«Я – педагог!» (жанр эссе)
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь…»
(В.Ключевский)
Когда передо мной стоял вопрос выбора профессии, я сразу знала, что она обязательно будет связана с детьми. С самого раннего детства мне приходилось много ухаживать за малышами. У старшей сестры было много детей. И я всегда помогала ей. Гуляла с ребятишками, играла, занималась с ними. Я с удовольствием это делала. Мне было с детьми всегда уютно. Наверное, еще подсознательно на меня повлияло в выборе профессии то, что вторая моя сестра выучилась на учителя, тетя работала воспитателем, бабушка была няней в детском саду, куда я сама ходила. И потом я часто приходила к ним в детский сад. Мне тогда было уже интересно наблюдать за детьми.
Но в основном я видела себя в роли учителя. Мы часто с подружками играли в школу. Мне нравилось давать детям задания, читать им сказки, ставить оценки. И вот моя мечта сбылась: я поступила в университет, на филологический факультет, я стала учителем.
В связи со сменой места жительства я пришла работать в детский сад воспитателем. Конечно же я очень боялась: как примут меня дети, как себя вести с ними – быть более строгой или, наоборот, больше им доверять? Меня всегда волнует вопрос, как сделать так, чтобы моим деткам было не скучно и на занятиях, и в свободное время. Опыт работы у меня небольшой. Но я поняла одно: дети не любят фальши, они очень чувствуют ложь. С детьми надо быть естественной, такой, какая ты есть на самом деле. И в душе быть немного ребенком и, самое главное, любить детей.
Работать мне было вначале трудновато, потому что я ходила подменой сразу в три группы, где было четыре возраста. Сразу столько детей! И все они такие разные – у каждого свой характер, свои привычки. Но, мне кажется, самое важное в нашей профессии научиться слушать и слышать детей. Я думаю, что у меня это получается. Дети тянутся ко мне, доверяют мне, всегда делятся своими радостями и огорчениями. Я стараюсь помочь им, когда у них что-то не получается, поддержать их в трудную минуту.
Конечно же любой возраст по-своему хорош. С детьми постарше можно говорить, как со взрослыми. В чем-то дети с тобой соглашаются, а иногда они уже с тобой могут поспорить.
Сейчас я работаю воспитателем в первой младшей группе. Дети у меня совсем маленькие: от полутора лет. А я как раз больше всего люблю самых маленьких деток. Они еще такие наивные, беззащитные, не уверенные в себе. Когда детки пришли к нам в группу в начале года, многие не умели самостоятельно есть, одеваться, правильно держать карандаш. И, когда дети всем этим навыкам научатся, а ты к этому причастен, то получаешь огромное удовольствие! Я люблю наблюдать, как детишки играют, спорят, что-то бубнят себе под нос, когда читают книжки, как стараются сделать что-то самостоятельно, и у них это не всегда получается. Они такие забавные! Их невозможно не любить! У них такие добрые красивые глазки! Они доверяют тебе. Надеются на твою помощь. Ведь ты на целый день становишься для них второй мамой.
Работать с детьми конечно же не просто, не всегда бывает легко. Надо быть очень терпеливым, ведь и дети бывают трудные, и с родителями нужно найти взаимопонимание. Постоянно надо быть в творческом поиске, участвовать в конкурсах, мастер-классах, не только у себя в детском саду, но и на областном уровне. И просто надо многое уметь – шить, вязать, рисовать и многое другое. Да и просто надо быть в форме. Иногда очень устаешь. Но стоит утром увидеть улыбку своих детей, как сразу забываешь про свою усталость. Опять жизнь кипит, опять жизнь детей становится смыслом твоей жизни. Родители доверяют нам самое главное в их жизни, своих детей. И я чувствую большую ответственность за них, как за своих собственных детей. Вместе с ними я радуюсь их успехам, огорчаюсь, когда им больно, когда у них что-то не получается.
Профессия педагога одна из самых важных. Я горжусь своей профессией. Она дает мне возможность каждый день вместе с детьми возвращаться в мир детства. Уча детей, я вместе с ними по-новому познаю мир, глазами детей. Дети – это наша радость, это наше будущее, они делают нашу жизнь прекрасной, полной, только надо уметь найти к ним подход, видеть индивидуальность каждого ребенка, верить в них. И главная награда за свой труд, я считаю, это любовь детей, их улыбка, благодарный взгляд! Я люблю своих детей. Без любви к детям нельзя быть педагогом. Недаром Т.Гончаров писал: «Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.».
И главная награда за свой труд, я считаю, это любовь детей, их улыбка, благодарный взгляд! Я горжусь тем, что каждый день я нахожусь рядом с детьми.