Эссе на тему «Педагог нового поколения»
Педагог нового поколения.
Если мы будем учить сегодня так,
как учили вчера,
мы украдём у детей завтра.
(Джон Дьюи)
Что же собой представляет современный педагог? И в чем главное отличие его от учителей «старой», можно сказать, советской школы? На мой взгляд – это проблема установление и поддержание контакта с учащимися, ведь без взаимного контакта всех сторон обучающего процесса, урок скатывается к «сухому» изложению правил и фактов, что в дальнейшем приводит к потере интереса к предмету со стороны всех участников.
Базовая основа большей части преподаваемых в школе предметов не меняется уже десятилетиями, да, есть отдельные предметы, например, информатика, которая сейчас развивается очень быстро и стремительно, и соответствено, меняются и развиваются её базовые курсы и возможности преподавания. Проведение тех же самых вебинаров-онлайн сегодня вполне обычное дело, казавшееся фантастикой в конце двадцатого века. Но, если взять такие предметы, как русский язык и математика, то здесь крайне и крайне редко появляется что-то действительно новое, а современные учебники, по большей части, представляют собой переработку материалов советских филологов и математиков. И те способы преподавания, которые отлично подходили и работали, сегодня совершенно не годятся. Поколения, воспитанные на безусловном уважении к учителю, и бесприкословно принимающие преподаваемый материал, сегодня уже выросли и отдали в школу своих детей. Ученики понимающие, что без базовых основ у них не будет развития в обществе, которые сами стремились установить контакт с учителем и жаждали новых знаний. Сейчас, к огромному сожалению, таких учеников с каждым годом становится всё меньше и меньше.
Ученики теперь, видя в соцсетях и видеосервисах различных блогеров, без образования, не умеющих грамотно выражать своих мыслей, при этом выставляющих напоказ свою жизнь, показывая своим примером, что можно хорошо зарабатывать, не зная элементарных школьных основ. Современные школьники, воспитанные интернетом, имеющие неограниченный доступ к новым знаниям, к сожалению, потеряли к ним интерес. Зачем что-то знать, если под рукой всегда смартфон, готовый ответить на все вопросы. Дети, не задумывающиеся о правдивости и достоверности предлагаемых ответов. Не понимающие, что любой человек может свободно разместить непроверенную информацию. И из этого случаются ситуации, когда школьник, воспользовавшийся статьей в «Википедии» под авторством, например, «звероящера2000», будет оспаривать и доказывать неправоту учителя, за плечами которого годы изучения предмета и работы таких ученых как Бахтин, Лобачевский и многих других. А ведь, проблема не споре, спор – это хорошо, он заставляет задуматься, а в отсутствие контакта между учеником и учителем. В той же самой ситуации, например, можно дать ученику самостоятельно найти информацию и провести небольшое исследование, выяснить различные точки зрения и выступить на уроке с докладом, провести сравнения, тем самым заинтересовав ученика.
Современный преподаватель должен «нащупать» ту самую тонкую грань во взаимодействии с учащимися, уметь заинтересовать, развить в нем самостоятельность. Жажду поиска нового и критичность мышления. Не нужно далеко ходить за примерами, чтобы найти живые примеры неправильного взаимодействия, стоит только посмотреть внимательно по сторонам, и Вы их увидите. В каждом учебном заведении есть учителя старой закалки, которые не принимают ничего нового, не хотят и не умеют развиваться, предпочитающие держать учеников в «ежовых рукавицах». Это не их вина, их так научила советская система образования, так они и работают, веря в единственно возможный способ преподавания. На их уроках всегда тихо, и ученики боятся произнести лишнее слово. Только очень мало толку в таком обучении, и сегодняшний однотонный монолог учителя забудется в тот же день. На другом краю, вчерашние школьники, ставшие учителями, которые позволяют «панибратство» со стороны учеников, считая, что так они будут к ним ближе. Но очень быстро осознают, что ученики их не воспринимают серьезно, что оценку можно получить просто так, а не за знания. На их уроках шум и гам. Да, там активно спорят, и есть взаимодействие, жаль, только не по изучаемому предмету. Конечно, есть исключения у тех и у других, но эти исключения лишь подтверждают правило. Истина, как обычно , где-то посередине.
Учитель должен всегда оставаться учителем, и должен провести раз и навсегда эту черту между собой и учениками, при этом максимально развивать с ними взаимодействие, устанавливая тем самым контакт, ведь, как многие забыли, преподавание – это в первую очередь две стороны: те, кто учит и те, кто учится.