процесс образования и воспитания, как родителю, так и преподавателю необходимо добиться уважения и доверия со стороны школьников. В этом случае он сможет максимально передать и закрепить духовные и нравственные основы, которые должны будут стать стержнем будущих личностей.
Самым важным фактором в школьной работе является, безусловно, учитель. Психологические проблемы во множестве кристаллизуются вокруг него. Его отношение к ученику, влияние, оказываемое им на душу ученика, и, с другой стороны, его собственный духовный рост и развитие, его духовные данные – все это может быть анализируемо, измеряемо, объясняемо и усиливаемо, если с большим вниманием отнестись к психологическим основам каждого явления.
И все же та сторона учителя, которая наиболее важна для его успехов, как будто более всего ускользает от точного анализа. Это не его познания, не его энергия и усердие, не его искусность и опытность, это то воспитательское воодушевление, которым определяется личность учителя. Учитель, не чувствующий красоты и святости своего признания, поступивший в школу не потому, что сердце его исполнено желания учить детей, а только для того, чтобы иметь работу и добывать себе средства к существованию, приносит вред ученикам и еще больший вред самому себе.
Успешность или безуспешность преподавания зависит всегда от внутренней теплоты учителя. Никакое красноречие, никакая техника, никакая уловка не может обмануть чуткой души ребенка.
Воспитательное влияние нередко связывают с авторитетом учителя как совершенно необходимым условием для его успешной и плодотворной деятельности. Если нет авторитета, значит, нет правильных взаимоотношений между учителем и воспитанниками, нет нормальных условий для плодотворной учебной и воспитательной деятельности.
Система для формирования всестороннеразвитой и образованной личности очень важна. Учитель систематически работает над обучением и воспитанием будущего поколения, только систематическая работа может дать хорошие результаты, может помочь будущему поколению стать людьми, полезными для своей страны. А ещё одним из китов современного образования является взаимодействие семьи и школы, взаимодействие социума со школой. Такое взаимодействие способствует работе единой системы по воспитанию и обучению подрастающего поколения, которое и является будущим России. А, значит, кто же, если не учитель является профессией, наиважнейшей для России.
Невольно вспоминаю слова Роберта Рождественского:
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля, -
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться.
И только после этого стать!
В нем будет мудрость талантливо-дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле…
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле.
Не каждый может стать учителем и только те, кто работают в школе, кто является человеком по профессии учитель, понимает, что ради общения с детьми, ради искорки в детских глазах стоит жить. И поскольку мы, учителя, занимаемся воспитанием будущего поколения, значит, по словам Р. Рождественского, может учитель - это действительно профессия дальнего действия.
В заключение отмечу, что какую профессию не выбрал бы человек, всё начинается с учителя. Ведь, и инженеры, и парикмахеры, и программисты вспоминают своего учителя, который воспитал исследователя, наблюдателя, патриота своей Родины. Именно благодаря учителю, каждый ребенок в будущем, став взрослым выберет себе профессию врача, менеджера, финансиста, летчика, президента… Кем бы ни был человек, прежде всего он чей-то бывший ученик!
В наши дни учитель всегда в центре внимания. Учитель – одна из самых почетных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.
Да, очень большие требования сегодня выдвигает общество учителям. Едва ли не главная цель учителя — формирование духовного мира своих учеников. Именно над этим учитель работает постоянно, выковывая у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития. Воспитывая у молодежи представления об общечеловеческих ценностях, учитель подсказывает, как жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.
Россия - это наша Родина, наш общий дом. Это большая семья, в которой счастье всех во многом зависит от каждого. Для этого очень важно почтительно относиться к истории этого дома, его обычаям, помнить о тех, кто этот дом строил, хранить порядок и красоту в нем, уважать, любить тех, кто живет рядом, заботиться друг о друге и ценить доброту друг друга. Величие Российского государства во многом зависит от того, какие ценности выбирает современное молодое поколение, воспитанием и образованием которого и занимается человек по профессии учитель.
Профессия учителя играет важную роль среди ряда прочих профессий, она остается вне времени, ее значимость нельзя отрицать. Ведь именно учителя формируют основы нравственного, духовного и физического здоровья ученика, передают свои знания будущему поколению. В формировании личности каждого человека учитель становится наставником, он помогает развивать интеллектуальный потенциал ребенка, мотивирует ребенка к получению и обогащению знаний о мире, воспитывает дух патриотизма, дает высоконравственные ориентиры. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которое осуществляется в системе российского образования. Учитель является непосредственным носителем базовых национальных ценностей, которые он, наряду с институтом семьи, обязан привить своим ученикам, будущим гражданам Российской Федерации, так как в дальнейшем именно они сменят нынешнее поколение и станут стержнем страны.